Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 16:13, курсовая работа
Приоритетность с Содружеством независимых государств во внешней политике Российской Федерации определяет то значительное место, которое занимает в международном сотрудничестве Федеральной таможенной службы (далее – ФТС) России взаимодействие с таможенными службами государств ближнего зарубежья.
Одним из первых международных договоров Российской Федерации в таможенной области явилось Соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах в рамках Содружества независимых государств от 15 апреля 1994 года, подписанное правительствами всех 12 государств Содружества.
Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Международно-правовое регулирование таможенного
сотрудничества государств-участников Содружества
независимых государств……………………………………………..5
1.1. Основная правовая база регулирования таможенного
сотрудничества государств-участников Содружества
независимых государств……………………………………............5
1.2. Таможенный совет и его роль в развитии таможенного
сотрудничества…………………………………………………...13
Глава 2. Таможенные объединения созданные в рамках
государств-участников содружество независимых государств…16
2.1. ЕврАзЭС как новая форма таможенной интеграции…………16
2.2. Таможенный союз и его роль в развитии таможенного
сотрудничества……………………………………………...........25
Заключение…………………………………………………………………….33
Список использованных источников………………………………………...35
- завершение оформления в полном объеме режима свободной торговли, формирование общего таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования;
- обеспечение свободы движения капитала;
- формирование общего финансового рынка;
- согласование принципов и условий перехода на единую валюту в рамках ЕврАзЭС;
- установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки;
- создание общей унифицированной системы таможенного регулирования;
- разработка и реализация межгосударственных целевых программ;
- создание равных условий для производственной и предпринимательской деятельности;
- формирование общего рынка транспортных услуг и единой транспортной системы;
- формирование общего энергетического рынка;
- создание равных условий для доступа иностранных инвестиций на рынки Сторон;
- предоставление гражданам государств Сообщества равных прав в получении образования и медицинской помощи на всей его территории;
- сближение и гармонизация национальных законодательств;
- обеспечение взаимодействия правовых систем государств ЕврАзЭС с целью создания общего правового пространства в рамках Сообщества.
Руководящие органы Сообщества – это Межгосударственный совет, Интеграционный комитет, Межпарламентская Ассамблея, Суд Сообществ. (см. рис. 1).
Рис. 1. Организационная структура ЕврАзЭС
Межгосударственный Совет – высший орган ЕврАзЭС.
Высший орган Евразийского экономического сообщества. В его состав входят главы государств и правительств сообщества.
Рассматривает принципиальные вопросы, связанные с общими интересами государств-членов Сообщества, определяет стратегию, направления и перспективы развития интеграции и принимает решения, направленные на реализацию задач ЕврАзЭС. При приятии решений в ЕврАзЭС разные страны имеют неравные права, согласно различиям их вклада в бюджет: Россия – 40% голосов, Беларусь и Казахстан – по 20%, Кыргызстан и Таджикистан – по 10%.11 Межгосударственный совет собирается на уровне глав государств не реже одного раза в год, на уровне глав правительств — не реже двух раз в год.
Межгосударственный совет
Интеграционный Комитет – исполнительный орган Сообщества, его основные функции: обеспечение взаимодействия органов ЕврАзЭС, контроль за реализацией решений, принятых Межгоссоветом, подготовка предложений по формированию бюджета Сообщества и контроль за его исполнением.
Постоянно действующий орган Евразийского экономического сообщества. В его состав входят заместители глав правительств государств ЕврАзЭС. К числу основных задач Интеграционного комитета относится обеспечение взаимодействия органов ЕврАзЭС, подготовка предложений по повестке дня заседаний Межгосударственного совета, а также проектов решений и документов, контроль за реализацией решений, принятых Межгосударственным советом. Заседания Интеграционного комитета проводятся не реже четырёх раз в год.
В Интеграционном комитете решения принимаются большинством в две трети голосов. Количество голосов при принятии решений в Интеграционном комитете соответствует взносу каждой стороны в бюджет Сообщества.
Представительство в Интеграционном комитете выглядит следующим образом: Россия - 40 голосов; Белоруссия - 15 голосов; Казахстан - 15 голосов; Киргизия - 7,5 голосов; Таджикистан - 7,5 голосов; Узбекистан - 15 голосов.12
В рамках Сообщества действует ряд советов и комиссий. Так, при Интеграционном Комитете созданы: Совет по агропромышленной политике; Совет министров юстиции; Совет руководителей налоговых служб; Совет руководителей уполномоченных органов по регулированию рынков ценных бумаг; Совет руководителей страхового надзора и регулирования страховой деятельности; Совет по транспортной политике; Совет по энергетической политике; Совет по взаимному признанию и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях; Совет по социальной политике; Совет руководителей таможенных служб; Комиссия по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию.
Суд Сообщества образован в целях обеспечения единообразного применения Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества и других действующих в рамках Сообщества договоров и принимаемых решений. К его функциям отнесено рассмотрение споров экономического характера, возникающих между членами ЕврАзЭС по вопросам исполнения решений органов Сообщества и положений договоров, действующих в рамках Сообщества.
Обеспечивает единообразное
применение договаривающимися сторонами
Договора об учреждении Евразийского
экономического сообщества и других
действующих в рамках Сообщества
договоров и принимаемых
Местонахождение Суда Сообщества - город Минск (Беларусь).
Межпарламентская Ассамблея Евразийского экономического сообщества (правопреемница Межпарламентского Комитета) - орган парламентского сотрудничества государств-членов ЕврАзЭС рассматривающий вопросы гармонизации (сближения, унификации) национального законодательства и приведения его в соответствие с договорами, заключёнными в рамках ЕврАзЭС, в целях реализации задач Сообщества, организация межпарламентского сотрудничества.
Межпарламентская ассамблея формируется из парламентариев, делегируемых парламентами стран Сообщества.
В её состав входят: от России - 42 парламентариев; от Белоруссии - 16 парламентариев; от Казахстана - 16 парламентариев; от Киргизии - 8 парламентариев; от Таджикистана - 8 парламентариев; от Узбекистана - 16 парламентариев.
Секретариат Межпарламентской
ассамблеи размещается в Санкт-
Секретариат выполняет функцию организации и информационно-технического обеспечения работы Межгосударственного совета и Интеграционного комитета. Секретариат возглавляет Генеральный секретарь Евразийского экономического сообщества. Это высшее административное должностное лицо сообщества, назначаемое Межгосударственным советом.
Место нахождения Секретариата - город Алма-Ата (Казахстан) и город Москва (Россия).
Комиссия Постоянных представителей
Главы государств, входящих в Сообщество, назначают Постоянных представителей своих государств при ЕврАзЭС. Образованная ими Комиссия Постоянных представителей предназначена для обеспечения деятельности Сообщества в промежутках между заседаниями Интеграционного Комитета, а также рабочего взаимодействия между Сообществом и соответствующими органами, ведомствами и организациями государств ЕврАзЭС.
Антикризисный Фонд ЕврАзЭС создан в 2009 году Арменией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызской Республикой, Россией и Таджикистаном в целях содействия странам-участницам в преодолении последствий глобального кризиса, обеспечения долгосрочной устойчивости их экономик и содействия интеграционным процессам в регионе.
Общая сумма Фонда - 8,513 миллиарда долларов США. Фонд предоставляет финансовые кредиты на поддержку бюджета, платежного баланса и курса национальной валюты, а также инвестиционные кредиты на финансирование межгосударственных проектов, способствующих интеграционным процессам между странами-участницами.13
Помимо руководящих органов ЕврАзЭС, в процессе эволюции этой организации возникли различные неправительственные форумы, дающие возможность озвучить интересы частных деловых и предпринимательских кругов стран-участниц и дать поле для диалога с властями и общественными организациями.
Так в 2002 был сформирован Деловой совет при ЕврАзЭС и создана ассоциация, которая объединила вокруг себя профессиональные гильдии предприятий родственных отраслей (транспортно-экспедиционная, банковская, строительная, нефтехимическая, металлургическая и т.д.). Учредителями Ассоциации стали Торгово-промышленная палата РФ, Российский союз промышленников и предпринимателей и Ассоциация Финансово-промышленных групп России. А в феврале 2003 состоялся первый международный Экономический форум ЕврАзЭС – новая форма сотрудничества бизнесменов разных стран. Ожидается, что это должно придать новый импульс интеграционным процессам.
Цели и задачи Ассоциации
полностью соответствуют
Главная цель Ассоциации - всесторонняя помощь ее членам, создание условий для стимулирования деловой активности на пространстве ЕврАзЭС.
В настоящее время созданы также Ассоциация «Деловой совет ЕврАзЭС Казахстана» и «Деловой совет ЕврАзЭС Киргизии». Ведется подготовительная работа по созданию аналогичных структур в Белоруссии и Таджикистане. Планируется создание филиалов Делового совета ЕврАзЭС в субъектах Российской Федерации.
Руководящим органом Ассоциации является Координационный совет, в состав которого помимо учредителей избраны авторитетные хозяйственные руководители, представляющие все государства-члены ЕврАзЭС.
Членами Ассоциации могут быть: юридические лица, коммерческие и общественные организации, признающие её Устав и способные внести вклад в реализацию целей и задач, стоящих перед Ассоциацией.
Членами Ассоциации являются учредители, а также вступившие в Ассоциацию после ее государственной регистрации юридические лица, внесшие вступительный и годовой взносы и выполняющие положения Устава «Делового совета ЕврАзЭС».
Члены Ассоциации сохраняют юридическую и экономическую самостоятельность. В состав Ассоциации «Деловой совет ЕврАзЭС» в настоящее время входят свыше 100 фирм и организаций не только стран Сообщества, но и других государств ближнего и дальнего зарубежья.
Создание ЕврАзЭС, с одной стороны, ознаменовало собой поступательное развитие экономической интеграции от зоны свободной торговли (беспошлинная торговля) через таможенный союз (общий таможенный тариф в отношении товаров третьих стран) к общему рынку – Единому экономическом пространству (свободное перемещение товаров, капиталов, услуг, рабочей силы, единая торговая политика в отношении третьих стран).
С другой стороны, образование
постоянно действующей междунар
19 декабря 2009 года решением
Межгосударственного Совета
На заседании Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав государств 5 июля 2010 года в Астане было решено ускорить процесс. Правительствам Белоруссии, Казахстана и России было поручено принять меры и обеспечить подписание до 1 января 2011 года всех международных договоров – 20 соглашений, формирующих правовую базу Единого экономического пространства.
Ключевым результатом заседания стало принятие решений о вступлении в силу с 1 июля 2010 года Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТС) «тройки» России, Беларуси и Казахстана.
Реально действующий Таможенный союз, упраздняющий таможенные пошлины между государствами-членами и разрабатывающий единую торговую политику по отношению к третьим странам, создает предпосылки для перехода государств-членов к общему рынку, предполагающему свободу движения товаров, услуг и факторов производства (капитал и рабочая сила). Это еще не ЕЭП, но более высокий уровень координации экономической политики.
На этом этапе, дополнительно к «свободам» ТС и Свободной экономической зоны (СЭЗ), принимаются меры по унификации законодательства, прежде всего, в финансовой сфере и создаются структурные органы по управлению соответствующими процессами. На этом же этапе решается самый трудный вопрос управления: наделять ли такие органы компетенцией принимать решения наднационального характера.
ЕЭП формируется поэтапно, поскольку переход от этапа к этапу обусловлен фактическим достижением специфических целей договорных положений об экономической интеграции и выполнением Сторонами принятых на себя обязательств. Первый этап имел своей целью создание зоны свободной торговли в Сообществе.
Второй этап завершил формирование ТС и единой таможенной территории.
Третий этап предполагает создание ЕЭП, включающего формирование общего (внутреннего) рынка товаров, услуг, капитала и труда, проведение общей экономической политики и создание единой инфраструктуры, завершение гармонизации законодательства Сторон, обеспечивающего функционирование ЕЭП.