Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 13:53, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение нетариыного регулирования в сфере таможенного дела.
Необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятие и нормативно-правовую основу нетарифного регулирования.
2. Рассмотреть методы нетарифного регулирования.
3. Сравнить меры нетарифного и таможенно – тарифного регулирования.
4. Проанализировать отдельные методы нетарифного регулирования.
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика мер нерифного регулирования 5
1.1. Понятие и нормативно – правовая основа нетарифного регулирования 5
1.2. Характеристика методов нетарифного регулирования 9
1.3. Сравнение мер нетарифного и таможенно – тарифного регулирования 15
Глава 2. Характеристика отдельных методов нетарифного регулирования 21
2.1. Квотирование, лицензирование и сертификация 21
2.2. Понятие и сущность экспортного контроля 26
Заключение 30
Библиографический список 32
Министерство образования и науки РФ
Федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ»
ПОВОЛЖСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ имени П.А. СТОЛЫПИНА
КАФЕДРА АДМИНИСТРАТИВНОГО И УГОЛОВНОГО ПРАВА
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Таможенное право»
на тему: «Нетарифное регулирование таможенных правоотношений»
Выполнила:
Студент 3 курса, 306 группы
очной формы обучения,
специальности 080115.65
«Таможенное дело»
Проверила: Ермакова А.С.
Саратов 2012 г.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика мер нерифного регулирования 5
1.1. Понятие и нормативно – правовая основа нетарифного регулирования 5
1.2. Характеристика методов
1.3. Сравнение мер нетарифного
и таможенно – тарифного
Глава 2. Характеристика отдельных
методов нетарифного
2.1. Квотирование, лицензирование и сертификация
2.2. Понятие и сущность
Заключение 30
Библиографический список 32
Введение
Таможенное регулирование в России имеет глубокие исторические корни. Современный этап таможенного регулирования начинается с 1991 г., он знаменует переход России на рыночный путь развития экономики.
В 1993 г. были приняты два основополагающих для таможенного регулирования документа: Таможенный кодекс РФ и Закон о таможенном тарифе, которые явились законодательной базой такого регулирования. В частности, в Таможенном кодексе было дано развернутое определение таможенного регулирования и тесно связанного с ним таможенного дела.
Однако практика использования в течение десяти лет указанных законов, появление новых законодательных актов в области регулирования внешнеэкономической деятельности, потребности приведения отдельных положений этих законов к международным таможенным нормам диктовали изменения отдельных статей таможенного законодательства.
В 2003 г. Государственной Думой РФ был принят и в том же году утвержден Президентом РФ новый Таможенный кодекс (ТК РФ), который вступил в силу с января 2004 г. В нем конкретизированы основные принципы, изложенные в Федеральном законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» в применении к таможенному регулированию. Кроме того, даны развернутые определения основных понятий, связанных с осуществлением таможенными органами таможенного регулирования, описаны таможенные процедуры, осуществляемые лицами при пересечении товарами и транспортными средствами таможенной границы РФ, раскрыты другие вопросы, касающиеся деятельности таможенных органов.
Таможенное регулирование заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.
Таможенное регулирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством РФ и законодательством РФ о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности (ст. 1 ТК РФ).
Процесс
перемещения товаров и
Все страны мира в своей деятельности прибегают к нетарифному регулированию ВЭД. Государство не может стоять в стороне и полностью отказаться от контроля за массивом перемещаемых товаров. В противном случае внутренние рынки могут заполнить предметь, могущие нанести вред общественной безопасности, не пригодные для использования, наносящие вред окружающей среде и т.д. Поэтому государством используются различные барьеры на пути ввоза-вывоза отдельных категорий товаров. Введение таких препятствий обусловливает актуальность выбранной темы.
Целью данной курсовой работы является изучение нетариыного регулирования в сфере таможенного дела.
Необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить
понятие и нормативно-правовую
основу нетарифного
2. Рассмотреть
методы нетарифного
3. Сравнить меры нетарифного и таможенно – тарифного регулирования.
4. Проанализировать отдельные методы нетарифного регулирования.
Глава 1. Общая характеристика мер нерифного регулирования
1.1.
Понятие и нормативно –
Нетарифное регулирование заключается в установлении в законе и использовании государством средств воздействия на внешнеторговую деятельность. По своей сути меры нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности есть конкретные запреты и ограничения, предусмотренные действующим законодательством.
К мерам
нетарифного регулирования
К мерам государственного регулирования внешней торговли товарами следует отнести также экспортный контроль и сертификацию. Применение данных мер обусловлено защитой государственной безопасности, а также необходимостью соблюдения субъектами внешнеэкономической деятельности различных видов государственного контроля.
Меры
нетарифного воздействия
В мировой практике под нетарифными мерами принято понимать комплекс правовых мер, применяемых в таможенном деле и направленных на защиту национальных интересов государства или группы государств путем установления эмбарго, таможенной блокады, разрешительных систем, квотирования, лицензирования, технических барьеров, экспортного контроля.
В нашей стране принципы и основы применения мер нетарифного регулирования закреплены в Федеральном законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ (далее — Федеральный закон № 164-ФЗ). В соответствии с пп. 17 ст. 2 этого Закона нетарифное регулирование определено как метод государственного регулирования внешней торговли, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера1.
Применение нетарифных мер наряду с экономическими мерами (тарифными и финансовыми инструментами) обусловлено необходимостью дополнительного воздействия на внешнеторговые операции для сглаживания неодинакового результата, вызванного условиями, в которых находятся различные участники этих операций, а также участием во внешнеторговых сделках неравных иностранных партнеров, использующих различные методы международной конкуренции. Одновременно это вызвано необходимостью принятия мер к странам, проявляющим недружественные шаги в отношении России в целом и российских участников внешнеторговых операций и сегментов отечественного рынка в частности.
Некоторые экономисты считают, что меры нетарифного регулирования фактически являются протекционистской поддержкой отечественного производителя и в определенной мере ограничивают потребителя в свободном выборе товаров. Наверно, с этими факторами можно было бы согласиться, но на современном этапе, когда в отношении населения нашей страны прослеживаются нездоровая тенденция негативного влияния на его здоровье и нарушение экологической безопасности, эти меры видятся оправданными и даже необходимыми.
В отношении преференций отечественному производству полагаем, что применяемые меры нетарифного воздействия на внешнеторговые отношения на практике столь ограничены, что их исполнение не ограждает российский потребительский рынок от иностранных товаров, а создает условия для привлечения производства этих или аналогичных товаров на территорию России. Это в свою очередь способствует интеграции российских производителей в международную экономику с учетом международной кооперации.
Цели
нетарифного регулирования
3) выполнение международных обязательств РФ;
4) сохранение
культурного наследия страны, защита от
незаконного вывоза культурных ценностей
за пределы нашей стра-
ны и передачи прав собственности на предметы,
имеющие об-
щенациональное значение;
5) соблюдение общественной морали и правопорядка;
6) предотвращение
исчерпания невосполнимых природных
ресурсов.
При применении мер нетарифного регулирования следует учитывать требования недискриминационного характера, сформулированные в ст. 22 Федерального закона № 164-ФЗ.
Во-первых, применяемые меры не должны зависеть от страны происхождения товаров.
Во-вторых,
указанное выше требование может
не применяться в отношении
В настоящее время система мер нетарифного регулирования, применяемых в РФ, определена в ст. 20 Федерального закона № 164-ФЗ. Эти меры характеризуются по направленности действий к получению экономического результата:
Однако в практике таможенного регулирования используются административные мероприятия в рамках других федеральных законов. Эти мероприятия по характеру воздействия на внешнеторговые отношения необходимо квалифицировать как нетарифное регулирование при перемещении товаров через таможенную границу. В соответствии со ст. 32 Федерального закона № 164-ФЗ исходя из национальных интересов и соблюдения международных обязательств могут применяться меры, затрагивающие внешнюю торговлю неэкономического характера. К таким мерам необходимо отнести разрешительный порядок ввоза и вывоза отдельных товаров, сертификацию определенной категории товаров, экспортный контроль и другие меры нетарифного регулирования.
1.2.
Характеристика методов
Методы нетарифного регулирования — система правовых мер, применяемых в области таможенного дела и направЯ ленных на защиту национальных интересов. Посредством нетарифных мер на внутреннем рынке формируются равные условия конкуренции . Нетарифные ограничения носят, как правило, административный характер и основаны на императивном способе воздействия на субъектов ВЭД. Запреты и ограничения, представляющие собой нетарифные ограничения, основаны на национальных интересах, включающих:
1) соблюдение общественной морали и правопорядка;
8) выполнение международных обязательств РФ.
Рассмотрим нетарифные ограничения, применяемые в области таженного дела, подробнее.
Эмбарго представляет собой запрещение ввоза в свою страну или вывоза в другую страну товаров, услуг, валютных и иных ценностей. Данная мера чаще всего является вынужденной и предпринимается в отношении конкретной страны исходя из принципиальных соображений, обычно основанных на решениях ООН. Эмбарго применяется в исключительных случаях как средство экономического и финансового давления.
Информация о работе Нетарифное регулирование таможенных правоотношений