Кодекс ГАТТ

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 15:57, контрольная работа

Описание работы

Объективная потребность в международном регулировании торговли с помощью единых норм и правил начала ощущаться уже в 30-х годах, когда односторонние протекционистские действия национальных правительств резко сузили возможности мировой торговли.
Основу международной торговли в тот период составляли двусторонние торговые договора. Их недостаток заключался в том, что они охватывали лишь узкий список товаров двусторонней торговли. Результаты же заключения двусторонних договоров оказывались неожиданными: от них выигрывали производители третьих стран, которые не предоставляли никаких уступок со своей стороны.
После второй мировой войны были предприняты попытки создания международной торговой организации, призванной обеспечить глобальную координацию торговой стратегии. Более всех в этом были заинтересованы США, на долю которых приходилось около 40% мировой торговли; они особенно страдали от нарушения нормальных внешнеторговых поставок.

Содержание

Введение 3
1 Международные таможенные конвенции и кодексы и их роль в осуществлении таможенного дела 4
2 Кодекс ГАТТ о таможенной стоимости, его роль в обеспечении унификации таможенной оценки товаров 7
Заключение 14
Список использованной литературы 15

Работа содержит 1 файл

таможня.docx

— 36.80 Кб (Скачать)

       Одна из главных функций ГАТТ  – этороль в качестве многостороннего  торгового договора для стран,  участвующих в соглашении. В этом  плане ГАТТ представляет собой  своеобразный кодекс правил поведения  в международной торговле, регулирующий  поведение правительств, определяющих  их права и обязанности в  мировой торговле. Положения ГАТТ  носят обязательный характер  для его участников. Это одна  из важнейших функций ГАТТ  в составе ВТО, определяющая  место, роль и своеобразный  «рейтинг» ВТО в международной  торговле.

            Другая важнейшая функция ГАТТ  – это урегулирования споров. Здесь ГАТТ выполняет роль своеобразного международного арбитража, позволяя правительству разрешать споры по вопросам торговли. Как крупные, так и небольшие страны могут обратиться в ГАТТ с просьбой о рассмотрении спорного вопроса, если они считают, что их права по ГАТТ ущемляются другими государствами - участниками ГАТТ. В том случае, если двусторонние консультации не приводят к разрешению спора, страны могут воспользоваться услугами специальных групп ГАТТ. Группа обычно состоит из 3 экспертов из стран, не заинтересованных в существе вопроса. Они выслушивают мнение заинтересованных сторон и выносят решение на основе положений ГАТТ, интерпретаций его статей и существующих прецедентов. Далее представляется доклад Совету ГАТТ. Доклад содержит выводы по существу спора и рекомендацию, обращенную к спорящим сторонам. Совет на основе консенсуса может утвердить доклад группы.

            В 1979 г. в итоге Токийского  раунда было принято так называемое  «решение, касающееся нотификаций,  консультаций, разрешения споров  и наблюдения», в котором содержится  подробное изложение процедуры  разрешения споров. Деятельность  ГАТТ по разрешению споров  вносит существенный вклад в  создание целой системы толкований  положений ГАТТ и прецедентов,  обеспечивающих одинаковое понимание и применений статей ГАТТ его участниками и унификацию национальных норм и правил.

     Рекомендации  Уругвайского раунда по сокращению таможенных барьеров оказались радикальными. На ряд товаров пошлины отменили вообще. Это прежде всего те товары, по которым особенно высока конкурентоспособность США (строительное и медицинское оборудование, химикаты, фармацевтическая продукция, сельскохозяйственные товары, цемент, пиво, мебель) . По тем товарам, где величина пошлины превышает 15%, уровень сокращения будет составлять 30%. США стремятся расширять списки тех товаров, по которым пошлины будут отменены (включив в них алюминий, цветные металлы, автомобили, запчасти).  Аналогичную позицию заняли Япония и новые индустриальные страны.

     Одновременно  с уменьшением величины таможенных пошлин были достигнуты определенные успехи в унификации правил и условий  их применения. Например, в качестве базы для расчета таможенной пошлины  решено использовать цену накладной (фактуры) на товар. (Ранее США применяли  внутренние цены, что приводило к завышению величины пошлин). Решения, касающиеся других нетарифных барьеров, оформлялись в виде специальных кодексов и соглашений, подписываемых отдельно.

     То  есть, в течение всей своей истории важнейшей функцией ГАТТ была организация Многосторонних торговых переговоров. Начальные раунды были посвящены в основном снижению таможенных тарифов. На более поздних этапах центр тяжести переговоров стал смещаться в области нетарифных мер, в сторону создания новых принципов и правил функционирования международной торговой системы. В 70-е, 80-е и 90-е годы на переговорных конференциях в рамках ГАТТ обсуждались вопросы, оказывающие заметные влияния на формирование торгово-политического климата в международной торговле.

     Основной  текст ГАТТ содержит 38 статей, объединенных в четыре части. Первая часть включает положение о режиме наибольшего  благоприятствования и положения  о взаимных тарифных уступках. Вторая часть содержит принципы, правила  и правовые нормы, регулирующие торгово-политический режим, которым страны-участницы  должны руководствоваться во взаимных торговых отношениях. Третья часть касается, главным образом, вопросов процедурного характера, связанных с деятельностью ГАТТ. Четвертая часть касается условия участия развивающихся стран в ГАТТ.[2]

     Кодекс  о таможенной стоимости ГАТТ закрепляет в качестве основного принципа таможенной оценки использование цены сделки, под которой понимается цена, реально  уплаченная за импортируемые товары. В цену сделки могут включаться некоторые  дополнительные расходы (например, расходы  покупателя на лицензионное вознаграждение, комиссионные и брокерские вознаграждения, стоимость упаковки и др.). Цена, реально  уплаченная или подлежащая уплате за товар при его продаже в  страну-импортер, становится (в соответствии с Кодексом о таможенной стоимости  ГАТТ) таможенной стоимостью при соблюдении каждого из следующих требований:

     - цена сделки или реализация  самой сделки не могут зависеть  от каких-либо условий, влияющих  на цену, кроме условий, определяющих  необходимые качественные и количественные  характеристики самого товара;

     - экспортер и импортер не должны  быть взаимозависимы;

     - импортер не возвращает экспортеру  прямо или косвенно часть прибыли; 

     - не должно существовать ограничений  в отношении переходящих к  импортеру прав пользования и  распоряжения оцениваемыми товарами, за исключением ограничений трех  видов: 

     1) ограничений, предусмотренных законодательством  государства-импортера; 

     2) ограничений того региона, в  котором товары могут быть  перепроданы; 

     3) ограничений, не влияющих существенно  на контрактную цену.

     Таким образом ГАТТ унифицирует таможенную стоимость товаров. [3]

            Важнейшими, ключевыми положениями,  всей системы ГАТТ являются  два принципа:

            1.Режим наибольшего благоприятствования – правовое положение, означающее, что товары и услуги одной страны при их ввозе на территорию другой страны должны пользоваться теми же льготами, преимуществами, привилегиями или иммунитетами, что и товары и услуги, происходящие из любой другой страны. Это положение распространяется на экспортные, импортные и транзитные торговые операции, а также на международные платежи по экспортным и импортным операциям. Режим наибольшего благоприятствования распространяется на таможенные пошлины и любые сборы взимаемые в связи с внешнеторговыми операциями, а также и на все правила и формальности, с ними связанные. Кроме того, положение о режиме наибольшего благоприятствования распространяется (вместе с национальным режимом) на внутренние налоги и сборы и на внутренние правила и законы, регулирующие покупку и продажу товаров на внутренних территориях стран-участниц. В ГАТТ содержится ряд изъятий из режима наибольшего благоприятствования. Крупнейшие из которых - это разрешения создавать зоны свободной торговли и таможенные союзы, не распространяя льготы, предоставляемые в рамках этих образований, на не участвующие страны. Другое важное положение - это разрешение развивающимся стран использовать на постоянной основе, в виде исключения из принципа наибольшего благоприятствования, четыре категории торговых льгот: тарифные преференции, тарифные преференции, действующие в отношении между развивающимися странами, более льготные дифференцированные условия, сформулированные в ряде соглашений ВТО, специальный режим в отношении наименее развитых стран.

            2.Национальный режим – правовое положение, означающее, что страны-участницы должны предоставлять товарам иностранного происхождения тот же режим, что и национальным товарам в области внутренних налогов и сборов, а также в отношении национальных законов, распоряжений и правил, регулирующих внутреннюю торговлю. Это положение, в первую очередь, касается налогообложений, требований к качеству и сертификации товаров и услуг. В ряде случаев соглашения, входящие в рамки ВТО, допускают конкретные изъятия из этого режима. Трактовка и развитие целого ряда положений, касающихся национального режима, содержаться в протоколах о присоединении к ГАТТ и в соглашении о режиме государственных закупок, появившемся в итоге «Токио-раунд» и в ряде документов Уругвайского раунда.[2]

     Одним из результатов деятельности ГАТТ является тот факт, что международная торговля развивалась более высокими темпами  по сравнению с ростом мирового производства. Снизился средний уровень таможенных пошлин (в 1945-1947гг. средняя величина таможенных пошлин в развитых странах составляла 40—60%, а по некоторым товарам (например, химическим) достигала 70—90%, то к концу 80-х годов она снизилась до 3—5 %). За годы существования ГАТТ ликвидированы или ограничены многие нетарифные барьеры, значительно унифицировано право международной торговли.[3]

     Результаты  деятельности ГАТТ, особенно в последнее  время, свидетельствуют также о том, что ГАТТ является центральным международным учреждением по вопросам торговли на современном мировом рынке. Именно в рамках этого соглашения принимается большинство конкретных мер по модернизации и развитию правовой основы международной торговли. 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 

     Итак, ГАТТ – это, прежде всего, многостороннее соглашение, содержащее принципы, правовые нормы и правила, которыми должны руководствоваться во взаимных торговых отношениях участвующие в нем страны.

     Оно сыграло огромную роль в развитии международных торговых отношений, создав благоприятные условия для  продвижения товаров через границы  различных стран.

     Оно унифицировало понятие таможенной стоимости товаров, тем самым  облегчив их оценку (в Кодексе четко  прописано, что и как необходимо брать за стоимость товаров, как  ее определить и т.д.).

     Но  главная заслуга ГАТТ – снижение таможенных пошлин на перевозимые товары, ликвидация или уменьшение нетарифных барьеров между странами, унификация права международной торговли.

     Можно сказать, что ГАТТ – это общий  законодательный орган, регулирующий спорные вопросы, связанные с  международной торговлей. 
 

Список  использованной литературы

 

1   Андриашин Х.А.  Таможенное право [Текст]: учебник / Х. А. Андриашин, В. Г. Свинухов. – М.: Экономистъ, 2005. – 281 с.

2 Внешнеэкономическая деятельность [Электронный ресурс]: билеты // http://www.eup.ru/Documents/2006-07-24/444F2-39.asp

3  Генеральное соглашение по тарифам и торговле [Электронный ресурс]: энциклопедия / свободная энциклопедия // http://ru.wikipedia.org/wiki/GATT

4     Молчанова О.В. Таможенное дело [Текст]: учебное пособие / О. В. Молчанова, М. В. Коган. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 317 с.

5    Наку А. А. Таможенное право [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.А. Наку // http://rt44-91.narod.ru/RT_files/eu_customs_law.pdf

       

Информация о работе Кодекс ГАТТ