Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 12:32, курсовая работа
Цель данной работы - рассмотреть экспорт как таможенную процедуру.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- Понятие экспорта как таможенной процедуры
- анализ текущего состояния экспортной ситуации в стране;
- Организация таможенного и экспортного контроля.
- Конвенция о ядерной безопасности от 17 июня 1994 г.;
- Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний от 24 сентября 1996 г;
- Роттердамская конвенция о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле от 10 сентября 1998 г.;
- Соглашение о едином порядке экспортного контроля государств - членов Евразийского экономического сообщества от 28 октября 2003 г.;
- Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН от 13 апреля 2005 г.;
- и многие другие;
3) создание условий для интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденной 12 мая 2009 г., на обеспечение национальных интересов Российской Федерации негативное влияние будут оказывать вероятные рецидивы односторонних силовых подходов в международных отношениях, противоречия между основными участниками мировой политики, угроза распространения оружия массового уничтожения и его попадания в руки террористов, а также совершенствование форм противоправной деятельности в кибернетической и биологической областях, в сфере высоких технологий. Усилится глобальное информационное противоборство, возрастут угрозы стабильности индустриальных и развивающихся стран мира, их социально-экономическому развитию и демократическим институтам. Получат развитие националистические настроения, сепаратизм и насильственный экстремизм, в том числе под лозунгами религиозного радикализма. Возрастет риск увеличения числа государств - обладателей ядерного оружия.
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. одним из приоритетных направлений внешнеэкономической политики является обеспечение ведущих позиций России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг, включая путь завоевания новых рынков на основе успешной модернизации соответствующих секторов российской экономики.
Осуществление государственной политики в области экспортного контроля должно строиться на следующих принципах:
- добросовестности выполнения международных обязательств Российской Федерации в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области контроля за экспортом продукции военного и двойного назначения;
- законности;
- гласности;
- доступности информации по вопросам экспортного контроля;
- приоритета интересов безопасности государства;
- осуществления экспортного контроля только в той мере, в какой это необходимо для достижения его целей;
- единства таможенной территории Российской Федерации;
- гармонизации процедур и правил экспортного контроля с общепризнанными международными нормами и практикой;
- взаимодействия с международными организациями и иностранными государствами в целях укрепления международной безопасности и стабильности, предотвращения распространения оружия массового поражения и средств его доставки.
Согласно статье 6 Федерального закона от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» установлен порядок создания и введения в действие номенклатуры товаров и технологий, в отношении которых должен применяться экспортный контроль при перемещении их через границу Российской Федерации.
В настоящее время действуют восемь списков товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, утвержденных указами Президента России:
- Список ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль, утвержденный 14 февраля 1996 г. N 202;
- Список товаров и технологий двойного назначения и иных средств, экспорт которых в Ирак в соответствии с резолюциями Совета Безопасности ООН контролируется и подлежит уведомлению или запрещен, утвержденный 2 сентября 1997 г. N 972;
- Список оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль, утвержденный 8 августа 2001 г. N 1005;
- Список химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль, утвержденный 28 августа 2001 г. N 1082;
- Список оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, в отношении которых осуществляется экспортный контроль, утвержденный 14 января 2003 г. N 36;
- Список товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль, утвержденный от 5 мая 2004 г. N 580;
- Список предметов роскоши, транзитное перемещение которых через территорию Российской Федерации (в том числе воздушным транспортом), вывоз с территории Российской Федерации в Корейскую Народно-Демократическую Республику, а также передача Корейской Народно-Демократической Республике вне пределов Российской Федерации с использованием морских и воздушных судов под флагом Российской Федерации запрещены с 14 октября 2006 г. и впредь до особого распоряжения, утвержденный 27 мая 2007 г. N 665;
- Список микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю, утвержденный 20 августа 2007 г. N 1083.
Списки товаров либо технологий, в отношении которых необходимо осуществлять экспортный контроль, разрабатываются Федеральной службой по техническому и экспортному контролю Российской Федерации.
В случае наличия в списках (перечнях) контролируемых товаров и технологий наименования ввозимого либо вывозимого товара либо технологий применяется метод разрешительного порядка осуществления внешнеэкономических операций. Этот метод предполагает свободу перемещения контролируемого сырья, материалов, оборудования, научно-технической информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности через границу Российской Федерации на основании разрешения уполномоченного органа государственной власти в виде лицензии или разрешения на осуществление внешнеэкономической сделки. Порядок и условия получения разрешения либо лицензии предусмотрены статьями 19 и 22 Федерального закона от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле».
Метод таможенного оформления и таможенного контроля контролируемых товаров и технологий представляет собой осуществление экспортного контроля уполномоченными таможенными органами при фактическом перемещении контролируемых товаров через таможенную границу. Согласно Таможенному кодексу Таможенного союза таможенные органы являются органами, на которые возложена обязанность по осуществлению таможенного контроля над перемещаемыми через таможенную границу Таможенного союза товарами и транспортными средствами, а также осуществлению иных видов контроля, в том числе и экспортного контроля (ст. 94 Таможенного кодекса Таможенного союза).
В Российской Федерации структуру осуществления экспортного контроля страны возглавляет Президент РФ. Его полномочия в сфере экспортного контроля основаны на действующей Конституции России и выражаются в виде:
- определения основных направлений государственной политики в области экспортного контроля.
Организация и функционирование системы экспортного контроля основывается на взаимодействии различных органов исполнительной власти в рамках предоставленных им полномочий. В состав системы экспортного контроля входят такие органы исполнительной власти, как Министерство иностранных дел России, Министерство обороны России, Министерство юстиции, Министерство промышленности и торговли России, Министерство образования и науки России, Роскосмос, Федеральная служба безопасности России, Служба внешней разведки России, Федеральная таможенная служба России, Федеральная служба технического надзора России, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, а также государственная корпорация "Росатом" и Российская академия наук с различными полномочиями в сфере экспортного контроля.
Президент Российской Федерации, основываясь на ст. 80 Конституции России, обеспечивает межведомственную согласованную организацию работ по обеспечению экспортного контроля в России с целью обеспечения баланса государственных интересов при принятии решений. Поэтому нормальное функционирование и взаимодействие органов государственной власти в сфере экспортного контроля согласно статьи 9 Федерального закона от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле призван осуществлять межведомственный координационный орган по экспортному контролю, а именно Комиссия по экспортному контролю Российской Федерации, которая обеспечивает проведение единой государственной политики, осуществляет организационно-методическое руководство и координацию работы в области экспортного контроля, а также утверждает списки контролируемых товаров и технологий.
Непосредственную реализацию государственной политики, организацию межведомственной координации и взаимодействия, специальные и контрольные функции в области государственной безопасности по вопросу экспортного контроля в России осуществляет специально уполномоченный орган, входящий в систему исполнительной власти. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации таким органом является Федеральная служба по техническому и экспортному контролю Российской Федерации, которая подведомственна Министерству обороны России и входит в состав государственных органов обеспечения безопасности. Общее руководство деятельностью вышеуказанной организации осуществляет Президент Российской Федерации.
Функционирование системы экспортного контроля можно представить в виде схемы (приложение 1).
Экспортный контроль в Российской Федерации осуществляется посредством методов правового регулирования внешнеэкономической деятельности, перечисленных в статье 7 Закона. Одним из таких методов является применение мер государственного принуждения в отношении лиц, нарушивших установленный Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядок осуществления внешнеэкономической деятельности при перемещении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, или предпринявших попытку совершить такие действия.
В связи с этим следует отметить, что ответственность за нарушения законодательства в области экспортного контроля предусмотрена как уголовным, гражданским и административным законодательством, так и Федеральным законом от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле».
Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливают уголовную и административную ответственность за совершение нарушений в сфере экспортного контроля.
2.3 Анализ специфики экспорта из Российской Федерации
за 2010-2011 годы
В настоящее время одним из основных показателей нормального существования государства стал уровень развития экономики, который является также и залогом экономической безопасности страны. Создание конкурентоспособной продукции, рост экспорта и снижение зависимости от импорта являются приоритетом работы государственной власти.
Таможенная статистика Федеральной таможенной службы России экспорта дает возможность судить об общем состоянии внешней торговли Российской Федерации, об объемах экспорта конкретных товаров.
Учитывая, что доходы бюджетной системы Российской Федерации в значительной степени зависят от объема экспорта сырьевых товаров, налоговая нагрузка на экономику включает в себя значительную конъюнктурную составляющую, обусловленную динамикой мировых цен на энергоносители и вкладом прочих факторов (в том числе государственной политики, настроения инвесторов и населения и т.д.).
Тенденции и направление развития мирового рынка нефти крайне актуальны для России. Нефть является важнейшей статьей российского экспорта. Развитие экспорта нефти во многом будет определяться освоением новых нефтяных месторождений, строительством инфраструктуры в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, а также зависеть от динамики развития отечественной нефтепереработки. Ожидается стабильное увеличение производства нефтепродуктов, при этом будет происходить постепенный рост удельного веса светлых нефтепродуктов в структуре производства.
Так, экспорт России в январе-сентябре 2011 года составил 375,3 млрд.долларов США1 и по сравнению с январем-сентябрем 2010 года увеличился на 31,3%, в том числе в страны дальнего зарубежья – 318,2 млрд.долларов США (рост на 30,4%), в страны СНГ – 57,1 млрд.долларов США1 (рост на 36,5%) (приложение 2).
Основу российского экспорта в январе-сентябре 2011 года в страны дальнего зарубежья составили топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта в эти страны составил 72,4% (в январе-сентябре 2010 года – 70,8%). По сравнению с январем-сентябрем 2010 года стоимостной объем этих товаров увеличился на 33,3%.