Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 16:54, курсовая работа
Цель работы – изучить механизм государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач: изучить методы и их применение в государственном регулировании внешнеторговой деятельности; изучить влияние внешнеторговой политики на экономику страны систематизировать основные подходы к исследованию внешней торговли и ее государственного регулирования; изучить механизм государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общие понятия о внешнеторговой деятельности……………………..6
Направления внешнеторговой деятельности…………………………….6
Государственное регулирование перемещение товара через таможенную границу………………………………………………………7
Этапы развития регулирования экспорта и импорта…………………...11
Механизм государственного регулирования внешнеторговой деятельности………………………………………………………………13
Концепции государственного регулирования…………………………..13
Методы и их применение в государственном регулировании внешнеторговой деятельности…………………………………………...15
Полномочия органов государственной власти………………………….18
Глава 2. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности…..20
2.1. Принципы регулирования………………………………………….……..20
2.2. Участники внешнеторговой деятельности………………………………21
2.3. Методы внешнеторгового регулирования………………………………22
2.4. Правовые основы защиты экономических интересов государства во внешней торговле товарами…………………………………………………….28
2.5. Определение существенного ущерба российской экономики при субсидировании иностранным государством товаров импортируемых в РФ.32
2.6. Режимы осуществления внешней торговли: приграничная торговля, свободные экономические зоны………………………………………………..34
2.7. Содержание внешнеторгового договора………………………………...38
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованной литературы…………………………………………...42
Экспортные субсидии могут быть прямыми (выплата дотации производителю при его выходе на внешней рынок) и косвенными ( путем льготного налогообложения, кредитования, страхования и т.п.).
Е. Демпинг
Распространенной формой конкурентной борьбы на мировом рынке является демпинг, когда экспортер продает свой товар на зарубежном рынке по цене, ниже нормальной. Обычно речь идет о продаже по цене ниже цены аналогичного товара на внутреннем рынке страны-экспортера. Демпинг может являться, во-первых, следствием государственной внешней политики, когда экспортер получает субсидию; во-вторых, демпинг может стать результатом типично монополистической практики дискриминации в ценах, когда фирма-экспортер, которая занимает монопольное положение на внутреннем рынке при неэластичном спросе максимизирует доход, повышая цены, тогда как на конкурентном зарубежном рынке при достаточно эластичном спросе она добивается максимизации дохода путем снижения цены и расширения объема продаж. Такого рода дискриминация в ценах возможна, если рынок сегментирован, т.е. затруднено выравнивание цен внутреннего и внешнего рынка путем перепродажи товара из-за высоких транспортных расходов или установленных государством ограничений торговли.
Ё. Экономические санкции.
Крайней формой государственного ограничения внешней торговли являются экономические санкции, например, торговое эмбарго - запрещение государством ввоза в какую-либо страну или вывоза из какой - либо страны товаров. Страна вводит эмбарго на торговлю с другой страной, как правило, по политическим мотивам. Экономические санкции по отношению к какой-либо стране могут также носить коллективный характер, например, когда они вводятся по решению ООН.
Рассмотренные методы и формы государственного регулирования лишь некоторых основных инструментов внешнеторговой политики, На практике используется гораздо больше. В частности, за последнее время широкое распространение получили так называемые технические барьеры, представляющие собой административное регулирование, при котором происходит дискриминация импортных товаров в пользу отечественных при помощи специфических стандартов качества, норм безопасности, санитарных ограничений и др.
2.4. Правовые основы защиты экономических интересов государства во внешней торговле товарами.
Импорт и экспорт товаров
осуществляются без количественных
ограничений. Под количественными
ограничениями импорта и
Количественные ограничения
· обеспечения национальной безопасности РФ;
· выполнения международных обязательств РФ с учетом состояния на внутреннем товарном рынке;
· защиты внутреннего рынка РФ. В целях защиты национальных интересов действует система экспортного контроля.
Правительство Российской Федерации в исключительных случаях может устанавливать:
1) временные ограничения или
запреты экспорта товаров для
предотвращения либо
2) ограничения импорта
а) сократить производство или продажу аналогичного товара российского происхождения;
б) сократить производство или продажу товара российского происхождения, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в Российской Федерации не имеется значительного производства аналогичного товара;
в) снять с рынка временный
излишек аналогичного товара российского
происхождения путем
г) снять с рынка временный излишек товара российского происхождения, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в Российской Федерации не имеется значительного производства аналогичного товара, путем предоставления имеющегося излишка такого товара некоторым группам российских потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;
д) ограничить производство продуктов животного происхождения, производство которых зависит от импортируемого в Российскую Федерацию товара, если производство в Российской Федерации аналогичного товара является относительно незначительным.
Статья 32 Закона «Об основах государственного
регулирования внешнеторговой деятельности»
предусматривает возможность
- необходимы для соблюдения
общественной морали или
- необходимы для охраны жизни
или здоровья граждан,
- относятся к импорту или экспорту золота или серебра;
- применяются для защиты
- необходимы для предотвращения
исчерпания невосполнимых
- необходимы для приобретения или распределения товаров при общем или местном их дефиците;
- необходимы для выполнения
международных обязательств
- необходимы для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
- необходимы для обеспечения
соблюдения не противоречащих
международным договорам
- применения таможенного
- представления таможенным
- охраны окружающей среды;
- обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации вывезти или уничтожить товары, не соответствующие техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим требованиям;
- предотвращения и
- защиты интеллектуальной
- предоставления
В целях защиты внешнего финансового положения и поддержания равновесия платежного баланса Российской Федерации Правительство Российской Федерации может принять решение о введении мер ограничения внешней торговли товарами.
Такие меры вводятся или усиливаются в случае, если необходимо:
1) остановить серьезное
2) достигнуть разумного темпа
увеличения валютных резервов
Российской Федерации (если
Правительство Российской Федерации может вводить меры ограничения внешней торговли товарами (ответные меры) в случае, если иностранное государство:
1) не выполняет принятые им
по международным договорам
2) предпринимает меры, которые нарушают
экономические интересы
3) не предоставляет российским
лицам адекватную и
4) не предпринимает разумных
действий для борьбы с
2.5. Определение существенного ущерба российской экономики при субсидировании иностранным государством товаров импортируемых в РФ.
В соответствии с Федеральным законом
Российской Федерации от 8 декабря 2003
г. № 165-ФЗ «О специальных защитных,
антидемпинговых и компенсацион
Специальная защитная мера - мера по ограничению
возросшего импорта на таможенную территорию
Российской Федерации, которая применяется
по решению Правительства
Демпинг - практика экспорта товаров по ценам, значительно ниже тех, по которым товар реализуется на внутреннем рынке.
Антидемпинговая мера - мера по противодействию демпинговому импорту, которая применяется по решению Правительства Российской Федерации посредством введения антидемпинговой пошлины, в том числе предварительной антидемпинговой пошлины, или одобрения ценовых обязательств, принятых экспортером.
Компенсационная мера - мера по нейтрализации воздействия специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств) на отрасль российской экономики, применяемая по решению Правительства Российской Федерации посредством введения компенсационной пошлины, в том числе предварительной компенсационной пошлины, либо одобрения обязательств, принятых уполномоченным органом субсидирующего иностранного государства (союза иностранных государств) или экспортером.
Введению специальной защитной меры, антидемпинговой меры или компенсационной меры при импорте товара должно предшествовать расследование в целях установления наличия возросшего импорта и обусловленного этим серьезного ущерба отрасли российской экономики или угрозы причинения серьезного ущерба отрасли российской экономики, а также в целях установления наличия демпингового импорта или субсидируемого импорта и обусловленного этим ущерба отрасли российской экономики13.
Из перечисленных мер наиболее существенное влияние на мировую торговлю оказывают антидемпинговые пошлины, которые представляют собой временный сбор в размере разницы между ценами продажи товара на внутреннем и внешнем рынке, вводимый импортирующей страной в целях нейтрализации негативных последствий нечестной ценовой конкуренции на основе демпинга.
Импортная квота применяется государством для защиты отечественных производителей, регулирования спроса и предложения, устранения отрицательного сальдо торгового баланса, а также как ответная мера на дискриминационную внешнюю политику других государств.
Квотирование импорта подразуме
2.6. Режимы осуществления внешней торговли: приграничная торговля, свободные экономические зоны.
В соответствии со ст.41 Закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» приграничная торговля осуществляется, как правило, на основе международного договора Российской Федерации с сопредельным иностранным государством или группой сопредельных иностранных государств, предусматривающего предоставление особого благоприятного режима внешнеторговой деятельности в отношении внешней торговли товарами и услугами, осуществляемой исключительно для удовлетворения местных потребностей в товарах и услугах, произведенных в пределах соответствующих приграничных территорий и предназначенных для потребления физическими лицами, имеющими постоянное место жительства на этих территориях, и юридическими лицами, имеющими место нахождения на этих территориях.
Информация о работе Механизм государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России