Направления повышения эффективности таможенной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 09:12, курсовая работа

Описание работы

Российская таможенная служба играет важную роль в регулировании внешней торговли страны. Ее основной задачей является обеспечение соблюдения мер таможенно - тарифного регулирования, а также создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу. Для таможенных органов существует две основные задачи – обеспечить надлежащий уровень содействия для международного торгового сообщества, и обеспечить соблюдение регулятивных требований.
Актуальность выбранной темы на современном этапе развития таможенного дела сложно переоценить.
В любой системе управления для обеспечения эффективности деятельности и принимаемых решений анализ присутствует всегда.

Работа содержит 1 файл

Гайворонская А. В. ГИЭиП.doc

— 199.50 Кб (Скачать)

Совершенствование системы показателей и методологии оценки эффективности работы таможенных органов – один из самых верных путей повышения уровня контрольных функций, улучшения управления таможенным делом  и подъема экономики страны.

1.3. Критерии показателей результативности таможенной деятельности

Показатели результативности таможенной деятельности должны отвечать следующим основным критериям:

1. Быть четко увязаны с целями и задачами органов власти;

2. Отражать степень вклада каждого сотрудника в достижение целей и задач;

3. Полностью отражать выполнение основных должностных обязанностей сотрудником таможенного органа;

4. Быть сформулированы таким образом, чтобы в максимальной степени воспроизводить непосредственное влияние сотрудника таможенного органа на динамику показателей результативности.

Показатели  результативности таможенной деятельности могут представлять собой набор  индикаторов различного характера. Они могут выражаться как в  качественной, так и количественной форме, быть как слабоформализуемыми, так и четко квантифицируемыми. Наиболее распространенной является практика, при которой органы власти устанавливают определенные требования к показателям результативности.

В большинстве  зарубежных практических руководств по разработке показателей результативности отмечается, что они должны удовлетворять  основным критериям “4С”:

1. Четкость (Clearness),

2. Полнота (Completeness),

3. Комплексность (Complexity),

4. Непротиворечивость (Consistency).

Эти требования относятся как к количественным, так и к качественным показателям. Как правило, при постановке качественных показателей органами власти издаются гиды, в которых четко определяются критерии качественной деятельности.  

Также показатели результативности должны соответствовать  концепции “SMART” и обладать пятью  следующими свойствами. Показатели должны быть:

1. Конкретными (Specific);

2. Измеримыми (Measurable);

3. Достижимыми (Achievable);

4. Релевантными (Relevant);

5. Привязанными к определенному периоду времени (Timecertain)[1].

  Одной из самых сложных проблем является квантификация и формализация показателей  эффективности. Этот процесс важен  как для целеполагания и планирования деятельности государственных гражданских  служащих, так и для проведения оценки результативности и определения  уровня вознаграждения. Количественные показатели результативности легче  оценивать при проведении мониторинга, кроме того, они обеспечивают объективность  оценки и не зависят от субъективного  отношения руководителей к подчиненным.

Перечислим  основные понятия результата, используемые в зарубежной практике оценки результативности государственных служащих:

-         Outcome - результат в форме эффекта от проведения той или иной политики, осуществления программы расходов, оказания бюджетных услуг. В США этот термин воспринимается как предполагаемые и планируемые последствия действий правительства. В других же странах он, как правило, используется для обозначения фактического результата, преднамеренного или нет. Это результат как социальный эффект от проведения той или иной политики, осуществления программы расходов, оказания бюджетных услуг.

- Output - результат в форме товаров и услуг, оказываемых государственными организациями. На данном уровне различают результат – непосредственный, прямой результат – результат в форме товаров или услуг.

- Performance - параметры деятельности органов власти, характеризующие ее результативность. Это индикатор результативности, используется для текущего контроля, мониторинга результативности работы органа госвласти.

- Input - ресурсы (финансовые, людские, материальные), используемые для обеспечения деятельности государственных органов. Это ресурс для оценки результатов. При этом под ресурсами понимаются как денежные ресурсы, так и не денежные: рабочая сила, помещения, структуры и т.д.

Таким образом, одним из важных аспектов является разделение результатов деятельности гражданских служащих на непосредственные (outputs) и конечные (outcomes). Непосредственные результаты деятельности государственных служащих выражаются, как правило, в количественных характеристиках объема проделанной работы, а конечные – в достижении социально значимых целей и задач органов власти. При этом достижение конечных результатов (outcomes) показывает результативность деятельности государственного служащего с точки зрения общества, а достижение непосредственных результатов (outputs) характеризует насколько рационально государственный служащий осуществлял свою деятельность с точки зрения органа власти.

Для оценки рациональности использования ресурсов при достижении или не достижении запланированных результатов выделяются показатели, характеризующие затраты  на осуществление определенной деятельности, а также личностные и профессиональные характеристики (inputs).

Кроме того, обычно в особую группу выделяют показатели, характеризующие процесс  выполнения должностных обязанностей государственным служащим (processes). Обычно такие показатели обусловливают сроки или нормативы осуществления определенного рода действий.

И, наконец, последняя группа показателей результативности деятельности государственных гражданских  служащих, которую выделяют отдельно, это показатели влияния (impacts), характеризующие эффект воздействия гражданского служащего на управляемую подсистему или определенную целевую группу.воздействия гражданского служащего на управляемую подсистему или определенную целевую группу.

Проводимая  в настоящее время реформа  государственной службы в Российской Федерации, направленная на модернизацию и улучшение деятельности органов  власти, также как и большинство  западных стран, осуществляет внедрение  систем показателей результативности.

В Федеральном  Законе “О государственной гражданской  службе Российской Федерации” №79-ФЗ от 27.07.2004 прослеживается четкая тенденция  оценки деятельности государственных  гражданских служащих на основе показателей  результативности.

В Федеральном  Законе “О государственной гражданской  службе Российской Федерации” заложены два вида показателей результативности деятельности: обобщенные и специфические. Обобщенные показатели результативности утверждаются Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации; специфические - утверждаются правовым актом государственного органа в соответствии с особенностями  его задач и функций.

Важно отметить заложенные в законодательстве принципы взаимосвязи показателей  результативности деятельности государственных  органов с показателями результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих.

Следовательно, согласно законодательству, для государственных  служащих устанавливаются также  два типа показателей: обобщенные показатели результативности профессиональной служебной  деятельности и специфические показатели результативности профессиональной служебной  деятельности.

Под обобщенными показателями результативности профессиональной служебной деятельности понимаются типовые показатели (процессов), общие для многих гражданских служащих. Ими могут выступать показатели, характеризующие сроки подготовки нормативных правовых актов, приема и выдачи документов и так далее.

Под специфическими показателями результативности профессиональной служебной деятельности понимаются индивидуально установленные для отдельных гражданских служащих показатели непосредственного результата, связанные со спецификой деятельности органа государственной власти и/или спецификой деятельности гражданского служащего.

Ими могут  выступать показатели, характеризующие  определенный функционал гражданских  служащих, связанный с предоставлением  государственных услуг или принятием  значимых административных решений.

1.4. Группы показателей результативности и эффективности таможенной деятельности

В целом, согласно терминологии законодательства, можно выделить следующие группы показателей результативности профессиональной служебной деятельности государственных  гражданских служащих8:

1. Показатели  результативности профессиональной  служебной деятельности государственных  гражданских служащих, характеризующие  результативность деятельности  государственного органа (показатели  конечного результата);

2. Показатели  результативности профессиональной  служебной деятельности государственных  гражданских служащих, характеризующие  качество принятия и исполнения  управленческих и иных решений  (показатели

непосредственного результата);

3. Показатели  результативности профессиональной  служебной деятельности государственных  гражданских служащих, характеризующие  правовое, организационное и документационное  обеспечение исполнения указанных  решений (показатели процессов).

В июле 2007 года Правительство РФ утвердило  критерии и показатели оценки результативности работы таможенных органов РФ, разработанные  ФТС России по согласованию с Минэкономразвития  России и Минфином России.

В основу системы легли три критерия:

- повышение уровня соблюдения таможенного законодательства, обеспечение полноты и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов;

- повышение качества предоставления услуг таможенными органами, сокращение издержек участников ВЭД и государства, связанных с таможенным оформлением и контролем;

- выявление и пресечение контрабанды оружия, наркотиков, контрафактной продукции и иных товаров, запрещенных к ввозу в РФ.

Установлены критерии оценки работы должностных  лиц и соответствующие коэффициенты, определяющие степень участия должностного лица в решении поставленных перед  соответствующим подразделением таможенного  органа задач, качество и сложность  выполняемых должностным лицом  функциональных обязанностей и их результативность. В числе критериев - исполнительность, инициативность и профессионализм, ответственность и принятие решений.

Тем не менее, существует еще много проблем  в комплексной оценке результативности таможенной деятельности. Система показателей  результативности должна охватывать все  уровни структурных подразделений  таможенных органов: таможенные посты, таможни, РТУ и ФТС России в  целом. А в разработанных критериях  отсутствует четкая система оценки.

Таким образом, необходимо пересмотреть существующие критерии и разработать качественно  новую систему оценки результативности таможенной деятельности, которая охватит  все иерархические ступени подразделений  таможенных органов и даст достоверную  аналитическую информацию таможенной деятельности.  

 

 

 

 

 

 

 

 


2. ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ГУКОВСКОМ ТАМОЖЕННОМ ПОСТУ

2.1. Краткая характеристика Гуковского таможенного поста

Гуковский таможенный пост расположен в г. Гуково Ростовской обл., ул. Вокзальная, 14. На таможенном посту численность работающих составляет 153 человека. Гуковский таможенный пост осуществляет внешнеэкономическую деятельность со следующими странами: Украина, Казахстан, Белоруссия, Россия.

Инфраструктура и техническая оснащенность Гуковского таможенного поста отвечает всем необходимым требованиям для проведения различных видов государственного контроля. Современное электронное весовое оборудование и система видео наблюдения позволяют контролировать информацию о товарах и легковых транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу РФ. Стационарный бокс для углубленного досмотра грузовых и транспортных средств, оборудованный подъемниками, тельферами и другой погрузо-разгрузочной техникой, делает возможным проведение досмотровых операций в кратчайшие сроки. Есть специальные помещения и условия для размещения кинологической службы.

Таможни и их подразделения(таможенные посты, центры таможенного оформления и др.) создаются, как правило, по территориальному принципу и осуществляют свою деятельность на территории подведомственного региона. Территория подведомственного таможне региона определяется ФТС России с учетом мнения РТУ и может как совпадать, так и не совпадать с административными границами субъектов федерации, на территории которых они создаются. Гуковский таможенный пост согласно действующему законодательству входит в единую систему таможенных органов России, является первичным звеном этой системы и осуществляет свою деятельность под непосредственным  руководством ростовской таможни.

Внешнеторговый оборот в зоне деятельности Гуковского таможенного поста 2011 году составил 405613, 59 тыс. долл. США и 986,44 тыс. тонн. Оформлено в 2011 году 3243 ГТД/ДТ. В сравнении с 2010 годом количество ГТД/ДТ уменьшилось на 669 шт., что на 17, 1% меньше относительно 2010 года. По весу и по стоимости товаров наблюдается уменьшение.

Экспортно-импортные пропорции различны в зависимости от критерия оценки. В 2011 году оформлено 485 экспортных ГТД/ДТ. Количество  экспортных ГТД/ДТ по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 448 (48%). В 2011 году наблюдается уменьшение объемов ввозимых товаров (48,76%).

Импорт также уменьшился (показатель оформленных ГТД/ДТ 2 758 шт.) на 221 ГТД/ДТ (7%).Вес оформленного товара увеличился на 5 590,2 тонны (0,9%). Стоимость товаров также увеличилась на 19708,18 долларов США (6, 82%).

Информация о работе Направления повышения эффективности таможенной деятельности