Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 16:46, курсовая работа
В данной работе я ставила перед собой цель проанализировать такие виды нетарифных ограничений, как квотировании и лицензирование, и выявить перспективы их использования во внешней торговле РФ.
Исходя из указанной цели, мною были поставлены следующие задачи:
1. изучить особенности применения нетарифных инструментов во внешнеторговых отношениях;
2. разработать классификацию форм и разновидностей нетарифных ограничений;
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты применения нетарифных ограничений во внешней торговле……………………………………………….5
1.1 Классификация нетарифных ограничений…………………………………6
1.2 Квотирование и лицензирование, как две наиболее распространенных формы количественного ограничения………………………………………….9
1.3 Лицензирование в РФ……………………………………………………….15
Глава 2. Применение квотирования и лицензирования в Российской Федерации……………………………………………………………………….21
2.1Квотирование в РФ…………………………………………………….……..21
2.2 Лицензирование экспорта и импорта в РФ………………………….……..27
2.2.1 Лицензирование экспортных товаров…………………………………….30
2.2.2 Лицензирование импортных товаров……………………………….…….32
2.3 Лицензирующие органы……………………………………………...….…..33
Глава 3 Проблемы и перспективы развития системы квотирования и лицензирования в РФ…………………………………………………...…….….37
Заключение………………………………………………………...…………..…43
Список используемых источников и литературы………………………...……45
Также с 2013 года планируется отменить лицензирование медицинских услуг и фармацевтической деятельности (речь идет только об аптеках). В этих отраслях будет уведомительный порядок открытия бизнеса. Обсуждается также введение института СРО, но какие именно документы будут регулировать деятельность СРО и когда эти документы появятся, не известно. По словам замминистра экономического развития РФ, Анны Поповой , тема СРО с Минздравсоцразвития не обсуждалась, а декларирование будет в строгом соответствии со стандартами оказания медицинской помощи, которые утверждаются приказами Минздравсоцразвития. За их соблюдением будет следить уполномоченный контролирующий орган, который при необходимости сможет и закрывать клиники, так что потребитель от замены лицензирования на декларирование не пострадает, уверяет Попова. За рубежом лицензирование клиник в большинстве стран давно отменено. Там лицензируют непосредственно врачей - именно лицензия подтверждает их квалификацию и дает возможность работать, причем требования, например, к частнопрактикующим врачам намного более строгие, чем к медперсоналу больниц [12].
Трудности обстоят и в системе законодательства в сфере привлечения иностранной рабочей силы. Дело в том, что эта деятельность еще не получила достаточного продолжения в правительственных нормативных актах и на практике в полной мере не применяется. Определенные сложности, возникающие у компаний с привлечением иностранных квалифицированных кадров, и ситуация с определением квот в целом иногда затрудняют выход на рынок новых компаний с участием иностранного капитала.
Возможно, в будущем квотирование заменит мониторинг рынка труда — служба занятости должна будет определить, нужен ли труд работника конкретной профессии: если разрешение службы получено, работодатель сможет сразу оформить нужного работника. В настоящее время продолжается деятельность по заключению со странами — членами СНГ двусторонних соглашений, регулирующих трудовую миграцию, продумываются подходы по формированию составляющих системы организованного набора, включая создание банка данных по вакансиям и обеспечение доступа к нему иностранных граждан.
Если рассмотреть другую область квотирования и проанализировать фактический и планируемый объем квот на импорт мяса птицы в 2011 году, то можно увидеть, что он вдвое сократился — с ранее запланированных 600 тыс. до 350 тыс. тонн. В правительстве и отраслевых ассоциациях такой шаг объясняют угрозой демпинга со стороны производителей курятины США, пострадавших от "хлорного запрета" импорта в 2010 году. Впрочем, при дефиците поставок из США в 2011 году возможен рост цен на российскую продукцию [11].
Решение сократить квоты
на импорт мяса птицы было принято
на одном из закрытых заседаний комиссии
по таможенно-тарифной политике, а затем
согласовано с комиссией
Последний раз правительство устанавливало импортную квоту на мясо домашней птицы на 2010-2012 годы в декабре прошлого года. Тогда в 2010 году было разрешено импортировать до 780 тыс. тонн курятины, в 2011-м — 600 тыс. тонн и 550 тыс. тонн — в 2012 году. Основным поставщиком мяса птицы в Россию до прошлого года являлись США (около 80% поставок). Квота американских производителей на этот год составляла 600 тыс. тонн из общего объема квоты. Но с 1 января ввоз мяса птицы в Россию из США был приостановлен из-за "хлорного запрета" и возобновился только в сентябре. По оценке Минэкономики, в результате американские поставщики успеют завезти в РФ в этом году всего около 250 тыс. тонн курятины.
Одной из причин снижения импортной квоты на мясо птицы в 2011 году глава Национальной мясной ассоциации Сергей видит в давлении на рынок от неравномерности поставок американской курятины. Сергей Юшин считает, что поскольку первая партия была растаможена после возобновления импорта только 1 октября, то значительная часть пошла именно в четвертом квартале 2010 года. Другая причина, которую называет Сергей Юшин,— внутреннее производство в 2010 году также должно увеличилось на 250-300 тыс. тонн, таким образом, было закрыто сокращение импортных квот. По словам господина Юшина, это сокращение было согласовано со всеми ведомствами и отраслевыми ассоциациями.
Хотя, с Юшиным не согласны некоторые российские производители птицы. По словам гендиректора ООО "Холдинговая компания "Белый фрегат"" Анатолия Буторина компании США не в состоянии будут произвести и поставить в Россию до конца года такое количество курятины, чтобы угрожать местным производителям (смогут поставить до конца года лишь от 50 тыс. до 60 тыс. тонн). Мясо птицы, производимое в РФ, и импортное — для разных категорий потребителей. Буторин утверждает, что свежее мясо птицы, произведенное в стране, предназначено для более состоятельного потребителя, куриные окорока — товар для нищих и пенсионеров. Россия, к сожалению, страна пенсионеров, где ограничение импорта, несомненно, вызовет рост цен на рынке и ухудшит положение в стране [11].
Основные отличия нового закона о лицензировании 99-ФЗ от старого 128-ФЗ можно увидеть в приложении 3.
Отмечается, что у нового закона о лицензировании есть масса преимуществ. Если ранее действовавшее законодательство либо вообще не предусматривало продление, либо предполагало процедуры, аналогичные получению новой лицензии. В результате лицензиаты несли существенные финансовые и временные затраты.
Новый же порядок лицензирования 2012 четко устанавливает —лицензия действует бессрочно (п.4 ст.9). Прекратить ее действие может только сам лицензиат, подав заявление в уполномоченный орган. По прежнему закону лицензия выдавалась всего на 5 лет.
Новый порядок лицензирования 2012, вступающий в силу с 1 июля, дает право лицензиатам и соискателям направлять в лицензирующий орган пакет документов для оформления лицензии в электронном виде с ЭЦП. В свою очередь, лицензирующий орган с 1 июля 2012 года тоже может выслать лицензию или уведомление об отказе в её выдаче в электронном виде при одном условии. Если соискатель или лицензиат просили об этом в заявлении.
По общему правилу внеплановая выездная проверка по согласованию с прокуратурой проводится в двух случаях. Если уполномоченный орган получил сообщения граждан, организаций или СМИ о возможном или наступившем вреде жизни, здоровью людей, вреде животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия и безопасности государства.
Законодателем к двум предыдущим добавлен специальный случай — сообщение о грубом нарушении лицензиатом лицензионных требований, поступившее в уполномоченный орган. Закрытый перечень этих нарушений устанавливается нормативным актом о лицензировании конкретного вида деятельности. Если решение о проведении внеплановой проверки принято незаконно, то прокуратура отменит её проведение.
Плановая проверка лицензиата первый раз пройдет через год, считая с момента принятия решения о выдаче лицензии, потому что именно в первый год максимален риск нанесения ущерба при осуществлении деятельности. Затем — раз в три года.
Нужно добавить, что закон уменьшил издержки лицензиатов и соискателей. Укрупнение наименований деятельности — это большой плюс в пользу соискателей и лицензиатов. Оно дает возможность осуществлять несколько видов деятельности по одной лицензии. В итоге сокращаются финансовые и временные издержки, связанные с лицензированием [13].
Перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию по состоянию на август 2011 года можно посмотреть в приложении 4.
В результате проведенного
исследования можно сделать следующие выводы
В результате проведенного анализа можно сделать вывод, что в России нетарифное регулирование, как правило, применяется лишь в исключительных случаях, в основном в целях защиты национальной экономики, а также в целях выполнения международных обязательств.
Приложение 1
РЕЕСТР КВОТИРУЕМЫХ ТОВАРОВ
№№ п/п |
Код категории товара, код ТН ВЭД России |
Наименование товара |
Федеральный орган исполнительной власти, участвующий в процедуре лицензирования |
Наименование национального нормативного акта, которым вводится перечень и порядок лицензирования (вид, №, дата) |
ВВОЗ | ||||
1. |
0207; 0207 14 100 0; 0207 27 100 0 |
Мясо домашней птицы |
Постановление Правительства РФ от 30.12.2004 № 880 «Об особенностях применения специальной защитной меры в отношении мяса домашней птицы в 2005 году» | |
2. |
Перечень |
Мясо крупного рогатого скота (мороженое) |
Постановление Правительства РФ от 30.12.2004 № 878 «О регулировании импорта говядины мороженой в 2005 году» | |
3. |
Мясо крупного рогатого скота (свежее или охлажденное) |
Постановление Правительства РФ от 30.12.2004 № 877 «О регулировании импорта свежей и охлажденной говядины в 2005 году» | ||
4. |
Перечень |
Свинина |
Постановление Правительства РФ от 30.12.2004 № 879 «О регулировании импорта свинины в 2005 году» | |
ВЫВОЗ | ||||
1. |
7102 31 000 0 |
Природные алмазы (необработанные алмазы) |
Указ Президента РФ № 1373
от 30.11.2002 «Об утверждении Положения
о ввозе в РФ и вывозе из РФ
природных алмазов и | |
2. |
7110 11 000 0; 7110 21 000 0; 7110 31 000 0; 7110 41 000 0; 7110 19 100 0; 7110 29 000 0; |
Драгоценные металлы необработанные, платина и металлы платиновой группы |
Указ Президента № 742 от 21.06.2001 г. «О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней» | |
3. |
7106; 7108; 7110 |
Необработанные драгоценные металлы (самородки) |
Указ Президента № 742 от 21.06.2001 г. «О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней» | |
4. |
2603 03 000 0; 2607 00 000 0; 2608 00 000 0; 2617 00 000 0; 7501 00 000 0; 7801 99 100 0 |
Сырье цветных металлов с
содержанием драгоценных |
Указ Президента № 742 от 21.06.2001 г. «О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней» |
Приложение 2
Распределение объемов тарифных квот, установленных на 2011 г решением Комиссии Таможенного союза от 18 ноября 2010 г N505 в отношении говядины, свинины и мяса домашней птицы
N |
Наименование товара |
Объем тарифной квоты/тыс т/ |
1. |
Мясо крупного рогатого скота, свежее или охлажденное /код ТН ВЭД ТС 0201/ - всего |
30 |
в том числе: |
||
Европейский союз |
29 | |
другие страны |
1 | |
2. |
Мясо крупного рогатого скота, замороженное /код ТН ВЭД ТС 0202/ - всего |
530 |
в том числе: |
||
Европейский союз |
60 | |
США |
41,7 | |
другие страны |
428,3 | |
3. |
Свинина свежая, охлажденная или замороженная /код ТН ВЭД ТС 0203/ - всего |
472,1 |
в том числе: |
||
Европейский союз |
225 | |
США |
57,5 | |
другие страны |
189,6 | |
4. |
Свиной тримминг* /коды ТН ВЭД ТС 0203 29 550 2 и 0203 29 900 2/ - все страны |
27,9 |
5. |
Замороженное обваленное мясо кур домашних /код ТН ВЭД ТС 0207 14 100 1/, замороженные необваленные половины или четвертины тушек кур домашних /код ТН ВЭД ТС 0207 14 200 1/, замороженные необваленные ножки кур домашних и куски из них /код ТН ВЭД ТС 0207 14 600 1/ и замороженное обваленное мясо индеек /код ТН ВЭД ТС 0207 27 100 1/ - все страны |
350 |
* Свиной тримминг может
ввозиться как в рамках
Приложение 3
Отличия нового закона о лицензировании 99-фз от прежнего 128-ФЗ