- АРМ "Феанор" предназначен
для автоматизации процесса заполнения
ГТД, ДТС, ДКД, кратких деклараций, временных
деклараций, статистических форм, товаросопроводительных
документов, счетов-фактур, КТС, судовых,
деклараций, паспортов сделки, реестров
об уплате экспортного акциза, описей
документов, отчетов по бланкам, справок
к ГТД по подакцизным товарам, заявлений
об упаковке товаров.
- ВЭД-ТРАНЗИТ - это программа
для заполнения в электронном
и бумажном виде документов, необходимых
при перемещении грузов между
таможнями (внутритаможенный транзит,
ДКД, МДП, экспорт, импорт).
-ВЭД-КОНТРОЛЬ - программа
контроля правильности заполнения
ГТД и ДТС с выдачей протокола
ошибок по декларации.
-ВЭД-ТРАНСПОРТ - программа
заполнения и печати автомобильной
(CMR) и железнодорожной накладных.
В настоящее время
вопросы автоматизации частично
решены в рамках единой автоматизированной
информационной системы (ЕАИС) ФТС
РФ. При этом в целях решения
отдельных информационно-расчетных
задач автоматизированы функции
ввода информации, ее обработки,
хранения, контроля, формирования отчетов
и других информационно-справочных
документов о деятельности таможенных
органов. Но в целом в условиях
ограничений, свойственных созданной
информационной технологии (прежде
всего, методических и инструментальных),
достигается лишь информационное
обеспечение для решения ограниченного
круга задач управления.
В Концепции развития таможенных
органов Российской Федерации до 2010 г. определен ряд приоритетных
задач, которые должны быть решены с целью
определения наиболее эффективных методов
реализации задач в области таможенного
дела в соответствии с международными
стандартами и законодательством Российской
Федерации:
- повышение качества таможенного регулирования, способствующее созданию условий для привлечения инвестиций в российскую экономику, поступлений доходов в федеральный бюджет, защиты отечественных товаропроизводителей, охраны объектов интеллектуальной собственности и максимальное содействие внешнеторговой деятельности;
- совершенствование таможенного администрирования, в том числе развитие системы управления рисками на основе осуществления таможенных процедур в соответствии с международными стандартами, основанными на последних достижениях в области информационных и управленческих технологий;
- укрепление взаимодействия с российскими, зарубежными и международными органами и организациями в борьбе с терроризмом, контрабандой оружия, наркотиков и контрафактной продукцией, а также при обеспечении экономической, экологической и радиационной безопасности.
Для реализации указанных
задач, в особенности при совершенствовании
таможенного администрирования, Концепция
развития таможенных органов предусматривает
максимально широкое использование
информационных технологий, в частности:
- внедрение новых информационно-технических средств обеспечения деятельности таможенных органов Российской Федерации;
- создание единой межведомственной автоматизированной системы сбора, хранения и обработки информации при осуществлении всех видов государственного контроля, в том числе сопряжение баз данных налоговой службы и таможенных органов Российской Федерации;
- создание операционного центра для обработки информации и принятия решений;
- совершенствование технологии формирования и ведения данных таможенной статистики в соответствии с международными стандартами
- усиление таможенного контроля после выпуска товаров в обращение на таможенной территории Российской Федерации (осуществление контроля на основе методов аудита).
Применение информационных
технологий в деятельности таможенных
органов Российской Федерации будет
осуществляться с учетом положений
Концепции использования информационных
технологий в деятельности федеральных
органов государственной власти
до 2010 года Данные технологии позволят
улучшить показатели эффективности
деятельности таможенных органов Российской
Федерации, создать систему комплексного
учета и анализа участников внешнеторговой
деятельности, уменьшить субъективизм
при принятии решений должностными
лицами таможенных органов Российской
Федерации. С помощью информационных технологий
будет также осуществляться информационно-аналитическое обеспечение правоохранительной деятельности в таможенной сфере.
Совершенствование таможенного
оформления и таможенного контроля
находится в неразрывной связи
с уровнем развития и внедрения
в деятельность таможенных органов
информационных технологий. Это положение
нашло свое отражение в Концепции
развития таможенных органов Российской
Федерации до 2010 г., в которой внедрение информационных
технологий и автоматизированных систем
управления определено стратегическим
направлением деятельности ФТС России.
Критериями (показателями) эффективности
информационно-технической политики,
отражающими степень улучшения выполнения
таможенными органами своих основных
функций в сопоставлении с затратами на
проведение организационных и технических
мероприятий, являются:
- параметры оперативной деятельности таможенного органа с учетом применения информационных технологий таможенного оформления и таможенного контроля (пропускная способность таможенного органа, время выполнения процедур таможенного оформления и таможенного контроля и др.);
- количество выявленных таможенных правонарушений с применением информационно-технических средств по отношению к общему количеству выявленных правонарушений;
- объемы перечислений таможенных платежей в федеральный бюджет (собираемость таможенных платежей);
- степень интеграции информационных ресурсов таможенных органов с информационными системами других министерств и ведомств Российской Федерации, а также с информационными системами таможенных служб государств участников ЕврАзЭС) и государств-участников СНГ;
- защищенность таможенной информации от несанкционированного доступа и утечки по техническим каналам;
- качественная характеристика потоков информации, их объемы, временные параметры обработки и передачи (представления) информации таможенными органами, оперативность мониторинга таможенной деятельности;
- обеспеченность таможенных органов современными информационно техническими средствами и охранными системами.
Основными критериями функционирования
автоматизированной информационной системы
таможенных органов являются полнота,
актуальность, достоверность информации,
необходимость минимизации времени
выполнения задач и стоимости
информационных технологий, обеспечивающих
их решение. При оценке эффективности
учитывается многофункциональный
характер таможенной деятельности, структура
таможенных органов, многообразие форм
и способов таможенного оформления
и таможенного контроля, применяемые
при этом различные технические
средства и программное обеспечение.
В настоящее время требуется
унификация и разработка ведомственного
стандарта по составу и эксплуатации
программного обеспечения во всех подразделениях
ФТС России, в рамках которого можно
было бы оценивать существующие информационные
системы по критерию «производительность/отказоустойчивость/безопасность».
Список использованных
интернет источников
- http://www.brokert.ru/material/informacionnye-tehnologii-v-tamozhennom-dele
(таможенный брокер)
- http://www.rg.ru/ (Российская бизнес-газета)
- http://www.tks.ru/ (всё о
таможне)
- http://mercurey.ru/index.php?newsid=6 (СТОМеркурий)
- http://www.donbiz.ru/archive/articles/1985.html
(журнал «Вестник»)
- http://www.tamognia.ru/
(таможенный правовой портал)
- http://www.tsouz.ru/Pages/Default.aspx
(Таможенный союз)
- http://www.custom.ru/ (таможенный брокер)