Механизм таможенного тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 20:23, курсовая работа

Описание работы

В течение последних двух десятилетий в процессе либерализации международной торговли значительно снизился общий уровень таможенных пошлин и увеличилась доля беспошлинных позиций в национальных тарифах, получила широкое распространение новая универсальная внешнеторговая товарная номенклатура и практика заключения региональных соглашений с преференциальным таможенно-тарифным режимом для их участников, осуществлено преобразование основных многосторонних организаций в области регулирования торговли, сопровождавшееся предоставлением им больших функций и вызвавшее увеличение числа стран-членов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы механизма таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности 6
1.1 Понятие, сущность, основные направления внешнеэкономической деятельности 15
1.2 Сущность, содержание, структура механизма таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности 17
1.3 Цели, задачи, принципы применения таможенного тарифа 19
1.4 Основные направления формирования механизма таможенно-тарифного регулирования 23
ГЛАВА 2. Механизм таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности 30
2.1 Внешнеэкономическая деятельность Республики Беларусь 33
2.2 Цели, задачи, принципы таможенно-тарифного регулирования в Республике Беларусь 35
2.3 Механизм таможенно-тарифного регулирования импорта 40
2.4 Механизм таможенно-тарифного регулирования экспорта 40
2.5 Особые пошлины в системе мер таможенно-тарифного регулирования 40
ГЛАВА 3. Основные элементы совершенствования Единого таможенно-тарифа Таможенного союза 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
Список использованных источников 46

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ ВЕРЕНИЧ.docx

— 140.47 Кб (Скачать)

  Многоплановость и специфика влияния таможенного  тарифа на развитие внешнеторговых отношений  и экономики страны в целом  требуют взвешенного подхода  к определению уровня ставок пошлин, так как необходимо учитывать  всю совокупность возможных экономических, а также социальных последствий.

 

  

    1. Основные  направления формирования механизма  таможенно-тарифного регулирования

 

  

  ГЛАВА 2. Механизм таможенно-тарифного регулирования  внешнеэкономической деятельности

  2.1 Внешнеэкономическая деятельность  Республики Беларусь

  Ниже  представлены данные о динамике темпов роста экспорта и импорта товаров  и услуг в 2011 году по данным Национального Статистического Комитета.

  

 

  

  2.2 Цели, задачи, принципы таможенно-тарифного  регулирования в Республике Беларусь

Оценка системы  государственного регулирования внешней  торговли в Республике Беларусь крайне необходима и актуальна на современном  этапе интернационализации производства, расширения Европейского Союза на восток, желания страны вступить во Всемирную  торговую организацию. Особенностью внешнеторговой политики и, одновременно, препятствием на пути к интеграции в мировую  торговлю для Беларуси является проведение политики достаточно жесткого протекционизма, что находит отражение не только в методах тарифного и нетарифного  регулирования, но и в механизме  административного контроля внешнеторговой деятельности, методах стимулирования экспорта и импортозамещения, валютном регулировании и контроле.

    Неотъемлемой частью таможенного  законодательства и основным  элементом регулирования внешней  торговли в Республике Беларусь  является таможенный тариф  

  2.3 Механизм таможенно-тарифного регулирования  импорта

 

  

  2.4 Механизм таможенно-тарифного регулирования  экспорта

 

  

  2.5 Особые пошлины в системе мер  таможенно-тарифного регулирования

  Руководящим документом по данному вопросу является Протокол об условиях и порядке применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа от 12 декабря 2008 года, который вступил в силу с 1 января 2010 года.

  Его статьями определены основные положения  применения ставок особых таможенных пошлин. В соответствии со статьей 2 с даты введения в действие Единого таможенного тарифа и предоставления полномочий по его ведению Комиссии таможенного союза (далее - Комиссия) более высокая или более низкая ставка ввозной таможенной пошлины по сравнению со ставкой Единого таможенного тарифа может применяться одной из Сторон в отношении товара, происходящего из третьих стран, в исключительных случаях на основании решения Комиссии, принимаемого в соответствии с Протоколом.

  Применение  одной из Сторон более высокой  ставки может быть предложено этой Стороной, если такая мера является необходимым условием для развития отрасли экономики государства  этой Стороны.

  Применение  одной из Сторон более низкой ставки может быть предложено этой Стороной в случае острого дефицита товара, если такая мера является необходимым  условием для удовлетворения социально  значимых потребностей населения или  потребностей развития производства, которое зависит в значительной степени от традиционного импорта  из третьих стран и не может  быть осуществлено за счет производства этого или аналогичного товара в  таможенном союзе.

  Для рассмотрения Комиссией вопроса  о применении одной из Сторон более  высокой или более низкой ставки эта Сторона представляет в Комиссию предложение о применении более  высокой или более низкой ставки с приложением обоснования необходимости  ее применения.

  Предложение о применении более высокой или  более низкой ставки должно содержать  следующую информацию:

  а) размер ставки Единого таможенного  тарифа на товар;

  б) сведения об объеме производства и  о потребности в товаре как  в государстве Стороны, вносящей предложение, так и в таможенном союзе в целом (в натуральном  и стоимостном выражении);

  в) сведения об объеме импорта товара как государством Стороны, вносящей предложение, так и таможенным союзом в целом;

  г) предполагаемый срок применения более  высокой или более низкой ставки;

  д) меры, которые должны быть приняты  другими Сторонами для достижения целей применения более высокой  или более низкой ставки.

  Обоснование необходимости применения более  высокой или более низкой ставки должно содержать статистические данные, финансово-экономические расчеты  и другую информацию, подтверждающую целесообразность применения более  высокой или более низкой ставки и невозможность достижения целей  ее применения иными средствами, а  также оценку последствий ее применения для рынков государств Сторон и оценку возможных действий третьих стран.

  Комиссия  направляет предложение о применении одной из Сторон более высокой  или более низкой ставки другим Сторонам.

  Вопрос  применения одной из Сторон более  высокой или более низкой ставки рассматривается Комиссией в  течение 30 дней с даты получения предложения о применении более высокой или более низкой ставки Комиссией.

  Решение о применении одной из Сторон более  высокой или более низкой ставки принимается Комиссией при наличии  следующих условий:

  а) обоснованность применения более высокой  или более низкой ставки;

  б) несогласие других Сторон на соответствующее  изменение ставки Единого таможенного  тарифа.

  Решение о применении одной из Сторон более  высокой или более низкой ставки принимается Комиссией на основе консенсуса.

  Решение Комиссии о применении одной из Сторон более высокой или более низкой ставки должно содержать следующую  информацию:

  а) наименование товара;

  б) код товара по Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности;

  в) срок применения Стороной более высокой  или более низкой ставки;

  г) размер более высокой или более  низкой ставки;

  д) меры, которые должны быть приняты  другими Сторонами для достижения целей применения более высокой  или более низкой ставки.

  Установленный решением Комиссии срок применения более  высокой или более низкой ставки одной из Сторон не может превышать  шесть месяцев.

  Вопрос  о продлении срока применения более высокой или более низкой ставки на следующие шесть месяцев  может быть внесен заинтересованной Стороной не позднее чем за месяц до истечения этого срока.

  Комиссия  ведет перечень товаров, при ввозе  которых Стороны применяют более  высокие или более низкие ставки.

  В перечень включается следующая информация:

  а) наименование товара;

  б) код товара по Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности;

  в) Сторона, применяющая более высокую  или более низкую ставку;

  г) размер более высокой или более  низкой ставки;

  д) срок применения более высокой или  более низкой ставки;

  е) размер ставки Единого таможенного  тарифа.

  По договоренности Сторон в Протокол могут быть внесены изменения, которые оформляются отдельными протоколами.

  ГЛАВА 3. Основные элементы совершенствования  Единого таможенно-тарифа Таможенного  союза

  Целью принятия Единого таможенного тарифа Таможенного Союза было совершенствование системы тарифного регулирования. Основное направление изменения Единого таможенного тарифа - это снижение уровня ставок таможенных пошлин, в первую очередь на технологическое оборудование, не выпускаемое в Беларуси, закупки которого необходимы для технического перевооружения предприятий промышленности. Ключевым моментом эффективной работы промышленного комплекса является обновление активной части основных фондов, т.е. техническое перевооружение и модернизация производств. Промышленные товары – одна из основных статей экспорта Республики Беларусь, а внешняя торговля это важнейший фактор социально-экономического развития. Однако в настоящее время сложилась ситуация, при которой возможности увеличения экспорта ограничены. Большинство экспортируемых готовых изделий, машин и оборудования неконкурентоспособны по цене и качеству. Отечественной промышленной отрасли требуется серьезная техническая и технологическая модернизация, что сопряжено со значительными капиталовложениями [10, c. 84 10. Лисневский И.В. Таможенно-тарифное регулирование в Республике Беларусь. Мн. БИП-С. 2002. 161с. ]

    Следующим элементом совершенствования Единого таможенного тарифа является унификация пошлин. Значительные колебания ставок на аналогичные товары (особенно народного потребления) используются недобросовестными импортерами, которые под видом продукции, облагающейся низкими пошлинами, ввозят товары, на которые установлены более высокие пошлины (главным образом продукты питания и полуфабрикаты, а также некоторые сорта бумаги, краски, химикаты, изделия машиностроения и др.).

    Поскольку сейчас наша республика  предпринимает конкретные шаги  по вступлению во Всемирную  торговую организацию (ВТО), принятые  белорусским правительством размеры  ставок ввозных таможенных пошлин в основном ниже ранее действовавших. Средняя взвешенная ставка экспортного тарифа предположительно составит 8 – 10%; максимальная тарифная ставка равна 100%; минимальная тарифная ставка составляет 5%, есть и нулевые ставки, устанавливающие беспошлинный вывоз товаров. Экспортный тариф распространяет свое действие на отдельные категории товаров, в первую очередь на природные энергоресурсы (природный газ, нефть и ее производные, кожевенное сырье, древесину и изделия из них, руды, а также некоторые иные товары, экспорт которых из республики может повлиять на экономическую стабильность) [10, c. 87]

    При этом одновременно реализуются  нормы Соглашения между государствами-участниками  таможенного Союза Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана, согласно которому стороны синхронизируют  свои действия при вступлении  в ВТО. 

    Однако существующее таможенно  - тарифное регулирование далеко  от совершенства.

    Во-первых, мы могли бы несравненно  больше зарабатывать на цивилизованном  транзите грузов, развитии транспортной  инфраструктуры, в том числе придорожного  обслуживания, автострад, таможенных  складов, больших оптовых баз  и т.д. Грузы в Россию все  чаще идут в обход Беларуси - через Литву, Латвию и Украину.  Страховые компании отказываются  страховать грузы, которые транспортные  компании рискуют перевозить  через Беларусь. По разным оценкам,  ежегодный размер упущенной выгоды  белорусского бизнеса и бюджета  страны от существующих таможенных  порядков составляет $500-600 млн. [16, c.9  ]

    Во-вторых, Беларусь была бы богаче, производители - конкурентнее, если бы тарифное регулирование было значительно упрощено, а таможенные ставки - уменьшены. Средневзвешенная ставка таможенной пошлины по разным оценкам составляет от 8 до 11%, что гораздо выше, чем в странах ЕС, не говоря уже о чемпионах свободной торговли - Новой Зеландии, Ирландии или даже Финляндии. Оптимальный режим тарифной политики для малой открытой экономики - таможенная ставка, равная нулю. Однако сегодня Беларуси сложно перейти на нее даже по фискальным соображениям. С другой стороны, высокие импортные пошлины - это рост себестоимости товаров и услуг отечественных производителей, увеличение расходов на потребительские товары населения [16, c. 10-11]

Информация о работе Механизм таможенного тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности