Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 16:13, курсовая работа
Приоритетность с Содружеством независимых государств во внешней политике Российской Федерации определяет то значительное место, которое занимает в международном сотрудничестве Федеральной таможенной службы (далее – ФТС) России взаимодействие с таможенными службами государств ближнего зарубежья.
Одним из первых международных договоров Российской Федерации в таможенной области явилось Соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах в рамках Содружества независимых государств от 15 апреля 1994 года, подписанное правительствами всех 12 государств Содружества.
Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Международно-правовое регулирование таможенного
сотрудничества государств-участников Содружества
независимых государств……………………………………………..5
1.1. Основная правовая база регулирования таможенного
сотрудничества государств-участников Содружества
независимых государств……………………………………............5
1.2. Таможенный совет и его роль в развитии таможенного
сотрудничества…………………………………………………...13
Глава 2. Таможенные объединения созданные в рамках
государств-участников содружество независимых государств…16
2.1. ЕврАзЭС как новая форма таможенной интеграции…………16
2.2. Таможенный союз и его роль в развитии таможенного
сотрудничества……………………………………………...........25
Заключение…………………………………………………………………….33
Список использованных источников………………………………………...35
Следует заметить, что Соглашение от 2 апреля 1992 г. дополняют двусторонние протоколы, которые подписаны между Государственным таможенным комитетом (далее-ГТК) России и центральными таможенными органами ряда государств ближнего зарубежья.
В 1995-1996 гг. наметился – по крайней мере, в отношениях между Россией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан – переход к качественно иному этапу. Как видно из документов, подписанных в Москве, Минске и Алма-Ате, – это курс на углубленное сотрудничество, постепенное, но неуклонное движение к созданию на прочных демократических и правовых основах реального Таможенного союза, т. е. фактическое воплощение в жизнь идей и положений, закрепленных в Соглашении о принципах таможенной политики от 13 марта 1992 г.5
Так, подписанный в Минске 6 января 1995 г. Меморандум о расширении и углублении российско-белорусского сотрудничества предусматривает меры по согласованию внешнеэкономической политики, включая таможенную, снятие тарифных и нетарифных ограничений, невзимание таможенных пошлин и отмену таможенного контроля на общей границе при безусловном обеспечении совместной эффективной защиты внешних границ Таможенного союза и проведении согласованной внешнеэкономической политики по отношению к третьим странам. Было предусмотрено обеспечение активного участия Российской Федерации и Республики Беларусь в формировании Таможенного союза в рамках Договора о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 г.
21 февраля 1995 г. между
Российской Федерацией и
В нем, в частности, подчеркивались цели и принципы создания Союза: дальнейшее развитие сбалансированных и взаимовыгодных экономических отношений, признание международных общепринятых норм в экономических отношениях и ориентировке на Всемирную Торговую Организацию (далее – ВТО); единство таможенной территории государств-участников Союза, отмена в торговле товарами таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, а также количественных ограничений и др.
В Соглашении предусмотрены механизм и этапы создания Таможенного союза, в частности унификация (в течение четырех месяцев с даты подписания) внешнеторгового, таможенного, валютно-финансового, налогового и другого законодательства.
Договаривающиеся Стороны применяют Основы таможенных законодательств государств-участников Содружества независимых государств и Единую методологию таможенной статистики внешней торговли этих государств.
Предусматривалось также обеспечение единства управления таможенными службами Российской Федерации и Республики Беларусь, осуществление совместного таможенного контроля за перемещением товаров и транспортных средств, и др.
Сегодня таможенное сотрудничество ФТС России в формате Содружества независимых государств строится с учетом Концепции дальнейшего развития Содружества независимых государств и Плана основных мероприятий по ее реализации, одобренных решением Совета глав государств Содружества независимых государств в Душанбе 5 октября 2007 года.
Следует отметить, что
положительной динамике таможенного
сотрудничества способствуют инициативы
таможенных служб по расширению взаимодействия
с другими структурами Содружес
В 2004 году подписано Соглашение
об информационном взаимодействии между
Советом руководителей
С учетом рекомендаций Экономического совета Содружества независимых государств и по согласованию с Исполкомом Содружества независимых государств заключены рамочные меморандумы и протоколы об информационном обмене с координационными правоохранительными органами Содружества независимых государств, такими как:
Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений;
Антитеррористическим центром стран Содружества независимых государств;
Координационной службой Совета командующих пограничными войсками стран Содружества независимых государств.6
1.2. Таможенный совет и его роль в развитии таможенного сотрудничества
Статус Таможенного совета регламентируется Положением, утвержденным государствами-участниками Соглашения 13 марта 1992 г. В Положении определяются цели Совета, его функции, правовая база, права, состав, исполнительные органы, рабочий аппарат, бюджет, порядок принятия решений.
Цели Совета:
- обеспечить функционирование Таможенного союза;
- вырабатывать и проводить единую таможенную политику;
- противодействовать монополизму, а также дискриминационным акциям иностранных государств и их союзов;
-пресекать недобросовестную конкуренцию при проведении экспортно-импортных операций;
-унифицировать таможенное законодательство и таможенные процедуры в интересах интеграции экономики государств – участников Таможенного союза в мировое хозяйство;
- координировать взаимодействие таможенных служб государств – участников Союза;
- разрабатывать и реализовывать конкретные программы развития таможенного дела;
- собирать и анализировать таможенную статистику Союза.
В ст. 2 Положения о Таможенном совете определены его функции: разработка, рассмотрение и утверждение предложений по основным направлениям таможенной политики государств-участников Таможенного союза, включая общий таможенный тариф, формируемый на основе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров; разработка порядка установления, отмены или изменения ставок таможенных пошлин, предоставления тарифных льгот и преференций; разработка и рассмотрение проектов актов законодательства Таможенного союза и его международных договоров в части, касающейся таможенно-тарифного регулирования; разработка и принятие решений, обеспечивающих единообразное толкование и применение соглашений по таможенному делу, а также действующего законодательства государств–участников Таможенного союза; обеспечение и распространение информации, касающейся таможенно-тарифного регулирования и таможенных процедур; представление правительствам государств–участников Таможенного союза предложений по таможенному делу; сотрудничество с международными организациями по вопросам, входящим в компетенцию Совета.
Правовую базу работы Совета составляют: Соглашение о принципах таможенной политики; Положение о Таможенном совете; Регламент работы Совета; Положение об установлении, отмене и изменении ставок таможенных пошлин; Правила оценки в таможенных целях; Правила определения страны происхождения и другие акты, которые разрабатывает и принимает Совет.
Положение определяет также права Совета. Он может устанавливать размеры ввозных и вывозных пошлин, вносить в них изменения; вводить сезонные таможенные пошлины; устанавливать, изменять и отменять ставки пошлин на предметы личного пользования; освобождать от оплаты пошлинами товары и иные предметы, воплощающие в себе новейшие достижения научно-технического прогресса, не производимые или производимые в недостаточных количествах в государствах–участниках Таможенного союза; вносить, учитывая международные нормы и практику, изменения в номенклатуру Общего таможенного тарифа с целью защиты объединенного рынка государств Таможенного союза.
Структура, состав и исполнительные органы Совета.
Членами Таможенного совета являются члены правительств государств-участников Таможенного союза. Каждый член Совета вправе иметь своего заместителя и не более трех советников (экспертов).
Члены Совета, их заместители, советники (эксперты) на значатся правительствами государств-участников Таможенного союза. Совет избирает своего председателя и определяет его полномочия, а также назначает своего секретаря, который руководит деятельностью рабочего аппарата и специализированными техническими комитетами.
Для координации действий национальных таможенных служб Совет создает свои исполнительные органы, а при необходимости организует специализированные технические комитеты. Бюджет Таможенного совета, включая и его инвалютную часть, формируется за счет взносов участников Союза по согласованным квотам. Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в два месяца поочередно в столицах участников Таможенного совета.
Решения Совета принимаются с общего согласия его членов либо их заместителей, присутствующих на заседании совета, т. е. применяется принцип консенсуса. Каждый участник Таможенного союза обладает в Совете одним голосом. С общего согласия Совет вправе устанавливать иной порядок голосования, а также приглашать на свои заседания (с правом совещательного голоса) представителей органов государственного управления, субъектов хозяйственной деятельности, банковских учреждений и международных организаций.7
Совет принимает решения
в форме постановлений, которые
подписываются его
ГЛАВА 2. ТАМОЖЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ СОЗДАННЫЕ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
2.1. ЕврАзЭС как новая форма таможенной интеграции
ЕврАзЭС было создано во многом для достижения целей, которые не были достигнуты в рамках соглашений стран СНГ. Содружество часто называют «Клубом президентов постсоветских стран». Одного лишь СНГ явно недостаточно, чтобы решать конкретные экономические вопросы и развивать реальное торгово-экономическое сотрудничество между странами. Многие нормы принимаемых международных договоров в рамках СНГ не содержат конкретных взаимных обязательств государств по отношению друг к другу, а лишь определяют цели и приоритетные направления сотрудничества.8
Кроме того, Документы институтов и органов Содружества носят в большинстве своем рекомендательный характер, что также не сулит ничего хорошего в формировании Единого экономического пространства.
Действительно, органы СНГ лишены реальных властных полномочий, без которых эффективное развитие интеграционных процессов и создание единого экономического пространства невозможны. Подписанные в рамках Содружества соглашения, как правило, не выполняются.
В отличие от СНГ, в ЕврАзЭС исполнение решений, принимаемых институтами Сообщества, достигается путем принятия необходимых национальных правовых актов в соответствии с национальным законодательством. Договоры вступают в силу после выполнения внутригосударственных процедур всеми участниками. Кроме того, применяется механизм «взвешенного» голосования с учетом экономических возможностей государства–участника и суммы его взносов в уставный фонд международной организации.
Вопреки часто воспроизводимому стереотипу, что интеграция ущемляет суверенитет национальных государств, реально имеет место другой процесс. Благодаря подписанным документам создаются определенные гарантии для стран-участников в допуске товаров и услуг на рынки друг друга независимо от складывающейся политической конъюнктуры на том или ином этапе.
Например, на рынок Российской
Федерации ориентирована
По некоторым позициям, например, дорожная техника, металлообрабатывающие станки, доля в экспорте продукции Беларуси в Россию составляет свыше 90%.
Подписание документов Единого экономического пространства (далее - ЕЭП) дают гарантию стабильного развития экономики в условиях различия вариантов политических подходов в решении других вопросов. Благодаря подписанным документам создается подлинное равенство отношений, так как регулирование доступа, например, на российский рынок товаров и услуг других стран, не может сопровождаться игнорированием интересов других государств, в силу того, что каждый раз этот процесс регулируется или нормативными актами, или новыми решениями на основе договорного процесса. А это и есть признание интересов друг друга.9
ЕврАзЭС создано для эффективного продвижения процесса формирования таможенного союза и единого экономического пространства, координации действий государств Сообщества при интеграции в мировую экономику и международную торговую систему.10 Один из главных векторов деятельности организации, это обеспечение динамичного развития стран Сообщества путем согласования социально-экономических преобразований при эффективном использовании их экономических потенциалов в интересах повышения уровня жизни народов.
В число основных задач Сообщества входит: