Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 20:28, курсовая работа
Распад СССР ознаменовал собой потерю монополии государственной власти на всей таможенной территории России. Появились новые экономические отношения - рыночные, вследствие чего в России стремительно стало расти огромное количество самостоятельных хозяйствующих субъектов, что не могло не отразиться на внешнем рынке страны. Увеличивался и объем капитала, перемещаемого через таможенную границу Российской Федерации.
Введение
Распад СССР ознаменовал собой потерю монополии государственной власти на всей таможенной территории России. Появились новые экономические отношения - рыночные, вследствие чего в России стремительно стало расти огромное количество самостоятельных хозяйствующих субъектов, что не могло не отразиться на внешнем рынке страны. Увеличивался и объем капитала, перемещаемого через таможенную границу Российской Федерации.
Поскольку государство наделило
хозяйствующих субъектов
Кроме этого, таможенные платежи обеспечивают ограничение по ввозу на территорию Российской Федерации иностранных товаров, поддерживая производство продукции внутри страны, таким образом, таможенные платежи выполняют и протекционистскую функцию.
Таможенные платежи также можно назвать платой за совершаемые таможенными органами действия, направленные на выполнение своих функций по таможенному оформлению и таможенному контролю.
Помимо вышесказанного, наличие таможенных платежей обеспечивает фискальную функцию государства. Известно, что значительная часть федерального бюджета Российской Федерации, а по мнению К.А. Бекяшева, свыше 50%, формируется именно на основе уплаченных участниками ВЭД таможенных платежей.
В настоящее время не существует
общепринятого определения
Свинухов В.Г. в двух своих работах дает два определения термину «таможенные платежи»: во-первых, это «обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта»; во-вторых, под таможенными платежами он понимает «пошлины, налоги и сборы, взимаемые таможенными органами и непосредственно связанные с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, а также уплата которых является обязательным условием применения таможенных процедур» .
Жуковец В.Ю. дает иное определение: таможенные платежи - это «совокупность всех платежей, которые должно уплатить лицо, перемещающее товар через таможенную границу России, таможенным органам в связи с осуществлением этих действий».
В работе Романовой Е.В. говорится,
что таможенные платежи - это «таможенная
пошлина, налог на добавленную стоимость
(НДС), акциз, таможенные сборы и другие
платежи, предусмотренные таможенным
законодательством и взимаемые
в установленном порядке
Последнее определение дано наиболее четко, т. к., например, уплата таможенных пошлин не является непременным условием ввоза или вывоза товара - в зависимости от выбранного таможенного режима, о чем будет говориться далее в данной работе.
В п. 1. ст. 318 Таможенного Кодекса Российской Федерации приводится исчерпывающий перечень, относящийся к таможенным платежам. Это:
1) ввозная таможенная пошлина;
2) вывозная таможенная пошлина;
3) налог на добавленную
стоимость, взимаемый при
4) акциз, взимаемый при
ввозе товаров на таможенную
территорию Российской
5) таможенные сборы.
Рассмотреть правовую природу таможенных платежей, понять, что скрывается за этими терминами и каков порядок уплаты таможенных платежей - и есть цель настоящей работы.
Исходя из цели работы, мы ставим перед собой задачи:
- дать общее представление
о таможенных платежах и
- дать определение терминам;
- рассмотреть и
- определить различия
и сходства между данными
Курсовая работа состоит из введения, трех глав и заключения.
1. Нормативно-правовая база
Правовая база таможенных
платежей состоит из внутреннего
таможенного законодательства и
международно-правовых договоров и
соглашений с участием России, касающихся
таможенных вопросов. В случае возникновения
противоречия между нормой внутреннего
законодательства и предписанием, установленным
в международном договоре, будет
действовать международно-
К основным внутренним источникам права, регулирующим отношения по уплате таможенных платежей относятся: Конституция РФ, Таможенный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон «О таможенном тарифе» и другие нормативно-правовые акты, принятые в соответствии с Таможенным кодексом («Методические указания о порядке применения таможенными органами положений Таможенного кодекса РФ, относящихся к таможенным платежам»).
Существует огромное количество
законодательных актов, обеспечивающих
отношения таможенно-тарифного
Нормативно - правовая база таможенно-тарифного регулирования в России имеет ряд особенностей, в частности:
- нестабильность и недостаточно
высокий уровень
- значительный удельный вес подзаконных актов, прежде всего издаваемых ФТС РФ (ранее ГТК РФ);
- должностные лица таможенных
органов наделены
Поэтому особую актуальность приобретает проблема информирования и консультирования участников внешнеэкономической деятельности по вопросам таможенно - тарифного регулирования. Действующее законодательство устанавливает платный характер услуг по консультированию только в том случае, если текст соответствующего правового акта был опубликован. Если же правовой акт не был опубликован, взимание платы за консультирование не допускается.
Обеспечение их информацией
о причинах принятого таможенными
органами решения, его действия или
бездействия и консультирование
по вопросам таможенного законодательства
представляют собой важную юридическую
гарантию защиты лица, выступающего субъектом
таможенных правоотношений, от возможных
проявлений административного произвола
со стороны должностных лиц
Основная проблема, которая
стоит перед законодателем, заключается
в принятии более совершенной
нормативной базы, уточняющей понятия
правовой природы таможенных платежей
и их роль для государства. Особенность
системы таможенных платежей состоит
в том, что в нее включены пошлины,
налоги и сборы, имеющие различную
юридическую природу. Это объясняется
общими функциями и целями использования
названных платежей. Но тем самым
это вызывает сложности в вопросах
правового регулирования
2. Таможенные пошлины и налоги
2.1 Правовая природа таможенной пошлины
Определение таможенной пошлины
дает Закон РФ от 21.05.1993 №5003-1 (ред. от
03.12.2008) «О таможенном тарифе» (с изм.
и доп. от 09.01.2009) в п. 1. ч. 1 ст. 5: «пошлина
- таможенная пошлина, а также иные
пошлины, предусмотренные настоящим
Законом. При этом таможенная пошлина
- обязательный платеж в федеральный
бюджет, взимаемый таможенными органами
при ввозе товаров на таможенную
территорию Российской Федерации или
вывозе товаров с этой территории,
а также в иных случаях, установленных
таможенным законодательством Российской
Федерации, в целях таможенно-тарифного
регулирования внешнеторговой деятельности
в экономических интересах
Безусловное установление Законом «О таможенном тарифе» необходимости уплаты таможенной пошлины не согласовано с положениями ТК РФ: многие товары, перемещаемые лицом через таможенную границу для собственных нужд, по общему правилу не подлежат таможенному обложению.
Ставка, согласно которой взимается таможенная пошлина, устанавливается таможенным тарифом.
Таможенный тариф Российской
Федерации - свод ставок таможенных пошлин,
применяемых к товарам, перемещаемым
через таможенную границу Российской
Федерации и
Статьей 3 Закона Правительство РФ наделяется полномочиями по установлению ставок ввозных таможенных пошлин. Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от каких-либо факторов, кроме случаев, предусмотренных самим Законом. С этим связано понятие так называемого режима наиболее благоприятствуемой нации или режима наибольшего благоприятствования (РНБ), название которого происходит от английского «the largest favour», и которое подразумевает по собой международно-правовой режим, при котором каждая из договаривающихся сторон обязуется предоставить другой стороне, ее физическим и юридическим лицам такие же благоприятные условия в области экономических, торговых и иных отношений, какие она предоставляет или предоставит в будущем любому третьему государству, его физическим или юридическим лицам.
Если товары происходят из стран, отношения с которыми предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, установленные Законом «О таможенном тарифе».
Если товары происходят из
стран, отношения с которыми не предусматривают
режим наиболее благоприятствуемой
нации, применяются ставки ввозных
таможенных пошлин, установленные Законом
«О таможенном тарифе», увеличенные
вдвое, за исключением случаев
Если страна происхождения товаров не установлена, то применяются ставки ввозных таможенных пошлин, применяемые к товарам, происходящим из стран, отношения с которыми предусматривают РНБ.
П. 4 Закона «О таможенном тарифе» установлено, что в Российской Федерации применяются следующие виды ставок таможенных пошлин:
- адвалорные, которые начисляются
в процентах к таможенной
- специфические, которые начисляются в установленном размере за единицу товаров, облагаемых таможенной пошлиной. Например, по 4 евро за каждый килограмм товара.
- комбинированные, которые
сочетают оба предыдущих вида
таможенного обложения.
П. 1. ч. 1 ст. 5 Закона «О таможенном тарифе» определяется, что к таможенным пошлинам относятся ввозная таможенная пошлина, включая сезонные пошлины, и вывозная таможенная пошлина.
При необходимости оперативного
регулирования ввоза и вывоза
товаров Правительством Российской
Федерации могут
Помимо сезонных таможенных
пошлин Законом также
1) специальная пошлина;
2) антидемпинговая пошлина;
3) компенсационная пошлина.
Специальная пошлина применяется в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров. Также специальные пошлины могут быть применены как ответная мера на дискриминационные или иные действия, ущемляющие интересы других государств или их союзов.
Применение антидемпинговой
пошлины обуславливается
Компенсационные пошлины подлежат применению в случае ввоза на таможенную территорию РФ товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в Российской Федерации.
При этом в соответствии со
ст. 11 Закона «О таможенном тарифе», применению
особых таможенных пошлин предшествует
расследование, проводимое специально
уполномоченными
Информация о работе Иследование порядка работы лиц таможенных органов с денежным залогом