Электронное декларирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 11:13, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – выявить особенности электронного декларирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- дать характеристику нормативно правовой базе электронного декларирования
- изучить понятия и условия электронного декларирования
- рассмотреть этапы развития электронного декларирования
- дать оценку электронного декларирования.

Содержание

Введение ------------------------------------------------------------------------ 3
Глава I.Теоретико-правовые основы электронного декларирования.
Характеристика нормативно-правовой базы электронного
декларирования --------------------------------------------------------------------------- 5
Понятия и условия электронного декларирования --------------------------- 8
Глава II. Особенности электронного декларирования.
2.1 Этапы развития электронного декларирования ------------------------------- 11
2.2 Плюсы и минусы электронного декларирования ----------------------------- 19
Заключение -------------------------------------------------------------------- 28
Список использованных источников ------------------------------------ 30

Работа содержит 1 файл

курсовая эл декл.doc

— 158.00 Кб (Скачать)

      Ключевое  отличие между двумя системами  электронного декларирования заключается в их способах подключения: ЭД1 использует ведомственную сеть таможенного органа, тогда как ЭД2 использует сеть Интернет с соблюдением сертифицированных способов защиты информации.

Для начала работы в системе ЭД1 декларанту необходимо:

-        приобрести оборудование для  электронного декларирования (рабочие станции, сервер);

-        поставить лицензионное программное  обеспечение;

-        установить аппаратные средства  защиты;

-        заключить соглашение об информационном  взаимодействии с таможенным органом, в зоне действия которого планируется предоставление электронных деклараций;

-        сделать заявку на подключение  к ведомственной сети таможенного  органа;

-        сделать заявку на генерацию  ЭЦП;

-        сделать заявку в ГНИВЦ ФТС  РФ на бесплатную базовую версию программного обеспечения декларанта;

-        установить программное обеспечение для работы ЭД1 на сервер.

Порядок подключения  участника ВЭД к информационной системе таможенных органов через Интернет (по системе  ЭД2) определен Приказом ФТС РФ от 24 января 2008 г. № 52 и включает в себя:

-        подготовку помещения, соответствующего  требованиям для развертывания необходимого программного и аппаратного обеспечения;

-        закупку необходимого аппаратного  и сертифицированного системного программного обеспечения, прикладного программного обеспечения и сертифицированных антивирусных средств защиты;

-        установку и настройку аппаратного  и программного обеспечения в  соответствии с требованиями безопасности;

-        проведение аттестации информационной системы на предмет ее соответствия требованиям безопасности;

-        заключение договора на обслуживание  средств криптозащиты с организацией, имеющей соответствующую лицензию;

-        подачу заявки в ГНИВЦ ФТС  РФ на подключение и выдачу сертификатов ключей ЭЦП;

-        проведение комплексной отладки системы.

На сегодняшний  день применение электронной формы  декларирования через Интернет становится все более востребованной среди  участников ВЭД. 
2.2 Плюсы и минусы электронного декларирования.

      Либерализация экономики, ускорение экономического роста, устранение бюрократических барьеров невозможны без внедрения систем электронного документооборота, систем подачи сведений в электронном виде, без информационного взаимодействия, как с субъектами внешнеэкономической деятельности, так и между государственными органами. Отсутствие доступа таможенных органов к информации, содержащейся в базах данных разрешительных документов, выданных контролирующими государственными органами – один из недостатков существующего сегодня комплекса программных средств электронного декларирования.

      При осуществлении электронного декларирования товаров в импортных операциях достаточным условием считается наличие нормативно-правовых документов ФТС (ГТК) России и готовых таможенных технологий, программного продукта с применением электронного декларирования. Для экспортных операций таких достаточных условий пока не определено.

Необходимо внедрение  единого электронного документооборота всех служб, через которые проходит как транспортное средство, так и товар. Например, данные о транспортном средстве, заезжающем на весы для контроля соблюдения весовых ограничений, контролируемых российской транспортной инспекцией, должны автоматически пересылаться должностному лицу таможенного органа приграничного пункта пропуска и использоваться для помещения товара под процедуру ВТТ и выявления риска (характер груза, весовые характеристики, информация о перевозчике, получателе). Это позволит пресечь схему, при которой должностные лица таможенных органов могут не оформить процедуру ВТТ.5

Дальнейшему развитию и внедрению в таможенных органах  Российской Федерации электронной формы декларирования препятствуют следующие факторы:

Непонимание определенной частью руководителей таможенных органов  возможностей внедрения новых информационных технологий, позволяющих упростить и ускорить таможенное оформление, минимизировать непродуктивное использование ресурсов.

Недостаточный уровень подготовки должностных  лиц таможенных органов, внедряющих и обеспечивающих поддержку информационных технологий, и использующих их при выполнении должностных обязанностей.

Отсутствие доступа  таможенных органов к информации, содержащейся в базах данных разрешительных документов, выданных контролирующими государственными органами.

      Недостаточный уровень развития информационных систем, обеспечивающих безбумажные технологии при выполнении других таможенных процедур (внутренний таможенный транзит, использование предварительного декларирования, контроль за уплатой таможенных платежей, применение системы управления рисками и т.д.), а также при взаимодействии структурных подразделений таможенного органа, предусматривающих электронный документооборот.6

      Необходимо  принимать во внимание возможность  дискредитации идеи электронного декларирования недобросовестными участниками ВЭД. В Таможенном кодексе Российской Федерации отсутствуют правовые основания нормативно установить критерии для отбора лиц, которые могут декларировать товары в электронной форме. В связи с этим необходима организация эффективного контроля на базе системы управления рисками за лицами, применяющими электронную форму декларирования, с использованием услуг таможенных брокеров, получившими электронную цифровую подпись.

Взаимосвязанная и комплексная реализация информационных технологий во все элементы деятельности таможенного органа и при осуществлении таможенных процедур станет в перспективе основой для создания "Электронной таможни (E-Customs)" в рамках "электронного правительства", предусмотренного Концепцией использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 г.

      Работа  с СУР и электронным декларированием  в России новое направление в совершенствовании таможенного контроля, вызванное требованиями времени. Правовая база, на которой основывается работа в этих направлениях, уже есть, но она далеко несовершенна, требует доработки. В практической деятельности необходимо использовать имеющиеся теоретические разработки в области риск-менеджмента в приложении к таможенной системе, а также международный опыт по созданию единого информационно-аналитического центра и необходимого программного обеспечения.

      Преимущества  применения электронной формы декларирования товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу ТС, очевидны. Среди них:

-        высокая скорость таможенного  оформления;

-        переход на безбумажное оформление;

-        возможность проведения документального  контроля до фактического поступления  товаров в таможенный орган  назначения;

-        возможность интегрирования с информационными системами иностранных государств;

-        возможность использования в  процессе таможенного оформления  и контроля иностранных электронных  документов.

      После проведения таможенного контроля и  таможенного оформления, должностное лицо таможенного органа проставляет отметки о выпуске, разрешении на вывоз, отказе, внесении изменений в электронную декларацию или отзыве электронной декларации и др. Внесенные отметки удостоверяются путем проставления ЭЦП таможенного органа, после чего декларанту направляются авторизованное сообщение и электронная декларация с отметками о выпуске.

      После выпуска товаров, должностное лицо таможенного органа направляет владельцу СВХ, на котором расположены товары, разрешение на выдачу товаров по утвержденной форме.

      Стоит отметить, что должностное лицо таможенного  органа вправе запросить бумажные экземпляры документов, подтверждающих заявленные в электронной декларации сведения, а также документов, необходимых под заявленный таможенный режим только в случае:

-        выявления рисков, либо в случаях,  указанных в Инструкции;

-        выявления несоответствия сведений  в электронной декларации, в результате проведенного таможенного осмотра или досмотра товаров.

      В августе 2010 года при Президенте РФ состоялось расширенное совещание, на тему развития инвестиционного климата в России, говорится в сообщении Пресс-службы ФТС РФ. По его итогам ФТС России, наряду с Правительством РФ и Минэкономразвития России, было поручено при реализации положений таможенного законодательства Таможенного союза в целях улучшения инвестиционного климата разработать и внедрить таможенные процедуры и технологии, предусматривающие, в том числе, переход с 1 января 2011 года на электронное декларирование при осуществлении экспортно-импортных поставок товаров без представления в таможенные органы соответствующих документов на бумажных носителях.

В Дальневосточном  регионе Находкинская таможня является одной из ведущих по внедрению в практику своей работы новых информационных технологий и прогрессивных форм организации таможенного контроля. Применение перспективных таможенных технологий в деятельности таможенных органов, является одним из важнейших условий реализации Концепции таможенного оформления товаров в местах, приближенных к государственной границе.

      Расширение  практики применения электронного декларирования посредством сети Интернет, является на сегодняшний день одной из приоритетных задач Находкинской таможни в рамках внедрения перспективных информационных технологий в процесс таможенного администрирования.

      Технология  электронной формы декларирования через международную ассоциацию сети Интернет направлена на сокращение времени таможенного оформления и таможенного контроля товаров, и позволяет совершать таможенное оформление товаров без непосредственного участия представителя компаний в таможенном органе.

      Суть  данной технологии состоит в том, что участник внешнеэкономической деятельности, имея в своем распоряжении возможность выхода в Интернет, электронную цифровую подпись и аттестованную систему, подключенную к сети ГНИВЦ ФТС России, может подать декларацию на товар, находясь в любой точке России, где есть Интернет. При этом в отношении товаров, декларируемых в электронной форме, не применяются требования нормативных правовых актов, устанавливающих места декларирования отдельных видов товаров, что в свою очередь является большим преимуществом по отношению к декларациям, подаваемым на бумажном носителе.

      Электронное декларирование в Находкинской таможне  с использованием выделенных каналов связи осуществляется с 2005 года в таможенном посту Морской порт Восточный. В декабре 2009 года Находкинская таможня выпустила две первых Интернет-декларации на Дальнем Востоке. На сегодняшний день все таможенные посты Находкинской таможни включены в Перечень таможенных органов, имеющих достаточную техническую оснащенность для применения электронной формы декларирования.

      За  неполные 9 месяцев 2010 года (по состоянию  на 24.09.2010) в регионе деятельности Находкинской таможни было подано 25196 декларации на товары (ДТ). Из них доля деклараций, оформленных с использованием сети Интернет (ЭД 2) от общего количества составила 14,21% (3281 деклараций), а доля электронных деклараций, оформленных с использованием выделенных каналов связи (ЭД1) составила 10 % (2516 деклараций).

      При этом в 3 квартале 2010 года, количество деклараций, поданных с использованием электронной формы декларирования в регионе деятельности Находкинской таможни, значительно увеличилось. Так, в данном периоде, в формате ЭД 2 подано и выпущено 2542 ДТ (27,62% от общего количества), а в формате ЭД 1 подано и выпущено 1092ДТ (11,%).7

      Многие  участники внешнеэкономической  деятельности осознали преимущества электронного декларирования товаров через сеть Интернет и уже сегодня активно включаются в данный процесс. У тех, кто уже начал работу по переходу на Интернет-декларирование есть возможность в оптимальном режиме заключить договор с информационным оператором либо оснастить собственный абонентский пункт, а так же получить необходимое количество электронных цифровых подписей и обучить специалистов до перехода на 100 % декларирование в электронном виде.

      Кроме этого хочется отметить практику работы таможенных органов зарубежных стран, где одной из наиболее востребованных таможенных технологий, повышающих качество процесса таможенного оформления, является предварительное информирование. В таможенных органах Российской Федерации развитие данного направления деятельности тоже набирает обороты.

      Система предварительного информирования обеспечивает прием, обработку и направление таможенным органам предварительных сведений, подаваемых участниками ВЭД и иными заинтересованными лицами, о товарах и транспортных средствах до пересечения ими таможенной границы, с целью использования указанных сведений при таможенном оформлении и таможенном контроле.

      Анализ  действующего законодательства, а также  изучение практического опыта применения процедуры электронного декларирования, позволяют выделить текущие проблемы в применении данной процедуры.

Информация о работе Электронное декларирование