Кадровая политика таможенных органов

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 13:29, реферат

Описание работы

За последние два года работа с кадрами в таможенных органах России
развилась в кадровую политику. Вышестоящие таможенные органы проводят
кадровую политику на всех уровнях таможенной системы. Но это довольно
сложная задача, так как из правоохранительной сущности таможенных
органов, особого служебного положения и ответственности работников,
права и обязанности которых определены правовым статусом должностных
лиц таможенных органов Российской
Федерации вытекают некоторые особенности проведения кадровой политики. Главная из них обусловлена бюрократизмом с его многочисленными правилами и предписаниями, которые обязательны на любой государственной службе. Таможенные служащие должны следовать строгим процедурам, уживаться со множеством ограничений. И именно из-за них и из-за разветвленной иерархической структуры таможенной системы все изменения протекают в ней чрезвычайно медленно.

Содержание

Страхование - одна из древнейших категорий общественных отношений. Важнейшим условием нормальной жизнедеятельности человека является непрерывность и бесперебойность эти отношений. Но процесс общественного производства прерывается или нарушается в результате разрушительного воздействия стихийных сил природы или негативных последствий других чрезвычайных ситуаций. В данной ситуации объективно действует рискованный характер, а фактор риска вызывает потребность в страховании. Т.е. что риск служит предпосылкой возникновения страховых отношений.

Работа содержит 1 файл

Реферат по ЭТД.doc

— 74.00 Кб (Скачать)

            Содержание:

Введение 3

  1. Кадровый потенциал таможенного дела 4
  2. Изменение кадровой политики таможенных органов 7

Заключение 13

Список  литературы 15

 

                Введение

     За  последние два года работа с кадрами  в таможенных органах России 
развилась в кадровую политику. Вышестоящие таможенные органы проводят 
кадровую политику на всех уровнях таможенной системы. Но это довольно 
сложная задача, так как из правоохранительной сущности таможенных 
органов, особого служебного положения и ответственности работников, 
права и обязанности которых определены правовым статусом должностных 
лиц таможенных органов Российской

Федерации вытекают некоторые особенности  проведения кадровой политики. Главная из них обусловлена бюрократизмом с его многочисленными правилами и предписаниями, которые обязательны на любой государственной службе. Таможенные служащие должны следовать строгим процедурам, уживаться со множеством ограничений. И именно из-за них и из-за разветвленной иерархической структуры таможенной системы все изменения протекают в ней чрезвычайно медленно.

     Следующая особенность кадровой политики в  таможенной службе является следствием вышеназванной - все ее направления разрабатываются исключительно на верхних ступенях иерархии, а именно в Государственном таможенном комитете Российской Федерации. Нижележащие уровни таможенной системы обладают правом внесения своих предложений, но слишком еще велик разрыв между теоретиками и практиками в структуре таможенных органов. Хотя вряд ли можно обойтись без жесткости системы в нашем конкретном случае. Именно она позволяет соблюсти необходимые процедурные гарантии таможенного дела, предусмотренные законодательством.

 

     

          Кадровый  потенциал таможенного  дела

     Кадры (личный состав, персонал) таможенного дела - это совокупность всех работающих в таможенных органах и занимающих должности сотрудников, федеральных государственных служащих и работников бюджетной сферы.

     Сотрудники  и федеральные государственные  служащие таможенных органов являются должностными лицами. Количество должностей сотрудников, федеральных государственных служащих и работников бюджетной сферы в таможенной системе в целом определяется Правительством Российской Федерации, а в таможенных органах, учреждениях и предприятиях, подведомственных ФТС России, - руководителем ФТС. Персонал таможенных органов выполняет работу, связанную с высокой степенью ответственности перед государством, психологическим и умственным напряжением, поэтому от многих сотрудников требуется хорошая физическая подготовка.

     Повышение эффективности деятельности таможенных органов Российской Федерации невозможно без роста профессионального уровня кадров, укрепления служебной дисциплины, улучшения материального положения должностных лиц таможенных органов, повышения их социальной защищенности и членов их семей.

     Современный уровень кадровой работы требует прогнозирования потребности в кадрах для таможенной службы. Необходимо также формировать резерв, в том числе руководящего состава на выдвижение, оптимально использовать все штатные единицы, стимулировать служебный рост. В этих целях оценивают кадровый потенциал таможенных органов.

     Под кадровым потенциалом понимают способность персонала таможенных органов эффективно и своевременно выполнять поставленные перед ними задачи в меняющихся условиях внешней и внутренней среды.

 

     

     Кадровый потенциал обусловлен такими факторами, как численность занятых, эффективность их использования, средний возраст и стаж работы, уровень образования, квалификация, заинтересованность в результатах труда. Кадровый потенциал в немалой степени зависит от расстановки кадров, оплаты труда, его организации, степени социальной защищенности, престижа профессии.

     По  сравнению с 1991 г. численность занятых  в таможенной системе увеличилась к 2005 г. более чем в 15 раз и составляет более 60 тыс. человек. Наиболее распространенные профессии в таможенном деле: юристы, экономисты, статистики, программисты. Около 40 % штатной численности в таможенных органах составляют занятые в отделах таможенного оформления и контроля и на таможенных постах. На экономические, финансовые, подразделения тылового обеспечения приходится около 1/4 штатной численности. Другие должностные лица обеспечивают деятельность правоохранительных подразделений, собственную безопасность, таможенную охрану, информационно-техническую службу, выполняют административную функцию.

     Особенно  быстрый рост численности занятых  в таможенных органах России происходил в 1991-1995 гг. Это явилось следствием ускоренного развития таможенной инфраструктуры, роста спроса на услуги по таможенному оформлению, повышения значимости правоохранительной деятельности по обеспечению экономических аспектов безопасности государства и усложнения задач таможенной службы.

     На  первый план поставлены задачи улучшения  качественного состава и совершенствования расстановки кадров, повышения профессиональ ного мастерства, внедрения технических средств таможенного контроля (ТСТК). Для этого используется система первоначальной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Цель профессиональной подготовки - привести уровень квалификации личного состава в соответствие, во-первых, с требованиями, предъявляемыми к таможенному адми-

                      5

 

    нистрированию участниками мировой торговли, во-вторых, с меняющейся нормативной базой, экономическими условиями развития, таможенными технологиями и новыми аспектами обеспечения экономической безопасности государства.

     Для таможенной системы, как и для  других сфер деятельности, важно сбалансировать рабочие места с имеющимися трудовыми ресурсами как по количеству, так и по профессиональному составу. Источниками пополнения кадров для таможенной службы являются Российская таможенная академия и ее филиалы, другие высшие учебные заведения страны, правоохранительные органы, вооруженные силы.

     Совершенствование качественного состава кадров в  таможенном дел проявляется в повышении доли специалистов, имеющих высшее образование и получивших подготовку в специальных высших учебных заведения системы ФТС России. Одновременно снижается доля лиц со средним профессиональным и общим средним образованием. Проявляется тенденция увеличения доли должностных лиц, имеющих профильное для деятельности таможенных органов образование.

     Стремление  рационализировать структуру расходов федерального бюджета повышает значимость эффективного использования трудовых ресурсов в таможенном деле, как и во всей сфере государственной исполнительной власти.

     Главная составляющая экономической эффективности  затрат живого труда - его производительность. Под производительностью труда понимают количество оказанных услуг или выполненных работ одним среднесписочным штатным должностным лицом в единицу времени (смену, месяц, год).

 

     

    Изменение кадровой политики таможенных органов

    Работа с персоналом в таможне

требует постоянного совершенствования, так  как именно в этом 
заложены большие потенциальные возможности

повышения эффективности работы служащего  таможни, а значит достижения 
им высокого профессионального мастерства и, как следствие, более высокого 
уровня на служебной лестнице. Но так как директивы по всем направлениям 
деятельности таможни поступают из Государственного

таможенного комитета, трудно говорить о совершенствовании  работы с персоналом в отдельно взятой таможне. Этот процесс находится в прямой зависимости от совершенствования кадровой политики в таможенной системе в целом.

     Самой важной задачей, требующей скорейшего решения, особенно в 
условиях постоянного дефицита государственного бюджета, является 
коренная реструктуризация таможенных органов и, соответственно, 
изменение организационно-штатной политики. Метод формирования 
организационно-штатной структуры таможенных органов по

принципу "новое направление - новое управление" для управленческого звена и "новое направление - новый отдел" для таможен себя исчерпал. Хотя надо отметить, что на этапе становления этот путь структуризации таможенной системы позволил добиться главного - в кратчайшие сроки организовать таможенный контроль по всем видам таможенных режимов. Однако в нынешних условиях такой подход играет уже тормозящую роль. Последующее развитие таможенного дела реально может происходить только за счет внедрения научных форм организации труда и совершенствования таможенных технологий.

     Структура таможенной системы, в том числе  и таможни, чрезвычайно разветвлена. При наличии в таможне 30-40 подразделений (отделов, групп и

 

     

    служб) система становится трудноуправляемой, разобщенной, она 
    подвержена параллелизму и взаимодублированию. Начальнику таможни 
    довольно сложно обеспечить реализацию принципа единоначалия в 
    управлении и реализации единой таможенной политики сверху до низу. 
    Следствием этого является нерациональная расстановка кадров. Так как 
    таможенная система - это система многоуровневая, значит в ней множество 
    начальников и их заместителей, кроме них есть еще руководители групп и 
    главные инспекторы, которые зачастую исполняют роль 
    заместителей начальников отделов. Статистические

исследования  показывают, что в среднем в  любой таможне на 6-7 сотрудников приходится один функционер, что ведет к отвлечению огромного числа людей непосредственно от таможенного контроля и к установлению нагрузки на инспекторский состав, а отсюда - к немалым материальным издержкам и к усложнению управления таможенной структурой. Карьера в такой системе приобретает формальный оттенок: рост в должности и в звании не приводит к росту профессиональному.

     Часть руководителей всех уровней по-прежнему вместо рациональной перестройки технологии таможенного контроля ориентируется на повышение эффективности работы за счет роста численности кадрового состава. Но сейчас необходимо исходить из того, что дополнительных штатов нет и не будет. Путь решения этой проблемы - эффективное использование того кадрового потенциала, который уже имеется. В Орской таможне в 1998 году только за счет внутренних резервов были осуществлены следующие организационно-штатные мероприятия:

  • создан отдел товарной номенклатуры 
    и происхождения товаров - по приказу Государственного таможенного 
    комитета;
  • создан       отдел       таможенной       инспекции       -       по 
    приказу Государственного таможенного комитета;

8

 

      • создан       отдел       социального       развития       -       по 
        приказу Государственного таможенного комитета;
  • реорганизована    служба    таможенной    охраны     -    по 
    инициативе руководства таможни;
  • увеличена штатная численность автотранспортной группы - 
    по инициативе руководства таможни.

     Для осуществления этих мероприятий  использовались, как правило, вакансии, которые в течение длительного времени не заполнялись по тем или иным причинам. При принятии решения об изменении штатной численности какого-либо подразделения принимались во внимание расчеты-обоснования, отражающие:

  • информацию о росте количества 
    участников внешнеэкономической деятельности;
  • данные о существующем грузовом и пассажирском потоке 
    и его развитии с точки зрения объема, характера, направлений;
  • анализ расширения (сужения) 
    различных направлений деятельности;
  • данные об увеличении 
    (уменьшении) объемов обрабатываемых    документов,    необходимых 
    для таможенного оформления товаров и транспортных средств;

Информация о работе Кадровая политика таможенных органов