Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 21:09, курсовая работа
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что ускорение экономического роста, устранение бюрократических барьеров – одни из целей, которые ставятся Президентом, Правительством Российской Федерации перед бизнес сообществом и государственным аппаратом. Федеральная целевая программа «Электронная Россия» – один из инструментов, применение которого позволит сделать работу госучреждений и предприятий эффективней.
Введение 2
Глава I Средства электронного декларирования 5
1.1 Правовая основа и техническая готовность таможенных органов Российской Федерации к применению электронного декларирования 5
1.2 Анализ международного опыта электронного декларирования 10
Глава II Внедрение электронного декларирования в таможенных органах Российской Федерации 14
2.1 Особенности и проблемы внедрения электронного декларирования в таможенных органах Российской Федерации 14
2.2 Технология совместного использования электронного декларирования и системы управления риалами 17
2.3 Схема работы по управлению рисками на приграничных пунктах пропуска 20
2.4 Требования ФТС 27
Глава III Перспективы электронных таможенных технологий 29
3.1 Предварительное информирование 29
3.2 Развитие Internet технологий в таможенном сервисе 31
Заключение 33
Список использованной литературы 35
Механизм прохождения таможенных формальностей в Японии основан на автоматизированной системе обработки сведений, необходимых для таможенных целей (NACCS), которая подразделяется на воздушную (air-NACCS) и морскую (sea-NACCS).
Эта автоматизированная компьютерная система связывает воедино таможенные службы и участников ВЭД. Декларанту (лицу, подающему заявку на перемещение товара и соответственно его оформление) достаточно со своего рабочего компьютера ввести данные о наименовании товара, стране его изготовления, контрактной стоимости транспортировки и другие необходимые сведения. После этого система в соответствии с действующими ставками таможенных платежей, курсами валют определяет общую сумму, подлежащую уплате за ввозимый товар, и заносит полученные данные в память. Далее заявитель, получив результаты расчетов, имеет возможность еще раз их перепроверить, а также проверить правильность заполненной заявки (декларации), после чего подает команду на исполнение.
Получив команду на обработку заявки, система осуществляет первичную классификацию заявки и переводит ее в одну из трех категорий:
- «Без документов» или «Простая инспекция» (в случаях, когда товары не облагаются таможенными платежами, предоставлена отсрочка уплаты таможенных платежей либо соответствующие суммы уже автоматически списаны (перечислены) системой на счет таможенного органа).
- «Проверка документов».
-
«Проверка документов» и «
Критерии такой «избирательности» заложены в еще одну относительно самостоятельную систему – CIS (Customs Information System), куда стекается вся информация о перемещении товаров. CIS – это информационно-таможенная база данных (сведения об участниках ВЭД: результаты таможенного контроля, позволяющие судить о «добросовестности» участников ВЭД, перечни перемещаемых товаров, условия перемещения и другая необходимая информация). Таким образом, поданная изначально заявка, после первичной обработки и получения команды на исполнение направляется в базу данных CIS, которая и присваивает заявке соответствующую категорию.
В зависимости от категории заявки существуют различные сроки получения разрешений на выпуск товара. Разрешение выдается путем введения сотрудником таможенного органа соответствующей команды в систему NACCS. Как только разрешение считается действительным, оно сразу же появляется на дисплее вводного устройства декларанта. Если товар подлежит обложению таможенными платежами, разрешение передается, после того как система получит подтверждение уплаты (перечисления) необходимой суммы. Следовательно, если заявка была определена в первую категорию, то разрешение, например, на ввоз товара может появиться на дисплее сразу же после введения команды на исполнение (подтверждение заявки после ее проверки декларантом) Если система находит, что необходимо произвести проверку документов, то разрешение на выпуск будет получено только после такой проверки.
Аналогичная система действует и в США. Интересно, что именно американская система АКС (автоматизированная коммерческая система) является прототипом японской. Решение о создании в Японии NACCS – «мозгового центра» всей системы контроля прохождения грузами таможенных процедур, было принято на основе результатов изучения опыта США и других зарубежных стран. Американская система АКС состоит из нескольких подсистем:
- АМС (автоматизированная манифестная система) – обрабатывает данные погрузочных ведомостей – манифестов.
- АБИ (автоматизированная система брокерской информации) – обрабатывает заявки на импорт, подаваемые таможенными посредниками.
- Подсистема «Избирательность» – определяет категории заявок.
Таким образом, международный опыт электронного декларирования основан на использовании единых информационных центров, которые используют базы данных оформления, результатов ранее проведенных проверочных мероприятий, содержат информацию об участниках ВЭД. Эти же информационные центры осуществляют работу с рисками, а именно выполняют категоризацию поданных заявок на оформление. Влияние человеческого фактора сведено к нулю, так как система выдает не только рекомендации, но и контролирует их выполнение. Очень интересна работа по информированию и консультированию участников ВЭД с использованием того же информационного центра. Отличие при использовании информационного центра лишь в том, сколько ресурсов (информационных баз) при этом используется.
Построение
системы управления рисками и
широкое применение электронного декларирования
– длительный и трудоемкий период,
на который у таможенных служб развитых
зарубежных стран ушли десятилетия. Однако
мировая практика свидетельствует, что
правильно построенное электронное декларирование,
увязанное с системой управления рисками,
приводит к повышению собираемости платежей
и снижению количества нарушений, допускаемых
как импортерами, так и сотрудниками таможенных
органов.
Глава
II Внедрение электронного
декларирования в таможенных
органах Российской
Федерации
2.1
Особенности и
проблемы внедрения
электронного декларирования
в таможенных органах
Российской Федерации
Либерализация экономики, ускорение экономического роста, устранение бюрократических барьеров невозможны без внедрения систем электронного документооборота, систем подачи сведений в электронном виде, без информационного взаимодействия, как с субъектами внешнеэкономической деятельности, так и между государственными органами. Отсутствие доступа таможенных органов к информации, содержащейся в базах данных разрешительных документов, выданных контролирующими государственными органами – один из недостатков существующего сегодня комплекса программных средств электронного декларирования.
При осуществлении электронного декларирования товаров в импортных операциях достаточным условием считается наличие нормативно-правовых документов ФТС (ГТК) России и готовых таможенных технологий, программного продукта с применением электронного декларирования. Для экспортных операций таких достаточных условий пока не определено7.
Необходимо внедрение единого электронного документооборота всех служб, через которые проходит как транспортное средство, так и товар. Например, данные о транспортном средстве, заезжающем на весы для контроля соблюдения весовых ограничений, контролируемых российской транспортной инспекцией, должны автоматически пересылаться должностному лицу таможенного органа приграничного пункта пропуска и использоваться для помещения товара под процедуру ВТТ и выявления риска (характер груза, весовые характеристики, информация о перевозчике, получателе). Это позволит пресечь схему, при которой должностные лица таможенных органов могут не оформить процедуру ВТТ.
Дальнейшему развитию и внедрению в таможенных органах Российской Федерации электронной формы декларирования препятствуют следующие факторы:
Непонимание определенной частью руководителей таможенных органов возможностей внедрения новых информационных технологий, позволяющих упростить и ускорить таможенное оформление, минимизировать непродуктивное использование ресурсов.
Недостаточный уровень подготовки должностных лиц таможенных органов, внедряющих и обеспечивающих поддержку информационных технологий, и использующих их при выполнении должностных обязанностей.
Отсутствие доступа таможенных органов к информации, содержащейся в базах данных разрешительных документов, выданных контролирующими государственными органами.
Недостаточный уровень развития информационных систем, обеспечивающих безбумажные технологии при выполнении других таможенных процедур (внутренний таможенный транзит, использование предварительного декларирования, контроль за уплатой таможенных платежей, применение системы управления рисками и т.д.), а также при взаимодействии структурных подразделений таможенного органа, предусматривающих электронный документооборот.
Необходимо принимать во внимание возможность дискредитации идеи электронного декларирования недобросовестными участниками ВЭД. В Таможенном кодексе Российской Федерации отсутствуют правовые основания нормативно установить критерии для отбора лиц, которые могут декларировать товары в электронной форме. В связи с этим необходима организация эффективного контроля на базе системы управления рисками за лицами, применяющими электронную форму декларирования, с использованием услуг таможенных брокеров, получившими электронную цифровую подпись.
Взаимосвязанная и комплексная реализация информационных технологий во все элементы деятельности таможенного органа и при осуществлении таможенных процедур станет в перспективе основой для создания «Электронной таможни (E-Customs)» в рамках «электронного правительства», предусмотренного Концепцией использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 г.
Работа
с СУР и электронным
2.2
Технология совместного
использования электронного
декларирования и системы
управления риалами
Целью объединения двух стратегических направлений развития таможенных технологий – электронного декларирования и оценки риска – является ускорение таможенного оформления (за счет применения единого документооборота всеми участниками процесса) и повышение эффективности контроля8.
Учитывая планы ФТС России по внедрению электронного декларирования, в скором будущем оформление электронных деклараций для всех участников ВЭД будет не привилегированной, а доступной для большинства процедурой. На данный момент эта процедура применима только к крупным импортерам, с проверенной репутацией, поэтому пока так остро не возникает вопрос совмещения этих двух направлений совершенствования таможенного оформления и контроля. Однако с ростом объемов электронного декларирования применение при этом процессе системы управления рисками станет насущной необходимостью.
Совместное использование электронного декларирования и системы управления рисками в основе своей должно строиться на прозрачности не только участника ВЭД, но и процесса оформления в соответствующем подразделении таможенного органа. Рассмотрим схему совместного использования электронного декларирования и управления рисками.
Сформированная декларантом СДС, подтверждается его ЭЦП, архивируется и передается в подсистему таможенного органа.
В региональном узле СДС автоматически разархивируется, после чего проверяется подлинность ЭЦП декларанта. На этом этапе обязательно должны использоваться справочники аналитического центра, информационные ресурсы которого объединили бы как справочный и аналитический материалы ФТС России и РТУ. В случае успешной проверки ЭЦП декларанта СДС загружается в базу данных и в автоматическом режиме проводится форматно-логический контроль электронной ГТД. В случае успешного прохождения ФЛК региональный узел обработки регистрирует СДС с присвоением ей уникального идентификационного номера и указанием на наличие или отсутствие риска.
В качестве информационных ресурсов для выявления рисковых поставок могут использоваться:
1. На уровне таможни:
- база данных электронных уведомлений;
- справочник «Данные по таможенным правонарушениям»;
- электронный справочник пропускной способности СВХ,
- электронный справочник степени загрузки транспортного средства.
2.
На уровне регионального
-
справочник «Перевозчики-
- справочник «Реестр складов временного хранения»;
- база данных региональных МНС России.
3. На уровне ФТС России:
-
справочник «сертификаты
-
справочник «сертификаты
- справочник «Импортный тариф и примечания по импортному тарифу»;
- справочник «Среднеконтрактные цены»;
- другие информационные ресурсы, такие как список организаций, подпадающих под критерии «фирм-однодневок».