Электронное декларирование товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:09, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях ни одно государство не может функционировать абсолютно самостоятельно, без взаимодействия с другими государствами. По этой причине Российская, Федерация стала все более активно включаться в мировое хозяйство. Она стала членом Международного валютного фонда (МВФ) в июне 1992 г., группы Международного банка реконструкции и развития (МБРР) так же в 1992 г., Европейского банка реконструкции и развития (с 1990 г.) и т.д.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..
1 Теоретические основы валютного контроля в торговом обороте…………..
1.1 Понятие валютного контроля и торгового оборота…………………………
1.2 Особенности валютного контроля экспортных и импортных валютных операций……………………………………………………………………………
1.3 Нормативно-законодательная база в области валютного контроля……………………………………………………………………………
2 Анализ торгового оборота в Российской Федерации за 2008-2010 гг.……….
2.1 Структурно-динамический анализ экспорта РФ……………………………..
2.2 Структурно-динамический анализ импорта РФ……………………………...
2.3 Анализ структуры и динамики торгового оборота Оренбургской области..
3 Проблемы осуществления валютного контроля в торговом обороте страны..
3.1 Проблемы валютного контроля экспортных операций
3.2 Проблемы валютного контроля импортных операций…………………
3.3 Проблемы валютного контроля в Оренбургской области………………

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 130.00 Кб (Скачать)

Нормативные акты органов  валютного регулирования занимают подчиненное положение по отношению  к актам валютного законодательства РФ. Издание таких актов допустимо только в случаях, предусмотренных Законом. Иные федеральные законы не могут служить основанием для издания актов органов валютного регулирования.

Перечень органов валютного  регулирования, указанный в ч.1 ст.5 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле», является исчерпывающим – это Центральный банк РФ и Правительство РФ. Законом определена компетенция обоих органов, в пределах которой может осуществляться их нормотворческая деятельность, которая заключается в праве издавать акты в области валютного регулирования только для реализации функций, предусмотренных законодательством.

В соответствии со ст.6 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» валютные операции между  резидентами и нерезидентами  осуществляются без ограничений, за исключением некоторых валютных операций.

Ограничения валютных операций устанавливаются с целью:

- предотвращения существенного  сокращения золотовалютных резервов;

- предотвращения резких  колебаний курса валюты РФ;

- поддержания устойчивости  платежного баланса РФ.

Ограничения носят недискриминационный  характер и отменяются органами валютного  регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление. Указание на цели установления ограничений предполагает, в случае оспаривания соответствующих актов органов валютного регулирования, проверку обоснованности установления указанных ограничений с точки зрения их соответствия установленным целям. [9]

Как следует из Закона «О валютном регулировании и валютном контроле», валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11 Закона, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление. [1]

Глава 4 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле»  посвящена особенностям осуществления  валютного контроля.

Так, в соответствии со ст.22 Закона, валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля.

Органами валютного  контроля в Российской Федерации  являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные  органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации.

Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами  осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

Правительство Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Центральным банком Российской Федерации. [1]

Центральный банк Российской Федерации осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними, а также с таможенными и налоговыми органами уполномоченных банков как агентов валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Уполномоченные банки  как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам  для выполнения ими функций агентов  валютного контроля информацию в  объеме и порядке, установленных  Центральным банком Российской Федерации. [10]

Формами валютного контроля с точки зрения способа обеспечения исполнения установленного порядка и правовых последствий могут быть: предупредительные меры, меры пресечения, меры ответственности.

Предупредительные меры носят профилактический, предупредительный  характер, применяются ко всем хозяйствующим субъектам и не связаны с конкретными правонарушениями.

К предупредительным  мерам относятся:

- оформление резидентами  паспорта сделки в целях обеспечения  учета и отчетности по валютным  операциям и валютного контроля;

- обязанность резидентов  иметь подтверждающие документы  по валютным операциям;

- обязанность хозяйствующих  субъектов представлять подтверждающие  документы в соответствии с  порядком, установленным Правительством  РФ и ЦБ РФ;

- обязанность агентов  валютного контроля осуществлять контроль за соблюдением валютного законодательства;

- предварительная регистрация  счетов и сделок вывоза, пересылки  валюты и ценных бумаг, предусматривающая  обязанность хозяйствующего субъекта  представить необходимые документы,  а агента валютного контроля - проверить соответствие документов законодательству и принять решение по делу - выдать регистрационный документ или мотивированно отказать в выдаче;

- уведомление об открытии  счетов резидентов в иностранных  банках и предоставление отчетности о движении средств.

Пресекательные меры направлены на принудительное прекращение  противоправных действий и создание условий для привлечения виновных к ответственности. Законом предусмотрены  следующие пресекательные меры:

- выдача органами валютного контроля предписаний, обязывающих хозяйствующие субъекты устранить выявленные нарушения валютного законодательства и актов органов валютного регулирования (ч.2 ст.23);

- отказ уполномоченными  банками своим клиентам в осуществлении  валютных операций, а также в  открытии счета в случае непредставления  установленных документов или  представления недостоверных документов (ч.5 ст.23).

Значительная часть  пресекательных мер реализуется органами и агентами валютного контроля в процессе проверок соблюдения валютного законодательства. На этапе проверки тесно сочетаются нормы Закона и КоАП. [11]

Валютный контроль в  Российской Федерации осуществляется в соответствии с Законом и  иными федеральными законами Правительством РФ, органами валютного контроля, агентами валютного контроля.

Согласно ст.15 Федерального конституционного закона «О Правительстве  Российской Федерации» Правительство  РФ осуществляет валютное регулирование  и валютный контроль. Органом контроля является федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ. В настоящее время таким органом, уполномоченным Правительством РФ, является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, которая осуществляет функции органа валютного контроля (п.1 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 года № 278). Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (сокращенно – Росфиннадзор) находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации. [12]

Росфиннадзор осуществляет контроль и надзор:

- за использованием  средств федерального бюджета,  средств государственных внебюджетных  фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;

- за соблюдением резидентами  и нерезидентами (за исключением  кредитных организаций и валютных  бирж) валютного законодательства  РФ, требований актов органов  валютного регулирования и валютного  контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений;

- другие контрольно-надзорные  функции.

Кроме того, Росфиннадзор осуществляет в рамках своей компетенции  производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством РФ. Представляет в установленном порядке в судебных органах права и законные интересы Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции. [13]

Агентами валютного  контроля в Российской Федерации  являются:

- уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку РФ;

- не являющиеся уполномоченными  банками профессиональные участники  рынка ценных бумаг, в том  числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу  исполнительной власти по рынку  ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы;

- государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической  деятельности (Внешэкономбанк)";

- налоговые органы;

- таможенные органы. [1]

В Федеральном Законе РФ № 311-ФЗ «О таможенном регулировании  в Российской Федерации» установлено, что таможенные органы осуществляют в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования. Теперь таможенные органы выступают в качестве агентов валютного контроля. Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, которые установлены ЦБ РФ. [14]

Нельзя, конечно же,  упускать из вида Таможенный кодекс Таможенного  Союза, в котором закреплены общие  положения о таможенных органах, как агентах валютного контроля, и функции таможенных органов в рамках валютного контроля.

Важным документов в  сфере валютного контроля в торговом обороте так же является Инструкция ЦБ РФ от 15.06.2004 № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок», в которой отражены главные, с точки зрения валютного контроля, аспекты регулирования внешнеторговых сделок, закреплены правила оформления, ведения, подписания и закрытия паспортов сделок, а также порядок предоставления лицам всей необходимой информации и документов. [5]

Таким образом, необходимо отметить, что система валютного контроля может разниться в зависимости от национального законодательства, однако она всегда будет основываться на единых методологических началах. В Российской Федерации валютный контроль регулируется Федеральный Законом № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», а также другими нормативными актами. Валютный контроль осуществляется органами и агентами валютного контроля, функции которых так же законодательно закреплены. Что касается контроля за экспортными и импортными валютными операциями, то для них оформляется специальный документ-паспорт сделки, который имеет значение для проведения анализа валютных операций в стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Электронное декларирование товаров