Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 15:29, курсовая работа
Мировой опыт свидетельствует, что таможенные союзы создают благоприятные условия для развития торговли, производства, способствуют укреплению не только экономических, но и политических связей государств, которые объединены общими экономическими интересами. Европейский союз, достигший высокого уровня экономической и политической интеграции, имеет в своей основе таможенный союз. Именно образование в соответствии с Парижским (1951) и Римским (1957) договорами таможенного союза ЕЭС стало стартовой площадкой процесса европейской интеграции и началом создания единой Европы. Этот процесс не был гладким и лишенным противоречий, но политическая воля, стремление к поиску компромиссов, общие экономические цели обеспечили в конце концов успех.
Формирование Единого экономического пространства должно быть завершено к 1 июля 2012 г.
Таким образом, таможенный союз Беларуси, Казахстана и России строится на экономической и территориальной платформе ЕрАзЭС, имеет с ним общие органы управления, частично правовую базу и параллельное членство этих трех стран в обеих организациях. Создание таможенного союза не является конечной целью стран ЕврАзЭС, он представляет собой только одну из форм интеграции на пути к модели единого экономического пространства. Предполагается также, что в будущем в него войдут и другие государства–члены ЕврАзЭС. В свою очередь, Единое экономическое пространство предполагает интеграцию не только в экономической, таможенной, но и в политической сфере.
2.1 Предпосылки создания и этапы форм-ния ТС
Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации - межгосударственный договор о создании единого таможенного пространства, подписанный Россией, Белоруссией и Казахстаном. Формирование таможенного союза предусматривает создание единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.
Таможенный союз является одной из наиболее распространенных форм международной интеграции, которыми являются, в частности, зоны свободной торговли, «общие рынки», экономические и политические союзы. Участие государств в том или ином интеграционном образовании предполагает различную степень сближения. Если участники зоны свободной торговли ограничиваются частичной или неполной отменой количественных ограничений и тарифных барьеров во взаимной торговле, то страны-члены полного политического и экономического союза постоянно ведут поиск решений по важнейшим вопросам с помощью разветвленной системы межгосударственных органов. Развивается интеграция в соответствии с общими закономерностями: путем постепенного перехода от одной ступени к другой, более высокой.
В Межгосударственный Совет на уровне глав государств входят: Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко, Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев, Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев.
В Межгосударственный Совет на уровне глав правительств входят: Премьер-министр Республики Беларусь Сергей Сергеевич Сидорский, Премьер-министр Республики Казахстан Карим Кажимканович Масимов, Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Владимирович Путин.
Функции Советов:
- определяют стратегию, направления и перспективы формирования и развития Таможенного союза
и принимают решения, направленные на реализацию целей и задач Таможенного союза;
- рассматривают и принимают решения по вопросам, связанным с общими интересами государств, формирующих Таможенный союз;
- определяют перечень международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза;
- принимают решение о вступлении в силу международных договоров, направленных на завершение формирования договорно-правовой базы Таможенного союза;
- принимают решение об объединении таможенных территорий государств, формирующих Таможенный союз, в единую таможенную территорию;
- осуществляют иные функции в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.
Экспертный совет в рамках Таможенного союза, созданный при высшем органе Таможенного союза, рассматривает заявления юридических и физических лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью, государств-членов таможенного союза по вопросу соответствия решений Комиссии таможенного союза, имеющих обязательный характер, договорно-правовой базе таможенного союза.
В состав Экспертного совета каждое из государств–членов таможенного союза направляет сроком на три года не менее 5 представителей из числа своих граждан, обладающих необходимыми специальными знаниями и опытом в области права, международной торговли, в других областях, имеющих отношение к разрешению споров.
2.2 Экономические проблемы развития ТС между КЗ, Россией и Белоруссии
Вместе с тем процесс создания Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС сталкивается с рядом серьезных проблем.
1) Сохранение существенных различий в национальных законодательствах государств Таможенного союза.
Данное обстоятельство в определенной степени затрудняет разработку единого механизма таможенного администрирования.
В частности, среди стран Таможенного союза только Казахстан ратифицировал полный пакет Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) и подписал генеральное соглашение и правила по его применению. В связи с этим в Казахстане введены международные нормы таможенного администрирования и процедуры, оптимизирующие систему таможенного контроля. Россия и Беларусь подписали только генеральное соглашение по указанной Конвенции. «Нестыковка» некоторых правовых норм может значительно осложнить процедуру таможенного администрирования на территории стран Таможенного союза. В частности, казахстанская сторона при осуществлении транзита через территорию России и Беларуси может быть лишена ряда привилегий, установленных в соответствии с Киотской конвенцией, и будет иметь возможность использовать их только в международных перевозках по территории третьих стран.
Так, в Казахстане введен механизм страхования таможенных рисков. При этом стоимость страхового полиса составляет 0,2—0,3 % от суммы таможенных платежей. В России и Беларуси данный механизм отсутствует. Российские и белорусские перевозчики платят за страховой полис от 3 до 10 % от суммы сделки. При формировании Таможенного союза будут приняты единые ставки страхования, которые, по всей видимости, для казахстанских перевозчиков будут изменены в сторону увеличения/23/.
Кроме того, в странах Таможенного союза существенно различается механизм налогового администрирования. Так, в Казахстане налог на добавленную стоимость (НДС) - это фактически налог с оборота, что заведомо ставит казахстанского товаропроизводителя в менее выгодные условия по сравнению с российскими и белорусскими и негативно может сказаться на конкурентоспособности казахстанской промышленности. Кроме того, в государствах Таможенного союза существенно различаются ставки НДС. Так, в Казахстане НДС составляет 12 %, России и Беларуси - 18 %.
2) Отсутствие компенсационного механизма пру введении Единого таможенного тарифа.
Введение Единого таможенного тарифа для казахстанской стороны будет означать некоторое повышение уровня таможенных ставок в торговле с третьими странами. Следует подчеркнуть, что действующие в Казахстане таможенные тарифы значительно ниже российских и белорусских. Поэтому повышение казахстанских таможенных тарифов, по мнению многих экспертов, на начальном этапе может привести к повышению цен на импортные товары из третьих стран и как следствие к некоторому снижению товарооборота с ними. Все, что связано с продуктами питания, в России облагается высокими импортными пошлинами. Совсем иная ситуация у нас (в Казахстане). Если у нас пошлина на океаническую рыбу составляет 5 %, то у них это в 3 - 4 раза больше. Если мы будем выбирать, то выберем российскую, а не норвежскую селедку, хотя они выловлены в одном море, потому что норвежская будет на 25 - 30 % дороже. То же самое с другими продуктами. То есть товары из-за пределов стран Таможенного союза для нас (Казахстана) подорожают. А это в свою очередь приведет к сокращению товарооборота с третьими странами и таможенных поступлений в бюджет республики.
Данная проблема весьма актуальна для Казахстана, поскольку в бюджете республики таможенные сборы составляют в среднем 30 %. В связи с этим государствам следует выработать компенсационный механизм, адаптирующий экономики сторон к условиям функционирования Таможенного союза. В связи с этим следует подчеркнуть, что в рамках Европейского Союза при формировании Единого таможенного тарифа согласовывалась система компенсаций. В ЕС есть дебатная палата по компенсациям и субсидиям, в которой разрешаются все проблемы перед вступлением страны в ЕС. Если бы у нас (в рамках Таможенного союза) была оговорена система компенсаций и субсидий, то ни у кого бы не возникало ни сомнений, ни подозрений.
3) Несогласованность сторон в использовании сертификатов происхождения товара.
Данная проблема характерна для Казахстана и России. Следует подчеркнуть, что между этими странами достигнуты договоренности по взаимному признанию таможенными органами сторон сертификатов происхождения товара и подписано соответствующее соглашение.
Вместе с тем, когда товар «движется» из Казахстана в Россию, перевозчику необходимо заменять казахстанский сертификат на российский. И наоборот. Когда товар прибывает из России, российскому перевозчику выписывается казахстанский сертификат. При этом оплата за сертификаты осуществляется дважды: сначала в одном государстве, затем в другом. «В Евросоюзе всего этого нет. Только, если товар покидает еврозону, тогда выписывается новый сертификат.
В условиях формирования Таможенного союза данная проблема требует решения. Необходимо создать унифицированную форму сертификата, которая будет признаваться на всей территории Таможенного союза и позволит грузоперевозчикам свободно пересекать границы.
4) Укрепление внешних границ Таможенного союза.
Перенос в ближайшей перспективе всех видов контроля, кроме пограничного, на внешнюю границу Таможенного союза потребует принятия оперативных мер по ее укреплению, внедрению современной системы таможенного досмотра. Решение данной задачи особо актуально в условиях существующих угроз терроризма, экстремизма, незаконного оборота наркотиков и потребует привлечения значительных финансовых средств. Поэтому странам Таможенного союза необходимо выработать согласованный финансовый механизм по реализации данного мероприятия.
5) Отсутствие унифицированных норм в реализации странами Таможенного союза внешней торговой политики/24/.
Следует подчеркнуть, что в странах Таможенного союза действуют различные торговые режимы с внешними партнерами. Так, в России в настоящее время имеется порядка 120 базовых торговых договоров с третьими странами, в Казахстане - 50, Беларуси - 40, и обязательства по этим договорам во многом не совпадают. Поэтому важное значение приобретает унификация государствами Таможенного союза торговых режимов с третьими странами.
Проведенный анализ процесса формирования Таможенного союза между Казахстаном, Россией и Беларусью позволил сделать вывод о том, что государствами-участниками достигнуты серьезные результаты в этом направлении.
Во-первых, сформирована соответствующая нормативно-правовая база.
Во-вторых, согласован Единый таможенный тариф.
В-третьих, на 46-м заседании Интеграционного Комитета ЕврАзЭС одобрен проект Таможенного кодекса, обеспечивающего таможенное регулирование на единой таможенной территории.
Вместе с тем создание Таможенного союза сталкивается с рядом проблем: сохраняются существенные различия в таможенном и налоговом администрировании сторон, не выработан компенсационный механизм при введении Единого таможенного тарифа, не унифицированы торговые режимы с третьими государствами.
Поэтому правительствам сторон предстоит провести большую работу по согласованию таможенно-тарифной и торговой политики в рамках Таможенного союза.
На наш взгляд, актуальное значение имеет реализация следующих направлений.
1) Унификация национальных законодательств государств — участников Таможенного союза.
Во-первых, считаем целесообразным белорусской и российской сторонам ратифицировать полный пакет Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция), что позволит в полном объеме реализовать международные нормы таможенного администрирования и контроля. Актуальное значение имеет введение странами Таможенного союза единого механизма страхования таможенных рисков.
Во-вторых, государствам Таможенного союза следует принять меры по унификации принципов налогообложения и ставок НДС. Необходимо, чтобы НДС взимался не с оборота, а с добавленной стоимости, что существенно облегчит налоговое администрирование по отношению к субъектам малого и среднего бизнеса и будет способствовать промышленному росту стран Таможенного союза.
2) Формирование государствами Таможенного союза единой торговой политики по отношению к третьим странам.
Необходимо, во-первых, проанализировать существующие торговые режимы и согласовать между участниками Таможенного союза параметры будущего единого торгового режима. Во-вторых, обеспечить установление согласованного режима путем заключения необходимых договоров с внешними партнерами.
3) Разработка компенсационного механизма при введении Единого таможенного тарифа.
Считаем целесообразным на начальном этапе формирования Таможенного союза реализовать соответствующий компенсационный механизм. Данный механизм должен предусматривать выделение компенсаций сторонам, у которых значительно сокращены объемы таможенных поступлений в бюджет вследствие введения Единого таможенного тарифа.
4) Введение единой формы сертификата происхождения товара.
Необходимо разработать единую форму сертификата происхождения товара, которая будет действительна на всей территории Таможенного союза. Реализация данного направления будет способствовать свободному движению товаров по единой таможенной территории.
Информация о работе Казахстан в системе глобальной интеграции на примере ТС