Создание общего
рынка, при котором убираются
не только барьеры во взаимной торговле
между государствами, но и барьеры
для свободного перемещения услуг,
капиталов и граждан.
Создание экономических
союзов, для которых характерно образование
единого рынка без границ и
в дополнение ко всему вышеперечисленному
также проведение государствами
— его участниками скоординированной
макроэкономической политики и создание
системы коллективного регулирования
социально-экономических процессов,
протекающих в регионах таковых
союзов.
Последним этапом
служит создание политических союзов,
для государств-участников которых
характерно проведение согласованной
внешней политики, а также согласование
действий в сфере безопасности, внутренних
дел и юстиции.
Результаты экономического
сотрудничества и интеграции в рамках
государств-участников СНГ будут
зависеть, в том числе и от практического
использования этими государствами
уже накопленного международного опыта.
Правовую основу такого сотрудничества
составляет, прежде всего, утвержденный
в 1993 г. Устав СНГ, который
среди прочих намерений в деятельности
Союза закрепил, и намерение государств
создать общий рынок товаров
и услуг, что невозможно сделать
без участия в этом процессе
таможенных органов.
Возглавляет и направляет работу
по осуществлению взаимодействия
таможенных служб стран СНГ специально
для этого созданный орган — Совет руководителей
таможенных служб государств-участников
СНГ. К компетенции этого международного
органа относится создание условий для
унификации таможенных правил и используемых
для таможенных целей документов, координация
взаимодействия таможенных служб, а также
разработка единых принципов осуществления
валютного контроля таможенными службами
стран-участниц Содружества.
В процессе осуществления своей деятельности
в целях практического взаимодействия
в сфере таможенного дела Советом были
подготовлены и утверждены 10 февраля 1995
г. Основы таможенных законодательств
государств-участников СНГ. Данный документ,
структура которого состоит из 13 43 главы
и 234 статьи, определяет основные принципы
правового, экономического и организационного
регулирования таможенного дела в государствах-участниках
СНГ. В соответствии
с Основами к сфере таможенного дела отнесены
таможенная политика, порядок и условия
перемещения через таможенную границу
товаров и транспортных средств, взимание
таможенных платежей, производство таможенного
оформления и осуществление таможенного
контроля (ошибка все та же — выделение
таможенной политики наряду с мерами по
ее реализации в качестве элемента таможенного
дела). Помимо Основ, являющихся базовым
документов в сфере унификации таможенного
регулирования стран-участников СНГ, существует
еще целый ряд нормативно-правовых актов,
направленных на развитие сотрудничества
этих стран в таможенно-правовой сфере.
В частности, например, заключенное 8 июля
1995 г. Соглашение о порядке таможенного
оформления товаров, происходящих с таможенных
территорий государств-участников СНГ
и перемещаемых между ними в соответствии
с таможенным режимом выпуска для свободного
обращения, целью которого явилось создание
необходимых технических и прочих условий
для практической реализации режима свободной
торговли между этими государствами. А
режим свободной торговли, предусмотренный
соответствующим Соглашением о создании
зоны свободной торговли в рамках СНГ,
в свою очередь, предполагал освобождение
от таможенных пошлин, налогов и сборов,
имеющих эквивалентное действие, и устранение
всякого рода количественных ограничений.
Помимо общей унификации таможенных процедур
в рамках стран СНГ, с некоторыми из этих
стран Россия установила более тесные
взаимоотношения в таможенно-правовой
сфере. Так, с республиками Беларусь, Казахстан,
Таджикистан и Киргизия у России образован
Таможенный союз. Первоначально соглашение
о Таможенном союзе было подписано между
Россией и Республикой Беларусь (6 января
1995 г.), а чуть позже к нему присоединились
и остальные республики — его участники.
Формирование Таможенного союза осуществлялось
в два этапа. В задачу первого этапа входило
устранение имевшихся на тот период ограничений
в торговле между его участниками, выработка
единых таможенных тарифов и мер нетарифного
регулирования в отношении взаимоотношений
с третьими странами. Этот этап формирования
союза практически полностью был завершен
к концу 1995 — началу 1996 г. Была разработана
единая и введена в действие Товарная
номенклатура внешнеэкономической деятельности,
определен единый порядок совместного
ведения таможенной статистики внешней
торговли в странах-участниках Союза,
созданы представительства таможенной
службы Российской Федерации при таможенных
службах Республики Беларусь, в Казахстане
и Киргизии, а также аналогичные их представительства
в нашей стране. Кроме этого, проводилась
также и активная работа по присоединению
других стран СНГ к Таможенному союзу
и создания единого таможенного пространства
на территории СНГ, чего, к сожалению, так
и не удалось пока сделать. Вторым этапом
планировалось объединение таможенных
территорий государств-участников Таможенного
союза в единую таможенную территорию,
что позволило бы не только свободно перемещаться
населению некогда «братских» народов
по территории Союза без каких-либо ограничений
со стороны таможни, но и посредством упразднения
таможенных постов на границах этих стран,
уделить больше внимания и финансовых
средств на обустройство таможен и организацию
таможенного контроля на внешних рубежах
стран-участников.
На практике же упразднить таможенный
контроль на границе, отменить контроль
за товарами, происходящими с таможенной
территории договорившихся государств,
а также создать действенный механизм,
позволяющий производить таможенное оформление
товаров третьих стран в одном из государств
без необходимости его дальнейшего оформления
в другом государстве (куда товар, собственно,
и предназначен) удалось только во взаимоотношениях
между Россией и Беларусией. В отношениях
с другими государствами СНГ — участниками
Таможенного союза достичь таких результатов
не удалось. Во взаимоотношениях России
и Республики Беларусь унифицировались
не только технологии таможенного оформления
и контроля, методика определения таможенной
стоимости товаров, но также идет и работа
по унификации валютного законодательства,
а также законодательства, регламентирующего
юрисдикционную деятельность таможенных
органов с целью снижения уровня правонарушений
в таможенной сфере и повышения эффективности
правоохранительной деятельности таможенных
органов обоих государств.
Во
взаимоотношениях с остальными
государствами-участниками Таможенного
союза действует упрощенный порядок
таможенного оформления товаров,
происходящих из этих государств.
Упрощенный порядок заключается
в отказе от обязательного
представления в таможенные органы
грузовой таможенной декларации
и в отмене взимания таможенных
сборов за таможенное оформление
таких товаров, а в остальном
— порядок таможенного оформления
и контроля остается единым. Таким
образом можно сделать вывод, что Россия,
страны СНГ - участники Таможенного союза
и СНГ в целом на пути их интеграции в единый,
прочный и сбалансированный элемент мировой
экономической системы уже прошли ряд
организационных этапов. Дальнейшее развитие
механизма его становления можно будет
проследить в динамике по мере углубления
уже начатых интеграционных процессов.
§3. Проблемы и
перспективы развития таможенного
сотрудничества со странами СНГ.
За
время, прошедшее после распада
СССР в странах Содружества
произошли значительные перемены,
возникли существенные различия
в хозяйственных механизмах и
законодательствах, в принципах
и способах регулирования внутренней
и внешней экономической политики.
Несмотря на предпринимаемые
усилия по созданию эффективного
Экономического Союза, объединяющего
страны участницы СНГ, приходится
констатировать, что на этом направлении
не удалось достичь желаемых
результатов.
Технологическое
разделение труда и единые
стандарты, унаследованные от
советского периода, знакомство
с продукцией друг друга, характер
общей подготовки персонала и
т.д. создавали хорошие возможности
для взаимного обмена. Конечно,
эта продукция по качеству
и техническому уровню часто
не соответствует требованиям
мировых рынков, но торговля в
границах Содружества позволяет
поддерживать часть производств.
В дальнейшем повышать качество
и технический уровень продукции
легче на базе работающих предприятий,
чем начинать с нуля.
Сегодня
у республик и регионов Российской
Федерации в области развития
сотрудничества с ближним зарубежьем
значительно больше проблем, чем
путей их решения.
Эти
проблемы носят в основном
системный характер, связаны с
темпами экономических и социально
- политических реформ и не
могут быть решены в короткие
сроки.
Мировой финансовый кризис, начавшийся
с потрясений в странах Юго-Восточной
Азии в 1997 г., ухудшил перспективы
для экспорта стран - членов
СНГ. Отрицательное воздействие
на интеграционные процессы оказал
финансовый кризис, разразившийся
в России в августе 1998 г.
Тем не менее, он серьезно
не подорвал объективную заинтересованность
стран — членов СНГ в сохранении
и дальнейшем развитии взаимных
экономических связях.
Некоторое
оживление и модификацию внесла
в интеграционные процессы идея
интеграции «разных скоростей»,
т.е. создание союзов между
различными странами — членами
СНГ с разной степенью ин-тегрированности
и с разными сферами совместной деятельности.
Наиболее интенсивная интеграция в различных
областях идет между Россией и Белоруссией.
Значительное большинство белорусского
населения и высшее политическое руководство
страны выступают за тесный союз с Россией,
вплоть до создания конфедеративного
государства. За интеграцией «разных
скоростей» стоят объективные интересы
стран — членов СНГ в различных областях.
По-видимому, позитивные моменты в регионализации
СНГ все же преобладают, и они вполне могут
ужиться с общими интеграционными процессами,
а нередко — и стимулировать их, однако
при условии, если между субрегиональными
группировками не возникнут серьезные
противоречия. Окончательный
результат взаимодействия интеграционных
и дезинтеграционных процессов на постсоветском
пространстве будет зависеть от многих
факторов: от результатов реформ, состояния
экономики, политики правящих кругов стран
— членов СНГ, осознания народами важности
сближения, политики третьих стран и многих
других, как в рамках СНГ, так и за его пределами.
Но главным фактором будут результаты
развития экономики и системных реформ,
политики руководства в России — естественного
интеграционного ядра СНГ. Все стремятся
интегрироваться с богатыми и процветающими,
а не с бедными и отсталыми. Основные
сдерживающие факторы развития экономического
сотрудничества хорошо известны. Это продолжающийся
на всем пространстве СНГ спад производства;
слабость экономик; проблема взаимных
неплатежей предприятий; переориентация
экспортных ресурсов на рынки дальнего
зарубежья в целях получения твердой валюты;
конкурентные преимущества товаров стран
дальнего зарубежья не только по уровню
качества и себестоимости, но и надежности
торгового партнерства; сознательная
диверсификация импорта странами СНГ
с целью уменьшения импортной зависимости
от России по стратегически важным товарам
в пользу дальнего зарубежья; неработоспособность
системы реальной конвертации национальных
валют; отсутствие действенного механизма
платежно-расчетных отношений; значительный
рост транспортных тарифов, что делает
в ряде случаев экономически нецелесообразным
традиционный товарообмен.
Сегодня
всем очевидна острая необходимость
эффективной реализации Соглашения
о создании зоны свободной
торговли, ликвидации технических
барьеров и других ограничений.
Которые мешают развитию свободного
товарооборота, потребности в
совершенствовании порядка взимания
косвенных налогов, исключающем
двойное налогообложение для
товаропроизводителей, необходимость
содействия отечественным банкам
в развитии сети филиалов в
странах Содружества, снижения
уровня железнодорожных тарифов,
унификации правил таможенных
процедур с последующим переходом
к более тесному таможенному
и платежному взаимодействию.
Незрелость рыночных институтов,
слабость в странах Содружества,
в том числе и в России, среднего
предпринимательского класса заставляет
вести поиск новых принципов
развития сотрудничества на макро-
и микро- уровне.
Межгосударственный экономический
Комитет стран Содружества представил
концепцию экономического интеграционного
развития СНГ, в которой нашли
свое отражение приоритеты социально-экономического
развития в условиях углубления
межгосударственных экономических
отношений, пути, мероприятия, механизмы
и этапы их практического осуществления.
Вместе с тем вызывает определенное
беспокойство стремление решения
многих проблем исключительно
политическими методами. В деятельности
Содружества прослеживается ощутимый
разрыв между уровнем политических
контактов и темпами экономического
сотрудничества. Отсутствие доверия,
разобщенность целей, непоследовательность
ставят политические интересы выше
необходимости экономической интеграции
и заставляют страны СНГ искать центры
притяжения вне рамок Содружества. В результате
растрачивается потенциал и те конкурентные
преимущества, которые могли бы быть обращены
на благо всех стран участниц.
Попытки же
искусственно форсировать процесс
с целью создания нового союзного
государства (как в случае с
Беларусией) вызовет множество проблем
в самой Российской Федерации.
В
рамках развития взаимовыгодного
сотрудничества ведется поиск
эффективных форм совместной
производственной, научно-технической,
инвестиционной и коммерческой
деятельности, учреждаются совместные
предприятия с участием партнеров
из стран СНГ, создаются благоприятные
условия для всесторонних контактов
физических и юридических лиц,
включая их участие в выставках
и ярмарках, в обмене информацией
и других формах сотрудничества.
Лидирующая роль российской таможенной
службы сохраняется в такой
важной сфере сотрудничества, как
обучение и подготовка кадров.
Российская таможенная академия
(далее РТА) является региональным
базовым центром по подготовке
кадров для таможенных служб
государств - участников СНГ. С
1995 года в РТА поступило 644 человека
из стран СНГ. В настоящее время в РТА обучается
315 студентов из стран СНГ, из них 137 по
очной и 178 по заочной форме обучения. В
адъюнктуре находятся на обучении в форме
соискательства пять человек. Однако цифры
отражают только количество. Подготовка
квалифицированных кадров - это будущее
таможенной системы СНГ и поэтому вырабатываются
новые подходы к процессу обучения специалистов
для таможенных органов. В рамках Совета
одобрена Концепция профильной подготовки
кадров для таможенных служб государств
- участников СНГ на базе РТА, которая послужит
основой для разработки Программы повышения
эффективности и качества подготовки
кадров.
25-26
марта 2008 года в г. Таганроге
(Ростовская область) прошло заседание
экспертов Совета руководителей таможенных
служб государств-участников Содружества
Независимых Государств. В работе заседания
приняли участие представители Федеральной
таможенной службы, Российской таможенной
академии, эксперты таможенных служб Армении,
Беларуси, Казахстана, Киргизии и Украины.
Самые горячие дискуссии вызвал вопрос
представителей таможенной службы Республики
Беларусь, связанный с инвентаризацией
международно-правовой базы СНГ в таможенной
сфере. Эксперты отметили, что Основы таможенных
законодательств СНГ морально устарели
и требуют серьезного пересмотра. Кроме
того, белорусские таможенники внесли
вопрос об одобрении Положения о Секретариате
Совета руководителей таможенных служб
государств-участников СНГ.
Представители российской таможенной
службы предложили проект Протокола об
организации обмена предварительной информацией
о товарах и транспортных средствах, перемещаемых
через таможенные границы государств-участников
СНГ. Также российской стороной были предложены
к обсуждению вопросы практики применения
государствами-участниками СНГ Товарной
номенклатуры внешнеэкономической деятельности
СНГ на основе 4-ой редакции Гармонизированной
Системы и Концепция профильной подготовки
кадров для таможенных служб государств-участников
СНГ на базе Российской таможенной академии.
У таможенных служб Армении, Беларуси,
Казахстана и Киргизии нет своих таможенных
академий, и предложение о подготовке
кадров в России и Украине эксперты внесли
в повестку ближайшего заседания руководителей
таможенных служб. ФТС России проводит
большую работу по укреплению сотрудничества
с государствами, входящими в Содружество
Независимых Государств.
Важным
для достижения целей экономического
сотрудничества стран СНГ будет
оставаться комплекс вопросов, связанных
с тарифным и нетарифным регулированием.
По этому направлению взаимодействие
таможенных служб развивается
достаточно эффективно. Среди основных
механизмов упрощения процедур
таможенного оформления центральное
место занимает использование
современных информационных технологий
и доступ к ним всех участников
процесса международной торговли.
Актуальная для ФТС России
тема - сотрудничество в области
информационного обмена - находит
свое воплощение и в формате
СНГ. Разработан проект, и в
ближайшее время ожидается подписание
межведомственного Протокола об
организации обмена предварительной
информацией о товарах и транспортных
средствах, перемещаемых через
таможенные границы государств -
участников СНГ, который послужит
основой для развития "информационного"
направления сотрудничества.