Казахстан в системе глобальной интеграции на примере ТС

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 15:29, курсовая работа

Описание работы

Мировой опыт свидетельствует, что таможенные союзы создают благоприятные условия для развития торговли, производства, способствуют укреплению не только экономических, но и политических связей государств, которые объединены общими экономическими интересами. Европейский союз, достигший высокого уровня экономической и политической интеграции, имеет в своей основе таможенный союз. Именно образование в соответствии с Парижским (1951) и Римским (1957) договорами таможенного союза ЕЭС стало стартовой площадкой процесса европейской интеграции и началом создания единой Европы. Этот процесс не был гладким и лишенным противоречий, но политическая воля, стремление к поиску компромиссов, общие экономические цели обеспечили в конце концов успех.

Работа содержит 1 файл

Казахстан в системе глобальной интеграции на примере ТС.doc

— 324.00 Кб (Скачать)

На определенном этапе развития таможенных тарифов в странах Таможенного союза произошло сближение их ставок. Так, в 1995 г. ставки таможенных пошлин казахстанского таможенного тарифа почти полностью совпадали со ставками российского тарифа. В том же году Беларусь приняла таможенный тариф, практически целиком идентичный российскому. К сожалению, в последующем удержать достигнутый в 1995 г. уровень унификации таможенных тарифов не удалось, главным образом из-за отсутствия механизма согласования тарифной политики.

Мировой опыт свидетельствует о том, что подлинная политическая или экономическая интеграция невозможна без наличия в рамках данного межгосударственного объединения некоего наднационального органа, решения которого были бы обязательны для всех его участников, а невыполнение какой-либо страной коллективно выработанного и принятого постановления влекло бы за собой применение определенных санкций со стороны этого наднационального органа, если, конечно, под понятием «экономическая интеграция» иметь в виду не просто кооперацию, а процесс сближения и взаимоприспособления национальных хозяйств, сопровождающийся проведением согласованной экономической политики, созданием институтов, которые вместо национальных государств частично принимают на себя выполнение определенных функций в области экономики и законодательства, в результате чего возникает общее, а затем единое экономическое и правовое пространство, освоение которого уже не является исключительно задачей национальных государств.

Мировой опыт экономического сближения развитых и развивающихся стран, а также анализ экономических взаимоотношений между государствами ЕврАзЭС указывают на неизбежность прохождения ряда объективно необходимых этапов интеграции от ее начальных форм - зоны свободной торговли и таможенного союза к более продвинутым - единой таможенной территории и общему рынку товаров.

 

 

 

 

 

2.3 Анализ экономических  показателей ТС

 

Россия, Белоруссия и Казахстан, на территории которых проживают около 180 млн человек, обладают почти 83 проц. экономического потенциала бывшего СССР, и их объединенная экономика может существенно возрасти за счет снятия таможенных ограничений. Совокупный ВВП трех стран составляет 2 трлн долларов, а совокупный товарооборот - 900 млрд долларов. По мнению президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, экономический эффект от создания Таможенного союза для России оценивается в 400 млрд долларов, для Белоруссии и Казахстана - более чем в 16 млрд долларов. Кроме того, Таможенный союз может занять ключевые позиции на мировом энергетическом и зерновом рынках, т.к. совокупные резервы нефти трех стран составляют 90 млрд баррелей, а доля в мировом экспорте пшеницы - 17 проц.

По данным таможенной статистики в 2010 году внешнеторговый оборот России со странами СНГ составил 28,1 млрд. долл. США (рост на 3,1 млрд.долларов США);

двусторонний торговый оборот России и Казахстана, по данным Федеральной службы государственной статистики, составляет 16,7% от объема внешней торговли со странами СНГ, а оборот России и Белоруссии - 30,5%/39/.

Согласно трехсторонним договоренностям, импортные пошлины зачисляются на единый счет, а затем распределяются пропорционально между бюджетами России, Казахстана и Белоруссии. В российский бюджет поступает 87,97% от общего объема ввозных пошлин, в казахстанский - 7,33%, в белорусский - 4,7%. Интеграционное объединение стран Таможенного союза (ТС) России, Белоруссии и Казахстана унифицировало таможенное законодательство в условиях отсутствия таможенного контроля (не применения таможенных пошлин и ограничений экономического характера) на российско-белорусской - казахстанской границе в отношении товаров, происходящих из стран союза.

В связи с реорганизацией и упрощением оформления таможенных документов, товары, перемещаемые в рамках взаимной торговли между государствами - членами ТС, предполагается не помещать под таможенную процедуру экспорта и импорта. Таким образом, с июля 2010г., из доступных источников стала «уходить» информация о торговле РФ с Партнерами по Таможенному союзу. Так объем информации о товарообороте России и Республики Казахстан уменьшился более чем на 50.

Россия является крупнейшим торговым партнером Казахстана, двусторонний торговый оборот с которым составляет 18% от всего объема внешней торговли Республики Казахстан. 74 из 88 регионов России имеют торгово-экономические отношения с Казахстаном. За 2010 год товарооборот составил 15,3 млрд. долл. США, увеличившись на 18,9% по сравнению с 2009 годом.

Очень близкие экономические отношения у России и с Белоруссией - широчайший спектр областей сотрудничества, внешнеэкономический оборот - 27,9 млрд. долл. США (+ 19%) от 2009 года.

 

Таблица 1 Экспортно-импортные операции России со странами Таможенного союза в 2009 году

(млн. долларов США) Экспорт

Импорт

Сальдо

В % к 2008

 

2008

2009

2008

2009

2008

2009

экспорт

импорт

Беларусь

23507

16717

10552

6714

12955,5

10003,2

71

64

Казахстан

13299

9147

6380

3685

6919,1

5461,6

69

58

Итог

36806

25864

16932

1040

19874,6

15464,8

70

61


 

Таблица 2 Общий объем поставок из России в Беларусь и Казахстан

(тысяч долларов США, в текущих ценах) Группы товаров

2009г.

2010г.

2011г.

Итого

(01) Живые животные

330,7

257,2

721,1

1 309,0

(02) Мясо и пищевые мясные субпродукты

1 247,9

3 389,0

2 641,4

7 278,3

(03) Рыба и ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные

3 530,7

5 931,7

7 009,1

16 471,4

(04) Молочная продукция; яйца птиц; мед натуральный; пищевые продукты животного происхождения, в другом месте не поименованные или не включенные

11 795,9

22 657,4

15 624,9

50 078,3

(05) Продукты животного происхождения, в другом месте не поименованные или не включенные

109,3

195,8

175,7

480,8

(06) Живые деревья и другие растения; луковицы, корни и прочие аналогичные части растений; срезанные цветы и декоративная зелень

7,4

8,1

16,6

32,0

(07) Овощи

712,1

519,3

1 689,9

2 921,3

(08) Съедобные фрукты и орехи; кожура

       

цитрусовых плодов или корки дынь

       

(09) Кофе, чай, мате, или парагвайский чай, и пряности

3 133,5

3 940,0

5 049,0

12 122,5

(10) Злаки

3 416,1

5 481,2

8 275,6

17 172,9

(11) Продукция мукомольно-крупяной промышленности; солод; крахмалы; инулин; пшеничная клейковина

2 062,2

1 553,3

2 083,0

5 698,4

(12) Масличные семена и плоды; прочие семена, плоды и зерно; лекарственные растения и растения для технических целей; солома и фураж

5 887,8

4 366,6

6 043,6

16 297,9


 

Таблица 3 Общий объем поставок товаров в Россию из Беларуси и Казахстана

(тысяч долларов США, в текущих ценах) Группы товаров

2009г.

2010г.

2011г.

Итого

(01) Живые животные

1 393,1

1 205,6

2 534,9

5 133,6

(02) Мясо и пищевые мясные субпродукты

71 417,7

79 980,2

76 959,4

228 357,2

(03) Рыба и ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные

2 317,1

1 804,2

2 222,9

6 344,2

(04) Молочная продукция; яйца птиц; мед натуральный; пищевые продукты животного происхождения, в другом месте не поименованные или не включенные

106 810,4

109 460,9

131 732,6

348 003,9

(05) Продукты животного происхождения, в другом месте не поименованные или не включенные

120,8

226,1

226,4

573,3

(06) Живые деревья и другие растения; луковицы, корни и прочие аналогичные части растений; срезанные цветы и декоративная зелень

0,0

65,7

324,9

390,5

(07) Овощи и некоторые съедобные корнеплоды и клубнеплоды

3 747,1

3 993,8

8 188,5

15 929,5


 

Таблица 4 Темпы прироста объема поставок товаров из России в Беларусь и Казахстан

(в процентах к предыдущему году) Группы товаров

2009г

2010г

2011г

(01) Живые животные

4,8

-22,2

180,4

(02) Мясо и пищевые мясные субпродукты

89,6

171,6

-22,1

(03) Рыба и ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные

-48,8

68,0

18,2

(04) Молочная продукция; яйца птиц; мед натуральный; пищевые продукты животного происхождения, в другом месте не поименованные или не включенные

42,0

92,1

-31,0

(05) Продукты животного происхождения, в другом месте не поименованные или не включенные

-5,9

79,1

-10,3

(06) Живые деревья и другие растения; луковицы, корни и прочие аналогичные части растений; срезанные цветы и декоративная зелень

-79,0

9,2

105,9

(07) Овощи и некоторые съедобные корнеплоды и клубнеплоды

31,5

-27,1

225,4

(08) Съедобные фрукты и орехи; кожура цитрусовых плодов или корки дынь

34,4

25,7

28,1

(09) Кофе, чай, мате, или парагвайский чай, и пряности

-51,9

60,5

51,0

(10) Злаки

66,5

-24,7

34,1

(11) Продукция мукомольно-крупяной промышленности; солод; крахмалы; инулин; пшеничная клейковина

174,2

-25,8

38,4


 

Таблица 5 Темпы прироста объема поставок товаров в Россию из Беларуси и Казахстана

(в процентах к предыдущему месяцу) Группы товаров

2009г.

2010г

2011г.

(01) Живые животные

-8,7

-13,5

110,3

(02) Мясо и пищевые мясные субпродукты

5,2

12,0

-3,8

(03) Рыба и ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные

30,7

-22,1

23,2

(04) Молочная продукция; яйца птиц; мед натуральный; пищевые продукты животного происхождения, в другом месте не поименованные или не включенные

-2,3

2,5

20,3

(05) Продукты животного происхождения, в другом месте не поименованные или не включенные

-26,0

87,2

0,1

(08) Съедобные фрукты и орехи; кожура цитрусовых плодов или корки дынь

39,7

6,6

105,0

(09) Кофе, чай, мате, или парагвайский чай, и пряности

172,1

78,0

-40,6

(10) Злаки

-76,3

210,6

973,1

(11) Продукция мукомольно-крупяной промышленности; солод; крахмалы; инулин; пшеничная клейковина

1 403,4

-87,8

80,1

(12) Масличные семена и плоды; прочие семена, плоды и зерно; лекарственные растения и растения для технических целей; солома и фураж

-41,5

2,7

-44,4

(13) Шеллак природный неочищенный; камеди, смолы и прочие растительные соки и экстракты

1 206,2

-95,3

1 232,3


тарифное регулирование таможенный союз

Из таблиц видно насколько существенно повлияло введение Таможенного союза на увеличение товарооборота между странами и насколько выгодно странам участницам. В целом создание таможенных союзов способствует росту экономической активности, повышению уровня конкуренции и наполнению национальных рынков более качественной продукцией, а также увеличению доходной базы государственных бюджетов стран-участников, что в свою очередь ведет к повышению уровня социального развития на всей территории союза.

Мировой опыт формирования таможенных союзов позволяет вывести определенные количественные закономерности последствий внедрения данных торговых объединений, к числу которых можно отнести следующие:

- рост экспорта в пределах 10-20 % по сравнению с предшествующими периодами и импорта на 5-20 % внутри стран союза;

- рост товарооборота с третьими странами на 5-15 %;

- повышение экспортной ориентации экономик, выражающееся в росте соотношения объемов экспорта и ВВП, темпами, опережающими среднемировые.

В настоящее время основным внешнеторговым партнером стран Таможенного союза является Российская Федерация, на долю которой по итогам 2008 г. приходится 8,8 % экспорта и 37 % импорта.

Среднегодовые темпы роста казахстанского экспорта в рассматриваемый период составили 75 %, в том числе темпы роста экспорта в Россию - 20 %.

Исходя из данных показателей и эмпирических закономерностей формирования таможенных союзов, отмеченных выше, можно дать некоторые прогнозные оценки перспектив развития экономики после введения Таможенного союза. Прежде всего, можно оценить потенциал роста собственно внешнеторгового оборота.

Рост экспорта в страны-партнеры по Таможенному союзу можно оценить примерно двукратной величиной по сравнению с темпами роста экспорта в третьи страны, т. е. на уровне около 6-10%. Таким образом, в среднесрочной перспективе можно прогнозировать ежегодное увеличение экспорта на дополнительную величину около 4-6 млрд долл. Также можно прогнозировать и увеличение импорта, особенно из стран-партнеров по Таможенному союзу, в первую очередь из России. Дополнительный импорт российской продукции в Казахстан можно оценить величиной порядка 1-1,5 млрд долл., а общее увеличение импорта - уровнем около 2-2,5 млрд долл. Рост объемов импорта может нести определенную угрозу позициям товаропроизводителей на внутреннем рынке, но данная ситуация также способствует повышению уровня конкуренции и соответствует интересам потребителей импортной продукции.

Помимо внешнеторгового аспекта формирование Таможенного союза и активизация товарооборота в его границах оказывают позитивное влияние и на другие макроэкономические показатели - промышленное и сельскохозяйственное производство, и в конечном счете ведет к росту экономики в целом. Современные исследования показывают, что существует четкая взаимосвязь между активизацией внешней торговли и ростом ВВП. В частности, исследования на примере ЕС показали, что рост внешнеторгового оборота на 1 % обусловливает рост ВВП на 0,22 %. В Казахстане же данная взаимосвязь выражена еще более четко: если в период, отраженный на рисунке 4, экспорт увеличился в 7,7 раза, то ВВП Казахстана в долларовом исчислении за этот же период вырос в 7,3 раза (с 18,3 до 133,4 млрд долл.). То есть для Казахстана рост экспорта на 1 процентный пункт соответствует росту ВВП примерно на 0,9 процентных пункта. Соответственно, прогнозируемое увеличение экспорта при вступлении страны в Таможенный союз на 3-5 процентных пункта может дать дополнительный прирост ВВП на уровне 2-4 %.

Информация о работе Казахстан в системе глобальной интеграции на примере ТС