Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 13:22, курсовая работа
цель данной курсовой работы – это исследование квотирования экспорта и импорта в условиях функционирования ТС. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие квотирования;
проанализировать причины применения квотирования руководством государств;
исследовать систематизацию видов квот;
провести анализ правовой основы регулирования квотирования в рамках Таможенного союза и на национальном уровне;
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КВОТИРОВАНИЯ
1.1. Общее понятие квотирования товаров и причины введения квот
1.2. Виды квот на товары
ГЛАВА 2. КВОТИРОВАНИЕ ТОВАРОВ В РАМКАХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
2.1. Практика применения квот в Таможенном союзе
2.2 Проблемы, связанные с квотированием импорта товаров в условиях функционирования Таможенного союза
Заключение (выводы)
Список литературы
Приложения
Так, выделенные выше виды квот, являющиеся количественным ограничением, делятся по направленности их действия на:
Экспортная квота
Рис.1. Расчет экспортной квоты
2. Импортные квоты – вводятся национальным правительством для защиты местных производителей, достижение сбалансированности торгового баланса, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, а также как ответ на дискриминационную торговую политику других государств. Схему распределения импортных квот – поставщикам участникам внешнеэкономической деятельности можно проследить в Приложении 1.
Импортная квота характеризует значимость импорта для экономики страны и для её отдельных отраслей промышленности.Рассчитывается как отношение объема импорта в натуральном или стоимостном выражении за данный период к объемувнутреннего потребления в стране, равному сумме отечественного производства и импорта соответствующей продукции4(рис.2).
Рис.2. Расчет импортной квоты
Для "малых" развитых стран уровни экспортной и импортной квот выше по сравнению с ведущими государствами: для Бельгии соответственно 67 и более 70%; Ирландии - 69 и 63%5. Это объясняется, в частности, малым внутренним рынком сбыта продукции. Поэтому в этих странах производство в основном узкоспециализированное, ориентированное на выпуск и экспорт высококачественной наукоемкой продукции.
Внутри импортных квот можно выделить следующие подвиды:
- Индивидуальное квотирование, предполагающее распределение общего количества разрешенных к импорту товаров по традиционным странам-поставщикам;
- Тарифное квотирование, характеризующееся как установление определенного объема товаров, при импорте которых применяются ставки таможенных пошлин, установленные таможенным тарифом, но при повышении квот вводятся увеличенные ставки таможенных пошлин;
- Сезонное квотирование, которое устанавливается на определенное время года, как правило, связанные с пиком производства внутри страны аналогичных товаров;
- Глобальное квотирование, не устанавливающее каких-либо приоритетов для импортера и оставляющие ему право свободного выбора партнера при заключении контрактов поставок в пределах установленных квот.6
Более общая классификация квот, не связанная с направлением движения товаров и с целью введения квот, включает такие виды квот, как:
При этом следует сказать, что у всех видов квот есть как преимущества, так и недостатки.7К преимуществам квот относятся:
Недостатки: повышение монополизации экономики из-за ограничения ценовой конкуренции (т.к. местные производители уверены, что поставка конкурирующих импортных товаров не превысит квоту,они в условиях достаточного спроса взвинчивают цену), а также произвольное, а потому часто неэффективное распределение лицензий на коррупционной основе.
Таким образом, представленные выше различные классификации видов квот, раскрытые сущности каждого из них, а также выделенные преимущества и недостатки их использования, говорят о многообразии задач, выполняемых мерой квотирования в зависимости от направленности перемещения товаров, от целей введения количественных ограничения и от значения той или иной квоты для государства в целом.
ГЛАВА 2. КВОТИРОВАНИЕ ТОВАРОВ В РАМКАХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
2.1. Практика применения квот в Таможенном союзе
Правовое регулирование квотирования товаров в Таможенном союзе определяется соглашениями стран-членов Таможенного союза. Во-первых, Соглашением от 9 июня 2009 г. «О порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран». Данное Соглашение о мерах затрагивающих внешнюю торговлю устанавливает порядок применения квот:
Перечень квотируемых товаров и размер квот в рамках действующего Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России определяется КТС.
Причем в рамках установленных квот экспорт и импорт товаров может осуществляться только по лицензиям. Порядок лицензирования определен Соглашением от 9 июня 2009 г. «О правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами». Квоты же распределяются двумя методами:
Комиссия Таможенного союза утвердила список товаров, в отношении которых с 1 января 2012 г. устанавливаются тарифные квоты, а также объемы таких квот для ввоза этих товаров на территории стран Таможенного союза.
15 декабря 2011 г. Комиссия
Таможенного союза
Таблица 1. Перечень товаров, в отношении которых с 1 января 2012 года устанавливаются тарифные квоты, а также объемы тарифных квот для ввоза этих товаров на территорию государств-членов ТС
Наименование товара |
Объем тарифных квот на 2012 год, тыс. тонн | ||
Республика |
Республика |
Российская | |
Мясо крупного рогатого скота, свежее или охлажденное (код 0201 ТН ВЭД ТС) |
2,5 |
0,01 |
30,0 |
Мясо крупного рогатого скота замороженное (код 0202 ТН ВЭД ТС) |
2,5 |
3,9 |
530,0 |
Свинина свежая, охлажденная или замороженная (код 0203 ТН ВЭД ТС) |
60,0 |
9,4 |
400,0 |
Свиной тримминг |
30,0 | ||
Мясо и пищевые субпродукты домашней птицы, указанной в товарной позиции 0105, свежие, охлажденные или замороженные (код 0207 ТН ВЭД ТС) |
15,0 |
110,0 |
- |
Замороженное обваленное мясо кур домашних (код 0207 14 100 1 ТН ВЭД ТС) |
|
|
70,0 |
Замороженные необваленные половины или четвертины тушек кур домашних (код 0207 14 200 1 ТН ВЭД ТС) |
250,0 | ||
Замороженные необваленные ножки кур домашних и куски из них (код 0207 14 600 1 ТН ВЭД ТС) | |||
Замороженное обваленное мясо индеек (код 0207 27 100 1 ТН ВЭД ТС) |
10,0 | ||
8
Итак, тарифная квота представляет собой меру регулирования ввоза на единую таможенную территорию отдельных видов сельскохозяйственных товаров, происходящих из третьих стран. Такая мера предусматривает применение в течение определенного периода более низкой ставки ввозной таможенной пошлины при ввозе определенного количества товара (в натуральном или стоимостном выражении) по сравнению со ставкой ввозной таможенной пошлины, применяемой в соответствии с Единым таможенным тарифом. Согласно Решению тарифные квоты применяются в отношении ввозимых на территорию ТС товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Исключение составляют товары, происходящие и ввозимые из государств-участников СНГ.
В России необходимость регулирования импорта мяса уже долгое время является аксиомой и не оспаривается даже самыми ярыми сторонниками «свободного рынка». В трудные времена не стесняются поддерживать своего фермера ни США, ни ЕС. В России действует система квотирования ввоза мясопродуктов, которая позволяет расширять собственное производство. Ещё постановлением Правительства РФ от 16 декабря 2009 г. №1021 «Об импорте говядины, свинины и мяса домашней птицы в 2010-2012 годах» были приняты некоторые решения, которые положительно повлияли на импорт замороженной говядины.
В настоящее время в мясной сфере существуют мнения о необходимости сокращения объема выделяемых квот на свинину. Это поддержит отечественного производителя. На первый взгляд, справедливо, но необходимо учитывать следующее: внеквотный ввоз продолжается и это означает, что объем квот сокращать преждевременно.
Если же говорить о поддержке отечественного производителя в области свиноводства, то необходимо продолжать увеличивать запретительные пошлины на внеквотный ввоз свинины. Это сократит импорт данной группы как минимум на объем внеквотного ввоза. Актуальной мерой поддержки отечественного производителя свинины является и дальнейшее сокращение импорта живого поголовья. Так, в 2009 г. было принято решение об увеличении пошлины на импорт живого поголовья с 5% до 40%, но не менее 0,5 за кг9.
Динамика объема производства говядины в хозяйствах всех категорий РФ по итогам 2009,2010,2011гг. уменьшилось с 1750 тыс.тонн до 1619 тыс.тонн, однако на динамику распределения тарифных квот это почти не повлияло, - 480 тыс.тонн в 2009, в 2010-2012 гг – по 560 тыс.тонн., что касается импорта говядины – он почти не изменился.
Динамика объема производства свинины в убойном весе в хозяйствах всех категорий РФ по итогам 2009,2010,2011гг, тыс. тонн лишь выросло с 2319 тыс.тонн до 2621 тыс.тонны, так объем импорта практически не изменился, однако в 2012 году объем распределения тарифных квот на свинину уменьшился на 15%.
Динамика объема производства мяса птицы в хозяйствах всех категорий РФ с 2009 по 2011 гг увеличилось на 20%, а распределение квот с 2009 по 2012гг уменьшилось в 4 раза, что составляет 76%, а объем импорта мяса птицы уменьшился в 2 раза. В целом по этой отрасли мы стараемся себя обеспечивать. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 4)
Практика показывает, что пока продолжается внеквотной ввоз свинины и ввоз живых свиней, говорить о сокращении объемов квот преждевременно и необдуманно. Надо учитывать, что отечественный производитель на рынке свинины в первую очередь конкурирует с импортным ввозом живого поголовья, и лишь затем с замороженной импортной свининой. Исходя из этого, в первую очередь следует ограничивать ввоз живых свиней, а затем уже переходить к сокращению квот на импорт свинины.
Таким образом, на сегодняшний день импорт мяса – необходимая реальность, в которую впоследствии с развитием роста отечественного производства можно будет вносить коррективы посредством тарифных квот.
Помимо проблем, связанных
с установлением размера
Одной из основных таких проблем сейчас является контрабанда квотируемых товаров, которая стоит остро особенно для таможенных органов.
Квоты вводятся с целью
ограничить ввоз определённых товаров
на территорию государства. Из-за высоких
ставок таможенных пошлин, некоторые
компании, которые не участвуют в
распределении импортных
Решение этой проблемы является одной из целей таможенных органов. Причем одной из главных задач для разрешения этой проблемы является: обеспечение полного контроля за перемещением запрещенных и ограниченных к ввозу товаров. Для этого необходимо проведение:
-мероприятий, направленных
на повышение эффективности
Информация о работе Квотирование как мера нетарифного регулирования в Таможенном Союзе