Механизм государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 16:54, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить механизм государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач: изучить методы и их применение в государственном регулировании внешнеторговой деятельности; изучить влияние внешнеторговой политики на экономику страны систематизировать основные подходы к исследованию внешней торговли и ее государственного регулирования; изучить механизм государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общие понятия о внешнеторговой деятельности……………………..6
Направления внешнеторговой деятельности…………………………….6
Государственное регулирование перемещение товара через таможенную границу………………………………………………………7
Этапы развития регулирования экспорта и импорта…………………...11
Механизм государственного регулирования внешнеторговой деятельности………………………………………………………………13
Концепции государственного регулирования…………………………..13
Методы и их применение в государственном регулировании внешнеторговой деятельности…………………………………………...15
Полномочия органов государственной власти………………………….18
Глава 2. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности…..20
2.1. Принципы регулирования………………………………………….……..20
2.2. Участники внешнеторговой деятельности………………………………21
2.3. Методы внешнеторгового регулирования………………………………22
2.4. Правовые основы защиты экономических интересов государства во внешней торговле товарами…………………………………………………….28
2.5. Определение существенного ущерба российской экономики при субсидировании иностранным государством товаров импортируемых в РФ.32
2.6. Режимы осуществления внешней торговли: приграничная торговля, свободные экономические зоны………………………………………………..34
2.7. Содержание внешнеторгового договора………………………………...38
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованной литературы…………………………………………...42

Работа содержит 1 файл

распечатать.doc

— 203.50 Кб (Скачать)

Экспортные субсидии могут быть прямыми (выплата дотации производителю при его выходе на внешней рынок) и косвенными ( путем льготного налогообложения, кредитования, страхования и т.п.).

Е. Демпинг

Распространенной формой конкурентной борьбы на мировом рынке является демпинг, когда экспортер продает  свой товар на зарубежном рынке по цене, ниже нормальной. Обычно речь идет о продаже по цене ниже цены аналогичного товара на внутреннем рынке страны-экспортера. Демпинг может являться, во-первых, следствием государственной внешней политики, когда экспортер получает субсидию; во-вторых, демпинг может стать результатом типично монополистической практики дискриминации в ценах, когда фирма-экспортер, которая занимает монопольное положение на внутреннем рынке при неэластичном спросе максимизирует доход, повышая цены, тогда как на конкурентном зарубежном рынке при достаточно эластичном спросе она добивается максимизации дохода путем снижения цены и расширения объема продаж. Такого рода дискриминация в ценах возможна, если рынок сегментирован, т.е. затруднено выравнивание цен внутреннего и внешнего рынка путем перепродажи товара из-за высоких транспортных расходов или установленных государством ограничений торговли.

Ё. Экономические санкции.

Крайней формой государственного ограничения  внешней торговли являются экономические  санкции, например, торговое эмбарго - запрещение государством ввоза в какую-либо страну или вывоза из какой - либо страны товаров. Страна вводит эмбарго на торговлю с другой страной, как правило, по политическим мотивам. Экономические санкции по отношению к какой-либо стране могут также носить коллективный характер, например, когда они вводятся по решению ООН.

Рассмотренные методы и формы государственного регулирования лишь некоторых основных инструментов внешнеторговой политики, На практике используется гораздо больше. В частности, за последнее время  широкое распространение получили так называемые технические барьеры, представляющие собой административное регулирование, при котором происходит дискриминация импортных товаров в пользу отечественных при помощи специфических стандартов качества, норм безопасности, санитарных ограничений и др.

 

 

 

 

2.4. Правовые основы защиты экономических интересов государства во внешней торговле товарами.

 

Импорт и экспорт товаров  осуществляются без количественных ограничений. Под количественными  ограничениями импорта и экспорта понимается административная форма нетарифного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту.

Количественные ограничения вводятся в исключительных целях11:

· обеспечения национальной безопасности РФ;

· выполнения международных обязательств РФ с учетом состояния на внутреннем товарном рынке;

· защиты внутреннего рынка РФ. В целях защиты национальных интересов  действует система экспортного  контроля.

Правительство Российской Федерации  в исключительных случаях может устанавливать:

1) временные ограничения или  запреты экспорта товаров для  предотвращения либо уменьшения  критического недостатка на внутреннем  рынке Российской Федерации продовольственных  или иных товаров, которые являются  существенно важными для внутреннего рынка Российской Федерации. Перечень товаров, являющихся существенно важными, определяется Правительством Российской Федерации;

2) ограничения импорта сельскохозяйственных  товаров или водных биологических  ресурсов, ввозимых в Российскую Федерацию в любом виде, если необходимо:

а) сократить производство или продажу  аналогичного товара российского происхождения;

б) сократить производство или продажу  товара российского происхождения, который может быть непосредственно  заменен импортным товаром, если в Российской Федерации не имеется значительного производства аналогичного товара;

в) снять с рынка временный  излишек аналогичного товара российского  происхождения путем предоставления имеющегося излишка такого товара некоторым  группам российских потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;

г) снять с рынка временный  излишек товара российского происхождения, который может быть непосредственно  заменен импортным товаром, если в Российской Федерации не имеется  значительного производства аналогичного товара, путем предоставления имеющегося излишка такого товара некоторым группам российских потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;

д) ограничить производство продуктов  животного происхождения, производство которых зависит от импортируемого в Российскую Федерацию товара, если производство в Российской Федерации аналогичного товара является относительно незначительным.

Статья 32 Закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»  предусматривает возможность установления запретов и ограничений экспорта и импорта товаров, исходя из национальных интересов России, если эти меры:

- необходимы для соблюдения  общественной морали или правопорядка;

- необходимы для охраны жизни  или здоровья граждан, окружающей  среды, жизни или здоровья животных и растений;

- относятся к импорту или  экспорту золота или серебра;

- применяются для защиты культурных  ценностей;

- необходимы для предотвращения  исчерпания невосполнимых природных  ресурсов и проводятся одновременно  с ограничением внутреннего производства или потребления, связанных с использованием невосполнимых природных ресурсов;

- необходимы для приобретения  или распределения товаров при  общем или местном их дефиците;

- необходимы для выполнения  международных обязательств Российской  Федерации;

- необходимы для обеспечения  обороны страны и безопасности  государства;

- необходимы для обеспечения  соблюдения не противоречащих  международным договорам Российской  Федерации нормативных правовых  актов Российской Федерации, касающихся  в том числе:

- применения таможенного законодательства  Российской Федерации;

- представления таможенным органам  Российской Федерации одновременно  с грузовой таможенной декларацией  документов о соответствии товаров  обязательным требованиям;

- охраны окружающей среды;

- обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации вывезти или уничтожить товары, не соответствующие техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим требованиям;

- предотвращения и расследования  преступлений, а также судопроизводства и исполнения судебных решений в отношении этих преступлений;

- защиты интеллектуальной собственности;

- предоставления исключительного  права на экспорт и (или)  импорт отдельных видов товаров.

В целях защиты внешнего финансового положения и поддержания равновесия платежного баланса Российской Федерации Правительство Российской Федерации может принять решение о введении мер ограничения внешней торговли товарами.

Такие меры вводятся или усиливаются  в случае, если необходимо:

1) остановить серьезное сокращение  валютных резервов Российской  Федерации или предотвратить  угрозу серьезного сокращения  валютных резервов Российской  Федерации;

2) достигнуть разумного темпа  увеличения валютных резервов  Российской Федерации (если валютные резервы очень малы).

Правительство Российской Федерации  может вводить меры ограничения  внешней торговли товарами (ответные меры) в случае, если иностранное  государство:

1) не выполняет принятые им  по международным договорам обязательства  в отношении Российской Федерации;

2) предпринимает меры, которые нарушают  экономические интересы Российской  Федерации, субъектов Российской  Федерации, муниципальных образований  или российских лиц либо политические  интересы Российской Федерации,  в том числе меры, которые необоснованно закрывают российским лицам доступ на рынок иностранного государства или иным образом необоснованно дискриминируют российских лиц;

3) не предоставляет российским  лицам адекватную и эффективную  защиту их законных интересов  в этом государстве, например защиту от антиконкурентной деятельности других лиц;

4) не предпринимает разумных  действий для борьбы с противоправной  деятельностью физических лиц  или юридических лиц этого  государства на территории Российской  Федерации.

 

 

 

 

 

2.5. Определение существенного ущерба российской экономики при субсидировании иностранным государством товаров импортируемых     в РФ.

 

В соответствии с Федеральным законом  Российской Федерации от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» могут вводиться соответствующие меры при импорте товаров для защиты экономических интересов российских производителей товаров в связи с возросшим импортом, демпинговым импортом или субсидируемым импортом на таможенную территорию Российской Федерации.

Специальная защитная мера - мера по ограничению  возросшего импорта на таможенную территорию Российской Федерации, которая применяется  по решению Правительства Российской Федерации посредством введения импортной квоты или специальной пошлины, в том числе предварительной специальной пошлины12.

Демпинг - практика экспорта товаров  по ценам, значительно ниже тех, по которым  товар реализуется на внутреннем рынке. 

Антидемпинговая мера - мера по противодействию  демпинговому импорту, которая применяется по решению Правительства Российской Федерации посредством введения антидемпинговой пошлины, в том числе предварительной антидемпинговой пошлины, или одобрения ценовых обязательств, принятых экспортером.

Компенсационная мера - мера по нейтрализации воздействия специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств) на отрасль российской экономики, применяемая по решению Правительства Российской Федерации посредством введения компенсационной пошлины, в том числе предварительной компенсационной пошлины, либо одобрения обязательств, принятых уполномоченным органом субсидирующего иностранного государства (союза иностранных государств) или экспортером.

Введению специальной защитной меры, антидемпинговой меры или компенсационной меры при импорте товара должно предшествовать расследование в целях установления наличия возросшего импорта и обусловленного этим серьезного ущерба отрасли российской экономики или угрозы причинения серьезного ущерба отрасли российской экономики, а также в целях установления наличия демпингового импорта или субсидируемого импорта и обусловленного этим ущерба отрасли российской экономики13.

Из перечисленных мер наиболее существенное влияние на мировую  торговлю оказывают антидемпинговые  пошлины, которые представляют собой временный сбор в размере разницы между ценами продажи товара на внутреннем и внешнем рынке, вводимый импортирующей страной в целях нейтрализации негативных последствий нечестной ценовой конкуренции на основе демпинга.

Импортная квота применяется государством для защиты отечественных производителей, регулирования спроса и предложения, устранения отрицательного сальдо торгового баланса, а также как ответная мера на дискриминационную внешнюю политику других государств.

Квотирование импорта подразумевает использование индивидуальных, тарифных, сезонных, глобальных и других ограничений поставок в страну импортных товаров. Индивидуальные квоты предполагают распределение общего количества разрешенных к импорту товаров по странам-поставщикам. Тарифные квоты разрешают импорт в определенном объеме при более благоприятном режиме таможенного обложения, а для импорта сверх этого объема устанавливается менее благоприятный режим, доходящий до фактического запрета импортных поставок. Сезонные квоты устанавливаются на определенное время года - в период пика производства внутри страны аналогичных товаров (как правило, это касается сельскохозяйственных продуктов). Глобальные квоты, являющиеся основным видом применяемых в мировой практике квот, устанавливают размер общего импорта какого-либо товара без распределения его между странами-поставщиками, что дает национальному импортеру полную свободу выбора страны-поставщика. Основная цель данной квоты заключается в обеспечении необходимого уровня потребления и рассчитывается как разность внутреннего производства и потребления товара. Имеются также случаи установления импортных квот в процентах от величины экспорта либо закупок конкретного товара на внутреннем рынке с целью поощрения национального производителя.

 

2.6. Режимы осуществления внешней торговли: приграничная торговля, свободные экономические зоны.

 

В соответствии со ст.41 Закона «Об  основах государственного регулирования  внешнеторговой деятельности» приграничная торговля осуществляется, как правило, на основе международного договора Российской Федерации с сопредельным иностранным государством или группой сопредельных иностранных государств, предусматривающего предоставление особого благоприятного режима внешнеторговой деятельности в отношении внешней торговли товарами и услугами, осуществляемой исключительно для удовлетворения местных потребностей в товарах и услугах, произведенных в пределах соответствующих приграничных территорий и предназначенных для потребления физическими лицами, имеющими постоянное место жительства на этих территориях, и юридическими лицами, имеющими место нахождения на этих территориях.

Информация о работе Механизм государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России