Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 16:46, курсовая работа
В данной работе я ставила перед собой цель проанализировать такие виды нетарифных ограничений, как квотировании и лицензирование, и выявить перспективы их использования во внешней торговле РФ.
Исходя из указанной цели, мною были поставлены следующие задачи:
1. изучить особенности применения нетарифных инструментов во внешнеторговых отношениях;
2. разработать классификацию форм и разновидностей нетарифных ограничений;
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты применения нетарифных ограничений во внешней торговле……………………………………………….5
1.1 Классификация нетарифных ограничений…………………………………6
1.2 Квотирование и лицензирование, как две наиболее распространенных формы количественного ограничения………………………………………….9
1.3 Лицензирование в РФ……………………………………………………….15
Глава 2. Применение квотирования и лицензирования в Российской Федерации……………………………………………………………………….21
2.1Квотирование в РФ…………………………………………………….……..21
2.2 Лицензирование экспорта и импорта в РФ………………………….……..27
2.2.1 Лицензирование экспортных товаров…………………………………….30
2.2.2 Лицензирование импортных товаров……………………………….…….32
2.3 Лицензирующие органы……………………………………………...….…..33
Глава 3 Проблемы и перспективы развития системы квотирования и лицензирования в РФ…………………………………………………...…….….37
Заключение………………………………………………………...…………..…43
Список используемых источников и литературы………………………...……45
2.2.1 Лицензирование экспортных товаров
Указом Президента РФ от 23 мая 1994 г. № 1007 "Об отмене квотирования и лицензирования поставок товаров и услуг на экспорт" было установлено, что с 1 июля 1994 г. лицензирование и квотирование экспорта товаров и услуг осуществляется только в отношении товаров и услуг, экспортируемых в соответствии с международными обязательствами РФ. Для остальных товаров они отменены. В целях реализации данного Указа постановлением Правительства РФ от 1 июля 1994 г. № 758 "О мерах по совершенствованию государственного регулирования экспорта товаров и услуг" были утверждены:
К товарам, экспорт которых осуществляется в соответствии с международными обязательствами, относятся: нити и пряжа, ткани, некоторые виды готовой одежды и прочие готовые текстильные изделия. Ограничения на экспорт и импорт указанных товаров установлены с целью выполнения международных обязательств РФ по количественному ограничению экспорта товаров. Так, например, по соглашению между РФ и ЕЭС о торговле текстильной продукцией Россия приняла на себя обязательства не поставлять в страны ЕЭС отдельные виды текстильных товаров. В связи с этим только при экспорте текстиля в страны ЕЭС необходимо наличие лицензии (телеграмма ГТК РФ от 12 августа 1994 г. № Т-42146).
Минэкономики РФ, МВЭС
РФ, ГТК РФ, Роскомметаллургией и
Роскомхимнефтепромом был
В перечень стратегически
важных товаров, экспорт
До 25 марта 1995 г. основным
условием для выдачи лицензии
на экспорт и импорт
Постановлением Правительства
РФ от 1 июля 1994 г. № 758 был также
утвержден перечень товаров,
2.2.2 Лицензирование импортных товаров
В отношении импортных
товаров в настоящее время
квоты не установлены, хотя Законом
"О государственном
Постановлением Правительства
РФ от 6 ноября 1992 г. № 854 был утвержден
Перечень специфических товаров (работ,
услуг), импорт которых осуществляется
по лицензиям, а постановлением Правительства
РФ от 15 апреля 1994 г. № 331 в него были
внесены изменения. В настоящее
время перечень включает химические
средства защиты растений, промышленные
отходы, шифровальные средства (в том
числе шифровальную технику, детали
для шифровальной техники и пакеты программ
для шифрования),нормативно-
2.3 Лицензирующие органы
В ст. 17 Закона "О государственном
регулировании внешнеторговой деятельности"
установлено, что лицензии на экспорт
и импорт отдельных товаров выдаются
одним федеральным органом
Ниже приведены перечни
товаров, экспорт и импорт
Товары, экспорт и импорт которых осуществляется на основании лицензии:
МВЭС России
- товары, экспортируемые
в соответствии с
- взрывчатые вещества, в
том числе после утилизации
боеприпасов, а также отходы
их производства, средства взрывания,
порохи промышленного
- товары двойного применения:
1) отдельные виды сырья,
материалов, оборудования, технологий
и научно-технической
2) оборудование, материалы и технологии, применяющиеся при создании ракетного оружия (постановление Правительства РФ от 27 января 1993 г. №70, распоряжение Президента РФ от 11 января 1993 г. № 20-рп);
3) химикаты, оборудование
и технологии, которые имеют мирное
назначение, но могут быть применены
при создании химического
4) оборудование и материалы
двойного применения и
- ядерные материалы, технологии,
оборудование, установки; специальные
неядерные материалы;
- товары с содержанием
драгоценных металлов, драгоценных
камней, янтаря и изделий из
него (постановление Правительства
РФ от 24 января1994 г. № 35, постановлением
Правительства РФ от 24 января 1994
г. № 35,указание ГТК РФ от
7 сентября 1994 г. № 01-12/979). При ввозе
и вывозе руды и концентратов
цветных и черных металлов
необходимо представлять
-шифровальные средства (Указ Президента РФ от 3 апреля 1995 г. №334);
-наркотические средства,
психотропные вещества и яды
(постановление Правительства
ГКВТП РФ
-продукция, работы и
услуги военного назначения в
Российской Федерации (
Минздравмедпром РФ
-лекарственные средства,
иммунобиологические препараты,
Минприроды РФ
-дикие животные, дикорастущие растения, кости ископаемых животных, кости слонов, рога, копыта (постановление Правительства РФ от 6 ноября1992 г. № 854, приказ Минприроды РФ от 30 декабря 1993 г. № 286).
Главгоссвязи РФ
-радиоэлектронные средства, высокочастотные устройства (указание ГТК РФ от 28 марта 1995 г. № 01-13/4265).
Глава 3 Проблемы и перспективы развития системы квотирования и лицензирования в РФ
Как правило, применение квотирования и лицензирования как инструментов нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности не столь распространено в РФ. Эти инструменты в основном используются в целях защиты национальной экономики, а также в целях выполнения международных обязательств. И каждый год Россия вносит свои коррективы в эту систему нетарифного регулирования. Так, в этом году в России вступает в силу федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", отменяющий лицензирование 17 видов деятельности.
Цель данного изменения - упростить вход на рынок компаний, которые могут контролироваться рыночными механизмами, а именно - страхованием гражданской ответственности, надзором за соблюдением технических регламентов, саморегулируемыми организациями. Лицензируемыми в России останутся 49 видов деятельности, при этом документ будет выдаваться компаниям бессрочно. С этого года государство освобождает предпринимателей, обеспечивающих авиабезопасность, выпускающих и реализующих специальное игровое оборудование, протезно-ортопедические изделия, реставрирующих памятники культурного наследия. А с 1 января 2012 года без лицензий смогут работать компании, занятые на тушении пожаров, в том числе лесных.
С введением в стране обязательного
страхования гражданской
Под особым присмотром государства останутся услуги связи, теле- и радиовещания, банков, управляющих компаний, нотариальных контор и нотариусов, страховых компании, частных сыщиков и охранных предприятий, негосударственных пенсионных фондов, компаний по трудоустройству россиян за границей.
Вся образовательная деятельность
(за исключением учреждений в инновационном
центре "Сколково") будет по-прежнему
лицензироваться. Законом не только
сокращается число видов