Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 06:33, реферат
Развитие рыночных отношений в экономике России, либерализация внешнеэкономической деятельности способствовали значительному повышению интереса к таможенному делу, законодательству по таможенным вопросам, а также проблемам развития таможенного права со стороны широкого круга предпринимателей, хозяйственников, экономистов.
В настоящее время таможня – это правоохранительный по своему характеру орган исполнительной власти, входящий в единую систему таможенных органов Российской Федерации.
Введение……………………………………………………………………..……2
Глава 1. Основные моменты развития таможенного дела в дореволюционный период……………………………………………………………………………...3
Глава 2. Основные моменты развития таможенного дела после революции…7
Глава 3. Основные моменты развития таможенного дела в России в конце ХХ века………………………………………………………………………………..12
Глава 4. Таможенный союз……………………………………………………...15
Заключение……………………………………………………………………….16
Список источников………
Правовой статус ТТК уточнялся в Таможенном уставе 1924 года и Таможенном кодексе 1928 года. С переходом в начале 30-х годов к административным методам регулирования внешней торговли и с реорганизацией внешнеэкономических органов роль ТТК значительно снизилась. Этот орган прекратил свое существование в 1964 году.
12
декабря 1924 года Президиум ЦИК
СССР утвердил Таможенный
Согласно ст.1 Устава, таможенным делом на всей территории Союза ССР управлял НКВТ, который осуществлял свои задачи, как в центре, так и на местах, через входящее в его состав Главное таможенное управление, состоящий при НКВТ Таможенно-тарифный комитет и через иные учреждения. Главное таможенное управление разрабатывало платы всех таможенных мероприятий общего характера, инструкции и разъяснения к ним, а также организовывало и руководило борьбой с контрабандой на территории СССР.
Таможенный устав предусматривал возможность создания отделений ГТУ в союзных республиках. В 1925 году в соответствии с планом реорганизации таможенного аппарата на местах на территории СССР было создано 11 районных таможенных инспекторских управлений.
Оформление
экспортно-импортных грузов, а также
контроль за перемещаемым через границу
имуществом осуществляли таможни первого
и второго разрядов. Таможни третьего
разряда имели право на указанные
действия, если это не требовало
специальной технической
Таможенный устав 1924 года устанавливал сложную четырехзвенную систему управления таможенным делом (НКВТ – ГТУ – уполномоченные НКВТ, отделения ГТУ – районные таможенные инспекторские управления – таможни и таможенные поты).
Принятый в 1928 году Таможенный кодекс СССР не внес значительных изменений в организацию таможенного управления, но более подробно, чем Устав, определял компетенцию ГТУ. В развитии таможенного дела в СССР в это время видна тенденция к постепенному упрощению системы таможенных органов. В частности, Таможенный кодекс 1928 года не предусматривал на территории СССР районных таможенных инспекторских управлений.
В период с 1929 по 1932 год значительно сократился оборот международного пассажирского сообщения, резко уменьшился состав участников внешнеторговых связей. Таможенное дело в целом и таможенный контроль в частности перестали играть важную роль в регулировании экспортно-импортных операций. В 1932-1934 годах был упорядочен ускоренный пропуск через границу грузов общественного сектора и централизованный расчет по таможенным пошлинам за эти грузы.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1964 года был утвержден новый Таможенный кодекс. Управление таможенным делом на территории СССР было отнесено к ведению Министерства внешней торговли и осуществлялось через входящее в его состав Главное таможенное управление.
Наиболее радикальный этап реформирования системы таможенных органов приходится на начало 1986 года, когда ГТУ МВТ было преобразовано в Главное управление государственного таможенного контроля пари Совете Министров СССР (ГУГТК при СМ СССР) – самостоятельный орган государственного управления со статусом союзного ведомства. Именно с этого момента началась перестройка системы управления таможенным делом, так как впервые за всю историю Советского государства таможенная служба выделялась организационно.
Развитие
таможенного дела вплоть до принятия
в 1991 году нового Таможенного кодекса
и Закона СССР о таможенном тарифе
определялось подзаконным нормотворчеством
– постановлением Совета Министров
СССР и ведомственными актами. Общее
руководство таможенными
Таможенный
кодекс СССР и Закон СССР о таможенном
тарифе, принятые в 1991 году, внесли существенные
изменения в организацию
Предусматривалось
создание двух координационных органов
– Таможенно-тарифного совета и
Координационного совета по борьбе и
международным незаконным оборотом
наркотических средств и
Центральным
таможенным органом, который заменил
ГУГТК, стал Таможенный комитет. Существенно
изменились его функции, ориентированные
в значительной мере на экономическую
модель регулирования
Крайне
ограниченный набор средств таможенного
регулирования стал серьезным препятствием
при формировании новых внешнеэкономических
отношений и связей с зарубежными
контрагентами. Реальная жизнь показывала
неизбежность перехода к более современным,
гибким и динамичным методам внешнеэкономического
сотрудничества и таможенного регулирования.
Глава
3. Основные моменты
развития таможенного
дела в России в конце
ХХ века
Глубокий кризис и последующий крах партийно-советской системы управления экономикой и социальными процессами и стремительный переход России, в особенности после августовских событий 1991 года, к глубоким политическим и социально-экономическим преобразованиям повлекли за собой обновление механизма правового регулирования и управления внешнеэкономической деятельностью, а, значит, и таможенного дела.
Началом создания таможенной службы и других таможенно-правовых институтов России можно считать распоряжение Президента РСФСР от 25 августа 1991 года «О деятельности таможенной службы на территории РСФСР».
Затем Указом Президента РСФСР от 25 октября 1991 года был создан центральный таможенный орган России – Государственный таможенный комитет.
Важным
шагом в определении правового
статуса ГТК РСФСР был Указ
Президента от 28 ноября 1991 года «О реорганизации
центральных органов
По
указу Президента России «О системе
центральных органов
26
декабря 1991 года российское Правительство
во исполнение Указа
Принцип свободного перемещения товаров на территории России был еще раз подтвержден Указом Президента «О свободе торговли» от 29 января 1992 года. Данным указом запрещено также произвольное задержание и изъятие перевозимых грузов по решению местных органов.
Тем
самым пресечены попытки
Почти
одновременно с началом организации
системы нетарифного
В
соответствии с постановлением Правительства
РФ от 23 января 1992 года № 42 «Об изменении
ставок экспортного тарифа РФ» были
преобразованы ранее
Завершающей вехой этого периода и началом качественно нового этапа развития таможенного законодательства России явилось принятие Таможенного кодекса РФ и Закона «О таможенном тарифе» 1993 года, а также многочисленных иных правовых актов, развивающих, дополняющих и конкретизирующих указанные законы. Начался современный период развития таможенного дела и формирование таможенного права в РФ.
Принципиальное значение имеют два Указа Президента РФ от 6 марта 1995 года «О признании утратившими силу и об отмене решений Президента РФ в части предоставления таможенных льгот» и «Об основных принципах осуществления внешнеторговой деятельности в РФ».
С
этими указами тесно связан Федеральный
закон от 13 марта 1995 года «О некоторых
вопросах предоставления льгот участникам
внешнеэкономической
Особый
политико-экономический
В
1992-1993 годах многие предприятия, организации
и регионы получили право беспошлинного
вывоза за рубеж сырья и стратегических
товаров, что привело к серьезным
потерям доходов и к другим
отрицательным последствиям. Этот Указ
Президента призван упорядочить
регулирование
4.
Таможенный союз
Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация в соответствии с Договором от 6 октября 2007 года формируют таможенный союз.
Высшим
органом таможенного союза
Стороны таможенного союза Договором от 6 октября 2007 года учредили Комиссию таможенного союза – единый постоянно действующий регулирующий орган таможенного союза.
Формирование
таможенного союза
В 2009 году Высший орган таможенного союза, Комиссия таможенного союза и правительства Сторон проводят комплекс мероприятий по завершению формирования договорно-правовой базы таможенного союза, включая Единый таможенный тариф, Таможенный кодекс, Статут Суда таможенного союза.
Формирование
таможенного союза
В рамках таможенного союза применяется единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами. Задачи, решаемые таможенным союзом, изложены в Договоре от 6 октября 2007 года о его создании.
Информация о работе История таможенного дела и таможенной политики России