Квотирование и лицензирование экспорта и импорта товаров как меры нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 16:46, курсовая работа

Описание работы

В данной работе я ставила перед собой цель проанализировать такие виды нетарифных ограничений, как квотировании и лицензирование, и выявить перспективы их использования во внешней торговле РФ.
Исходя из указанной цели, мною были поставлены следующие задачи:
1. изучить особенности применения нетарифных инструментов во внешнеторговых отношениях;
2. разработать классификацию форм и разновидностей нетарифных ограничений;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты применения нетарифных ограничений во внешней торговле……………………………………………….5
1.1 Классификация нетарифных ограничений…………………………………6
1.2 Квотирование и лицензирование, как две наиболее распространенных формы количественного ограничения………………………………………….9
1.3 Лицензирование в РФ……………………………………………………….15
Глава 2. Применение квотирования и лицензирования в Российской Федерации……………………………………………………………………….21
2.1Квотирование в РФ…………………………………………………….……..21
2.2 Лицензирование экспорта и импорта в РФ………………………….……..27
2.2.1 Лицензирование экспортных товаров…………………………………….30
2.2.2 Лицензирование импортных товаров……………………………….…….32
2.3 Лицензирующие органы……………………………………………...….…..33
Глава 3 Проблемы и перспективы развития системы квотирования и лицензирования в РФ…………………………………………………...…….….37
Заключение………………………………………………………...…………..…43
Список используемых источников и литературы………………………...……45

Работа содержит 1 файл

без редакции.docx

— 264.38 Кб (Скачать)

Также с 2013 года планируется отменить лицензирование медицинских услуг и фармацевтической деятельности (речь идет только об аптеках). В этих отраслях будет уведомительный порядок открытия бизнеса. Обсуждается также введение института СРО, но какие именно документы будут регулировать деятельность СРО и когда эти документы появятся, не известно. По словам замминистра экономического развития РФ, Анны Поповой , тема СРО с Минздравсоцразвития не обсуждалась, а декларирование будет в строгом соответствии со стандартами оказания медицинской помощи, которые утверждаются приказами Минздравсоцразвития. За их соблюдением будет следить уполномоченный контролирующий орган, который при необходимости сможет и закрывать клиники, так что потребитель от замены лицензирования на декларирование не пострадает, уверяет Попова. За рубежом лицензирование клиник в большинстве стран давно отменено. Там лицензируют непосредственно врачей - именно лицензия подтверждает их квалификацию и дает возможность работать, причем требования, например, к частнопрактикующим врачам намного более строгие, чем к медперсоналу больниц [12]. 

Трудности обстоят и в системе законодательства в сфере привлечения иностранной рабочей силы. Дело в том, что эта деятельность еще не получила достаточного продолжения в правительственных нормативных актах и на практике в полной мере не применяется. Определенные сложности, возникающие у компаний с привлечением иностранных квалифицированных кадров, и ситуация с определением квот в целом иногда затрудняют выход на рынок новых компаний с участием иностранного капитала.

Возможно, в будущем квотирование заменит мониторинг рынка труда — служба занятости должна будет определить, нужен ли труд работника конкретной профессии: если разрешение службы получено, работодатель сможет сразу оформить нужного работника. В настоящее время продолжается деятельность по заключению со странами — членами СНГ двусторонних соглашений, регулирующих трудовую миграцию, продумываются подходы по формированию составляющих системы организованного набора, включая создание банка данных по вакансиям и обеспечение доступа к нему иностранных граждан.

Если рассмотреть другую область квотирования и проанализировать фактический и планируемый объем квот на импорт мяса птицы в 2011 году, то можно увидеть, что он вдвое сократился  — с ранее запланированных 600 тыс. до 350 тыс. тонн. В правительстве и отраслевых ассоциациях такой шаг объясняют угрозой демпинга со стороны производителей курятины США, пострадавших от "хлорного запрета" импорта в 2010 году. Впрочем, при дефиците поставок из США в 2011 году возможен рост цен на российскую продукцию [11].

Решение сократить квоты  на импорт мяса птицы  было принято  на одном из закрытых заседаний комиссии по таможенно-тарифной политике, а затем  согласовано с комиссией Таможенного  союза.

Последний раз правительство  устанавливало импортную квоту  на мясо домашней птицы на 2010-2012 годы в декабре прошлого года. Тогда  в 2010 году было разрешено импортировать  до 780 тыс. тонн курятины, в 2011-м — 600 тыс. тонн и 550 тыс. тонн — в 2012 году. Основным поставщиком мяса птицы  в Россию до прошлого года являлись США (около 80% поставок). Квота американских производителей на этот год составляла 600 тыс. тонн из общего объема квоты. Но с 1 января ввоз мяса птицы в Россию из США был приостановлен из-за "хлорного запрета" и возобновился только в сентябре. По оценке Минэкономики, в результате американские поставщики успеют завезти в РФ в этом году всего около 250 тыс. тонн курятины.

Одной из причин снижения импортной  квоты на мясо птицы в 2011 году глава  Национальной мясной ассоциации Сергей видит в  давлении на рынок от неравномерности поставок американской курятины. Сергей Юшин считает, что  поскольку первая партия была растаможена  после возобновления импорта  только 1 октября, то значительная часть  пошла именно в четвертом квартале 2010 года. Другая причина, которую называет Сергей Юшин,— внутреннее производство в 2010 году также должно увеличилось  на 250-300 тыс. тонн, таким образом, было закрыто сокращение импортных квот. По словам господина Юшина, это сокращение было согласовано со всеми ведомствами  и отраслевыми ассоциациями.

Хотя, с Юшиным не согласны некоторые российские производители  птицы. По словам гендиректора ООО "Холдинговая  компания "Белый фрегат"" Анатолия Буторина компании США не в состоянии  будут произвести и поставить  в Россию до конца года такое количество курятины, чтобы угрожать местным производителям (смогут поставить до конца года лишь  от 50 тыс. до 60 тыс. тонн). Мясо птицы, производимое в РФ, и импортное — для разных категорий потребителей. Буторин утверждает, что свежее мясо птицы, произведенное в стране, предназначено для более состоятельного потребителя, куриные окорока — товар для нищих и пенсионеров. Россия, к сожалению, страна пенсионеров, где ограничение импорта, несомненно, вызовет рост цен на рынке и ухудшит положение в стране [11].

Основные отличия  нового закона о лицензировании 99-ФЗ от старого 128-ФЗ можно увидеть в  приложении 3.

Отмечается, что  у нового закона о лицензировании есть масса преимуществ. Если ранее действовавшее законодательство либо вообще не предусматривало продление, либо предполагало процедуры, аналогичные получению новой лицензии. В результате лицензиаты несли существенные финансовые  и временные затраты.

Новый же порядок лицензирования 2012  четко устанавливает —лицензия действует бессрочно (п.4 ст.9). Прекратить ее действие может только сам лицензиат, подав заявление в уполномоченный орган. По прежнему закону лицензия выдавалась всего на 5 лет.

Новый порядок лицензирования 2012, вступающий в силу с 1 июля, дает право лицензиатам и соискателям направлять в лицензирующий орган пакет документов для оформления лицензии в электронном виде с ЭЦП. В свою очередь, лицензирующий орган с 1 июля 2012 года тоже может выслать лицензию или уведомление об отказе в её выдаче в электронном виде при одном условии. Если соискатель или лицензиат просили об этом в заявлении. 

По общему правилу  внеплановая выездная проверка по согласованию с прокуратурой проводится в двух случаях. Если уполномоченный орган получил сообщения граждан, организаций  или  СМИ о возможном или наступившем вреде жизни, здоровью людей, вреде животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия и безопасности государства. 

Законодателем к двум предыдущим добавлен специальный случай — сообщение о грубом нарушении лицензиатом лицензионных требований, поступившее в уполномоченный орган. Закрытый перечень этих нарушений устанавливается нормативным актом о лицензировании конкретного вида деятельности. Если решение о проведении внеплановой проверки принято незаконно, то прокуратура отменит её проведение.  

Плановая проверка лицензиата первый раз пройдет через год, считая с момента принятия решения о выдаче лицензии, потому что именно в первый год максимален риск нанесения ущерба при осуществлении деятельности. Затем — раз в три года.  

Нужно добавить, что закон уменьшил издержки лицензиатов и соискателей. Укрупнение наименований деятельности — это большой плюс в пользу соискателей и лицензиатов. Оно дает возможность осуществлять несколько видов деятельности по одной лицензии. В итоге сокращаются финансовые и временные издержки, связанные с лицензированием [13].

Перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию  по состоянию  на август 2011  года можно посмотреть в приложении 4. 

Заключение

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

      1. Использование нетарифных ограничений, которые являются более скрытыми, чем тарифные инструменты, дает странам преимущества в регулировании внешней торговли, в рамках политики протекционизма нетарифные инструменты считаются более приемлемыми;
      2. Наиболее распространенной  классификацией нетарифных инструментов является классификация ВТО;
      3. Квотирование и лицензирование – это меры количественного ограничения, причем лицензирование может являться составной частью процесса квотирования (документ, подтверждающий право ввоз или вывоз товар в рамках полученной квоты) или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования;
      4. Был изучен нормативный акт, регулирующий деятельность по лицензированию и перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, Федеральный закон от 25 сентября 1998 г. N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". 
      5. Нетарифные  методы дают возможность странам быстро среагировать на изменения экономической ситуации и принять эффективные меры в краткосрочном периоде, в силу упрощенного процесса введения их правительственными органами;
      6. В настоящее время лицензирование экспорта и импорта товаров осуществляют несколько органов: Министерство внешних экономических связей(МВЭС РФ), Государственный комитет по военно-технической политике (ГКВТП РФ), Министерство здравоохранения и медицинской промышленности РФ(Минздравмедпром РФ), Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ (Минприроды РФ) и Главное управление государственного надзора за связью в России (Главгоссвязьнадзор РФ).
      7. Каждый год Россия вносит свои коррективы в систему нетарифного регулирования. Так, в этом году в России вступает в силу федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", отменяющий лицензирование 17 видов деятельности. Цель данного изменения - упростить вход на рынок компаний, которые могут контролироваться рыночными механизмами, а именно - страхованием гражданской ответственности, надзором за соблюдением технических регламентов саморегулируемыми организациями.

В результате проведенного анализа можно сделать вывод, что в России нетарифное регулирование, как правило, применяется лишь в исключительных случаях, в основном в целях защиты национальной экономики, а также в целях выполнения международных обязательств.

Список используемых источников и  литературы

  1. Миклашевская Н.А., Холопов А.В.Международная экономика. Учебное пособие для вузов. – М.: «Дело и Сервис».2004.
  2. Аконова Е.С. Международная экономика и МЭО. – Ростов н/Д: Феникс. – 2001.
  3. Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х ч. Учебное пособие для вузов. – М.: Международные отношения. – 2002.
  4. http://www.slovar-ekonomiki.ru/
  5. Покровская В. В. Внешнеэкономическая деятельность. Учебник. – М.: Экономистъ. – 2006.
  6. http://www.tehlit.ru (Федеральный закон от 25 сентября 1998 г. N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
  7. http://www.tamognia.ru
  8. http://www.transportall.org
  9. http://ria.ru
  10. http://base.garant.ru
  11. http://www.trud.ru
  12. http://www.anoufriev.ru
  13. http://www.smolinter.ru

 

 

Приложение 1

 

РЕЕСТР КВОТИРУЕМЫХ  ТОВАРОВ

 

№№ п/п

Код категории  товара, код ТН ВЭД России

Наименование  товара

Федеральный орган  исполнительной власти, участвующий  в процедуре лицензирования

Наименование  национального нормативного акта, которым  вводится перечень и порядок лицензирования (вид, №, дата)

ВВОЗ

1.

0207; 0207 14 100 0; 0207 27 100 0

Мясо домашней птицы

 

Постановление Правительства  РФ от 30.12.2004 № 880 «Об особенностях применения специальной защитной меры в отношении  мяса домашней птицы в 2005 году»

2.

Перечень

Мясо крупного рогатого скота (мороженое)

 

Постановление Правительства  РФ от 30.12.2004 № 878 «О регулировании импорта  говядины мороженой в 2005 году»

3.

 

Мясо крупного рогатого скота (свежее или охлажденное)

 

Постановление Правительства  РФ от 30.12.2004 № 877 «О регулировании импорта  свежей и охлажденной говядины в 2005 году»

4.

Перечень

Свинина

 

Постановление Правительства  РФ от 30.12.2004 № 879 «О регулировании импорта  свинины в 2005 году»

ВЫВОЗ

1.

7102 31 000 0

Природные алмазы (необработанные алмазы)

 

Указ Президента РФ № 1373 от 30.11.2002 «Об утверждении Положения  о ввозе в РФ и вывозе из РФ природных алмазов и бриллиантов)

2.

7110 11 000 0; 7110 21 000 0; 7110 31 000 0; 7110 41 000 0; 7110 19 100 0; 7110 29 000 0;

Драгоценные металлы необработанные, платина и металлы платиновой группы

 

Указ Президента № 742 от 21.06.2001 г. «О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней»

3.

7106; 7108; 7110

Необработанные драгоценные  металлы (самородки)

 

Указ Президента № 742 от 21.06.2001 г. «О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней»

4.

2603 03 000 0; 2607 00 000 0; 2608 00 000 0; 2617 00 000 0; 7501 00 000 0; 7801 99 100 0

Сырье цветных металлов с  содержанием драгоценных металлов

 

Указ Президента № 742 от 21.06.2001 г. «О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней»


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Распределение объемов  тарифных квот, установленных на 2011 г решением Комиссии Таможенного  союза от 18 ноября 2010 г N505 в отношении  говядины, свинины и мяса домашней птицы

N

Наименование  товара

Объем тарифной квоты/тыс т/

1.

Мясо крупного рогатого скота, свежее или охлажденное /код ТН ВЭД  ТС 0201/ - всего

30

 

в том числе:

 
 

Европейский союз

29

 

другие страны

1

2.

Мясо крупного рогатого скота, замороженное /код ТН ВЭД ТС 0202/ - всего

530

 

в том числе:

 
 

Европейский союз

60

 

США

41,7

 

другие страны

428,3

3.

Свинина свежая, охлажденная  или замороженная /код ТН ВЭД ТС 0203/ - всего

472,1

 

в том числе:

 
 

Европейский союз

225

 

США

57,5

 

другие страны

189,6

4.

Свиной тримминг* /коды ТН ВЭД ТС 0203 29 550 2 и 0203 29 900 2/ - все страны

27,9

5.

Замороженное обваленное мясо кур домашних /код ТН ВЭД  ТС 0207 14 100 1/, замороженные необваленные половины или четвертины тушек кур  домашних /код ТН ВЭД ТС 0207 14 200 1/, замороженные необваленные ножки кур  домашних и куски из них /код ТН ВЭД ТС 0207 14 600 1/ и замороженное обваленное мясо индеек /код ТН ВЭД ТС 0207 27 100 1/ - все страны

350


 

* Свиной тримминг может  ввозиться как в рамках тарифной  квоты, установленной в отношении  свиного тримминга, так и в  рамках тарифной квоты, установленной  в отношении свинины.

 

 

 

 

 

Приложение 3

Отличия нового закона о лицензировании 99-фз от прежнего 128-ФЗ

Информация о работе Квотирование и лицензирование экспорта и импорта товаров как меры нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности