Место таможенных органов в системе отраслей национального хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 17:24, контрольная работа

Описание работы

Превращение таможенного дела из незначительного и второстепенного вида деятельности в народном хозяйстве в многоотраслевой финансово-экономический комплекс было объективно обусловлено изменениями, происшедшими во внешнеэкономической деятельности в конце XX века и новыми задачами, поставленными перед таможенными органами в XXI веке.
Цель моего исследования – выявить место таможенных органов в системе отраслей национальной экономики, особенности их деятельности в современных условиях. В соответствии с поставленной целью, в работе решаются следующие задачи:

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
1. Место таможенных органов в системе отраслей национального хозяйства
1.1 Влияние таможенных пошлин на эффективность национальной экономики, состояние национального производства, доходы государства и внутренние цены……………………………………………………………........3
1.2 Принципы и факторы оптимального размещения таможенных органов..8
Заключение……………………………………………………………………….12
Список литературы……………………………

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа ТД.docx

— 29.54 Кб (Скачать)

    В современной ситуации таможенная политика призвана обеспечить «тонкую» настройку  всего механизма экспорта и импорта  на всех уровнях управления, нацелить его на интересы отечественного производства, не нарушая правил, признанных мировым  сообществом. Таможенное дело – сфера  деятельности таможенных органов, осуществляющих таможенную политику. Важнейшими элементами организации таможенного дела являются выбор оптимальной структуры таможенной службы и варианта размещения ее органов на территории страны. Таможенная служба строится и функционирует, как единая система таможенных органов Российской Федерации. /2/

    Согласно  о положении ФТС РФ, Служба обязана  обеспечить в пределах своей компетенции  единство таможенной территории России, имеет право создавать, реорганизовывать и ликвидировать региональные таможенные управления и таможни, таможенные лаборатории, вычислительные центры, базы материально-технического снабжения, полиграфические, строительно-эксплуатационные и иные предприятия и организации, деятельность которых способствует решению задач таможенных органов  РФ.

    Территориальное размещение производительных сил определяется способом производства. Каждой социально-экономической  формации соответствуют специфические  принципы размещения и своя система  территориальной организации общественного  производства.

    Размещение  таможенных организаций по территории страны осуществляется на основе принципов, отражающих как требования объективных  экономических законов, так и  политики государства – внешней, военной, экологической, санитарной и  т. п.

    Важнейшим принципом размещения таможенного  дела является планомерное размещение таможенных организаций, обеспечивающее достижение наивысшей народнохозяйственной эффективности в целом, то есть наиболее эффективное использование природных, трудовых, финансовых и других ресурсов всех республик и экономических  районов России.

    Чтобы реализовать перечисленные принципы размещения таможенных организаций  на практике, целесообразно учитывать  в совокупности всю систему природных, экономических, социально-исторических, санитарно-экологических, организационных  и других факторов.

    Группа  экономических факторов включает: общественную потребность в таможенных услугах  и возможность ее удовлетворения на основе имеющихся таможенных организаций; трудовые ресурсы; возможности научно-технического прогресса и осуществления строительства.

    К природным факторам относятся свойства территории: географическое положение, климат, рельеф, ценность земель и т. п.

    Важнейшим из социально-исторических факторов считается  уровень развития в районе непроизводственной сферы.

    В настоящее время около 90% таможенного  оформления товаров производится на внутренних таможнях. Находясь в местах расположения отправителей и получателей  товаров, внутренние таможни могут  более эффективно проводить таможенный контроль, взаимодействовать с налоговыми и правоохранительными органами, решать задачи валютного контроля. В таможне существуют специальные  подразделения, которые осуществляют проверку внешнеэкономической деятельности получателей и отправителей товаров. Процесс оформления груза может  потребовать времени: иногда требуются  дополнительные документы, экспертиза и т.д. если все эти задачи решать непосредственно на границе, то ее пропускная способность будет сведена к  минимуму, так как пограничная  таможня не обладает таким запасом  времени и теми возможностями, какими обладает внутренняя таможня.

    Осуществление таких задач, как валютный контроль, где требуется тесное взаимодействие с местными отделениями уполномоченных банков и необходимы проверки с выходом  на предприятия-участники внешнеэкономической  деятельности, было бы невозможно.

    Совокупность  связей между предприятиями одного района - участниками ВЭД и обслуживающими их таможнями выступает как единая система технологических, производственных, экономических отношений. Чем теснее и длительнее эти связи, тем более  закономерен и стабилен их эффект.

    Чтобы наиболее успешно и на высоком  профессиональном уровне проводить  политику таможенного оформления товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации  и вывозимых с территории России, по месту расположения хозяйствующих  субъектов – предприятий, осуществляющих внешнеэкономические связи, ФТС  России были созданы внутри страны таможни и таможенные посты, максимально  приближенные к крупным индустриальным центрам России. Это дало свои положительные  результаты, так как повысилась эффективность  таможенного контроля и разгрузились пограничные пункты пропуска.

    Критерием экономической эффективности размещения таможенных организаций является повышение  производительности труда, то есть снижение суммарных затрат как овеществленного  труда, так и живого труда работников. Такое снижение может происходить  при выборе наиболее оптимального варианта размещения создаваемой таможни.

    Эффективность изменений в размещении таможенного  дела выражается системой качественных и количественных показателей. К  качественным показателям относится  содействие таможенного дела росту  экономического потенциала России.

    Важнейшим показателем эффективности размещения таможенного дела должно быть снижение затрат на таможенное обслуживание участников ВЭД и транспортировку товаров.

    Оптимальным вариантом размещения и развития таможенного дела является такой  вариант строительства новых, расширения, модернизации или ликвидации действующих  таможенных организаций, при котором  в течение заданного периода  времени выполняется целевая  функция таможенной системы, а ее значение достигает оптимальных  параметров./8/ 
 
 
 

    Заключение

    Полноправное  вхождение России в мировую экономическую  структуру, интеграция ее экономики  в систему мирохозяйственных  связей – одна из основных задач  экономической политики страны.

    Положительным моментом в развитии внешней торговли России в последние годы является стабильный рост положительного сальдо экспортно-импортных операций. Основной причиной возникновения и роста  положительного сальдо является резкое увеличение экспорта сырьевых товаров, черных и цветных металлов, продукции  химического производства, а также  значительное сокращение централизованного  импорта товаров, в том числе  уменьшение массовых закупок зерна.

    Россия  не относится к странам с экстравертивной  моделью экономики, где приоритетным направлением развития является экспортная ориентация. И, тем не менее, внешняя  торговля имеет жизненно важное значение для экономики России, а в последние годы ее роль как основного источника валютных поступлений сильно возросла.

    Правительством  России разработана стратегия внешнеэкономической  деятельности страны. В ее основе лежат  три основные цели, а также набор  средств по их достижению:

    1.Восстановление  и развитие экспортного потенциала  России и улучшение структуры экспорта. Здесь делается упор на те структуры экономики, где Россия уже обеспечила себе преимущество по сравнению с основными конкурентами. К таким приоритетным отраслям относятся: авиакосмическая промышленность, лазерная промышленность, атомная промышленность, судостроение, космические услуги, программное обеспечение, проведение геологических изысканий.

    2. Рационализация импорта:

    -вместо  импорта большого количества  зерна следует больше ввозить  готовых продуктов;

    -ввозить  средства защиты растений;

    -ввозить  семена высокоурожайных культур;

    -ввозить  оборудование для хранения сельскохозяйственной  продукции;

    -импортировать  высокоэффективную технику для  фермерских хозяйств.

    В импорте оборудования будет осуществлена переориентация с оборудования для  добывающих и перерабатывающих предприятий  на оборудование и лицензии для организации  и расширения перспективных производств, продукция которых пойдет не только на внутренний, но и на внешний рынки.

    3. Повышение конкурентоспособности:

    -прежде  всего необходимо обеспечить  постепенное сближение внутренних  и мировых стандартов производства  и качества продукции;

    -сделать  упор на расширение тех производств,  чей уровень уже превышает  мировой. Это прежде всего относится к производству вооружения, хотя и ведет к милитаризации производства.

    Таким образом, анализируя сложившуюся ситуацию надо признать, что в ближайшие  годы России предстоит прокладывать путь в мировую экономику в  качестве полусырьевой – полуиндустриальной страны, привлекательной для внешних партнеров не столько нынешним уровнем развития, сколько своими необъятными и еще не использованными возможностями – и в отношении рынков сбыта и в плане наличия разнообразных ресурсов, в том числе интеллектуальных.

    При всех трудностях сегодняшнего дня есть основания рассчитывать на то, что  в перспективе Россия сумеет улучшить свои позиции в мировой экономике, прежде всего путем возрождения  своего научно-технического потенциала, максимального использования конверсионных  возможностей оборонного комплекса, последовательной инвестиционной, структурной, налоговой  и внешнеторговой политики государства. 
 
 

    Список  литературы

    1. Таможенный кодекс Российской  Федерации

    2. Молчанова О.В., Коган М.В. Таможенное  дело.- Ростов н/Д: Феникс, 2005.-314с.

    3. Панферова Е.М. Мировая экономика.- М.: ИНФРА-М, 2002.-224с.

    4. Основы таможенного дела: Учебник  / Под общ. ред. Драганова В.Г.. Рос. Тамож. Акад., ГТК РФ- М.: ОАО «издательство «Экономика», 1998.-687с.

    5.Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность: Учебное пособие для вузов; Елова М.В., Муравьева Е.К. и др.;- М.: Логос, 2000.-261с.

    6. Мировая экономика: Учебное пособие/ Под ред. проф. Николаевой И.П. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.- 452с.

    7. Россия в мировой экономике:  Учебное пособие; Андрианов В.Д. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.-387с.

    8. Экономика таможенного дела: Учебное  пособие/ Под научн. ред. Малмыгина И.А., Губина А.В., Шаповаловой В.Н. - М.: РИО РТА,2002.-228с.

    9. www.gazeta.ru

    10. www.nosta.ru

Информация о работе Место таможенных органов в системе отраслей национального хозяйства