Инновационные технологии в таможенном деле

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 13:41, контрольная работа

Описание работы

В 2008 году ФТС России разработала концепцию переноса таможенного оформления в районы, приближенные к таможенной границе РФ. Благодаря электронному декларированию через Интернет участники ВЭД могут оформлять свои грузы на любой пограничной таможне, не тратя деньги на оборудование офисов и перевод специалистов в приграничные районы. Кроме того, система очень удобна для таможенного оформления некоторых сложных грузов, например, продукции морского промысла. При подключении к системе электронного декларирования такую продукцию фактически можно будет оформлять прямо в море. Это упрощает не только процедуру оформления, но и таможенный контроль.

Работа содержит 1 файл

Инновационные технологии в таможенном.docx

— 32.16 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное общеобразовательное  учреждение  высшего

профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный  университет информационных технологий, механики и оптики»

 

Институт международного бизнеса  и права

 

Доклад

по дисциплине «Экономика таможенного дела» 

на тему «Инновационные технологии в таможенном деле»

 

Выполнил: студент 3-ого курса очной

формы обучения ИМБИП, группа 3441

Саввин М.И.

 

Проверила: Неустроева Ю.В.

   Оценка:__________________

Подпись:_________________

                                                                          «___» ____________2011 год.

 

 

Санкт-Петербург

2011 год

Внедрение технологий, способствующих упрощению таможенных операций и  процедур, является инструментом реализации таможенной политики государства.

Целями таможенной политики являются обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного  контроля, стимулирование развития национальной экономики и содействие в проведении структурной перестройки.

Использование информационных технологий является неотъемлемой составляющей в реализации современной таможенной политики. Особую роль информационных технологий в таможенном деле подчеркивает тот факт, что в Таможенном кодексе  РФ есть отдельный раздел (глава 40 ТК РФ), посвященный информационным системам и технологиям. Ни в одном другом кодексе Российской Федерации подобного  раздела не существует.

Главной задачей информационных технологий является управление информацией  внутри таможенной системы с целью  повышения эффективности таможенного  оформления и контроля, создания благоприятных  условий для участников внешнеэкономической  деятельности и при этом максимальное выявление нарушений таможенного  законодательства. В современных  условиях без использования информационных технологий практически невозможно сделать таможенное оформление быстрым  и прозрачным. Основным направлением развития информационных таможенных систем является внедрение технологий электронного декларирования, интегрированных с  системами управления рисками.

Внедрение электронного декларирования стало одним из серьезнейших шагов  на пути к упрощению таможенных процедур. Позволяя не только сэкономить время  участников ВЭД, но и делая процесс  таможенного оформления более прозрачным и менее подверженным влиянию различных субъективных факторов, процедура электронного декларирования позволила участникам ВЭД и таможенным брокерам довольно быстро ощутить все ее преимущества.

Система электронного декларирования ФТС России как информационный сервис, доступный для участников ВЭД, функционирует  с 2008 года на основании приказа ФТС  от 24 января 2008 N 52 "О внедрении  информационной технологии представления  таможенным органам сведений в электронной  форме для целей таможенного  оформления товаров, в том числе  с использованием международной  ассоциации сетей Интернет".

В 2008 году ФТС России разработала  концепцию переноса таможенного  оформления в районы, приближенные к таможенной границе РФ. Благодаря  электронному декларированию через  Интернет участники ВЭД могут  оформлять свои грузы на любой  пограничной таможне, не тратя деньги на оборудование офисов и перевод  специалистов в приграничные районы. Кроме того, система очень удобна для таможенного оформления некоторых  сложных грузов, например, продукции  морского промысла. При подключении  к системе электронного декларирования такую продукцию фактически можно  будет оформлять прямо в море. Это упрощает не только процедуру  оформления, но и таможенный контроль. 

Аббревиатуры, встречающиеся в документах и  схемах по ЭД 

 
АПКШ Аппаратно-программный комплекс шифрования  
АСВД Автоматизированная система внешнего доступа  
ИС ЭПС Информационная система электронного представления сведений  
ПО Программное обеспечение  
СВУЦТО Система ведомственных удостоверяющих центров таможенных органов  
СЗИ Система защиты информации  
СЗИ НСД Система защиты информации от несанкционированного доступа  
ФЛК Форматно-логический контроль  
ФПСУ-IP Фильтр пакетов сетевого уровня – Internet Protocol  
ФСТЭК Федеральная служба по техническому и экспортному контролю  
ЭЦП Электронная цифровая подпись  
CSP Cryptography Service Provider (Криптопровайдер)  
PKI Public Key Infrastructure (Инфраструктура открытых ключей) 

С применением  интернет-декларирования участник ВЭД получил ряд преимуществ:

    • уход от зависимости от монополиста, изготовившего ПО;
    • более дешевый способ организации процесса декларирования достаточно подключиться к сети Интернет.

Подобная система интернет-декларирования существует в ряде европейских стран, например в Польше, Германии. 
Однако в последнее время, как отмечают практики, активизировались многие организации в желании интегрировать под себя различные технологии и инновации. Следует учитывать, что некорректная реализация вводимых инноваций может нанести непоправимый вред организации ВЭД, а также свести на нет многие идеи, выработанные в ходе экспериментов и пилотных проектов.

При анализе электронного декларирования, передачи информации от участника ВЭД в таможенный орган в электронном виде, а  также деятельности различных онлайн-сервисов таможенной службы следует учитывать, что значение таможенной службы для Российского государства очень велико, она выполняет ряд функций, которые на первый взгляд сложно сочетать одному государственному органу. Основная функция, выполняемая таможенными органами, - фискальная (доля таможенных платежей в федеральном бюджете многие годы остается на уровне 50%). Так, на 20 декабря 2010 г. таможенные органы собрали в федеральный бюджет 4 трлн. 115,46 млрд. рублей. Помимо указанной функции таможенная служба выполняет еще две важные задачи: осуществляет правоохранительную деятельность и содействует развитию предпринимательской деятельности.

Указанные функции предполагают все более активное использование  ресурсов, как в интересах государства, так и для развития ВЭД. В 2010 г. более 30,6% участников ВЭД использовали интернет-декларирование.

Очень важная технология, которую надо упомянуть, это интернет-портал для предварительного информирования. Работа нашего портала абсолютно аналогична работе европейского портала, то есть любое заинтересованное лицо, зарегистрировавшись на портале, может подать предварительную информацию о товарах, которые планируются к ввозу в РФ. Отличие только в том, что перечень подаваемой информации шире, чем в ЕС. Но это опять же обусловлено особенностями нашей внешнеэкономической деятельности и таможенного регулирования. С 1 января этого года ЕС ввел обязательное предварительное информирование, и мы со своей стороны проводим аналогичную работу. В настоящее время ФТС подготовила проект решения КТС, согласованный с белорусской и казахстанской сторонами, которое предусматривает случаи обязательного предварительного информирования таможенных органов до ввоза товаров, начиная с 1 января 2012 г. В нем обеспечена этапность внедрения обязательного предварительного информирования как по видам транспорта, так и в зависимости от иных случаев. То есть немедленное введение 100%-го обязательного предварительного информирования не предполагается, тем не менее нам тоже необходимо идти по тому пути, по которому пошла Европа. Они к этому решению готовились несколько лет, планировали ввести его три года назад, но ввели только полгода назад.

 

Поскольку все наши действия максимально регламентированы, сейчас каждое решение таможенников, поступление  какой-либо информации фиксируется  в электронных базах данных. Хочу сказать о результатах нашей  деятельности в части времени  таможенного оформления. Есть две  крайние точки: первая, когда груз пересекает границу, это время жестко фиксируется не только нами, но и  пограничниками и остается во всех базах данных, и последняя точка - момент выпуска товара, когда поставлен  штамп «выпуск разрешен» и  можно товар забирать, он уже прошел таможенную очистку. Наша работа направлена на то, чтобы сблизить эти точки.

Процессы строительства  Таможенного союза заставили  нас также пересмотреть работу в  пунктах пропуска. Было принято решение  об уменьшении количества контрольных  органов в пунктах пропуска до двух. С июля этого года (2011)  функции  транспортного, ветеринарного, фитосанитарного и санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска переданы таможенным органам. Таким образом, мы реализуем европейскую модель. Год назад эту модель реализовали казахстанские коллеги, и на этом пути также находятся наши белорусские коллеги. В итоге на линии контроля в пункте пропуска остаются только две службы - пограничная и таможенная. Пограничная решает вопросы паспортно-визового контроля, миграционного и собственно пограничного, а таможенная служба - все остальные вопросы, связанные с движением товаров. Безусловно, это ускорит прохождение границы в общем виде, но время нахождения товаров под таможенным контролем в пункте пропуска может увеличиться, то есть таможенные органы работают чуть больше, поскольку кроме своих функций им приходится выполнять иные.

 

Высокие результаты работы в рамках Таможенного союза достигнуты за счет того, что у нас налажено хорошее взаимодействие с казахстанскими и белорусскими коллегами. Мы ежемесячно встречаемся для обсуждения проблемных вопросов, формируем единую позицию. Если возникают разногласия, они выносятся на уровень Комиссии ТС. В настоящее время завершается работа по созданию Объединенной коллегии таможенных служб государств ТС, что позволит еще более эффективно решать общие для нас проблемы.

Благодаря налаженному взаимодействию, в том числе информационному, с 1 января 2011 г. мы смогли организовать сквозную процедуру таможенного  транзита, и теперь не требуется  переоформления документов на внутренних границах ТС. Мы работаем в едином программном  продукте. Мы его внедрили почти  на год раньше, чем запланировано, поэтому первое время были определенные сбои, но в течение января все  огрехи и технические ошибки были устранены, и в настоящее время  из 8 единых технологических процессов  у нас уже реализовано два: транзит и фактический вывоз. В ближайшее время будет реализован временный ввоз, и остальные 5 единых технологических процессов тоже находятся в процессе решения.

По внедрению новых  технологий Таможенная служба России является лидером среди государственных  структур. Идя навстречу добросовестным участникам внешнеэкономической деятельности, разрабатываются оптимальные пути решения проблем, связанных с  унификацией таможенных процедур и  переходом работы таможни на уровень  международных стандартов. В условиях постоянного роста объема внешней  торговли и возрастающей нагрузки на таможенные органы применение информационные систем и технологий приобретает  все большее значение для таможенного  дела. Передовые таможенные службы стремятся к всемерному развитию информационных систем и технологий, а правительства выделяют для  этих целей гигантские суммы. 

Важность применения информационных технологий очевидна: они позволяют  не только повысить контроль над участниками  внешнеэкономической деятельности, но и значительно ускорить процесс таможенного оформления и контроля, что, в свою очередь, увеличивает товарооборот и ведет к экономическому росту. Кроме того, вступление России во Всемирную Торговую Организацию в ближайшем будущем приведет к увеличению грузопотока, как следствие, увеличится нагрузка на таможенные органы. Уже сегодня не редкость многокилометровые очереди в пунктах пропуска через государственную границу. Чтобы этого избежать в будущем существуют два пути развития таможенной системы: первый – увеличение числа таможен, количества служащих (экстенсивный путь), второй – внедрение информационных технологий, «автоматизация» таможенного контроля и оформления (интенсивный путь). 

Программные средства автоматизации

деятельности участников ВЭД

Программы автоматизации  деятельности участников ВЭД с определенной условностью можно разделить  на следующие группы:

- информационно-справочные  программы (ВЭД-ИНФО ВЭД-АЛФАВИТ,  ВЭД-ПЛАТЕЖИ, ТН-ВЭД);

- программы подготовки  документов (ВЭД-ДЕКЛА РАНТ, ВЭД-ТРАНСПОРТ,  ВЭД-ТРАНЗИТ, АРМ "ФЕАНОР (таможенный  брокер);

- контролирующие программы  (ВЭД-КОНТРОЛЬ, АРМ "Контроль ГТД");

- сервисные программы  (ВЭД-СЕРВИС).

Все программы серии "ВЭД" разработаны и функционируют  в ОС MS Windows 3.1, MS Windows '95, Windows NT.

ВЭД-ИНФО - это быстрый  и удобный электронный справочник по внешнеэкономической деятельности. Справочник на данном этапе включает в себя:

-Товарную номенклатуру  внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД)

- ВЭД-АЛФАВИТ - это алфавитный  указатель к ТН ВЭД, в том  числе слов, отсутствующих в ТН  ВЭД

- ВЭД-ПЛАТЕЖИ - это программа  для быстрого и правильного  расчета таможенных платежей  в зависимости от особенностей  товара. Пользователю необходимо  указать код товара, курс валюты  контракта, страну происхождения,  таможенную стоимость товара, чтобы  получить точные расчеты таможенных  платежей (процедуры, пошлины, налоги  и акциз) и стоимость товара  после таможенного оформления. Программа  позволяет распечатать справку  по товару и платежам.

- ВЭД-ДЕКЛАРАНТ представляет  собой полное автоматизированное  рабочее место декларанта. Программа  формирует: грузовую таможенную  декларацию (ТД-1, ТД-2), ДТС (ДТС-1, ДТС-2), спецификацию товаров, автомобильную  (CMR) и железнодорожную накладные,  счет-фактуру (INVOICE), ДКД (TIR или  ВТТ), корректировку таможенной стоимости  (КТС), статистическую форму.

Информация о работе Инновационные технологии в таможенном деле