Международная миграция рабочей силы: состояние и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 01:16, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Миграция является одним из необходимых условий функционирования рынка труда. От масштабов и направлений международной миграции рабочей силы зависит как трудообеспеченность национальной экономики в количественном отношении, так и качество трудового потенциала. Учет закономерностей миграции особенно важен при анализе процессов формирования внутреннего рынка труда в период интеграции Украины в современное мировое хозяйство. Количественный и качественный состав трудовых ресурсов во взаимодействии с другими факторами определяет темпы экономического развития страны, уровень благосостояния населения, общий экономический потенциал социально-экономической системы в целом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………….…………………………..………………3
РАЗДЕЛ 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МИГРАЦИИ КАК ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ……………………………………………….………..…………...5
1.1 Место миграции в международных проблемах мировой экономики…………………………………………………………………………………………….…....5
1.2 Проблемы миграции…………………………………………..……………….……………8
1.3 Правовой вопрос миграции……………………………………………………………..….12
РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ……………………………………………………………………….....14
2.1 Процесс миграции трудовых ресурсов………………………………………………..…..14
2.2 Национальная миграционная политика………………………………………………..…17
2.3 Социально-экономические последствия миграции………………………………….......20
РАЗДЕЛ 3. НАПРАВЛЕНИЯ МИГРАЦИИ И СОВРЕМЕННЫЕ ЦЕНТРЫ ПРИТЯЖЕНИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ…………………………………………………………….........23
3.1 Направления миграционных потоков……………………………………………...……..23
3.2 Недостатки и преимущества экспорта и импорта рабочей силы………………...……..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………...……..32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….34

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 73.85 Кб (Скачать)

В составе форм движения населения традиционно выделяют два вида:

1) так называемое естественное  движение населения;

2) миграция населения,  которую в прошлом называли  еще механическим движением.

Проблемы миграции имеют  ряд факторов, которые могут серьезно осложнить ситуацию в регионе.

Они следующие:

1.         изменение геополитического положения области (она стала приграничной);

2.         снижение толерантности (терпимости к «другим») у коренного населения;

3.         процессы иммиграции и эмиграции;

4.         приток переселенцев из соседней области и др.;

5.         усиление процессов национализации украинской жизни;

6.         участившиеся уголовные преступления с участием представителей различных национальностей.

Проблема терпимости населения  состоит в том, что при прямой постановке вопроса об отношении к национализму (и его идеологии) 14,8% опрошенных ответили, что национализм - это выход страны из кризиса; 20% считают, что национализм - это духовное возрождение украинской нации; 64,8% указали, что национализм - это разрушение страны, ее интернациональной исторической основы.[16]

Вместе с тем согласно анализу декларативно признаваемое величие и уникальность, равно как и мессианство украинцев, не отражается существенным образом на оценках политического положения в стране и на приверженности тоталитарным или демократическим устремлениям. Отсюда следует, что терпимость как проблема воспринимается как идея наднациональная. Последний вопрос в данном блоке концептуальной логической схемы исследования также является индикатором и связан с выявлением прогнозных оценок относительно перспектив развития межнациональных отношений.

Позицию респондентов «существенных  изменений не произойдет» мы трактуем в положительном аспекте, так  как 55% считают межнациональные отношения  нормальными. Плюс к этому - 7% считающих, что отношения будут становиться более спокойными. И получаем обобщенный прогнозный показатель социально-психологического настроя - 65,4%.

Вместе с тем исследователей настораживает прогноз на возможность  осложнения отношений, и даже конфликтов (19,2%), что на 8% выше, чем прогнозы в исследованиях 1996-2006 гг. Одним из важных при анализе социально-политических аспектов межнациональных отношений является вопрос о роли институтов власти. Характерно, что каждый четвертый (в опросе 1996 г. каждый третий) опрошенный затруднился ответить на вопрос о том, в какой мере в деятельности властей учитываются интересы их национальной группы. На уровне прошлых лет сохраняется доля опрошенных, полагающих, что их интересы «полностью» или «частично» учитываются в работе городских и районных властей. Но на 9% увеличилась доля респондентов, считающих, что их национальные интересы полностью игнорируются.[5]

Недовольство властью  в учете национальных интересов  особенно проявляется у татар, казахов и представителей других национальностей. Этот недоучет национальных интересов в конечном счете выливается в неудовлетворенность властью вообще. В этой ситуации исключительно большое значение имеют СМИ. Но, по мнению респондентов, интересы их национальной группы слабо учитываются в деятельности СМИ.

Исследование выявило  накопление деструктивного потенциала: готовность принять участие в политических и общественных акциях в интересах своей национальной группы, прогноз осложнения межнациональных отношений, недовольство деятельностью власти, СМИ и другое. Об этом свидетельствуют также достаточно выраженное недоверие властям всех уровней, стремление возложить на них всю меру ответственности за кризисную ситуацию в стране.[12]

В миграции принято обычно выделять различные формы, прежде всего  внешнюю миграцию - между странами и внутреннюю - в пределах страны. Внутренняя миграция также имеет  различные формы. Например, миграция со сменой постоянного места жительства, сезонная миграция - перемещение населения  на какое-то определенное время - и некоторые  другие ее формы.

Генеративная, миграционная деятельность населения, как и другие виды его демографической активности, лишь часть целостной жизнедеятельности  населения. Вычленение из нее класса, социального слоя, социально-профессиональной группы, семьи или личности, генеративной, миграционной или другой какой-либо демографической активности весьма условно. Лишенные связи со всеми остальными видами жизнедеятельности населения, данные понятия теряют свое социальное содержание и основные функции, которые они выполняют в целостном социальном организме.

Такие факторы, как социальная мобильность, естественное движение, миграция и расселение населения, в итоге  обусловливаются производственными отношениями, которые возникли на базе достигнутого уровня развития производительных сил. Однако экономическая обусловленность законов народонаселения отнюдь не исключает необходимости учета влияния стихийных, биологических и надстроечных факторов.

Таким образом, проблема терпимости состоит в снижении толерантности коренного населения к переселенцам, имея человеческий фактор, и не является как таковой идеологической проблемой. 12.06.2006 году вышло новое постановление о сокращении приема населения с других регионов в связи с национальной нестабильностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Правовой вопрос  миграции

Институт гражданства  регламентирует правовую возможность  прекратить состояние гражданства. Демократические государства провозглашают право на эмиграцию из страны и смену гражданства, но требуют для этого соблюдения определенных формальностей. При этом само по себе заявление об отказе от гражданства часто не признается достаточным.

Как всякая демократическая  страна, Украина сталкивается с проблемой  миграции. Перемещения больших групп  людей из других стран в Украину  и на территории Украины в основном являются следствием межнациональных  конфликтов, а также преследований  людей по разным основаниям. Законодательство закрепляет в отношении таких людей два правовых статуса: беженца и вынужденного переселенца.

Первый - законом о беженцах (в редакции 1993г.), второй - Законом Украины о вынужденных переселенцах (в редакции 1993г.). Беженцами признаются лица, не имеющие украинского гражданства, прибывшие или желающие прибыть на территорию Украины. Эти лица не могут или не желают пользоваться защитой страны своей гражданской принадлежности из опасений стать жертвой преследований по признаку расы, национальности, гражданства, вероисповедания, принадлежности к определенной социальной группе или политическим убеждениям.

Беженцем не может быть признано лицо, совершившее преступление против мира, человечности, военное  преступление или другое тяжкое преступление неполитического характера.

Ходатайство лица, желающего  получить статус беженца, рассматривается компетентными органами, которые при наличии необходимых данных выдают ему свидетельство, предоставляющее ряд прав (проживать в центре временного размещения, получать питание, пользоваться медицинской помощью, получать пособие). Такое лицо несет обязанность соблюдать Конституцию Украины, законы и иные правовые акты, своевременно прибыть в центр временного размещения, проходить медицинские осмотры и др.

Компетентный орган МВД  принимает решение о признании  лица беженцем и выдает ему удостоверение, на основании которого лицо пользуется правами украинского гражданина, а также рядом льгот по налогам и сборам. Лицо, ходатайствующее о признании беженцем и находящееся на территории Украины, в соответствии с законодательством Украины проходит процедуру идентификации личности, включая обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию, по месту подачи ходатайства. Лицо признается беженцем на срок до трех лет. При сохранении обстоятельств, вынудивших его покинуть свою страну, этот срок может продлеваться на каждый последующий год. Статус беженца позволяет работать по найму или заниматься предпринимательской деятельностью, приобретать в собственность недвижимое имущество (на условиях для иностранных граждан), ходатайствовать о получении украинского гражданства. Беженец не может быть возвращен против его воли в страну, которую он покинул, но он при определенных условиях утрачивает статус беженца (при получении гражданства Украины или другого государства, выезде за пределы Украины на постоянное жительство, при умышленном представлении ложных сведений, добровольном принятии защиты государства, территорию которого он был вынужден покинуть). Государство оказывает помощь в приеме, признании, размещении и обустройстве беженцев. Согласно постановлению Правительства Украины иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые не признаются беженцами в соответствии с Законом Украины о беженцах, но по гуманитарным соображениям не могут вернуться на свою родину, предоставляется возможность временного убежища на территории Украины.

Можно заключить, что миграционные потоки, часто весьма мощные, порождают  необходимость решения сложных  вопросов гражданства и обеспечения прав человека, в отношении которых законодательство закрепляет такие правовые статусы, как беженец и вынужденный переселенец.

 

 

РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ

2.1 Процесс миграции  трудовых ресурсов

Международная миграция рабочей  силы представляет собой процесс  перемещения трудовых ресурсов из одной страны в другую, с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране происхождения. Процесс международной миграции, помимо экономических мотивов обусловливает также соображениями политического, этнического, культурного, семейного и иного характера.

Международная миграция включает две основные составляющие: эмиграцию и иммиграцию. Под эмиграцией понимается выезд из страны на постоянное место жительства, под иммиграцией въезд в страну на постоянное место жительства. Международная миграция включает также процесс репатриации – возвращение в страну происхождения ранее выехавших из нее граждан.[19]

Международные мигранты подразделяются на пять основных категорий:

1. Иммигранты и неиммигранты, легально допущенные в страну. Для стран, которые традиционно  принимают иммигрантов, 80–90-е гг. были периодом высокого уровня иммиграции.

2. Работники-мигранты по  контракту. Многие страны зависят  от иностранной рабочей силы. Договоренности о ее контрактировании  заключаются между странами с  избыточной рабочей силой в  некоторых районах Азии и, например, рядом - стран Ближнего Востока, Европы.

3. Нелегальные иммигранты. Почти все индустриальные страны  имеют у себя нелегальных иммигрантов. Часть из них проникают через границу, другие остаются в чужой стране с просроченными визами; обычно они замещают рабочие места, находящиеся на низшей ступени трудовой иерархии.

4. Лица, просящие убежища.  До 80-х гг. численность этой категории  мигрантов была крайне незначительна, затем она заметно увеличилась. Просьбы об убежище люди направляют по политическим мотивам, а также в силу тяжелого экономического положения в своих странах.

5. Беженцы. Большинство  сегодняшних беженцев являются  жертвами войн. Обычно они живут  в специальных лагерях, находящихся  под опекой ООН или частных  агентств. По оценкам, лишь менее  1% беженцев расселяются в развитых  странах Запада.

Международная миграция рабочей  силы – это объективный процесс, присущий рыночной экономике. Он так  же объективен, как процесс перелива капитала между странами, развития внешнеторговых связей, международной  экономической интеграции. Трудовые ресурсы в соответствии с рыночными  законами ищут себе наиболее выгодное применение, дающее максимальную эффективность.[6]

Основной поток международной  миграции в последние десятилетия  устремляется в США. В 70-х годах  число легальных иммигрантов  в эту страну достигло 4,5 млн. человек (20% прироста населения за 70-е г), что на 1/3 больше, чем в 60-х г. В 80-х годах масштабы иммиграции ещё более возросли – на нее приходилось уже 39% прироста населения страны. В этот период в страну въехало 6 млн. легальных и 2 млн. нелегальных иммигрантов. В 90-х годах эти масштабы иммиграции сохранились.

Другим крупнейшим центром  притяжения мигрантов является Западная Европа: средний ежегодный прирост  иностранной рабочей силы составляет 600 тыс. чел. (с учетом членов семей  численность въезжающих возрастает до 1,3 млн. чел.). Лидерство по масштабам  иммиграции в Европе удерживают Германия, Франция и Великобритания. В качестве примера более локального регионального  центра притяжения мигрантов можно  назвать Австралию. В последние  годы локальным центром иммиграции становится Украина.

Можно заключить, что для  различных принимающих стран  существуют неодинаковые источники  миграционных потоков, хотя во многих случаях они и совпадают. Это  обусловлено, с одной стороны, той  ролью, которую страна притяжения играет в современном мире, и возможностями, которые она имеет, а, с другой стороны, конкретными историческими, этническими, географическими связями между принимающими странами и странами-донорами. При этом наблюдаются довольно заметные сдвиги в географических потоках современной иммиграции. За прошедшие десятилетия изменился не только этнический состав, но и квалификационный и образовательный уровень иммигрантов. В последние годы в США, например, въехало беспрецедентно большое число лиц с высшим образованием – 1.5 млн. чел. Было бы, однако, неверно утверждать, что все иммигранты имеют высокий уровень образования и квалификации: 33,1% из них не закончили среднюю школу. В свою очередь, 1/3 таких иммигрантов принадлежит к числу тех, кто нелегально пересек границу США. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Национальная  миграционная политика

Процесс международной миграции рабочей силы и населения регулируется национальным законодательством различных стран и международными правовыми актами. В законодательстве находят отражение две тенденции: одна – к открытой экономике, и соответственно к свободному перемещению трудовых ресурсов и населения; другая – к протекционизму и ограничениям в области международной миграции.

Большинство развитых стран  проводит определенную миграционную протекционистскую  политику, призванную защитить интересы своего населения и экономики. Так, в США по закону об иммиграции с 1995 г. в страну ежегодно допускается не более 675 тыс. чел. Закон вводит также квоту для лиц, выезжающих из США в поисках работы, – 140 тыс. чел. в год.

Информация о работе Международная миграция рабочей силы: состояние и перспективы развития