Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 19:59, реферат
В отличие от других социальных идей и политических ориентаций демократическое правовое государство при верховенстве закона и приоритете прав человека и гражданина практически воспринято обществом как будущее государственного строя России. Решение этой задачи связано не только с созданием современного законодательства, обеспечением законности деятельности государства и его органов, муниципальной системы и общественных формирований, надежной, быстрой и справедливой юстиции, независимого правосудия, но и с преодолением достигшего опасных пределов правового нигилизма, находящегося ныне на грани беспредела во всех сферах государственной и общественной жизни, и, главное, формирование высокого уровня правовой культуры общества и каждого человека.
Введение 2
1. Зарождение таможенного дела 4
2. Таможенное дело на Руси 7
Заключение 11
Министерство образования Российской Федерации
Южно-Уральский государственный университет
Торгово-экономический
факультет
Реферат
По дисциплине: «Международная конвенция в коммерческой деятельности»
На
тему: «История таможенного дела в России»
Выполнила: студентка гр. ТэФ-432
Иванова Валерия
Проверил: Спирин Александр
Сергеевич
Челябинск, 2011
Содержание
Введение 2
1. Зарождение таможенного дела 4
2. Таможенное дело на Руси 7
Заключение 11
В
отличие от других социальных идей
и политических ориентаций демократическое
правовое государство при верховенстве
закона и приоритете прав человека
и гражданина практически воспринято
обществом как будущее
Необходимым условием развития этих процессов является их правовое сопровождение и обеспечение государством - единственной на территории страны политической организации, осуществляющей суверенитет, источник которого - народ. Но государство и право имеют не только инструментальное значение и самостоятельную ценность. Одновременно это право жить цивилизованной жизнью и средство обеспечить человеку соответствующие свободы. К этой цели общество придет только через повышение ответственности, возложенной на институты государственной власти, решительные действия по экономическому, политическому и социальному реформированию, созданию качественной правовой базы для таких действий.
Не
последнюю роль при решении программ
государственного становления играет
такой важный государственный орган
как Государственная таможенная
служба, деятельность которой регулируется
большим пакетом
Следовательно, иметь хотя бы общие понятие о таможенном праве обязан каждый юрист независимо от рода юридической деятельности, а для того чтобы глубже понять истоки таможенного права России необходимо рассмотреть его в историческом разрезе.
Зарождение таможенного дела, как утверждают историки, относится к глубокой древности. На территории нашей страны это произошло во 2-3 веках до н.э., то есть в период появления древних государств, в которых экономика достигла такого уровня развития, когда происходит разделение труда внутри них и в межгосударственном масштабе. Рост производительности труда приводит к появлению излишков производимого. На этой основе происходит обмен товаров, а затем и купля – продажа. Появляется особый слой людей – купцы, которые специализируются не в области производства товаров, а занимаются их продажей. Объективно возникают и определенные сборы за перевоз товаров и проезд по территории, за место продажи и т.д. Но это еще не были таможенные сборы, а лишь налог, который шел на пополнение казны города или государства, то есть представлял собой фискальный сбор.
Развитие государства привело к созданию его институтов, администрации, армии, полиции. В связи с этим возросла потребность в средствах для их содержания. Пополнением казны занимались налоговые органы, в руках которых сосредоточился не только сбор налогов с населения, но и сбор торговых взносов на рынках, путях сообщения, в морских портах. Сборы (пошлины) на привозные товары в западных государствах устанавливались по-разному и колебались от 0.01 стоимости товара до 0.1 , то есть в зависимости от воли того или иного господствующего лица и сложившейся торговой конъюнктуры.
В 3 веке до н.э. в городе Тарифа в нынешней Андалусии, в провинции Кадис, на юге Испании, где в то время господствовал Карфаген, была впервые составлена таблица, в которую вносилось название товара, его меры измерения и указана величина пошлины (сбора) за его провоз через Гибралтарский пролив. Таблица (перечень товаров) систематизировала порядок и величину пошлины и была названа по названию города – тариф.
Таможенный тариф стал для таможенных органов государства важным инструментом пополнения казны. Ставки тарифа ежегодно увеличивались или уменьшались с учетом экономической конъюнктуры.
Древние государства, умело, используя тарифную сетку, приспосабливали ее к своим потребностям и пополняли казну. Практически около 80 % поступлений в казну шли за счет таможенных пошлин.
Примером
является Карфаген, где Ганнибал, используя
систему таможенного тарифа, не только
пополнил казну и вел на эти
средства войну с Римом, но и освободил
часть населения от налогов. Однако
стремление собрать, как можно больше
доходов за счет таможенных пошлин
имело и противоположную
Исторический
экскурс показывает, что таможенное
дело находится в тесной связи
с господствующим в данный период
общественно-экономическим
Развитие таможенного дела и превращение его в инструмент регулирования товарообмена прослеживается в 7-9 веках. В этот период таможенники имели в государствах высокий статус. Среди городских чиновников таможенник занимал третье место после графа и мэра, казначей – четвертое. И если граф или мэр назначались, то таможенники и казначеи избирались из числа граждан города и так же освобождались. Они отчитывались перед гражданами всего города, их правовой статус определялся демократическими институтами.
В
последующем, на протяжении многих столетий
местные власти и правители стремились
подчеркнуть бескорыстие и
В
связи с расширением
Таможенная
политика является составной частью
внутренней и внешней политики государства
и определяет стратегию таможенного
дела, что находит отражение в
соответствующих
Таможенное дело – это объективный процесс, проявляющийся в сфере меж экономических и торговых связей между государствами и внутри государств, это один из механизмов регулирования экономики, внешней торговли, стабилизации финансов. Таможенное дело развивается по своим специфическим законам, имеет свой предмет и содержание.
Значительную работу в этом плане провели русские историки: С. М. Соловьев, Н. М. Карамзин, С. Ф. Платонов, В. О. Ключевский, Н. И. Костомаров, Л. Н. Гумилев, а также специалисты в области таможенного дела: К. И. Лодыженский, И. Кулишер, М. Н. Соболев, Д. Толстой.
Значительный
вклад в историографию
В развитии таможенного дела в Российском государстве можно выделить пять периодов, каждый из которых имеет несколько этапов.
Первый период - начало IX в. - середина XVI в. - время создания централизованного Московского государства. Этот период условно можно разделить на три этапа:
первый - зарождение таможенного дела (VI в. - начало IX в.);
второй - таможенное дело в Киевской Руси;
третий - таможенные обряды и сборы в период феодальной раздробленности.
Второй период - середина XVI в. - начало XIX в. Это время становления и развития таможенного дела в Московском централизованном государстве. Его рамки охватывают деятельность государства по становлению таможенного дела.
Во втором периоде два этапа:
Третий период продлился с 1811 г. по 1927 г. В этом периоде, хотя и с перерывами, государство осуществляло протекционистскую политику, начал работать таможенный механизм регулирования, а таможенная политика формировалась в тесной связи с развитием внешней торговли и промышленности и была тесно увязана с внутренней и внешней политикой, активно осуществлялась разработка теории таможенного дела, создавались законодательные таможенные документы: уставы, инструкции, тарифы.
В данном периоде можно выделить несколько этапов, тесно связанных с развитием таможенного дела, органов таможенной охраны, таможенного законодательства.
На первом этапе ( 1811 - 1864 гг.) осуществлялись поиски наиболее приемлемой структуры управления таможенной охраной, т.е. создание органов, обеспечивающих экономическую защиту государственной границы, велась разработка документов, определяющих содержание таможенно-тарифной политики Российского государства.
Второй
этап (1864 - 1927 гг.) характеризуется широким
использованием таможенного (экономического)
механизма регулирования в
Таможенное законодательство отвечало потребностям государства, а к концу XIX - началу XX века - мировым стандартам.
Вместе
с тем в силу политической конъюнктуры
(вхождения России в Антанту) Россия
поступилась своей
На втором этапе произошли крупные изменения в определении места таможенного дела в государстве в связи с принятием 22 апреля 1922 г. Декрета СНК РСФСР о монополии внешней торговли. В этом просматривается недооценка объективного характера таможенного дела, что сказалось в дальнейшем на его функции в Советском государстве.
Лишь
трезвая оценка положения в экономике,
вытекающая из необходимости восстановления
народного хозяйства после