Механизм формирования таможенного тарифа

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 19:27, курсовая работа

Описание работы

Наиболее распространенные средства как таможенные тарифы служат, целями использования которых являются получение дополнительных финансовых средств (как правило, для развивающихся стран), регулирование внешнеторговых потоков (более типично для развитых государств) или защита национальных производителей (главным образом в трудоемких отраслях).
Именно поэтому важно оценить эффективность таможенного налогообложения, дать общую характеристику таможенных пошлин, а также проанализировать таможенные тарифы как реестр налогооблагаемых товарных позиций.
Цель данной работы - рассмотрение механизма и практики формирования и применения таможенных тарифов в РФ.

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ……………………………………………………………………2
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….3
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТАМОЖЕННОГО ТАРИФА……………………....5
1.1. Понятие и признаки таможенного тарифа………………………..…5
1.2. Элементы таможенного тарифа…………………………………...…6
1.3. Функции таможенных тарифов………………………………………9
2. МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО ТАРИФА……….14
2.1. Классификация таможенного тарифа……………………………..14
2.2. Система механизмов таможенно- тарифного регулирования ВЭД………………………………………………………………………….18
3. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО ТАРИФА………….…21
3.1. Изменение таможенного тарифа при создании Таможенного союза………………………………………………………………...21
3.2. Изменение таможенного тарифа при создании единого таможенного пространства……………………………………..….23
3.3. Сравнительный анализ таможенного тарифа РФ с таможенным тарифом ТС…………………………………………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....31
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа на печать.docx

— 61.42 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

    ОГЛАВЛЕНИЕ……………………………………………………………………2

    ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….3

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТАМОЖЕННОГО ТАРИФА……………………....5
    1. Понятие и признаки таможенного тарифа………………………..…5
    2. Элементы таможенного тарифа…………………………………...…6
    3. Функции таможенных тарифов………………………………………9
  2. МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО ТАРИФА……….14
    1. Классификация таможенного тарифа……………………………..14
    2. Система механизмов таможенно- тарифного регулирования ВЭД………………………………………………………………………….18
  3. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО ТАРИФА………….…21
    1. Изменение таможенного тарифа при создании Таможенного союза………………………………………………………………...21
    2. Изменение таможенного тарифа при создании единого таможенного пространства……………………………………..….23
    3. Сравнительный анализ таможенного тарифа РФ с таможенным тарифом ТС…………………………………………………………25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....31

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

    В современных условиях формирование и применение таможенных тарифов  играет существенную роль в обеспечении  экономической безопасности страны, защите экономических интересов  и развитии экономики в целом. Важным элементом формирования и  применения таможенных тарифов является система таможенных платежей, действующая  в стране, и посредством реализации присущих ей функций, играющая значимую роль в формировании доходов государства.

    Таможенная  политика - это мощный рычаг, при  помощи которого государство может  стимулировать рост отечественного производства, особенно в секторе  производства экспортной продукции, и  ввоз импортных товаров, призывая тем  самым отечественных производителей к конкурентной борьбе. Особенно эта  тема вызывает интерес в свете  возможности вступления РФ во Всемирную  торговую организацию. Это потребует  значительных изменений в таможенной политике государства, в том числе  снижения ввозных платежей, уравнивания  условий функционирования на российском рынке отечественных и зарубежных производителей.  
Средства формирования и применения таможенных тарифов могут принимать различные формы, включая непосредственно воздействующие на цену товара (тарифы, налоги, акцизные и прочие сборы), так и ограничивающие стоимостные объемы или количество поступающего товара (количественные ограничения, лицензии, "добровольные" ограничения экспорта и т. д.). 

    Такие наиболее распространенные средства как  таможенные тарифы служат, целями использования  которых являются получение дополнительных финансовых средств (как правило, для  развивающихся стран), регулирование  внешнеторговых потоков (более типично  для развитых государств) или защита национальных производителей (главным образом в трудоемких отраслях).  
Именно поэтому важно оценить эффективность таможенного налогообложения, дать общую характеристику таможенных пошлин, а также проанализировать таможенные тарифы как реестр налогооблагаемых товарных позиций.

    Цель  данной работы - рассмотрение механизма  и практики формирования и применения таможенных тарифов в РФ. 

    Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть  понятие и сущность таможенного  тарифа РФ;  
- рассмотреть таможенный тариф как элемент механизма государственного регулирования;  
- провести анализ формирования и применения таможенных тарифов.  
Объектом исследования является таможенные тарифы РФ.  
Предметом исследования является механизм и практика формирования и применения таможенных тарифов в РФ.
 
 
 
 
 
 
 
 

1.   ХАРАКТЕРИСТИКА ТАМОЖЕННОГО ТАРИФА

1.1.   Понятие и признаки таможенного тарифа

    Таможенный  тариф является важнейшим комплексом инструментом государственного регулирования  внешней торговли. Применение тарифа представляет собой процесс таможенно-тарифного  регулирования внешнеторговых операций.

    Таможенные  тарифы и пошлины являются основным инструментом торговой политики государства, правомерность применения которого признается международными нормами.

    Существует  несколько подходов к определению  Таможенного тарифа:

    1) Таможенный тариф отождествляется  с таможенной пошлиной. Этот подход  встречается в непрофессиональной  литературе. В этом случае отождествляется  огромное целое с его маленькой  частью или элементом. 

    2) Содержательный. В этом случае  изучается содержание, структура,  виды, функции и принципы применения  таможенного тарифа в реальной  практике.

    3) Таможенный тариф как специальный  государственный нормативный документ. В России таможенный тариф  и любые изменения в нем  утверждаются специальными постановлениями  Правительства страны.

    Таможенный  тариф – нормативный документ федерального уровня в области таможенного  дела.  

    В зависимости от того, какая сторона  торговой политики считается важной, существуют несколько дополняющих  друг друга определений таможенного  тарифа.

    Таможенный  тариф в зависимости от контекста  может определяться как:

    - инструмент торговой политики  и государственного регулирования  внутреннего рынка страны при  его взаимодействии с мировым  рынком;

    - свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым  через таможенную границу, систематизированный  в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД);

    - конкретная ставка таможенной  пошлины, подлежащей уплате при  вывозе или ввозе определенного  товара на таможенную территорию  страны. В этом случае понятие  таможенного тарифа полностью  совпадает с понятием таможенной  пошлины.

    Таможенные  тарифы изменяются в соответствии с  объективными процессами развития национальных хозяйств и структурными сдвигами в международной торговле.

    Таможенный  тариф имеет следующие признаки:

    1) Таможенный тариф – это комплексный  инструмент государственного регулирования  внешней торговли;

    2) Инструмент экономического регулирования  или экономического воздействия на параметры внешней торговли;

    3) Таможенный тариф базируется  на специальных классификациях  товаров как объектов внешней  торговли, как объектов тарифного  регулирования. В России в качестве  такого классификатора применяется  ТН ВЭД; 

    4) Таможенный тариф в любой стране  имеет особую нормативно –  правовую базу применения;

    5) Таможенный тариф содержит коды  товаров в соответствии с их  местом в ТН ВЭД. Содержит  наименования товаров, подлежащих  таможенному обложению; 

    6) тарифы содержат определенное  количество видов и уровней  ставок таможенных пошлин.

    1.2.    Элементы таможенного тарифа

    Элементами  таможенного тарифа являются: таможенные пошлины, их виды и ставки, система  группировки товаров, таможенная стоимость  товаров и методы ее определения, тарифные льготы и привилегии.

    Таможенная  пошлина – это платеж, взимаемый таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию. Уплата таможенной пошлины носит обязательный характер и обеспечивается мерами государственного принуждения.

    Ставка  таможенной пошлины – это указанный  в таможенном тарифе денежный размер платежа, подлежащий взиманию таможенными органами за конкретный товар, ввозимый на таможенную территорию. Ставки таможенных пошлин определяются Правительством, являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу, видов сделок и каких-либо других факторов. Система группировки товаров – это  распределение товаров по определенным группам в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической  деятельности, разработанной на основе общемировой практики классификации товаров.

    Таможенная  стоимость товара – это цена сделки, фактически уплаченная за товар на момент пересечения им таможенной границы.

    Тарифные  льготы – это льготы, предоставляемые  в форме возврата ранее уплаченной таможенной пошлины, в форме освобождения от уплаты пошлин, в форме снижения ставки таможенной пошлины либо в форме установления тарифных льгот на преференциальный ввоз (вывоз) товаров.  

    Таможенные  преференции – это специальные  преимущества, предоставляемые при обложении таможенными пошлинами всех или нескольких видов товаров отдельных стран и не распространяющиеся на аналогичные товары других стран.  

    Основными видами таможенных пошлин являются конвенциональные и автономные. 

    Конвенциональные  пошлины применяются к вещам, происходящим из стран и их союзов, пользующихся в данном государстве  режимом наибольшего благоприятствования  в торговле.

    Их  размеры устанавливаются  в соответствии с международными договорами и являются минимальными. 

    Автономные  таможенные пошлины, напротив, применяются  к вещам, которые происходят из стран  и их союзов, не пользующихся в стране режимом наибольшего благоприятствования. Они являются одним из основных инструментов защиты национальной экономики от неблагоприятного воздействия внешних экономических факторов и по размеру являются максимальными. Особые таможенные пошлины могут быть как конвенциональными, так и автономными.

    Специальные пошлины носят автономный характер, отличаются повышенными размерами ставок и применяются в качестве защитной меры для отечественных производителей от иностранных конкурирующих товаров либо как ответная мера на дискриминационные действия со стороны других стран.

    Преференциальные  таможенные пошлины отличаются пониженным размером ставок и применяются в отношении вещей, происходящих из государств, заключающих договоры о взаимном снижении размеров таможенных пошлин на определенные товары, образующих таможенный союз или зону свободной торговли, обращающихся в приграничной торговле, происходящих из развивающихся государств, пользующихся Всеобщей системой преференций в соответствии с нормами Международной торговли. 

    Таможенные  тарифы предусматривают возможность  введения дополнительных пошлин. К дополнительным пошлинам относятся: антидемпинговые, компенсационные и картельные.

    Антидемпинговые пошлины применяются в случае ввоза на территорию страны товаров  по цене более низкой, чем их нормальная стоимость, если такой импорт наносит  экономический ущерб национальным товаропроизводителям.

    Компенсационные применяются в отношении  тех импортных товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если данный импорт наносит  ущерб национальным производителям аналогичной продукции. Картельные пошлины применяются против товаров, происходящих из стран, осуществляющих в отношении данного государства дискриминацию, недружественные акты.

    Величина  ставок дополнительных пошлин обычно в несколько раз превышает  уровень максимальных ставок и, кроме того, могут быть предусмотрены дополнительные формы юридической ответственности импортеров.

    При классификации таможенных пошлин по времени действия автономные считаются  постоянно действующими, временные  вводятся на определенный период времени (например, на период применения экономических санкций), сезонные используются в определенное время года сроком, как правило, не более 4 месяцев.

    При взимании таможенных пошлин обычно применяются  три способа. Основной из них является взимание процента от стоимости товара. Такие пошлины называются адвалорными. Другой способ предполагает, что таможенный тариф устанавливается в стоимостном выражении за определенную количественную единицу товара, чаще всего за единицу веса, объема или количества. Эти пошлины называются специфическими. При их использовании важную роль играет выбор веса брутто или нетто. Комбинированные таможенные пошлины сочетают оба этих способа и предполагают одновременное их использование, либо на выбор, либо берется та ставка, которая позволяет получить наибольшую сумму таможенного сбора.

Информация о работе Механизм формирования таможенного тарифа