Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
§1. История таможенного
сотрудничества со странами СНГ…...…………5
§2. Таможенное регулирование
в рамках СНГ……………………………...9
§3. Проблемы и
перспективы развития таможенного
сотрудничества со странами СНГ…………………………………………………………………15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ………………………….24
ВВЕДЕНИЕ
26
января - Международный день таможенника.
Международный
день таможенника – профессиональный
праздник таможенных органов
всего мира. 26 января 1953 г. в
Брюсселе состоялась первая сессия
Совета таможенного сотрудничества,
который в 1994 году получил свое
нынешнее имя - Всемирная таможенная
организация (ВТО).
Сегодня
ВТО объединяет 170 государств мира.
Российская Федерация является
членом ВТО с 1992 года, активно
работая в качестве постоянного
члена Политической комиссии
и Финансового комитета ВТО.
Сам праздник появился в календарях
в 1983 году. Его празднуют более
800 тыс. человек – такова общая
численность таможенников во
всем мире.
Российская
таможенная служба является одной
из крупнейших и насчитывает
около 70 тысяч человек. Одним
из первых международных договоров
Российской Федерации в таможенной
области явилось Соглашение о
сотрудничестве и взаимопомощи
в таможенных делах в рамках
СНГ от 15 апреля 1994 года, подписанное
правительствами всех 12 государств
Содружества.
Создав
правовую базу многостороннего
сотрудничества, это соглашение
содействовало координации действий
таможенных служб Российской
Федерации и других государств
Содружества по обеспечению
соблюдения таможенного законодательства
и борьбе с таможенными правонарушениями,
а также послужило основой
для выработки соответствующих
межведомственных актов, направленных
на углубление и конкретизацию
различных направлений сотрудничества
и взаимодействия.
В
целях координации таможенного
сотрудничества решением Совета
глав правительств СНГ от 23 декабря
1993 года был создан отраслевой
орган- Совет руководителей таможенных
служб государств - участников СНГ.
В
соответствии с Положением о
Совете одним из основных направлений
его деятельности является
содействие сближению и гармонизации
таможенных законодательств государств
- участников СНГ, а также координация
практического взаимодействия таможенных
и иных заинтересованных национальных
служб и ведомств государств -
участников СНГ по основным
вопросам таможенной политики.
С
момента образования и по настоящее
время возглавляет Совет, а
также выполняет функции рабочего
аппарата (Секретариата) таможенная
служба Российской Федерации.
§1. История таможенного
сотрудничества со странами СНГ.
Международное право, политику
и экономику трудно представить
вне связи с явлениями объединения
наций. В условиях, когда на
общемировом уровне говорится
о взаимозависимости экономик
и глобализации хозяйственных
связей, а на региональном - об
общих исторических корнях, длительном
совместном хозяйствовании, нельзя
обойти вниманием вопросы о
международно-правовых средствах
и способах сближения, интеграции,
под которой обычно понимают
экономическое и политическое
объединение государств. Этот процесс
охватил все континенты, бывшие
республики СССР также не оказались
в стороне от них.
Сам термин "интеграция" был
введен в общественный и научный
оборот сравнительно недавно,
однако объединительные, интеграционные
тенденции возникли в мире
не сегодня. На протяжении всей
истории государственного развития
страны находили общие экономические,
политические и военные интересы,
однако это не означало их
объединения.
Объединение материальных и финансовых
ресурсов для решения общих
задач, создание государственных
органов управления и передача
им части полномочий, - все это
характерно для политического
развития второй половины ХХ
века.
Взаимоотношения народов, населявших
бывший СССР, претерпели коренные
изменения: столкнулись два противоречивых
явления. С одной стороны, отчетливо
обозначилось стремление обособиться,
самостоятельно проводить внутреннюю
и внешнюю политику, которое проявилось
в распаде СССР. С другой - понимание необходимости
налаживать новые связи, основанные на
нормах международного права, рыночных
экономических отношениях и учете взаимных
интересов.1
Осуществление внешнеторговой деятельности
вызывает необходимость сотрудничества
Российской Федерации с другими
странами. Такое сотрудничество
носит разносторонний характер,
включая в себя сотрудничество
в области таможенного регулирования.
Важное место в таком сотрудничестве
занимают отношения со странами
Содружества Независимых Государств
(далее Содружество), созданного 21 декабря
1991 года. В состав Содружества
входят Азербайджанская Республика,
Республика Армения, Республика
Беларусь, Республика Казахстан,
Республика Кыргызстан, Республика
Молдова, Российская Федерация,
Республика Таджикистан, Туркменистан,
Республика Узбекистан и Украина.
Экономическое пространство Содружества
остается сферой торговых интересов
Российской Федерации. С другой
стороны, Российская Федерация
является зоной национальных
интересов государств Содружества.
Общая заинтересованность России
и государств Содружества в
экономическом росте несомненна,
тем более что такой рост
вытекает из взаимозависимости
экономик всех государств Содружества,
поскольку экономическая инфраструктура
изначально создавалась как единая.
Для значительного количества
товаров рынки государств Содружества
были и остаются практически
единственным рынком потребления.
Однако процесс интеграции столкнулся
с серьезными последствиями тяжелого
системного кризиса, вызванного
искусственным разрывом сформировавшихся
в советский период хозяйственных
связей на фоне трудностей
переходного периода к рыночной
экономике. В таких условиях
совместные усилия государств
Содружества по формированию
общего экономического пространства
хотя и начались практически
сразу после восстановления их
государственной независимости,
однако носили частный характер.
В результате достигнутые договоренности
не переросли в качественно
новое экономическое взаимодействие.
Изначально в документах, принятых
в 1993-1994 годах, предполагалось, что
Содружество будет развиваться
по пути регионального интеграционного
объединения: в качестве первого
этапа создание зоны свободной
торговли, на втором этапе - таможенный
союз, а затем - экономический
и валютный союз.
Соглашение о создании зоны
свободной торговли было подписано
15 апреля 1994 года. Соглашение предусматривало
- постепенную отмену таможенных
пошлин, налогов и сборов, имеющих
эквивалентное действие, и количественных
ограничений во взаимной торговле.
А также устранение других
препятствий для свободного движения
товаров и услуг; координацию
торговой политики в отношении
стран, не являющихся участниками
Соглашения; гармонизацию и (или)
унификацию законодательства Сторон
в той мере, в какой необходимо
для надлежащего и эффективного
функционирования зоны свободной
торговли.
В 1996 г. был заключен договор
о Союзе Беларуси и России,
предусматривающий широкий круг
интеграционных мер. Помимо экономического
сотрудничества, он предусматривает
признание дипломов, полученных
в обеих странах, уравнивание
в правах граждан при получении
образования, трудоустройстве, сближение
норм социального обеспечения
и т.п. Однако, несмотря на наличие
безусловных предпосылок для
глубоких и интенсивных интеграционных
процессов, они сталкиваются с
немалыми объективными и субъективными
препятствиями, прежде всего с
сопротивлением интеграции с
Белоруссией влиятельной части
российской политической элиты
по идеологическим соображениям.
С 1995 г. начал формироваться
Таможенный союз, куда вошли Россия,
Белоруссия, Казахстан, Киргизия. В
дальнейшем к нему присоединился
Таджикистан. Союз преследует
цель создания единого таможенного
пространства и унификацию торговых
режимов по отношению к третьим
странам. Условия Таможенного
союза предусматривают постепенную
унификацию хозяйственного права,
согласование валютной и денежно-кредитной
политики. Объем необходимой работы
оказался очень большим, а интересы
в конкретных областях не всегда
совпадали, поэтому результаты
оказались меньше планировавшихся.
В 1996 г. был создан Союз четырех
(Россия, Казахстан, Киргизия и Белоруссия),
который дополнял экономическую сферу
сотрудничеством в национальной
и гуманитарной областях (науки, образования,
культуры и др.). Предполагалось гармонизировать
не только экономическую, но и социальную
политику. Соглашение имело рамочный характер,
на его базе должны были достигаться договоренности
в конкретных областях.
Общие интересы в развитии
регионального сотрудничества привели
к заключению Центрально - азиатского
союза между Казахстаном, Узбекистаном,
Кыргызстаном и Туркменистаном.
Его целью является координация
политики в области экономики
и обороны. Создание этого союза
определялось стремлением его
участников упрочить свои позиции
вовне с помощью координации
политики в областях, где имелись
взаимные интересы, и интенсифицировать
региональные отношения, используя
территориальную и культурную
близость, исторические связи и
разделение труда, сложившееся
еще в советские времена.
Под действием экономических
реформ страны СНГ в течение
1994-1998 гг. образовали 4 региональных
объединения различного типа: Союз
Беларуси и России, Таможенный
союз, Центрально - азиатское экономическое
сообщество. Уровень экономического
развития этих объединений в
1998 г. был все еще далек от
того, которым они, как составные
части единого народнохозяйственного
комплекса бывшего СССР, обладали
в 1990 г. Ближе всего к этому
рубежу приблизилось Центрально
-азиатское экономическое сообщество.
По-видимому, позитивные моменты в регионализации
СНГ все же преобладают, и они вполне могут
ужиться с общими интеграционными процессами,
а нередко — и стимулировать их, однако
при условии, если между субрегиональными
группировками не возникнут серьезные
противоречия.
Сегодня
таможенное сотрудничество Федеральных
Таможенных Служб (далее ФТС)
России в формате СНГ строится
с учетом Концепции дальнейшего
развития Содружества независимых
государств и Плана основных
мероприятий по ее реализации,
одобренных решением Совета глав
государств СНГ в Душанбе 5
октября 2007 года.
§2. Таможенное регулирование
в рамках СНГ.
Интеграционный процесс сегодня
идет практически на всех странах
и континентах. В этот процесс
включаются различные по уровню своего
политического и экономического развития
государства. И Россия в этом плане не
исключение.
Страны современного мира стремятся к
интеграции, которая облегчает движение
товаров и капиталов, способствуя тем
самым развитию экономики. Одним из элементов
такой интеграции является унификация
таможенных процедур и взаимное содействие
в осуществлении функций таможенного
регулирования внешнеэкономической деятельности.
Современная практика осуществления такого
сотрудничества в нашей стране идет по
нескольким направлениям:
Международно-правовое
сотрудничество в рамках СНГ, развитие
экономики стран которого идет в
довольно схожих по своему характеру
направлениях.
Международно-правовое
сотрудничество со странами — членами
Всемирной торговой организации (ВТО),
заменившей с 1 января 1995 г. Генеральную
ассамблею (соглашение) по тарифам и
торговле (ГАТТ), основной принцип деятельности
которой — предоставление странами-участниками
друг другу режима наибольшего благоприятствования
во взаимной торговле (что означает
— предоставление одним государством
другому государству таких же
преференций в отношении таможенных
пошлин, иных таможенных платежей и
эквивалентных им по значению налогов
и сборов, какие предоставлены любому
другому государству-участнику ВТО).
Международно-правовое
сотрудничество с иными государствами.
В то же время, несмотря на
кажущееся многообразие интеграционных
группировок, закономерность этапов
их экономической интеграции
приблизительно одинакова и выглядит
следующим образом:
Создание зон
свободной торговли, в рамках которой
государства — их участники ограничиваются
отменой таможенных барьеров во взаимной
торговле.
Создание таможенных
союзов, обязательным условием которого
является отмена таможенных пошлин и
всевозможных количественных ограничений
во взаимной торговле стран — их
участников, установление единого таможенного
тарифа и проведение единой таможенной
политики по отношению к третьим
странам.