Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:09, курсовая работа
В современных условиях ни одно государство не может функционировать абсолютно самостоятельно, без взаимодействия с другими государствами. По этой причине Российская, Федерация стала все более активно включаться в мировое хозяйство. Она стала членом Международного валютного фонда (МВФ) в июне 1992 г., группы Международного банка реконструкции и развития (МБРР) так же в 1992 г., Европейского банка реконструкции и развития (с 1990 г.) и т.д.
Введение…………………………………………………………………………..
1 Теоретические основы валютного контроля в торговом обороте…………..
1.1 Понятие валютного контроля и торгового оборота…………………………
1.2 Особенности валютного контроля экспортных и импортных валютных операций……………………………………………………………………………
1.3 Нормативно-законодательная база в области валютного контроля……………………………………………………………………………
2 Анализ торгового оборота в Российской Федерации за 2008-2010 гг.……….
2.1 Структурно-динамический анализ экспорта РФ……………………………..
2.2 Структурно-динамический анализ импорта РФ……………………………...
2.3 Анализ структуры и динамики торгового оборота Оренбургской области..
3 Проблемы осуществления валютного контроля в торговом обороте страны..
3.1 Проблемы валютного контроля экспортных операций
3.2 Проблемы валютного контроля импортных операций…………………
3.3 Проблемы валютного контроля в Оренбургской области………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Теоретические основы валютного контроля в торговом обороте…………..
1.1 Понятие валютного
контроля и торгового оборота……
1.2 Особенности валютного контроля экспортных и импортных
валютных операций…………………………………………………………
1.3 Нормативно-законодательная база в области валютного
контроля…………………………………………………………
2 Анализ торгового
оборота в Российской
2.1 Структурно-динамический
анализ экспорта РФ…………………………….
2.2 Структурно-динамический анализ импорта РФ……………………………...
2.3 Анализ структуры и динамики торгового оборота Оренбургской области..
3 Проблемы осуществления валютного контроля в торговом обороте страны..
3.1 Проблемы валютного контроля экспортных операций
3.2 Проблемы валютного контроля импортных операций…………………
3.3 Проблемы валютного
контроля в Оренбургской
Введение
В современных условиях ни одно государство не может функционировать абсолютно самостоятельно, без взаимодействия с другими государствами. По этой причине Российская, Федерация стала все более активно включаться в мировое хозяйство. Она стала членом Международного валютного фонда (МВФ) в июне 1992 г., группы Международного банка реконструкции и развития (МБРР) так же в 1992 г., Европейского банка реконструкции и развития (с 1990 г.) и т.д.
Важным связующим звеном включения национальной экономики в мировую является валютное регулирование, позволяющее, с одной стороны, с большей эффективностью использовать преимущества такого участия, а с другой стороны, ограничивать негативные воздействия мирового рынка на снижение курса национальной валюты, ограничивать отток инвестиционных потоков, защищать национального производителя и экспортера от международной конкуренции.
Валютный контроль в зарубежных странах охватывает деятельность как банков, так и небанковских институтов. В различных странах применяются разные методы валютного контроля:
- лимитирование сроков
по операциям «лидс энд лэго»
(ускорение или замедление расч
- запрещение или наличие
предварительного разрешения
- внесение беспроцентного импортного депозита в уполномоченный банк и др.
Развитие валютного
рынка нереально без
Тема курсовой работы достаточно актуальна на сегодняшний день, так как регулирование валютных отношений направлено на сглаживание резких колебаний валютных курсов, обеспечение сбалансированности внешних платежных позиций страны, на создание благоприятных условий для развития национальной экономики, стимулирование экспорта и импорта и т.д.
Предметом исследования является деятельность государственных органов в сфере валютного контроля. Объектом исследования же будет являться непосредственно особенности валютного контроля над валютными операциями в торговом обороте страны.
Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических аспектов валютного контроля в торговом обороте.
Сформулированная цель определила следующие задачи:
- рассмотреть основные направления валютного контроля;
- дать характеристику валютного контроля и торгового оборота;
- изучить нормативно-правовую основу валютного контроля;
- исследовать валютный
контроль непосредственно в
- выявить проблемы, связанные с осуществлением валютного контроля в торговом обороте.
Методологической основой работы являются законодательные документы Российской федерации и труды ученых, которые занимались изучением данной области, таких как Крашенинников В.М., Петров И.В., Бакаев О.Ю. и др.
1 Теоретические основы валютного контроля в торговом обороте
Валютный контроль, являясь частью государственной валютной политики, является инструментом реализации охранительной и регулятивной функции государства, позволяющим обеспечивать экономическую безопасность и сохранять экономическую независимость государства.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций. [1]
Основными направлениями валютного контроля являются:
- определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;
- проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации (далее РФ);
- проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;
- проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.
На территории РФ, таможенные органы являются агентами валютного контроля (часть 3 ст. 22 ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"), и осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. В соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле и ст. 94 Таможенного кодекса Таможенного Союза закреплено, что валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, заключается в проверке таможенными органами соблюдения сроков перечисления валютной выручки на счета в уполномоченные банки, подписавшие паспорта сделки по соответствующим внешнеторговым контрактам. [2]
В наиболее общем виде валютный контроль, осуществляемый таможенными органами за перемещаемыми через таможенную границу товарами можно представить в виде схемы, которая изображена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Схема валютного контроля в таможенных органах
Что касается торгового оборота, то объекты торгового права обозначаются единым понятием - товары. Товар традиционно определяют как продукт трудовой деятельности, предназначенный для продажи. Это могут быть изделия, созданные в процессе производства либо полученные в результате иных видов деятельности (добытый уголь, выловленная рыба и др.).
Для коммерческого права понятие товара - одно из ключевых, поскольку именно оно является определяющим для таких важнейших, используемых в данной отрасли права понятий, как цена, товарооборот, товарные запасы, товарные потери и др.
В рыночной экономике товаром в конечном счете является все, что может быть объектом возмездных сделок. Статус товара приобрели предприятия, рабочая сила. Постепенно товаром становится земля, природные ресурсы.
Вместе с тем торговый оборот - это лишь один из участков имущественных отношений. В коммерческом праве термин "товар" имеет не всеобщее, а более узкое значение. Говоря о товаре нам приходится вводить ряд ограничений, налагаемых спецификой торгового оборота. Многое из того, что выступает товаром в гражданско-правовом значении, не входит в круг объектов торгового права, не относится к коммерческой деятельности.
Прежде всего, объектами торгового оборота выступают лишь материальные предметы, т.е. вещи. Сюда не включаются бестелесные объекты (так называемая интеллектуальная собственность), под которыми понимаются авторские права, изобретения, "ноу-хау" и др. Не входят в сферу торгового оборота личные права, имущественные права и права собственности.
В торговые отношения не включаются сделки по снабжению теплом, электроэнергией, водоснабжению. Формально порядок реализации этих ресурсов подчинен общим требованиям купли-продажи. Однако особенности содержания и порядка исполнения договоров с такими объектами столь значительны, что их невозможно относить к актам торгового оборота в традиционном его значении.
Для российского законодательства характерна множественность определений понятий товара, причем законодательные определения и определения в подзаконных актах привязаны к целям издания акта и в силу этого отражают только ту часть понятия "товара", которая прямо относится к регулируемым отношениям.
Так же торговый оборот характеризуется рядом принципиальных отличий от имущественных (гражданско-правовых) отношений. Это всегда возмездная деятельность, имеющая определенную целевую направленность - продвижение товара от изготовителя к потребителю. Если гражданскому праву термин "товар" вообще не свойственен и лишь косвенно упоминается в законе, то для коммерческого права он является одним из основополагающих.[3]
Таким образом, можно сделать вывод, что не смотря на то, что понятия валютного контроля и торгового оборота сами по себе относятся к разным областям, несомненно, регламентация процесса контроля а торговым оборотом может осуществляться по одним и тем же нормативным актам. Необходимым и существенным признаком торгового оборота является коммерческая оборотоспособность, т.е. способность товара служить объектом торговых договоров и менять собственника, в том числе в международном масштабе. А этот процесс обязательно связан с осуществлением валютного контроля.
В этой главе необходимо
будет рассмотреть
Положения валютного законодательства РФ о контроле над поступлением выручки от экспорта товаров распространяется на валютные операции между резидентом (юридическим лицом и физическим лицом - индивидуальным предпринимателем, далее - резидент) и нерезидентом, заключающиеся в осуществлении расчетов и переводов через банковские счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а также через счета в банках за пределами территории Российской Федерации (далее - банк-нерезидент) за вывозимые с таможенной территории Российской Федерации товары, а также выполняемые работы, оказываемые услуги, в том числе исключительные права на них, по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом и нерезидентом (далее - контракт). [4]
Действие валютного контроля за поступлением выручки от экспорта товаров не распространяется на операции, осуществляемые:
- между нерезидентом и кредитной организацией - резидентом;
- между нерезидентом и федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на осуществление валютных операций в соответствии с частью 5 ст. 5 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" Правительством Российской Федерации;
- между нерезидентом и резидентом в случае, если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 5000 долларов США на дату заключения контракта.
Согласно Закону «О валютном регулировании и валютном контроле» экспортеры обязаны обеспечить зачисление валютной выручки от экспорта товаров на свои валютные счета в уполномоченных банках РФ. При этом зачисление рассматриваемой выручки на иной счет, чем счет экспортера в уполномоченном банке, указанный в контракте, допускается только при наличии у экспортера разрешения ЦБ РФ. [1]
Основной принцип действия контрольных механизмов за поступлением валютной выручки от экспорта товаров заключается в обмене информацией между банковской системой и таможенными органами. Банкам, на счета которых подлежит зачислению выручка от экспорта товаров, вменено в обязанность следить за поступлением указанной выручки на счет экспортера в полном объеме. Все сведения о внешнеэкономической сделке, необходимые для осуществления контроля, излагаются экспортером в стандартизированной форме и фиксируются уполномоченными органами.