Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 12:32, курсовая работа
Цель данной работы - рассмотреть экспорт как таможенную процедуру.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- Понятие экспорта как таможенной процедуры
- анализ текущего состояния экспортной ситуации в стране;
- Организация таможенного и экспортного контроля.
Документы, необходимые для проведения таможенного контроля, должны храниться лицами и таможенными органами в течение 5 (пяти) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем, если иной срок не установлен законодательством государств - членов таможенного союза.
Статьей 105 ТК ТС устанавливаются следующие случаи освобождения от отдельных форм таможенного контроля.
- Таможенному досмотру не подлежит личный багаж:
1) глав государств - членов таможенного союза и следующих вместе с ними членов их семей;
2) глав правительств, членов правительств государств - членов таможенного союза, если указанные лица пересекают таможенную границу в связи с исполнением служебных обязанностей;
3) глав иностранных государств, глав правительств иностранных государств, министров иностранных дел, посещающих государства - члены таможенного союза с официальным визитом;
4) иных лиц в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза и иными международными договорами.
- Освобождаются от таможенного досмотра:
1) иностранные военные корабли (суда), боевые воздушные суда и военная техника, следующие своим ходом;
2) военное имущество, которое согласно специальным заявлениям соответствующих государственных органов государств - членов таможенного союза, перемещается через таможенную границу;
3) выполняющие международные авиарейсы иностранные воздушные суда в период стоянки в зонах таможенного контроля в международных аэропортах государств - членов таможенного союза.
На основании интервью начальника Аналитического управления ФТС России Владимира Ивина журналу «Таможня» № 11, 2011 «Eсли заглянуть в завтра» можно отметить основные направления дальнейшего развития и совершенствования таможенного контроля.
Это, безусловно, повсеместное внедрение электронного декларирования и применение электронного документооборота не только при подаче деклараций, но и при проведении контрольных процедур. В перспективе электронное декларирование должно стать обязательным. То есть все необходимые сведения, информация для принятия решения о выпуске будут представляться в электронном виде. Не будет контакта не только между участниками ВЭД и должностными лицами таможенных органов, но и в перспективе перестанут применяться бумажные документы. Какая-то информация будет признана избыточной, и она вообще не должна будет предоставляться, а какая-то станет структурировано представляться в электронном виде. Будет также налажен коммуникативный канал между таможенным органом и декларантом для вопросов и ответов, уточнений в процессе декларирования товаров. Также обязательным, должно стать предварительное информирование. Как это уже сделано в Евросоюзе, где с первого января 2011 года оно стало обязательным.
Кроме того, важным направлением развития является предварительное декларирование, когда до прихода товара есть не только предварительная информация о нем, но уже подается декларация и осуществляется основной объем операций по таможенному декларированию, уплачиваются платежи. В результате, после прихода товара, остается небольшой объем работы, связанный с завершением таможенного декларирования. В перспективе будут развиваться Центры электронного декларирования (ЦЭД), которые уже начали создаваться 2011 году. Именно они возьмут на себя основную часть нововведений. Конечно же, помимо доработки технологий, будут корректироваться приоритеты в деятельности ФТС России в соответствии с поручениями Президента и Правительства Российской Федерации. Прежде всего, речь идет о стимулировании экспорта, снижении административных барьеров, упрощении процедур, развитии интеграции с коллегами из Белоруссии и Казахстана в рамках Таможенного союза (ТС). Необходимо обеспечить эффективную деятельность этого интеграционного объединения таким образом, чтобы на его базе было проще строить следующий уровень интеграции – единое экономическое пространство.
2.2 Особенности функционирования экспортного контроля
Для целей защиты национальных интересов и безопасности России, международных обязательств по осуществлению внешней торговли вооружений, военной техники и товаров двойного назначения, нераспространения оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия, технологий их создания, а также противодействия международному терроризму на основании Федерального закона от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» действует система экспортного контроля в Российской Федерации.
Под экспортным контролем понимается вся совокупность мер, обеспечивающих реализацию установленного порядка осуществления ввоза на территорию России и вывоза за ее пределы товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов. Указанный порядок реализуется через соблюдение установленных требований вышеуказанного Закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (указов Президента России, постановлений Правительства Российской Федерации, Приказов и распоряжений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти) участниками внешнеэкономической деятельности, контроль уполномоченных органов исполнительной власти, а также путем принятия мер по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений этого порядка.
Основной целью экспортного контроля является ограничение перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и технологий, направленных на создание оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, т.е. товаров и технологий, включенных в специальные контрольные списки. Реализация данной цели осуществляется путем применения методов осуществления экспортного контроля, которые установлены статьей 7 федерального закона «Об экспортном контроле».
Установлены виды товаров и технологий, оборот которых должен быть контролируемым. Под ними понимаются сырье, материалы, оборудование, научно-техническая информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности (права на них), а также продукция, являющаяся особо опасной в части подготовки и (или) совершения террористических актов. Необходимо отметить, что данный перечень не является исчерпывающим и может включать в себя товары и технологии, которые напрямую не подпадают под понятие оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, но в силу своих специфических свойств могут внести существенный вклад в их создание.
Виды общественных отношений, которые возникают между уполномоченными органами, осуществляющими экспортный контроль, и иными участниками внешнеэкономической деятельности при государственном регулировании внешней торговли, включают в себя непосредственный контроль за перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, а также организацию соблюдения экспортного контроля внутри хозяйствующего субъекта.
Субъектом вышеуказанных отношений могут выступать только российские государственные учреждения и организации.
Правоотношения, возникающие в сфере экспортного контроля, реализуются через механизм контроля уполномоченными государственными органами за внешнеэкономической деятельностью. Согласно положениям комментируемого Закона участниками отношений, связанных с осуществлением экспортного контроля, являются как органы государственной власти, так и органы государственного управления.
В соответствии с действующим законодательством предметом регулирования экспортного контроля выступают товары и технологии, а именно сырье, материалы, оборудование, научно-техническая информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, которые в силу своих особенностей и свойств могут внести существенный вклад в создание оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружений и военной техники либо могут быть использованы при подготовке и (или) совершении террористических актов.
Необходимо иметь в виду, что создание с 1 июля 2010 г. Таможенного союза и отмена таможенных границ между участниками Таможенного союза: Белоруссии, Казахстана и России - не распространяется на ввоз и вывоз между этими странами предметов, подпадающих по действие экспортного контроля. Это подтверждает письмо Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 27 августа 2010 г. N 01-11/42036.
Осуществление экспортного контроля за перемещением товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов, регулируется специальными правилами.
Экспортный контроль указанных предметов осуществляется в рамках законодательства России в области военно-технического сотрудничества с иностранными государствами и является одним из методов осуществления государственного регулирования и реализации государственной монополии в области военно-технического сотрудничества, установленным Федеральным законом от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами".
Обеспечение экспортного контроля в России находится в исключительном ведении Российской Федерации. Это вытекает из статьи 71 Конституции Российской Федерации. Этой статьей определены необходимые и достаточные способы установления и защиты суверенитета государства, реализации прав и свобод человека и гражданина в стране.
Статья 71 Конституции устанавливает, что экспортный контроль является предметом ведения Российской Федерации, а именно в ее ведении находятся внешняя политика и международные отношения, международные договоры; внешнеэкономические отношения. К предметам исключительного ведения Федерации также относятся оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство и порядок использования ядовитых веществ. К ведению Российской Федерации, в том числе, относятся федеральные энергетические системы; ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы.
Цель, то есть конечный результат осуществления системы экспортного контроля в Российской Федерации, включает в себя:
1) защиту интересов Российской Федерации;
Защита интересов Российской Федерации неразрывно связана с национальными интересами, которые выражают важнейшие ориентиры развития нации и приумножение национальной мощи во всех ее основных составляющих (экономической, научно-технической, духовной, военной), а также повышение благосостояния большинства граждан.
Для целей Федерального закона от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» защита интересов России включает в себя проведение государственной властью политики защиты конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, поддержание ее обороноспособности, ослабление угроз национальной безопасности, а также развитие международного сотрудничества на основе партнерства путем предотвращения возможного ущерба от экспорта либо импорта товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, а также при подготовке и (или) совершении террористических актов;
2) реализацию требований международных договоров Российской Федерации в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области контроля за экспортом продукции военного и двойного назначения;
Требование о нераспространении товаров, работ, услуг, информации и технологий, которые используются либо могут быть использованы для создания оружия массового поражения, средств его доставки, а также продукции военного и двойного назначения является неотъемлемой частью современного общества. Поэтому Российская Федерация, являющаяся членом различных организаций (например, ООН, Юнеско, Группы ядерных поставщиков, Контроля за ракетными технологиями и др.), должна соблюдать взятые на себя обязанности по недопущению распространения таких товаров и технологий в мировом сообществе.
В связи с этим одной из целей формирования и реализации системы экспортного контроля в России является соблюдение международных договоров, заключенных Российской Федерацией в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области контроля за экспортом продукции военного и двойного назначения.
В настоящее время Россия является участником нижеследующих международных договоров:
- Договор о нераспространении ядерного оружия от 12 июня 1968 г.;
- Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении от 13 января 1993 г.;
- Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении от 16 декабря 1971 г.;
- Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой от 5 августа 1963 г.;
- Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения от 11 февраля 1971 г.;