Международное торговое и таможенное сотрудничество России с Вьетнамом

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 15:08, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть содержание внешнеторговых отношений России и Вьетнама.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

- охарактеризовать основные этапы торгово-экономического сотрудничества России и Вьетнама;

- раскрыть сущность внешнеторговых отношений России и Вьетнама;

- осветить основные проблемы в развитии внешнеторговых отношений России и Вьетнама и пути их решения.

Содержание

Введение………………………………………………………………… 3

Глава 1. Основные этапы торгово-экономического

сотрудничества России и Вьетнама…………………….. 5

1.1. Торгово-экономическое сотрудничество России

и Вьетнама………………………………………………… 5

1.2. Характеристика состояния торгово-экономических

отношений России и Вьетнама………………………….. 15

Глава 2. Проблемы в развитии торгово-экономических отношений

России и Вьетнама и пути их решения………………….. 19

2.1. Проблемы торгово-экономических отношений России

и Вьетнама………………………………………………… 19

2.2. Пути решения торгово-экономических проблем России

и Вьетнама…………………………………………………. 22

Заключение…………………………………………………………….... 24

Список использованных источников………………………………….. 25

Работа содержит 1 файл

МТС К.р..docx

— 64.74 Кб (Скачать)

Затем политические контакты на высшем уровне между нашими странами продолжали развиваться по нарастающей. В 1998 г. во время официального визита в Россию Президента СРВ Чан Дык Лыонга состоялась первая встреча президентов России и Вьетнама. Руководители двух государств подписали Совместную декларацию, в которой подтверждалось обоюдное стремление к активизации многоплановых двусторонних связей, приданию им черт стратегического партнерства. В 2000 г. переговоры в Москве между Премьер-министром Правительства СРВ Фан Ван Кхаем и Председателем Правительства Российской Федерации М.М. Касьяновым позволили окончательно поставить точку в решении одной из ключевых проблем – вопросе о погашении задолженности Вьетнама перед Россией, что стало безусловным «прорывом» в двусторонних отношениях. С этого времени между двумя странами формируются отношения стратегического партнерства в новом тысячелетии.

Крайне важную роль при  этом сыграл первый за всю историю  взаимоотношений официальный визит в Ханой главы российского государства в марте 2001 г., который стал во Вьетнаме одним из важнейших внешнеполитических событий года. В ходе визита состоялось подписание совместной Декларации о стратегическом партнерстве, отразившей обоюдную заинтересованность в наращивании многопланового взаимодействия и выведении его на новый уровень в соответствии с накопленным опытом. Можно сказать, что визит в Ханой Президента Российской Федерации В.В. Путина (28 февраля – 2 марта 2001 г.) открыл новую страницу в отношениях между Россией и Вьетнамом. Главной его целью было определение стратегических направлений российско-вьетнамского партнерства в XXI веке. На итоговой пресс-конференции в Ханое В.В. Путин подчеркнул: «Мы обязаны поддерживать и развивать дальше наши отношения в новых условиях в соответствии с новыми международными реалиями. Выгода этого очевидна и для Вьетнама, и для России».6

С целью придать дополнительный импульс и конкретизировать планы стратегического партнерства стороны во время визита в СРВ в марте 2002 г. Председателя Правительства Российской Федерации М.М. Касьянова провели обмен мнениями по вопросам расширения взаимовыгодного сотрудничества в различных областях. Был затронут также ряд региональных и международных проблем. Значительное место на переговорах было отведено ходу реализации договоренностей, достигнутых во время визита Президента Российской Федерации В.В. Путина во Вьетнам в марте 2001 г. Особое внимание было обращено на торгово-экономические отношения, являющиеся главным приоритетом двустороннего сотрудничества. Стороны обсудили многочисленные «узкие места» в данной сфере, пытались найти взаимоприемлемые пути решения имеющихся проблем.

Логическим итогом встреч лидеров двух стран стал официальный  визит в Россию Генерального секретаря ЦК КПВ Нонг Дык Маня в октябре 2002 года, в ходе которого состоялась повторная встреча лидеров двух стран. Нонг Дык Мань и В.В. Путин были единодушны относительно конкретных направлений и мер по развитию сотрудничества в сферах политики, экономики, культуры, науки и техники, образования и подготовки кадров. Это нашло отражение в подписании сторонами ряда соответствующих соглашений, в т.ч. совместного коммюнике. На уровне вице-премьеров правительств были рассмотрены перспективы дальнейшего наращивания экономического и торгового взаимодействия, прежде всего в нефтегазовой сфере, электроэнергетике, также состоялся ряд межведомственных переговоров и встреч по партийной линии.

Таким образом, если судить по динамике политических контактов  в течение последних пяти лет, то российско-вьетнамские отношения, миновав период спада, сейчас явно вышли на стадию подъема. Однако основным вопросом здесь является то, насколько уровень политического диалога соответствует конкретному наполнению двусторонних связей, прежде всего их важнейшей – экономической – составляющей, а также насколько эффективно он обеспечивает взаимовыгодность сотрудничества двух стран.

В целом же роль России во Вьетнаме в последние годы, ее отношение к своему давнему союзнику в Юго-Восточной Азии, так же как, впрочем, и ее восприятие в современном Вьетнаме можно рассматривать с разных точек зрения. Если взглянуть на объем российско-вьетнамского торгово-экономического сотрудничества (на РФ сейчас приходится не более 2% внешней торговли Вьетнама, в списке иностранных инвесторов Россия пока еще входит в первую десятку, но только благодаря созданному в советское время СП «Вьетсовпетро») и сравнить его с советским периодом, то уже станет ясно, насколько изменилась ситуация. Можно, конечно, сожалеть о безвозвратно ушедшем «расцвете» двусторонних отношений, однако стоит задаться вопросом – нужна ли была обеим странам такая во многом чрезмерная (для Вьетнама прежде всего) ориентация и привязка к своему партнеру. Цели и мотивы предоставляемой помощи СССР были хорошо понятны (создание и укрепление «форпоста социализма» в ЮВА в ходе геополитического соперничества между Советским Союзом и США), Вьетнам же был просто реципиентом этой помощи, на характер которой он фактически не мог влиять сколько-нибудь существенным образом. С начала 1990-х гг. после завершения длительного периода биполярного мироустройства у России больше не осталось причин, как, впрочем, и возможностей продолжать всестороннюю поддержку СРВ. Внешнеполитический вектор новой России кардинальным образом изменился, отношения с другими государствами стали строиться прежде всего на основе прагматизма и взаимной выгоды.

В принципе, то же самое произошло  и во Вьетнаме, который был вынужден переориентировать основной объем  внешнеэкономических связей и внешнеполитические контакты на других партнеров, прежде всего, на соседние страны региона. Однако, эта «вынужденность», безусловно, стала позитивным фактором для развития страны, т.к. СРВ преодолела свою во многом искусственную привязку к социалистическому блоку и, соответственно, изоляцию от других стран и начала активно интегрироваться в региональные связи. Тем не менее, Россия все-таки осталась одним из «векторов» внешнеполитического курса Вьетнама, хотя теперь уже одним из многих, причем далеко не таких значимых, как прежде. Конечно, ее в сфере экономики, не говоря уже о сфере культуры и образования, существенно потеснили конкуренты из Японии, США, Австралии, Южной Кореи и Китая. Но, несмотря на значительное снижение масштабов сотрудничества с Россией, вьетнамское руководство пока еще рассматривает это сотрудничество в качестве одного из приоритетов своей внешнеполитической стратегии – прежде всего в силу политических и ряда других обстоятельств. Вьетнам, безусловно, считает Россию дружественным государством, своим давним партнером и традиционным союзником на международной арене, т.к. наши страны придерживаются сходных позиций по большинству ключевых проблем современности, и это положение, по-видимому, сохранится и в будущем. Что же касается торгово-экономического сотрудничества, то здесь существует немало сложных вопросов и проблем, касающихся нынешнего уровня и дальнейших перспектив его развития. Хотя эта важнейшая сфера двусторонних отношений в большей степени их и определяет, все же остается надежда, что трудности носят временный, переходный характер. Наши страны продолжат искать пути реализации имеющегося потенциала сотрудничества в тех ключевых сферах, где пока еще остаются для этого благоприятные предпосылки (нефтедобыча, военно-техническое сотрудничество, энергетика, экспортно-импортные операции по отдельным товарным группам).7

    1. Характеристика торгово-экономических отношений России с Вьетнамом

 

С 1991 г. между Вьетнамом и Россией было заключено около 30 межгосударственных документов, большую часть из которых составляют межправительственные и межведомственные соглашения. Во второй половине 90-х гг. министерствами иностранных дел двух стран была проведена большая работа по совершенствованию договорно-правовой базы российско-вьетнамского сотрудничества. Логическим завершением этого процесса стало подписание в ходе визита Президента России во Вьетнам Межправительственного протокола об инвентаризации договорно-правовой базы и действии двусторонних договоров. В этом документе учтены все договора и соглашения, заключенные между двумя государствами в период с 1955 по 1991 гг.

Первым же наиболее важным и основополагающим документом в  отношениях между Вьетнамом и  новой Россией стал Договор об основах дружественных отношений, который был подписан во время  визита в Москву в 1994 г. премьер-министра Правительства СРВ Во Ван Киета. В 1997 г. в рамках ответного визита в СРВ Председателя Правительства России стороны приняли Декларацию о содействии развитию торгово-экономического и научно-технического сотрудничества.

Новые ориентиры сотрудничества были зафиксированы в подписанной в 2001 г. президентами двух стран Декларации о стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам. В этом документе реально отражены ключевые аспекты российско-вьетнамского взаимодействия на перспективу как в двустороннем, так и многостороннем формате. В документе говорится: «Россия и Вьетнам подтверждают решимость укреплять и развивать традиционную дружбу и разностороннее сотрудничество в XXI веке в духе установившегося между двумя странами стратегического партнерства». Ряд важнейших соглашений, касающихся торгово-экономического сотрудничества наших стран, включает в себя прежде всего межправительственное соглашение об урегулировании задолженности Социалистической Республики Вьетнам перед Российской Федерацией по ранее предоставленным кредитам от 13 сентября 2000 г., а также ряд документов, касающихся сотрудничества в области нефтяной промышленности и энергетики.

Социалистическая Республика Вьетнам является традиционным торговым партнером Российской Федерации. По данным вьетнамской статистики, Россия (доля во внешнеторговом обороте Вьетнама – 1,4%) является четвертым партнером СРВ среди европейских стран после Германии (3,2%), Великобритании (2,1%) и Франции (2,0%). В товарообороте Вьетнама с Европой доля России также составляет более 8%.

Основу российского экспорта в 2007 г., по данным ГСУ СРВ, составляли металлы и металлоизделия (около 56% валового экспорта); доля готовой продукции составила 12%. В последние годы Россия прочно занимает лидирующие позиции среди экспортеров проката черных металлов и автомобильной техники.

В товарной структуре российского  импорта из Вьетнама в 2007 г. основная доля приходится на продовольственные товары – 43,1% (рис, овощи и фрукты, чай, кофе, перец, супы, соусы, масло растительное и др.) и изделия легкой промышленности – 27% (готовая одежда, обувь). В 2006-2007 гг. значительно выросли поставки натурального каучука (в 2,5 раза), морепродуктов (в 2,9 раза), кофе (в 1,6 раза), пищевого масла (в 1,7 раза).

По данным ФТС РФ, объем  российско-вьетнамской торговли в 2010 г. вырос на 56,8% по сравнению с 2009 г. и составил 2445,1 млн. долл. США.

За первый квартал 2011 г. российско-вьетнамский  товарооборот вырос на 18% по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. и составил 481 млн. долл. США. При этом российский импорт из Вьетнама увеличился в два раза, а российский экспорт во Вьетнам за этот период снизился на 42,7%.

Доля Вьетнама во внешнеторговом обороте России по итогам 2010 г. составила 0,40%.

В структуре экспорта России во Вьетнам в 2010 г. преобладали поставки металлов и изделий из них (33,2%), минеральных продуктов (9,3%), машин и оборудования (41,2%), продукции химической промышленности (5,5%). В импорте России из Вьетнама значительную долю составили машины и оборудование (41,2%), продовольственные товары и сельско-хозяйственное сырье (26,8%), текстиль, обувь (21,5%), продукция химической промышленности (6,2%).

Необходимо отметить, что  структура двусторонней торговли за первый квартал 2011 г. сильно отличается от показателей, достигнутых в том же квартале 2010 г. Так поставки черных металлов и металлопродукции сократились почти в 6 раз, нефти и нефтепродуктов – в 2 раза, удобрений – в 7 раз. Основные объемы российского экспорта в указанный период пришлись на машинно-техническую продукцию, доля которой в нашем экспорте составила почти 73%, из которых более половины – продукции военно-технического назначения.

Снижение объемов поставок проката черных металлов и удобрений  объясняется наличием во Вьетнаме значительных запасов этой продукции. Что касается удобрений, то, как уже неоднократно отмечалось Торгпредством, в ближайшие 2-3 года импорт Вьетнамом азотных удобрений может практически полностью прекратиться в связи с введением в строй новых производственных мощностей в этой отрасли. Данная тенденция получила в первом квартале 2011 г. свое полное подтверждение. Ситуация на вьетнамском рынке черных металлов остается нестабильной, т.к. при высоком уровне импорта данной продукции собственные мощности остаются недогруженными. В первую очередь это касается металлопроката для строительной отрасли, и в меньшей – стальной заготовки, которая является сырьем для вьетнамской сталелитейной промышленности.

В товарной структуре российского  импорта из Вьетнама основную долю, по-прежнему, составляют продовольственные  товары (морепродукты, овощи и фрукты, чай, кофе, перец и др.) и изделия легкой промышленности (готовая одежда, обувь). В то же время сохранилась тенденция роста объемов закупок во Вьетнаме электронной и бытовой техники, доля которых увеличилась с 30 % в 2010 г. до 39 % в первом квартале 2011 г.

Основные различия в данных российской и вьетнамской статистики касаются нефти и нефтепродуктов, и металлопродукции. Согласно вьетнамской статистике, российский экспорт нефтепродуктов во Вьетнам в первом квартале 2011 г. составил более 84 млн. долл. США, что выше российских данных в несколько раз (6 млн. долл. США). В отношении данных по прокату черных металлов (в российской статистике около 17 млн. США, во вьетнамской – более 33 млн. долл. США), заметные различия в статистических данных наблюдались и в предыдущие периоды. Если принять данные вьетнамской статистики по этим статьям правильными, то российский экспорт во Вьетнам в I квартале 2011 г. фактически окажется на уровне аналогичного квартала 2010 г.

Информация о работе Международное торговое и таможенное сотрудничество России с Вьетнамом