Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 06:33, реферат
Развитие рыночных отношений в экономике России, либерализация внешнеэкономической деятельности способствовали значительному повышению интереса к таможенному делу, законодательству по таможенным вопросам, а также проблемам развития таможенного права со стороны широкого круга предпринимателей, хозяйственников, экономистов.
В настоящее время таможня – это правоохранительный по своему характеру орган исполнительной власти, входящий в единую систему таможенных органов Российской Федерации.
Введение……………………………………………………………………..……2
Глава 1. Основные моменты развития таможенного дела в дореволюционный период……………………………………………………………………………...3
Глава 2. Основные моменты развития таможенного дела после революции…7
Глава 3. Основные моменты развития таможенного дела в России в конце ХХ века………………………………………………………………………………..12
Глава 4. Таможенный союз……………………………………………………...15
Заключение……………………………………………………………………….16
Список источников………
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Основные
моменты развития таможенного дела
в дореволюционный период………………
Глава 2. Основные моменты развития таможенного дела после революции…7
Глава 3. Основные моменты развития
таможенного дела в России в конце ХХ века……………………………………………………………………
Глава 4. Таможенный союз……………………………………………………...15
Заключение……………………………………………………
Список источников…………………………………
Введение
Развитие
рыночных отношений в экономике
России, либерализация
В настоящее время таможня – это правоохранительный по своему характеру орган исполнительной власти, входящий в единую систему таможенных органов Российской Федерации.
Возникновение таможенного дела и правовых институтов и норм, его закрепляющих, восходит к древнейшим временам российской истории.
Изначально, если исследовать вопрос о возникновении таможенной службы в России, речь может идти преимущественно об организации таможенно-пошлинного обложения. Оно было известно еще в Древней Руси.
Таможенная
структура в целом и таможенно-
Глава
1. Основные моменты
развития таможенного
дела в дореволюционный
период
В 5-6 веках до нашей эры в городах Причерноморья существовали таможенные порядки; знали о них и в Скифском государстве, торговавшем и воевавшем с Оливией, Херсоном и другими городами. Издавна у русских как норма обычного права существовало правило взимать мыт, или мыто, - сбор за провоз товаров через заставы.
В XI-XII веках быстро растут торгово-ремесленные центры – города, богатеет городская знать – бояре, растет авторитет купцов и сборщиков пошлин. Постепенно единство Киевской Руси в XI веке начали разрушать местные князья, которые рассматривали свои владения как наследственные вотчины и отказывались подчиняться Киевскому князю. В XII – начале XIII века государство фактически распалось на отдельные земли, а их владельцы – феодалы на свих территориях стали изобретать собственные системы таможенных пошлин, подчиненных целям личного обогащения. В это время применялись пошлины, которые обычно назывались проезжими или торговыми.
К проезжим пошлинам относится в первую очередь уже упомянутый мыт. С людей, сопровождавших товар, иногда собирались костки – по 1 деньге с души. Мостовщина и перевоз взимались при проезде по мосту или за пользование перевозом, но уже не мытинками, а мостовщиками и перевозчиками, под предлогом улучшения мостов и перевозов.
Торговые пошлины были более разнообразны. Замыт взыскивался не с воза, а с цены товара – с рубля стоимости товара по 1 деньге – и давал право торговать этим товаром. Явка – сбор с торговца по 1-3 деньге за предъявление товара на заставе. Амбарное – за наем амбара под товар на гостином дворе. Взимались также другие пошлины и сборы.
К
концу 15 века усиливается объединение
вокруг Москвы близлежащих княжеств,
что укрепляло Русское
Следующий шаг таможенного реформирования – Торговый Устав 1653 года. Многочисленные российские таможенные пошлины были заменены единой рублевой пошлиной в размере 5% с каждого рубля цены товара, с соли – 10% от цены, с рыбы и пушнины – особые пошлины. Иностранные купцы были обязаны платить пошлины: 6% с цены товара во внутренних таможнях и 2% проезжих пошлин в пограничных таможнях при вывозе русских товаров. Идеи монетаризма, которые были заложены еще Иваном Грозным, запретившим ввозить в Россию предметы роскоши и вывозить драгоценные металлы и изделия из них, были закреплены в Новоторговом Уставе 1667 года. Пошлины стали взиматься монетами, золотом.
Можно говорить о создании к концу 17 века в России, довольно разветвленной и централизованной таможенной службы. В Москве существовали Большая таможня, Посольская новая таможня (оформляла товары иноземцев), Мытная изба (предъявлялись к обложению пошлиной скот, сено и др.), Конюшенный приказ (надзирал за торговлей лошадьми), Померная изба (оформляла сделки на зерно, овощи и другие товары), а также таможенные избы в уездах.
В царствование Петра I одним из первых таможенных мероприятий был Указ 1699 года о взимании в Архангельске пошлин с привозных напитков. В Петровскую эпоху развитие промышленности, мануфактур, сельского хозяйства дало внутренней торговле новый толчок. Активизировалось развитие внешней торговли, в чем немалую роль сыграл принятый в 1724 году протекционистский таможенный тариф. В интересах отечественной промышленности высокими таможенными пошлинами облагались товары, производство которых в России или уже было освоено, или налаживалось. Управление таможенными сборами с 1718 года начала осуществлять учрежденная Петром I Коммерц-коллегия, которая была самостоятельным управленческим ведомством.
В середине 18 века в России взималось 17 различных таможенных сборов. Указом 1753 года с января 1754 года отменялись рублевая пошлина и все 17 таможенных сборов с внутренней торговли.
Либерализация таможенной политики во второй половине 18 века способствовала росту капиталистических отношений в экономике России и отражала общую направленность действий правительства. Манифестом 1755 года и Указом 1767 года были отменены промышленные монополии и провозглашена свобода промышленности и торговли.
Таможенным тарифом 1766 года большинство провозимых товаров облагалось невысокими пошлинами (от 12 до 30%), а тариф 1782 года вообще освободил большинство из них от пошлин, установив для оставшихся товаров сбор в размере 10% их стоимости.
В
период 1790-1822 годов на таможенную систему
сильное воздействие оказали
политические отношения России с
европейскими державами. В связи
с началом Французской
Систему таможенных учреждений середины 19 века можно представить по Таможенному уставу 1857 года. В зависимости от объема операций таможни делились на крупнейшие – первого класса (Архангельская, Санкт-петербургская, Московская и другие), средние – второго класса (Евпаторийская и другие) и малые – третьего класса (Николаевская, Мариупольская и другие).
Крымская
война, тяжелое хозяйственное
Таможенный устав 1904 года установил новую структуру таможенных органов. Теперь таможенная система России состояла из Департамента таможенных сборов, окружных и участковых таможенных управлений, таможен, застав, постов и пунктов. Новым в Таможенном уставе 1904 года был раздел «О привозе товаров по железным дорогам», отражавший быстрое строительство железных дорог в России и, как следствие, адаптацию таможенных операций к этому виду транспорта.
После периода депрессии (1900-1909 годов) Россия вступила в полосу подъема (1909-1913 годы). Однако таможенная система не претерпела в этот период существенных изменений. С началом Первой мировой войны таможенное ведомство оказалось в значительной степени парализованным, так как на 75% европейской границы России велись военные действия.
Глава
2. Основные моменты
развития таможенного
дела после революции
В послереволюционной Росси и в дальнейшем – в СССР – с октября 1917 года и по 1991 год – был накоплен ценный и полезный опыт, без учета которого невозможно создать и продолжать совершенствовать современное Российское таможенное право.
Ко времени Октябрьской революции таможенное дело в России регулировалось Уставом 1910 года. Руководил таможенным делом образованный в 1864 году в составе Министерства финансов Департамент таможенных сборов, который находился в довольно плачевном состоянии. Большинство таможен было закрыто, таможенная система в России практически была разрушена. В начале 1918 года возобновил работу Департамент таможенных сборов при Наркомате финансов.
29
мая 1918 года СНК издал Декрет
«О разграничении прав
Декретом СНК от 29 мая 1918 года Департамент таможенных сборов был переименован в Главное управление таможенного контроля, которое переходило в подчинение Наркомата торговли и промышленности (НКТиП); последний в соответствии с Декретом СНК от 11 июня 1920 года был преобразован в Народный комиссариат внешней торговли (НКВТ).
К
НКВТ перешли все функции в
области управления таможенным делом.
12 ноября 1920 года СНК РСФСР издал
Декрет «О порядке приема, хранения
и отпуска импортных и
Декрет СНК от 31 марта 1922 года утвердил Временное положение о местных таможенных учреждениях. Руководимые ГТУ таможенные учреждения подразделялись на таможни первого, второго, третьего разрядов и таможенные посты.
В первые месяцы Советской власти, а затем и в период военного коммунизма (1918-1921 годы) таможенным пошлинам отводилась весьма скромная роль. Объяснялось это тем, что НКВТ в эти годы не продавал, а распределял товары.
С
переходом к НЭПу, с расширением
внешней торговли, предоставлением
права самостоятельного выхода на мировой
рынок хозяйственным и
9
марта 1922 года ВЦИК и СНК
РСФСР утвердили первый
Декретом СНК от 23 февраля 1922 года был утвержден Таможенно-тарифный комитет (ТТК). В его компетенцию входили: составление новых и изменение старых списков запрещенных товаров; решение вносимых Таможенным управлением вопросов по применению тарифа; разрешение жалоб на решения Таможенного управления по вопросам применения тарифа; дача заключений по всем проектам законов и другие.
Информация о работе История таможенного дела и таможенной политики России