Международная миграция рабочей силы: состояние и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 01:16, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Миграция является одним из необходимых условий функционирования рынка труда. От масштабов и направлений международной миграции рабочей силы зависит как трудообеспеченность национальной экономики в количественном отношении, так и качество трудового потенциала. Учет закономерностей миграции особенно важен при анализе процессов формирования внутреннего рынка труда в период интеграции Украины в современное мировое хозяйство. Количественный и качественный состав трудовых ресурсов во взаимодействии с другими факторами определяет темпы экономического развития страны, уровень благосостояния населения, общий экономический потенциал социально-экономической системы в целом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………….…………………………..………………3
РАЗДЕЛ 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МИГРАЦИИ КАК ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ……………………………………………….………..…………...5
1.1 Место миграции в международных проблемах мировой экономики…………………………………………………………………………………………….…....5
1.2 Проблемы миграции…………………………………………..……………….……………8
1.3 Правовой вопрос миграции……………………………………………………………..….12
РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ……………………………………………………………………….....14
2.1 Процесс миграции трудовых ресурсов………………………………………………..…..14
2.2 Национальная миграционная политика………………………………………………..…17
2.3 Социально-экономические последствия миграции………………………………….......20
РАЗДЕЛ 3. НАПРАВЛЕНИЯ МИГРАЦИИ И СОВРЕМЕННЫЕ ЦЕНТРЫ ПРИТЯЖЕНИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ…………………………………………………………….........23
3.1 Направления миграционных потоков……………………………………………...……..23
3.2 Недостатки и преимущества экспорта и импорта рабочей силы………………...……..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………...……..32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….34

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 73.85 Кб (Скачать)

В связи с ростом политической и демографической нестабильности в 90-х годах, усложнением процесса адаптации и трудоустройства  иммигрантов многие европейские  страны также ужесточили свои иммиграционные законодательства. Например, в 1993 г. Франция ограничила въезд новых иммигрантов; ФРГ приняла решение не предоставлять вид на жительство претендентам на въезд, а также гражданство детям мигрантов, работающих по контракту, преимущественно турецкого происхождения, что ранее было предусмотрено законом. Аналогичные ужесточения иммиграционного законодательства ввели Австрия, Италия, Испания, Португалия.[11]

Демократизация общественной и экономической жизни в СССР, а затем в Украине коснулась  и некогда жестко регламентируемой сферы выезда граждан за рубеж. С 1 января 1993 г. вступил в силу закон, предоставивший каждому гражданину возможность выезжать, жить и работать за границей и являющийся правовой основой для международной миграции украинских граждан, в том числе  и в целях трудоустройства  за рубежом.

Все граждане страны, в соответствии с данным законом, имеют право  на получение заграничного паспорта сроком на пять лет. Исключение составляют лишь лица, осведомленные в области государственных тайн, имеющие невыполненные обязательства перед государством (например, обязательная воинская служба), а также уголовные преступники.

Регулирование миграционных потоков в Украине осуществляет миграционная служба, созданная Указом Президента Украины.

Выезд из Украины граждан  на постоянное место жительства в 90-е  годы не стал массовым, хотя и был  достаточно заметным (среднегодовая  численность эмигрантов составляла не более 100–150 тыс. чел.). Эта цифра не включает выезжающих на временную работу (часто без соответствующего оформления), число которых, по оценкам, достигает нескольких десятков тысяч человек в год. По некоторым данным, например, только в Польше уже проживает более 300 тыс. выходцев из стран СНГ (в основном из Украины), выехавших на временную работу или по гостевой визе.[2]

Десятки тысяч наших сограждан  работают таким образом в Венгрии, тысячи - в Германии и США. (Легально выехавших в США гораздо больше. Только в Нью-Йорке проживает  несколько сотен тысяч украиноязычных иммигрантов.) Попытки регламентировать трудовую миграцию с помощью межправительственных соглашений серьезного влияния на данный процесс не оказывают. Так, соглашение с ФРГ предоставило Украине ежегодную квоту в 17 тыс. человек, с Финляндией и Бельгией – по 500 человек. Реальные миграционные потоки значительно превышают эти цифры.

Исходя из уже проявившихся миграционных тенденций, а также  принимая во внимание внутриэкономические и социально-экономические процессы, происходящие в Украине и других странах СНГ, можно утверждать, что эмиграционный потенциал этих стран еще не исчерпан. В частности продолжается традиционная этническая эмиграция: в СНГ проживает около 3 млн. евреев, 2 млн. немцев, 1,2 млн. поляков, часть из которых имеют стремление к воссоединению с «исторической родиной» или национальными общинами в развитых странах Запада. Вместе с тем, в последние годы этническая эмиграция из Украины и других стран СНГ заметно сокращается. На первый план выходит экономическая эмиграция, обусловленная ухудшением экономического положения, неясностью перспектив экономических реформ, неэффективностью системы социальной защиты населения, падением жизненного уровня. В 90-х годах возникло такое принципиально новое для Украины явление, как бизнес-эмиграция, т.е. эмиграция предпринимателей, связанная не с экономическими трудностями и лишениями, а со стремлением к политической и экономической стабильности, с опасением потери достигнутого уровня благосостояния и отсутствием перспектив для бизнеса.

Помимо проблемы внешней  миграции весьма серьезно в настоящее  время встала для Украины проблема иммиграции, преимущественно из стран ближнего зарубежья, а также из некоторых развивающихся стран Азии и Африки. В 2004 г. за пределами Украины проживало более 17% украинцев, в том числе на Украине – 11,4 млн. чел., или 22% от численности населения. В бывших советских республиках Средней Азии и Казахстане проживают еще 10 млн. украинцев, около 3 млн. – в странах Балтии и Молдавии, 1,3 млн. в Белоруссии, около 800 тыс. – в Закавказье. Большинство украинцев в этих диаспорах хорошо интегрированы и имеют глубокие корни. Вместе с тем в ряде стран, особенно в странах Балтии и Средней Азии, рост националистических настроений может привести (и уже приводит) к оттоку украиноязычного населения.[10]

Таким образом, в каждой стране вырабатывается национальная миграционная политика. Миграционная политика государства – это комплекс законодательных, организационных и иных мер, направленных на регулирование въезда в страну и выезда из страны, предоставление и лишение гражданства или иного статуса проживания в стране, использование в стране иностранной рабочей силы, создание системы социальной защиты работников-мигрантов в период их работы за рубежом, регламентирование потоков беженцев и их социальную защиту.

 

 

2.3 Социально-экономические  последствия миграции

Следует иметь в виду, что международная миграция рабочей  силы (как и вообще миграция населения) – это не только экономическое, но и сложное политическое и социально-экономическое  явление. Оно значительно влияет на состав трудовых ресурсов, как стран-доноров, так и принимающих стран, создает  новую ситуацию на рынках труда, привносит  немало изменений (и не только позитивных) в социальную и политическую жизнь  многих принимающих стран. Иммиграция, в частности, может вызвать ряд проблем, связанных с этническими, расовыми, религиозными и культурными отличиями иммигрантов от коренного населения. Примеры проявления таких проблем имеются практически во всех принимающих странах.

О положительном влиянии  процесса «утечки умов», например для  экономики США, писалось немало. Достаточно сказать, что 40% из пришедших на рынок труда США в 80-х годах докторов наук в области инженерных и компьютерных дисциплин были иммигрантами; 25% преподавателей технических дисциплин в вузах - тоже иммигранты. В середине 90-х годов в США проживало более 11 млн. иммигрантов; они зарабатывали (по оценкам) 240 млрд. долларов в год, при этом они платили налоги в размере 40 млрд долларов в год. В то же время американское государство ежегодно тратит на социальное вспомоществование иммигрантам 5 млрд долларов. Ясно, что отдача от иммигрантов даже в чисто денежном выражении весьма высока для американского государства. Неизмеримо выше тот вклад, который вносят высококвалифицированные иммигранты в развитие американской науки, медицины, искусства.

С учетом изложенного опыта, следует относиться и к проблемам  внешней миграции в Украине. Прежде всего, не надо преувеличивать вероятные масштабы трудовой миграции из нашей страны. Она будет ограничиваться как административно-законодательными мерами потенциальных принимающих стран, так и объективными экономическими условиями этих стран, спецификой их рынка труда. С одной стороны, в большинстве развитых стран достаточно высокий уровень безработицы (7–10%), что резко усиливает конкуренцию на рынке средне- и низкоквалифицированной рабочей силы, а с другой стороны, уровень квалификации потенциальных мигрантов из Украины (за небольшими исключениями среди ученых и инженеров в таких областях, как космическая и лазерная техника, кристаллография, биология, физика низких температур) оказывается ниже профессиональных стандартов западных стран.

Масштабы выезда на работу и постоянное место жительства учёных и инженеров составляют ежегодно около 8 тыс. (ученых – 4,5 тыс.).

Несмотря на возможность  оттока за рубеж части наиболее квалифицированных кадров (ученых, инженеров, врачей, квалифицированных рабочих), поводов для паники нет. Во-первых, несомненно, повысив свою квалификацию и улучшив материальное положение, многие вернутся. Для большинства жить у себя дома гораздо естественнее и психологически комфортнее, чем за границей. Во-вторых, если страна переходит к рынку и стремится к интеграции в мировое хозяйство, то надо признать, что работники в соответствии с рыночными законами ищут себе наиболее адекватное применение и оптимальные условия для продажи своей рабочей силы. Выход состоит в подъеме экономики страны, росте заработной платы. Разумеется, в нынешней ситуации государство должно позаботиться о необходимых правовых и экономических механизмах процесса международной миграции рабочей силы страны (социальная и консульская защита, налоги, финансовое и транспортное обеспечение, юридическая подготовка), обеспечивающих интересы как выезжающих украинских граждан и их семей, так и страны.[14]

Таким образом, обобщая разные подходы, концепции и теории, объясняющие причины международной миграции, можно выделить ряд наиболее существенных факторов:

1.         экономическое неравенство между богатыми и бедными странами;

2.         демографический дисбаланс;

3.         разрушение социальных связей, вызываемое экономическим развитием;

4.         связи между странами выезда и странами въезда;

5.         глобальная информационная и транспортная сеть;

6.         семейные стратегии;

7.         миграционные сети;

8.         институты посредников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 3. НАПРАВЛЕНИЯ МИГРАЦИИ И СОВРЕМЕННЫЕ ЦЕНТРЫ ПРИТЯЖЕНИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ

3.1 Направления  миграционных потоков

Направления миграционных потоков  сравнительно устойчивы, они зачастую пересекаются. Решающее значение при этом имеют экономические возможности принимающей страны, ее роль в современном мире, а иногда и ее исторические, географические, этнические корни.

В международной миграции рабочей силы можно выделить пять направлений:

1) миграция из развивающихся  в промышленно развитые страны;

2) миграция в рамках  промышленно развитых стран;

3) миграция рабочей силы  между развивающимися странами;

4) миграция рабочей силы  из бывших социалистических стран  (сходна с миграцией из развивающихся стран в промышленно развитые);

5) миграция научных работников, квалифицированных специалистов  из промышленно развитых в развивающиеся страны.

Для промышленно развитых стран иностранная рабочая сила из развивающихся стран означает обеспечение ряда отраслей, инфраструктурных служб необходимыми работниками, без которых невозможен нормальный производственный процесс, а иногда и просто нормальная повседневная жизнь. Например, во Франции эмигранты составляют 25% всех занятых в строительстве, 1/3 в автомобилестроении. В Бельгии они составляют половину всех шахтеров, в Швейцарии - 40% строительных рабочих.

В 80-е годы для развивающихся  стран Азии, Латинской Америки, отчасти Африки (особенно ЮАР в середине 90-х годов) стала характерной «утечка умов». В конце 80-х годов только в США работало около 1,5 тыс. южнокорейских специалистов, имеющих ученую степень, что превышало численность защитивших диссертации в высших учебных заведениях Южной Кореи. Такой разрыв объяснялся тем, что многие корейские студенты по окончании учебы в США не возвращались на родину, продолжая научные исследования в американских научных и учебных учреждениях.[8]

Привлечение интеллектуальной иммиграции для США - обычная практика. Около половины прироста численности специалистов в области математики, особенно программного обеспечения, обеспечивает импорт иностранной рабочей силы. Ведь затраты на подготовку специалистов в США в некоторых случаях достигают 600-800 тыс. долл.

Международная миграция рабочей  силы, существующая в рамках промышленно развитых стран, в большей степени связана с неэкономическими факторами, чем с экономическими. Однако и для этих стран характерно такое явление как «утечка умов». Например, из Западной Европы в США. Впервые в концентрированном виде этот процесс проявился на рубеже 40-50 годов, когда большое количество специалистов, ученых из Западной Европы стали перемещаться в США. В результате пострадал ряд научных направлений в ФРГ, Италии, Франции.[4]

В последние годы растет миграция рабочей силы между развивающимися странами. Главным образом, между «новыми индустриальными странами» и странами арабских эмиратов, странами-членами ОПЕК, с одной стороны, и другими развивающимися странами с другой. Так, например, в послевоенные годы (60-80-е гг.) особенно был заметен приток рабочей силы в Гонконг из Китая, Вьетнама и других стран Юго-Восточной Азии. Активно импортировал рабочую силу Сингапур. В Кувейте и Саудовской Аравии, например, было занято до одного миллиона рабочих из Йемена. Эта миграция определялась в основном экономическими причинами: более высоким уровнем жизни, заработной платы в странах - импортерах рабочей силы. Кроме того, в азиатских «новых индустриальных странах», в богатых странах Персидского залива постоянно ощущалась нехватка в малоквалифицированной рабочей силе.

Существует миграция рабочей  силы из промышленно развитых стран  в развивающиеся страны. В основном это поток квалифицированных  кадров из стран Европы и Северной Америки в развивающиеся страны. Причины этой миграции как экономические (достаточно высокие заработки у преподавателей учебных заведений, инженеров, инструкторов и других специалистов, например, в странах ОПЕК), так и житейские (узнать мир, попробовать свои силы и т. п.).

Особо следует сказать  о миграции в рамках бывших социалистических стран, а также в СНГ. Известно, что СССР импортировал рабочую силу из Болгарии, Вьетнама, Северной Кореи. С возникновением Украинского государства к числу этих стран добавились рабочие из Китая. В настоящее время, по официальным данным, в Украине трудятся 40 тыс. китайцев. Наряду с организованным импортом рабочей силы имеет место стихийный приток мигрантов из Китая на территорию Украины. [18]

В 90-е годы возникла миграция рабочей силы в Украине из стран ближнего зарубежья. Причины этой миграции чисто экономические - рабочие из этих стран едут на заработки в Украину. Крупнейшим импортером рабочей силы является Киев - в ней работают около 70 тыс. иностранных рабочих и специалистов из 78 стран мира. Иммигранты составляют 46% киевских строителей, 34% работников столичного транспорта. Подавляющее большинство - 247,2 тыс. человек, т. е. 85% от общей численности задействованы в отраслях материального производства.

Информация о работе Международная миграция рабочей силы: состояние и перспективы развития