Нарушения таможенных правил

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 09:30, контрольная работа

Описание работы

Характеристика основных видов нарушений таможенных правил.
Порядок констатации и оформления нарушений таможенных правил.

Работа содержит 1 файл

таможенное право.docx

— 50.61 Кб (Скачать)

Важное классификационное значение по признаку объективной стороны  имеют также размер и характер наступивших общественно вредных  последствий совершенного правонарушения. Во-первых, размер причиненного правонарушением  вреда (ущерба) нередко учитывается  при назначении вида и размера  налагаемого взыскания (санкции  большинства деликтных статей Таможенного  кодекса РФ не имеют фиксированного размера), а во-вторых — он является условием разграничения некоторых  видов нарушений таможенных правил со смежными с ними видами преступлений в сфере таможенного дела (например, нарушений таможенных правил, предусмотренных  ст.ст. 276-279 ТК РФ и преступления, предусмотренного ст. 188 УК РФ). А характер общественно  вредных последствий правонарушения (цели и мотивы, на достижение которых  направлено противоправное деяние) позволяет  разграничить те или иные деяния при  так называемой «конкуренции правовых норм», когда одно и то же по существу деяние предусмотрено двумя и  более статьями Таможенного кодекса  РФ.

Например, состав правонарушения, предусмотренный  ст. 279 ТК РФ (недекларирование или недостоверное  декларирование товаров и транспортных средств) является формальным составом, ограниченным самим действием (бездействием) и не требующим наступления конкретных последствий. Однако, недекларирование или недостоверное декларирование может быть противоправным способом совершения более общественно опасных  действий — неправомерного перемещения  товаров и транспортных средств  через таможенную границу России, освобождения, занижения или уплаты таможенных платежей с нарушением требований, действующих в таможенном деле.

Кроме того, недекларирование товаров  в определенном смысле является специфической  пассивной формой (способом) сокрытия товаров от таможенного контроля, а недостоверное декларирование — это, по существу, обманное использование  правонарушителем таможенного документа  — декларации. Иными словами, недекларирование или недостоверное декларирование может быть способом совершения деяний, подпадающих под признаки составов нарушений таможенных правил, предусмотренных ст.ст. 274-278, 282, 283 ТК РФ. Необходимым условием правильной квалификации деяния является установление мотива и цели действий правонарушителя при недекларировании или недостоверном декларировании товаров и транспортных средств.

Обязательным признаком объективной  стороны правонарушений, предусмотренных  ст.ст. 274-278, 282, 283 ТК РФ, является причинная  связь между недекларированием  или недостоверным декларированием  и самим перемещением товаров  через таможенную границу, сокрытием  товаров, освобождением от уплаты, занижением таможенных платежей и т. д. Дополнительной квалификации в таких случаях  по ч. 1 ст. 279 ТК РФ не требуется, так  как объективная сторона данного  правонарушения включена в качестве способа конструкции составов, предусмотренных  ст.ст. 274-278, 282, 283 ТК РФ, которые по отношению  к ст. 279 ТК РФ являются специальными правовыми нормами.

В зависимости от субъектов, их совершающих, нарушения таможенных правил можно  подразделить на:

а) нарушения таможенных правил, субъектами которых могут быть любые физические или юридические лица, отвечающие общим признакам субъекта административного  правонарушения (например, правонарушение, предусмотренное ст. 249 ТК РФ — нарушение  режима зоны таможенного контроля и  др.);

б) нарушения таможенных правил, субъектами которых могут быть только специальные  субъекты, т. е. физические или юридические  лица, обладающие помимо общих признаков  субъекта административного правонарушения еще и некоторыми характерными признаками, позволяющими им выступать в качестве субъектов конкретных правонарушений (например, правонарушение, предусмотренное  ст. 250 ТК РФ - неуведомление таможенного  органа Российской Федерации при  ввозе товаров и транспортных средств о пересечении таможенной границы, субъектом которого может  выступать либо перевозчик, перемещающий товары через границу, либо лицо, использующее транспортное средство и за него ответственное).

На практике же надлежащее применение тех или иных составов нарушений  таможенных правил невозможно без знания и инкорпорирования норм той части  Таможенного кодекса РФ, которую  условно принято обозначать как  «экономическую», а также — разрабатываемых  ГТК России на основе этих норм всевозможных ведомственных нормативно-правовых актов (приказов, инструкций и др.). Так, например, касаясь уже упомянутой ст. 250 ТК РФ: правоприменитель должен знать, что она направлена на пресечение противоправных действий, нарушающих закрепленное в ч. 1 ст. 139 ТК РФ соответствующее  требование о необходимости при  ввозе товаров и транспортных средств уведомления таможенного  органа перевозчиком о пересечении  им таможенной границы. Он также должен знать перечень исключений из этого  правила, форму и порядок уведомления, а также иные касающиеся этого  вопроса нюансы.

Отдельной строкой следует коснуться  статьи 266 ТК РФ, которая Постановлением Конституционного Суда РФ от 11 марта 1998 г. № 8-П признана несоответствующей  Конституции РФ и в настоящее  время на практике не применяется. Данной статьей предусматривалась ответственность  за непринятие мер по обеспечению  выпуска или получения в распоряжение в соответствии с таможенным режимом  товаров и транспортных средств, срок нахождения которых на складе временного хранения превысил установленные  предельные сроки хранения. Ответственность  по ст. 266 ТК РФ предусматривалась в  виде конфискации товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами правонарушения. Причем применялась эта статья на практике вне зависимости от того, принимало ли лицо, которому она вменялась, меры к выпуску товара в свободное обращение либо нет, не допуская возможности смягчения ответственности. Поэтому, а также в силу некоторых иных обстоятельств, данная статья ТК РФ, поскольку она устанавливает ограничение конституционного права собственности, не соответствующее требованиям справедливости, соразмерности конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния, и была признана Конституционным Судом РФ как противоречащая смыслу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Порядок констатации  и оформления нарушений таможенных правил

      1. Событие правонарушения, то есть предусмотренное соответствующей статьей главы 39 ТК общественно опасное деяние со всеми характеризующими его обстоятельствами (время, место, способ и другие обстоятельства совершения нарушения таможенных правил). Подлежат установлению обстоятельства, позволяющие квалифицировать совершенное правонарушение по соответствующей статье главы 39 ТК, отграничить его от смежных составов, когда такое разграничение осуществляется по признакам объективной стороны состава правонарушения или по его объекту.

       2.. Виновность  физического лица или должностного  лица в совершении нарушения  таможенных правил. Следует установить, совершило ли лицо, привлекаемое  к ответственности, вменяемое  ему в вину деяние, фамилию  этого лица, его имя, отчество, дату и место рождения, национальность, образование и другие данные  о нем, которые позволяют с  несомненностью удостоверить его  личность.

Доказав факт совершения деяния определенным лицом, необходимо выяснить, действовало ли оно при  этом умышленно или неосторожно, какова форма умысла или неосторожности.

Важное значение имеют мотивы и цели правонарушения, поскольку они могут быть признаны должностным лицом таможенного  органа РФ, рассматривающим дело о  нарушении таможенных правил, обстоятельством, смягчающим либо отягчающим ответственность.

В случаях, когда  по обстоятельствам дела возникают  сомнения в психической полноценности  лица, привлекаемого к ответственности  за нарушение таможенных правил, в  его способности осознавать значение своих действий или руководить ими, подлежит доказыванию вменяемость  этого лица (ст. 235 ТК России). 3. Факт совершения нарушения таможенных правил предприятием, учреждением или организацией, а также лицом, занимающимся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица.

При невыполнении должностными лицами и иными работниками  предприятия, учреждения или организации  действующих в таможенном деле требований, за нарушение которых Таможенным кодексом установлена административная ответственность, а равно при  невыполнении таких требований иными  физическими лицами, выполняющими для  предприятия, учреждения или организации  работы по договорам гражданско-правового  характера, к ответственности привлекаются указанные предприятия, учреждение или организация, за исключением  случаев, когда правонарушение произошло  вследствие действия непреодолимой  силы (пункт 6 ст. 231 ТК России).

Таким образом, следует установить, что противоправное действие либо бездействие совершено  работником юридического лица при исполнении возложенных на него или принятых им на себя обязательств, касающихся таможенного  дела. 4. Обстоятельства, влияющие на степень  и характер ответственности лица, привлекаемого к ответственности  за нарушение таможенных правил. Статьи 236 и 237 ТК РФ предусматривают ряд  обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность. Одни из них характеризуют  особенности правонарушения (его  объект, объективную сторону, субъект  или субъективную сторону), другие последующие  действия правонарушителя. Все они  имеют существенное значение для  правильного разрешения дела, для  определения степени и характера  ответственности. Поэтому они обязательно  подлежат доказыванию. 5. Причины и  условия, способствовавшие совершению таможенных правонарушений. Зачастую они могут влиять на характер и степень ответственности, имеют существенное значение для правильного разрешения дела и подлежат доказыванию в обычном порядке. Их выявление необходимо также для проведения профилактических мероприятий и выработки мер борьбы с таможенными правонарушениями. Обстоятельства, подлежащие доказыванию, которые перечислены в статье 320 ТК, конкретизируются с учетом особенностей каждого дела о нарушении таможенных правил в зависимости от состава расследуемого правонарушения. Содержание предмета доказывания зависит также от особенностей отдельных категорий дел. В процессе установления истины по делу о нарушении таможенных правил нередко определенную значимость для него приобретают различного рода факты исторического, географического, экономического и социально-политического характера касательно полномочий, компетенции и порядка деятельности различных органов, учреждений и должностных лиц; факты, касающиеся разнообразных явлений, а также законов природы в жизни людей и т. д. Подобного рода факты именуются "общеизвестными" и не нуждаются в доказывании.

Говоря общеупотребительными словами, предмет доказывания —  это сердцевина, ядро или основа всех познаваемых по делу обстоятельств. Он включает в себя такие обстоятельства, которые непременно должны быть установлены  посредством специальной процедуры  административного доказывания. Необходимо отличать его от предмета исследования по делу о нарушении таможенных правил. Предметом исследования является совокупность подлежащих исследованию по делу доказательств, которые необходимо собрать, проверить  и оценить для обеспечения  всестороннего, полного и объективного установления имеющих значение для  дела обстоятельств. Предмет исследования по каждому делу имеет свой объем, свои границы, которыми очерчиваются пределы  исследования, именуемые обычно пределами  доказывания.

Понятие пределов доказывания тесно связано с  понятием предмета доказывания. Вместе с тем оно далеко не тождественно ему. Если предмет доказывания включает в себя совокупность фактов и обстоятельств, подлежащих достоверному установлению по каждому делу посредством доказательств, то пределы доказывания представляют собой необходимую и достаточную  совокупность доказательств, с помощью  которой обеспечивается успешное решение  задачи доказывания, достоверного установления всех обстоятельств, входящих в предмет  доказывания. В то же время, поскольку  необходимая и достаточная совокупность доказательств по делу добывается и  исследуется посредством производства соответствующих процессуальных и  иных действий, то в понятие пределов исследования, видимо, правомерно включать и саму совокупность, весь комплекс процессуальных и иных действий, с  помощью которых обеспечивается успешное решение задачи получения  и исследования необходимых и  достаточных доказательств по делу. Правильное определение границ исследования или пределов доказывания имеет  большое значение для обеспечения  объективного, полного и всестороннего  исследования обстоятельств дела, для  решения задачи установления объективной  истины по делу. Эти границы исследования зависят непосредственно от предмета доказывания, а также от особенностей каждого дела.

На практике неверное определение пределов доказывания  приводит к незакреплению или  утрате данных, могущих являться доказательством  по делу (например, об умышленном характере  действий должностного лица или физического  лица), что в конечном итоге влияет на принятие решений о привлечении  не только к административной, но и  к уголовной ответственности.

 

 

Понятие доказательств

В статье 321 ТК РФ дано развернутое определение доказательств, которое почти полностью соответствует  определениям доказательств как  в уголовно-процессуальном, так и  административном праве (ст. 69 УПК РСФСР, ст. 230 КоАП РСФСР).

Доказательствами  по делу о нарушении таможенных правил являются любые фактические данные, на основе которых в определенном Кодексом и другим законодательством  РФ порядке устанавливаются:

а) наличие или  отсутствие нарушения таможенных правил;

б) виновность физического  лица или должностного лица, привлекаемого  к ответственности за нарушение  таможенных правил;

в) факт совершения такого правонарушения предприятием, учреждением или организацией, а  также лицом, занимающимся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица;

Информация о работе Нарушения таможенных правил