Международные договоры и соглашения в таможенном союзе

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 15:38, курсовая работа

Описание работы

Изучение любой отрасли права невозможно без рассмотрения вопроса о его источниках, поскольку именно источники права как понятие характеризуют связь права с государством, в них опосредуется государственная воля в отношении тех или иных общественных отношений. Под источниками таможенного права России следует понимать совокупность нормативно-правовых актов различных государственных органов, в которых содержатся нормы таможенного права.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Международные правовые акты в системе источников таможенного права.
1.1. Понятие и виды источников таможенного права.
1.2. Виды международных правовых актов в таможенном деле.
2. Характеристика международных правовых актов в области таможенного дела.
2.1. ТК ТС и иные международные нормативно-правовые акты в рамках таможенного союза.
2.2. Международные конвенции в области таможенного дела.
2.3. Двусторонние международные соглашения в таможенном деле.
2.4. Конвенция "О упрощении и гармонизации таможенных процедур"(Киотская) как источник таможенного права.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 49.45 Кб (Скачать)

     Международные договоры, направленные на завершение формирования договорно-правовой базы Таможенного союза.

     Международные таможенные договоры не только выражают основные признанные общемировым сообществом  таможенные нормы и принципы, но и отечественные основы таможенного  правового регулирования. Международные  таможенные договоры являются неотъемлемой и важнейшей составляющей системы  таможенного права. 

 

2. Характеристика международных правовых актов в области таможенного дела.

    2.1. ТК ТС и иные международные нормативно-правовые акты в рамках таможенного союза.

 

 

    1. Международные конвенции в области таможенного  дела.

   Таможенная конвенция — это двустороннее или многостороннее международное соглашение, которое регулирует вопросы таможенного обложения, таможенные формальности во взаимной торговле стран-участниц.

Главными из них являются:

    1) Международная Конвенция «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская Конвенция)» 1979 г. в редакции от 26 мая 1999 г.(более подробно будет рассмотрена в главе 2 пункте 4);

    2) Таможенная Конвенция «О международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП)» от 14 ноября 1975 г. с поправками 1997 г.;

    3) Таможенная Конвенция «О корнете АТА для временного ввоза» 1961 г.;

    4) Конвенция «О временном ввозе (Стамбульская конвенция)» от 26 июня 1990 г.;

    5) Конвенция «О гармонизированной системе классификации и кодирования товаров» 1983 г.;

    6) Международная Конвенция «О взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений» от 9 июня 1977 г.;

    7) Таможенная Конвенция «О контейнерах» 1972 г.

    Таможенная  конвенция о международной перевозке  грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) 1975 г. с поправками 1997 г. вступила в силу 20 марта 1978 г. Ее участниками являются более 50 государств мира, в том числе и Россия (как правопреемник СССР, для которого Конвенция вступила в силу 12 декабря 1982 г. с некоторыми оговорками).

Главными целями Конвенции являются:

  • содействие облегчению международной перевозки грузов дорожными транспортными средствами;
  • улучшение условий перевозок;
  • упрощение и гармонизация административных, в частности, пограничных формальностей в области международных перевозок.

    Конвенция регулирует процесс перевозки грузов от таможни места отправления  до таможни места назначения государств-участников. При этом обязательным требованием  является то, чтобы какая-то часть  перевозок осуществлялась автомобильным  транспортом.

     В промежуточных таможнях грузы, перевозимые  с соблюдением особой процедуры  МДП, освобождаются от уплаты или  депозита ввозных или вывозных таможенных пошлин и, как правило, от таможенного  досмотра. Наличие одного сопроводительного  документа — книжки МДП — упрощает пограничные операции, что существенно снижает транспортные расходы, главным образом, за счет задержек в пути.

     27 июня 1997 г. были одобрены поправки к Конвенции МДП, суть которых сводится к тому, чтобы более надежно гарантировать процедуры МДП, упростить собственно таможенные процедуры и усилить контроль за правильностью использования книжки МДП.

     Таможенная  конвенция о карнете АТА для временного ввоза 1961 г. имеет целью обеспечение ввоза товаров, которые разрешены к временному беспошлинному ввозу в государства-участники. Карнет АТА представляет собой таможенный документ установленного образца для временного ввоза товаров. Конвенцией установлены права и обязанности управомоченных ассоциаций, которые выдают карнеты и вносят в национальные таможенные органы обеспечение, необходимое для временного беспошлинного ввоза товаров.

     В Российской Федерации функции такой  управомоченной ассоциации выполняет Торгово-промышленная палата РФ, которая оформляет и выдает карнеты. Ее гарантом перед Международным бюро торговых палат выступает Внешторгбанк России. Общий контроль за выполнением условий Конвенции осуществляет ФТС РФ.

     Россия  присоединилась к этой Конвенции 2 ноября 1995 г. Всего к Конвенции к настоящему моменту присоединилось свыше 60 государств.

     Важность  Конвенции состоит в том, что  она позволяет использовать  карнеты как универсальный таможенный документ вместо национальных таможенных документов и в качестве обеспечения ввозных таможенных пошлин во всех случаях, когда товары ввозятся временно и беспошлинно или транспортируются транзитом в связи с их временным вывозом. Конвенция о временном вывозе товаров (Стамбульская конвенция) 1990 г. принята с целью обеспечения временного ввоза товаров, включая транспортные средства, о которых речь идет в приложениях к этому документу. Временный ввоз разрешен при полном освобождении от уплаты ввозных пошлин и сборов и без применения ограничительных мер.

     Международная Конвенция о гармонизированной  системе классификации и кодировании  товаров 1983 г. состоит из преамбулы, 20 статей и приложения. Указанный международно-правовой документ предполагает создание единой гармонизированной (имеется в виду унифицированной) системы классификации товаров, их маркирования и обозначения для таможенных нужд.

     Под гармонизированной системой классификации и кодирования товаров (ГС)  в Конвенции понимается номенклатура, включающая в себя товарные позиции, субпозиции и относящиеся к ним цифровые коды, примечания к разделам, группам и субпозициям, а также Основные правила интерпретации гармонизированной системы, приведенные в Приложении к указанной Конвенции.

     Этот  документ обязывает всех его участников привести свою таможенно-статистическую номенклатуру в соответствие с ГС, упорядочить и унифицировать ее.

     В Конвенции предусмотрен специальный  механизм помощи развивающимся странам. Это техническое содействие в  присоединении к указанной гармонизированной  системе, возможно предоставление отсрочек в применении всех или некоторых субпозиций гармонизированной системы на необходимый период.

     В соответствии с положениями Конвенции создан специальный Комитет по гармонизированной системе, который регулярно (но не реже двух раз в год) собирается на свои заседания. Комитет имеет право вносить текущие поправки в Конвенцию, составлять рекомендации, предоставлять различные сведения заинтересованным сторонам (правительствам, таможенным органам, международным организациям и т.д.).

     Международная Конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений (Конвенция Найроби) 1977 г.  Важнейшей целью международного сотрудничества в области таможенного дела является борьба с таможенными правонарушениями, координация усилий таможенных и правоохранительных органов разных стран в этом деле. Именно с этой целью и была подписана Международная Конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений (Конвенция Найроби) 1977 г. Конвенция вступила в силу 21 мая 1980 г. В ней участвуют около 40 государств.

     Этот  международный договор предоставляет  возможность государствам-участникам сотрудничать на многосторонней и двусторонней основах в деле защиты национальной экономики, культурных и нравственных ценностей. В этих целях государства-участники  поддерживают прямые контакты между  таможенными службами. Конвенция  состоит из основного текста (6 глав, 33 статьи) и приложений. Каждое приложение вместе с текстом Конвенции является самостоятельным договором.

Приложения регулируют следующие вопросы:

  • помощь в борьбе с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ;
  • сбор и взаимный обмен специальной информацией;
  • обеспечение выполнения таможенными службами юридических действий;
  • взаимодействие в борьбе с таможенными правонарушениями.

Для участия  в Конвенции необходимо участие  хотя бы в одном приложении.

Основные формы сотрудничества в соответствии с Конвенцией:

  • обмен информацией (в рамках чего создается специальная картотека);
  • помощь в проведении наблюдения;
  • расследование, проводимое правоохранительными органами одного государства-участника по запросу-поручению другого;
  • возможна деятельность правоохранительных органов одной страны-участницы на территории другой. 
    1. Двусторонние международные соглашения в таможенном деле.

     На  протяжении последнего десятилетия  РФ заключила несколько десятков международных договоров по вопросам в сфере таможенного дела (договорные отношения по таможенным вопросам связывают РФ с Бразилией, Венгрией, Германией, Данией, Индией, Испанией, Израилем, Колумбией, Македонией, Румынией, Словакией, Чехией).

     В системе таможенного права можно  условно выделить две составные  части- внутреннее (национальное) таможенное законодательство и международно-правовые договоры и соглашения, касающиеся таможенных вопросов, одной из сторон в которых является Российская Федерация.

     В соответствии со статьей 15 Конституции  РФ общепризнанные принципы и нормы  международного права и международные  договоры Российской Федерации становятся составной частью прямого действия и применения норм международного права  органами власти, в том числе органами правосудия. Заинтересованные лица могут  при разрешении споров ссылаться  непосредственно на нормы международного права.

     В той же статье Конституции РФ закрепляется: "Если международным договором  Российской Федерации установлены  иные правила, чем предусмотренные  законом, то применяются правила  международного договора".

     Соответствующая норма была воспроизведена и в  таможенном законодательстве - в комментируемой статье Таможенного кодекса ТС, а также в статье 38 Закона РФ "О таможенном тарифе".

     Порядок заключения, выполнения и прекращения  международных договоров Российской Федерации установлен Федеральным  законом от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ "О  международных договорах Российской Федерации". Этот законодательный  акт применяется в отношении  международных договоров Российской Федерации (межгосударственных, межправительственных договоров и договоров межведомственного  характера) независимо от их вида и  наименования (договор, соглашение, конвенция, протокол и т.д.).

     Вместе  с тем не все вопросы, относящиеся  к международным договорам, полностью  урегулированы Федеральным законом "О международных договорах  Российской Федерации", поэтому данный Закон должен применяться в единстве с двумя Венскими конвенциями  о праве международных договоров (одна из них - Конвенция 1969 года - касается договоров с участием государств, другая - Конвенция 1986 года - касается договоров  с участием государств и международных  организаций) и нормами международного обычного права, которые регулируют вопросы, не нашедшие своего решения в положениях Венских конвенций.

Нормы, регулирующие таможенные отношения, могут  содержаться как в специальных  таможенных конвенциях, так и в  различных договорах и соглашениях, предмет которых лишь косвенно касается таможенных вопросов. Примером последних могут служить международные торговые договоры и соглашения. Так, в ст. 2 Торгового Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины (Москва, 22 октября 1992 г.) устанавливается, что договаривающиеся стороны предоставляют друг другу режим наиболее благоприятствуемой нации в том, что касается таможенных пошлин и сборов, применяемых в отношении экспорта и импорта, включая методы взимания таких пошлин и сборов, положений, относящихся к таможенной оценке и т.д.

     Отдельные таможенные нормы могут содержаться  не только в двусторонних договорах, но и в многосторонних конвенциях. Например, Венская Конвенция о  дипломатических сношениях 1961 г. в ст. 36 предусматривает освобождение от таможенного обложения предметов, ввозимых дипломатами для личного пользования. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. устанавливает ряд таможенных льгот для государств, не имеющих выхода к морю, и т.д.

     Разнообразные соглашения по таможенному сотрудничеству заключаются на двустороннем уровне (например, Соглашение от 16 декабря 1994 г. между Правительством РФ и Правительством США о порядке таможенного оформления и беспошлинного ввоза товаров, перемещаемых в рамках российско-американского сотрудничества в области исследования и использования космического пространства в мирных целях).

Информация о работе Международные договоры и соглашения в таможенном союзе