Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 17:27, контрольная работа
Целью данной работы выступает изучение различных международных и российских метрологических организаций, их роли в обеспечении успешной работы единого механизма реализации политики в области стандартизации.
Нормативной базой для работы послужили различные теоретические источники по теме исследования.
Введение …………………………………………………………………….………
Понятие и цели стандартизации …......……………………………………...
Государственное управление стандартизацией в России ….............
Государственный контроль и надзор за соблюдением стандартов в Российской Федерации ………...….…………………………………....
Международные стандарты на системы качества….……………....…
Международные метрологические организации …..……………....…
Заключение…………………..………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………….
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Специальность: «Таможенное дело»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Товароведение и экспертиза в таможенном деле»
На тему: «Международные и российские метрологические организации»
Выполнил:
Студент 4 курса,
8 семестр
полная форма обучения
Зайцев М. Н.
Проверил: __________
Стрежевой, 2012 г
Содержание:
Введение …………………………………………………………………….……… |
стр. 3 | |
1. |
Понятие и цели стандартизации …......……………………………………... |
стр. 4 |
2. |
Государственное управление стандартизацией в России …............. |
стр. 6 |
3. |
Государственный контроль и надзор за соблюдением стандартов в Российской Федерации ………...….………………………………….... |
стр. 9 |
4. |
Международные стандарты на системы качества….……………....… |
стр. 11 |
5. |
Международные
метрологические организации …. |
стр. 19 |
Заключение…………………..…………………………… |
стр. 23 | |
Список использованной литературы………………………………………. |
стр. 24 |
Введение
Начало процесса стандартизации в России связано с реформами Петра 1. Вопросам промышленной стандартизации во время его правления был посвящен целый ряд соответствующих указов, направленных на внедрение элементов стандартизации и взаимозаменяемости. Так, например, в одном из указов предписывалось изготовлять огнестрельное оружие разных систем и видов только одного калибра.
Обеспечение эффективной функции контроля не возможно без применения современного метрологического обеспечения, которое позволит обеспечить разработку, качественную проверку, эксплуатацию в оптимальном режиме и контроль средств измерений и электронных устройств.
Актуальность темы работы обусловлена тем, что современное состояние экономики России, характеризующееся расширением прав и экономической самостоятельности субъектов хозяйственной деятельности, дальнейшей интеграцией страны в мировое экономическое сообщество, требует соответствующего правового обеспечения с целью принятия нормативно-технического законодательства, которое уже применяется в странах Запада для государственного регулирования вопросов качества продукции и услуг, а также для обеспечения успешной работы единого механизма реализации политики государства в области стандартизации.
Целью данной работы выступает изучение различных международных и российских метрологических организаций, их роли в обеспечении успешной работы единого механизма реализации политики в области стандартизации.
Нормативной базой для работы послужили различные теоретические источники по теме исследования.
Современное состояние экономики России, характеризующееся расширением прав и экономической самостоятельности субъектов хозяйственной деятельности, дальнейшей интеграцией страны в мировое экономическое сообщество, требует соответствующего правового обеспечения с целью принятия нормативно-технического законодательства, которое уже применяется в странах Запада для государственного регулирования вопросов качества продукции и услуг, а также для обеспечения успешной работы единого механизма реализации политики государства в области стандартизации.
В этой связи в 1993 году был принят Закон Российской Федерации "О стандартизации", который закрепил основные положения и принципы, определил порядок проведения организационных работ по стандартизации. Этот закон ввел единые, обязательные требования для всех органов государственного управления и субъектов хозяйственной деятельности (в том числе граждан-предпринимателей, а также общественных объединений).
Его положения и требования охватывают всех изготовителей продукции (услуг и работ), продавцов, транспортные, проектно-конструкторские и другие организации и предприятия.
С другой стороны, законом определены меры государственного регулирования в области защиты интересов потребителей (в том числе производственных потребителей) и государства. Достижению этой цели служит разработка и применение нормативных документов по стандартизации, стремящихся зафиксировать перечень оптимальных требований к продукции, производственным процессам и услугам (ко всем объектам стандартизации), а также упорядочить ведение государственного контроля и надзора за соблюдением требований утвержденных стандартов.
В то же время еще не выработано четкое общепринятое определение понятия "стандартизация".
Так, например, в законе отсутствуют базовые для осуществления практической деятельности положения, которые бы учитывали такие важные свойства, как оптимальность, всеобщность, цикличность (повторяемость) применения (закон ограничивается лишь наиболее существенными).
Стандартизация - это установление норм, правил и характеристик для обеспечения безопасности продукции, производственных процессов и услуг, их взаимозаменяемости, технической и информационной совместимости, поддержания соответствующего уровня качества, а также безопасности хозяйственных объектов, функционирования единой системы измерений, экономии всех видов ресурсов в целях обеспечения обороноспособности и мобилизационной готовности.
Такой подход к целям и задачам отечественной стандартизации находится в полном соответствии с аналогичными целями и задачами стандартизации в развитых странах Запада и нормами международных организаций по стандартизации.
Сегодня цели и задачи закона "О стандартизации" в то же время отражают двустороннюю направленность данного процесса. С одной стороны, зафиксированы обязательные требования по безопасности, совместимости и взаимозаменяемости; с другой - разработаны рекомендации по потребительским показателям продукции, производственных процессов и услуг, которые предусматривают улучшение их качества, экономию ресурсов. При этом следует отметить, что по закону для субъектов хозяйственной деятельности обязательным является соблюдение только требований, связанных с безопасностью, совместимостью и взаимозаменяемостью. Обязательное выполнение иных положений необходимо лишь в случае, если то или иное требование зафиксировано в договоре или контракте, указано в технической документации изготовителя (поставщика) продукции (исполнителя работ или услуг).
Для разработки государственных стандартов и проведения работ в области международной и региональной стандартизации полномочные представители заинтересованных субъектов хозяйственной деятельности объединены в общественные организации - технические комитеты по стандартизации (ТК). В перспективе ТК должны будут выполнять функцию основных разработчиков стандартов.
Формирует и
реализует государственную
В соответствии со статьей 78 Конституции Российской Федерации определены формы и методы взаимодействия Госстандарта России с органами власти субъектов Федерации. Для осуществления своих полномочий федеральные органы могут создавать свои территориальные органы, руководствующиеся единым положением, и назначать соответствующих должностных лиц. Согласно данному положению , Госстандарт России образовал:
на территории всех субъектов Федерации и крупных промышленных центрах - Центры стандартизации, метрологии и сертификации;
- в Москве - Ростест;
- в Санкт-Петербурге - Тест.
На законодательном уровне принят перечень нормативных документов по стандартизации, используемых на территории Российской Федерации, а также общие требования, применяемые к ним.
В набор основных нормативных документов входят следующие:
- государственные стандарты России - ГОСТ Р;
- общероссийские классификаторы технико-экономической информации - ОКТЭИ;
- стандарты отраслей;
- стандарты предприятий;
- стандарты научно-технических обществ, инженерных обществ и других общественных объединений - СТО.
Применяемые международные (региональные международные) стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации также относятся к нормативным документам, если их применение регламентировано в установленном порядке.
Существует два варианта их применения:
- в форме соответствующего отечественного нормативного документа по стандартизации без каких либо дополнений;
- в форме соответствующего отечественного нормативного документа с внесением дополнительных требований, отражающих особенности потребности Российской Федерации.
Таким образом, узаконенный перечень нормативных документов по стандартизации может быть изменен только с принятием нового закона. Все иные документы, принимаемые в этой области, не могут быть отнесены к нормативным.
Положение о
юридическом статусе
Следует учитывать, что по международным соглашениям России и стран СНГ имеют юридическую силу межгосударственные стандарты (ГОСТ), обязательные для стран - членов содружества.
Право принятия государственных стандартов (ГОСТ Р) и общероссийских классификаторов технико-экономической информации (ОКТЭИ) прерогатива двух центральных государственных органов управления:
Госстандарта России;
Государственного комитета РФ по вопросам архитектуры и строительства (Госстроя России).
Все без исключения государственные стандарты, в том числе и принятые Госстроем России, вступают в силу лишь после их регистрации в Госстандарте РФ.
Главным, основным среди различных нормативных документов, регламентирующих процесс стандартизации, является перечень государственных стандартов России.
При этом под нормативностью с юридической точки зрения понимается обязательность норм, правил, устанавливаемых соответствующими документами для субъектов права. Нормативные акты, государственные стандарты носят обязательный характер для всех как юридических, так и физических лиц.
В то же время не все требования государственных стандартов, - безусловно, обязательны. Так, в п.2 статьи 7 Закона перечисляются нормативные акты обязательные для соблюдения всеми государственными органами управления и субъектами хозяйственной деятельности. Не вошедшие в данную статью требования государственных стандартов к продукции и услугам не являются таковыми. Они могут переходить в разряд нормативных лишь в следующих случаях:
при включении в техническую документацию изготовителя (поставщика) продукции, исполнителя работ или услуг требования в виде ссылки на соответствующие нормы стандарта;
при упоминании в договоре (контракте) при разработке, изготовлении и реализации продукции или услуг между субъектами хозяйственной деятельности ссылки на эти требования.
В этой связи соответствие продукции услуг требованиям государственных стандартов субъекты хозяйственной деятельности подтверждают в порядке, предусмотренном отечественным законодательством.
Государственный контроль и надзор предусматривает только соблюдение обязательных требований государственных стандартов. К нему относятся нормы, обеспечивающие безопасность продукции и услуг для жизни, здоровья имущества человека и окружающей среды, техническая и информационная совместимость и взаимозаменяемость продукции. Сюда же входит единство методов их контроля и единство маркировки, иные требования, введенные специальными законодательными актами Российской Федерации.
Так, например, Госстандарт России прибегает к контролю при проверке соответствия обязательным требованиям государственных стандартов подготавливаемой и используемой технической документации, стандартов отраслей, предприятий и организаций. При этом госнадзор реализуется в отношении продукции и услуг.
Государственное управление деятельностью по обеспечению единства измерений в Российской Федерации находится в ведении Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России), в круг компетенции которого входят следующие основные функции:
Информация о работе Международные и российские метрологические организации