Международные и российские метрологические организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 17:27, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы выступает изучение различных международных и российских метрологических организаций, их роли в обеспечении успешной работы единого механизма реализации политики в области стандартизации.
Нормативной базой для работы послужили различные теоретические источники по теме исследования.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….………
Понятие и цели стандартизации …......……………………………………...
Государственное управление стандартизацией в России ….............
Государственный контроль и надзор за соблюдением стандартов в Российской Федерации ………...….…………………………………....
Международные стандарты на системы качества….……………....…
Международные метрологические организации …..……………....…
Заключение…………………..………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………….

Работа содержит 1 файл

Tovarovedenie i ekspertiza v tamojennom dele_kontrolnaya_ZaicevMN_269451.doc

— 149.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Специальность: «Таможенное дело»

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Товароведение и экспертиза в таможенном деле»

На тему: «Международные и российские метрологические организации»

 

 

 

Выполнил:

Студент  4 курса,

8 семестр

полная форма  обучения

Зайцев М. Н.

Проверил: __________

 

 

 

 

 

Стрежевой, 2012 г

 

 

Содержание:

 

 

Введение …………………………………………………………………….………

стр. 3

1.

Понятие и цели стандартизации …......……………………………………...

стр. 4

2.

Государственное управление стандартизацией в России ….............

стр. 6

3.

Государственный контроль и надзор за соблюдением  стандартов в Российской Федерации ………...….…………………………………....

стр. 9

4.

Международные стандарты на системы качества….……………....…

стр. 11

5.

Международные метрологические организации …..……………....…

стр. 19

 

Заключение…………………..………………………………………………………

стр. 23

 

Список использованной литературы……………………………………….

стр. 24


 

Введение

Начало процесса стандартизации в России связано с реформами Петра 1. Вопросам промышленной стандартизации во время его правления был посвящен целый ряд соответствующих указов, направленных на внедрение элементов стандартизации и взаимозаменяемости. Так, например, в одном из указов предписывалось изготовлять огнестрельное оружие разных систем и видов только одного калибра.

Обеспечение эффективной  функции контроля не возможно без  применения современного метрологического обеспечения, которое позволит обеспечить разработку, качественную проверку, эксплуатацию в оптимальном режиме и контроль средств измерений и электронных устройств.

Актуальность  темы работы обусловлена тем, что современное состояние экономики России, характеризующееся расширением прав и экономической самостоятельности субъектов хозяйственной деятельности, дальнейшей интеграцией страны в мировое экономическое сообщество, требует соответствующего правового обеспечения с целью принятия нормативно-технического законодательства, которое уже применяется в странах Запада для государственного регулирования вопросов качества продукции и услуг, а также для обеспечения успешной работы единого механизма реализации политики государства в области стандартизации.

Целью данной работы выступает изучение различных международных и российских метрологических организаций, их роли в обеспечении успешной работы единого механизма реализации политики в области стандартизации.

 Нормативной базой для работы послужили различные теоретические источники по теме исследования.

 

 

  1. Понятие и цели стандартизации

Современное состояние  экономики России, характеризующееся расширением прав и экономической самостоятельности субъектов хозяйственной деятельности, дальнейшей интеграцией страны в мировое экономическое сообщество, требует соответствующего правового обеспечения с целью принятия нормативно-технического законодательства, которое уже применяется в странах Запада для государственного регулирования вопросов качества продукции и услуг, а также для обеспечения успешной работы единого механизма реализации политики государства в области стандартизации.

В этой связи  в 1993 году был принят Закон Российской Федерации "О стандартизации", который закрепил основные положения  и принципы, определил порядок проведения организационных работ по стандартизации. Этот закон ввел единые, обязательные требования для всех органов государственного управления и субъектов хозяйственной деятельности (в том числе граждан-предпринимателей, а также общественных объединений).

Его положения  и требования охватывают всех изготовителей продукции (услуг и работ), продавцов, транспортные, проектно-конструкторские и другие организации и предприятия.

С другой стороны, законом определены меры государственного регулирования в области защиты интересов потребителей (в том числе производственных потребителей) и государства. Достижению этой цели служит разработка и применение нормативных документов по стандартизации, стремящихся зафиксировать перечень оптимальных требований к продукции, производственным процессам и услугам (ко всем объектам стандартизации), а также упорядочить ведение государственного контроля и надзора за соблюдением требований утвержденных стандартов.

В то же время  еще не выработано четкое общепринятое определение понятия "стандартизация".

Так, например, в законе отсутствуют базовые для осуществления практической деятельности положения, которые бы учитывали такие важные свойства, как оптимальность, всеобщность, цикличность (повторяемость) применения (закон ограничивается лишь наиболее существенными).

Стандартизация - это установление норм, правил и характеристик для обеспечения безопасности продукции, производственных процессов и услуг, их взаимозаменяемости, технической и информационной совместимости, поддержания соответствующего уровня качества, а также безопасности хозяйственных объектов, функционирования единой системы измерений, экономии всех видов ресурсов в целях обеспечения обороноспособности и мобилизационной готовности.

Такой подход к  целям и задачам отечественной  стандартизации находится в полном соответствии с аналогичными целями и задачами стандартизации в развитых странах Запада и нормами международных организаций по стандартизации.

Сегодня цели и  задачи закона "О стандартизации" в то же время отражают двустороннюю направленность данного процесса. С одной стороны, зафиксированы обязательные требования по безопасности, совместимости и взаимозаменяемости; с другой - разработаны рекомендации по потребительским показателям продукции, производственных процессов и услуг, которые предусматривают улучшение их качества, экономию ресурсов. При этом следует отметить, что по закону для субъектов хозяйственной деятельности обязательным является соблюдение только требований, связанных с безопасностью, совместимостью и взаимозаменяемостью. Обязательное выполнение иных положений необходимо лишь в случае, если то или иное требование зафиксировано в договоре или контракте, указано в технической документации изготовителя (поставщика) продукции (исполнителя работ или услуг).

 

 

 

 

 

  1. Государственное управление стандартизацией в России

Для разработки государственных стандартов и проведения работ в области международной и региональной стандартизации полномочные представители заинтересованных субъектов хозяйственной деятельности объединены в общественные организации - технические комитеты по стандартизации (ТК). В перспективе ТК должны будут выполнять функцию основных разработчиков стандартов.

Формирует и  реализует государственную политику в области стандартизации, обеспечивает контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов Госстандарт России. Он представляет государство и в международных и региональных организациях по стандартизации, обеспечивает организацию работы по подготовке и переподготовке кадров, разрабатывает правила внедрения международных стандартов.

В соответствии со статьей 78 Конституции Российской Федерации определены формы и методы взаимодействия Госстандарта России с органами власти субъектов Федерации. Для осуществления своих полномочий федеральные органы могут создавать свои территориальные органы, руководствующиеся единым положением, и назначать соответствующих должностных лиц. Согласно данному положению , Госстандарт России образовал:

на территории всех субъектов Федерации и крупных промышленных центрах - Центры стандартизации, метрологии и сертификации;

- в Москве - Ростест;

- в Санкт-Петербурге - Тест.

На законодательном  уровне принят перечень нормативных  документов по стандартизации, используемых на территории Российской Федерации, а также общие требования, применяемые к ним.

В набор основных нормативных документов входят следующие:

- государственные стандарты России - ГОСТ Р;

- общероссийские классификаторы технико-экономической информации - ОКТЭИ;

- стандарты отраслей;

- стандарты предприятий;

- стандарты научно-технических обществ, инженерных обществ и других общественных объединений - СТО.

Применяемые международные (региональные международные) стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации также относятся к нормативным документам, если их применение регламентировано в установленном порядке.

Существует  два варианта их применения:

- в форме соответствующего отечественного нормативного документа по стандартизации без каких либо дополнений;

- в форме соответствующего отечественного нормативного документа с внесением дополнительных требований, отражающих особенности потребности Российской Федерации.

Таким образом, узаконенный перечень нормативных  документов по стандартизации может быть изменен только с принятием нового закона. Все иные документы, принимаемые в этой области, не могут быть отнесены к нормативным.

Положение о  юридическом статусе функционирующих  нормативных документов по стандартизации играет наиважнейшую, принципиальную роль: изменение юридической силы действующих или введение новых документов оказывает прямое воздействие на деятельность предприятий, связано с большими материальными затратами, вносит изменения в права и обязанности и юридическую ответственность предприятий и государственных органов и потребителей.

Следует учитывать, что по международным соглашениям  России и стран СНГ имеют юридическую  силу межгосударственные стандарты (ГОСТ), обязательные для стран - членов содружества.

Право принятия государственных стандартов (ГОСТ Р) и общероссийских классификаторов технико-экономической информации (ОКТЭИ) прерогатива двух центральных государственных органов управления:

Госстандарта  России;

Государственного  комитета РФ по вопросам архитектуры  и строительства (Госстроя России).

Все без исключения государственные стандарты, в том числе и принятые Госстроем России, вступают в силу лишь после их регистрации в Госстандарте РФ.

Главным, основным среди различных нормативных  документов, регламентирующих процесс стандартизации, является перечень государственных стандартов России.

При этом под  нормативностью с юридической точки  зрения понимается обязательность норм, правил, устанавливаемых соответствующими документами для субъектов права. Нормативные акты, государственные стандарты носят обязательный характер для всех как юридических, так и физических лиц.

В то же время  не все требования государственных  стандартов, - безусловно, обязательны. Так, в п.2 статьи 7 Закона перечисляются  нормативные акты обязательные для  соблюдения всеми государственными органами управления и субъектами хозяйственной деятельности. Не вошедшие в данную статью требования государственных стандартов к продукции и услугам не являются таковыми. Они могут переходить в разряд нормативных лишь в следующих случаях:

при включении в техническую документацию изготовителя (поставщика) продукции, исполнителя работ или услуг требования в виде ссылки на соответствующие нормы стандарта;

при упоминании в договоре (контракте) при разработке, изготовлении и реализации продукции или услуг между субъектами хозяйственной деятельности ссылки на эти требования.

В этой связи  соответствие продукции услуг требованиям  государственных стандартов субъекты хозяйственной деятельности подтверждают в порядке, предусмотренном отечественным законодательством.

 

  1. Государственный контроль и надзор за соблюдением стандартов в Российской Федерации

Государственный контроль и надзор предусматривает  только соблюдение обязательных требований государственных стандартов. К нему относятся нормы, обеспечивающие безопасность продукции и услуг для жизни, здоровья имущества человека и окружающей среды, техническая и информационная совместимость и взаимозаменяемость продукции. Сюда же входит единство методов их контроля и единство маркировки, иные требования, введенные специальными законодательными актами Российской Федерации.

Так, например, Госстандарт России прибегает к  контролю при проверке соответствия обязательным требованиям государственных  стандартов подготавливаемой и используемой технической документации, стандартов отраслей, предприятий и организаций. При этом госнадзор реализуется в отношении продукции и услуг.

Государственное управление деятельностью по обеспечению  единства измерений в Российской Федерации находится в ведении  Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России), в круг компетенции которого входят следующие основные функции:

Информация о работе Международные и российские метрологические организации