Информационный менеджмент в таможенных органах

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 06:01, курсовая работа

Описание работы

Задача настоящей работы заключается в том, чтобы на основании анализа различных материалов, учебной литературы (учебников и учебных пособий, справочной и энциклопедической литература, комментариев к законодательству), а также научных статей в периодических журналах и веб-сайтов, осветить информационный менеджмент в таможенной системе.
С одной стороны, тема исследования имеет интерес в научных кругах, с другой стороны, существует недостаточная разработанность и нерешенные вопросы. Это значит, что данная работа будет иметь учебную, теоретическую и практическую значимость.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Информационный менеджмент: понятие, цели, задачи
2. Информационный менеджмент в таможенных органах
2.1. Предварительное информирование, как элемент таможенного менеджмента
2.2. Электронное декларирование
2.3. Интегрированные информационные системы внешней и взаимной торговли таможенного союза
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсач.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

После прибытия груза на границу оформляющий таможенный инспектор на основании предъявленного представителем перевозчика уникального идентификационного номера получает из ГНИВЦ предварительную информацию о грузе в электронном виде. С ее помощью он формирует транзитную декларацию, присваивает ей номер, определяет место и сроки доставки груза и отправляет электронное уведомление в таможню назначения. Таким образом, уменьшается время, затрачиваемое инспектором на подготовку документов, и сводится к минимуму вероятность ошибок, которые возникают при переносе вручную информации с бумажных носителей.

Осваивая новую систему ПИ, участники ВЭД ищут способы наиболее эффективной и удобной работы с ней. Решение этой задачи лежит в области современных компьютерных технологий. Так в 2009 году появился новый механизм, предлагающий участникам ВЭД схему передачи данных и документооборота через Интернет - портал OTVT. Портал создан российской компанией СТМ (Санкт-Петербург), которая уже более 10 лет занимается разработкой и внедрением автоматизированных систем в области транспортной логистики и таможенного оформления. Суть работы портала OTVT заключается в предоставлении сервисов по самостоятельной работе с системой ПИ в режиме on-line. Пользователи получают круглосуточный доступ к системе вне зависимости от своего местонахождения. Заполнив сопроводительные документы в режиме on-line, пользователь сохраняет доступ к ним на всех этапах оформления. Кроме того, портал OTVT предоставляет возможность коллективной работы с документами, то есть одновременный доступ всех участников процесса к формированию и изменению документации. Также нужно отметить, что портал дает возможность на основании уже внесенных сведений о товарах и транспортных средствах сформировать в соответствующем формате информацию в электронном виде и выгрузить на портал таможенных органов стран Евросоюза. По словам специалистов компании СТМ, портал обеспечивает информационную поддержку всей логистической цепочки вне зависимости от вида груза, транспорта, а также местонахождения отправителя и получателя. Например, отправитель может подготовить весь пакет документов (упаковочный лист, контракт, инвойс, CMR и т.д.), а получатель или таможенный брокер в России в то же время может их проверять на правильность заполнения.

Похожий механизм представления ПИ - портал электронного представления сведений - разработало и с 1 января 2010 года запустило в работу Главное управление информационных технологий ФТС России. Но, к сожалению, функциональные возможности этого портала на сегодняшний день не учитывают всех потребностей участников ВЭД, заинтересованных в использовании ПИ. Нет возможности получить обратную связь, слабо организована техническая поддержка, не прописан механизм получения информации от пограничных органов контроля и, конечно же, не предусмотрена коллективная работа с документами[4].

2.2. Электронное декларирование

Процесс электронного декларирования заключается в проведении удаленной процедуры таможенного оформления товаров, в ходе которой декларант и инспектор могут находиться на любом расстоянии друг от друга и вести диалог по сети Интернет. Электронное декларирование позволяет формализовать и ускорить большинство процедур таможенного оформления и контроля, а также значительно экономит время. При этом декларант с одного рабочего места может одновременно декларировать товары на разных таможенных постах.

Процесс электронного декларирования имеет строго формализованную структуру и осуществляется с использованием комплекса программных и технических средств, самостоятельная реализация которого — достаточно длительный и дорогостоящий процесс.

Избежать неоправданно высоких затрат позволяет организация работы через лицензированного информационного оператора, в основе которой лежит принцип предоставления пользователю всех возможностей технологии электронного декларирования при условии оплаты участником ВЭД каждой успешно переданной и оформленной ГТД.

Для оказания услуг по передаче электронных деклараций через Интернет оператор должен провести аттестацию своих абонентских пунктов на соответствие требованиям информационной безопасности, иметь лицензии на оказание услуг связи, а также, для предоставления шифрованного канала связи и работы с ЭЦП, лицензии ФСБ России на предоставление услуг в области шифрования информации и осуществление технического обслуживания шифровальных (криптографических) средств[5].

Электронное декларирование в России стало реальностью девять лет назад- в 2002 году. В 2009 году Приволжское таможенное управление вышло в лидеры по количеству ГТД, оформленных с применением электронного декларирования, опередив все другие таможенные управления . Около трети всех товарных партий в 2009 году было продекларировано в электронной форме- минуя бумажную волокиту и экономя человеческие и материальные ресурсы участник ВЭД

Сегодня доля электронных таможенных деклараций в общем массиве ГТД составляет более 42 процентов. В 2010 году в Приволжском регионе  уже можно говорить не о внедрении, а о широкомасштабном развитии электронного декларирования. Причем как первого, так и второго типа. С начала 2010 года в ПФО выпущено более 12 тысяч грузовых таможенных деклараций, из них 1737 оформлены с использованием международной ассоциации сети Интернет по технологии ЭД-2.

Применение такой технологии возможно при наличии у декларанта возможности выхода в Интернет, цифровой подписи и аттестованной по требованиям информационной безопасности системы, имеющей точку подключения к ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети ГНИВЦ ФТС России. Каждый участник внешнеэкономической деятельности  индивидуально сам выбирает способ электронного обмена информацией между ним и таможенным органом.

Не только представители деловых кругов, но и большинство таможенных брокеров на практике убедились в преимуществах современных информационных технологий. Так, ЗАО «РОСТЭК - Нижний Новгород» , активно применяющий электронное декларирование второго типа, планирует задействовать свои ресурсы в реализации технологий удаленного выпуска[6].

Результативность применения электронного декларирования выражена в увеличении оформленных деклараций в электронной форме, что говорит о заинтересованности участников ВЭД  в применении данной информационной технологии. Так, в 2008 году количество оформленных деклараций с применением электронной формы декларирования возросло в 24 раза к уровню предыдущего года.

Подключение абонентских пунктов к фрагменту  ВИТС ФТС России в таможне позволяет осуществлять отправку документов, необходимых для таможенного оформления товаров и транспортных средств в электронном виде, что в свою очередь значительно ускоряет процесс таможенного оформления. Комплекс программных средств обработки сведений в электронной форме о товарах и транспортных средствах (КПС «ЭДТиТС») фиксирует время прохождения каждого этапа таможенного оформления, что дает возможность контролировать весь процесс оформления в целом, в том числе осуществлять вторичный контроль.

В перспективе предстоит расширение практики применения электронной формы декларирования в регионе деятельности таможенных постов за сет оформления новых товаров, как ввозимых, так и вывозимых,  и привлечения к использованию прогрессивной формы декларирования новых участников ВЭД[7].

2.3. Интегрированные информационные системы внешней и взаимной торговли таможенного союза

Целью создания Системы являются обеспечение эффективного регулирования внешней и взаимной торговли на таможенной территории Таможенного союза, осуществление таможенного, налогового, транспортного и других видов государственного контроля с использованием информационных телекоммуникационных технологий при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Указанная цель может быть достигнута решением следующих задач:

 создание и ведение единой системы нормативно-справочной информации внешней и взаимной торговли Таможенного союза;

 формирование интегрированной информационной структуры межгосударственного обмена данными и электронными документами на таможенной территории Таможенного союза;

 создание общих для государств-членов интегрирующих элементов и пополняемых централизованных информационных ресурсов;

 организация информационного взаимодействия органов государств-членов для обеспечения полноты собираемости таможенных платежей, налогов и сборов;

 информационное обеспечение контроля международного таможенного транзита;

 обеспечение возможности реализации механизмов предварительного информирования и электронного декларирования;

 организация информационного взаимодействия органов, осуществляющих государственный контроль (фито-санитарный, ветеринарный, санитарно-карантинный, транспортный, экспортный и другие) на таможенной территории Таможенного союза;

 обеспечение информационного взаимодействия на основе межгосударственных и межведомственных соглашений;

 обеспечение органов, осуществляющих государственный контроль, информацией, необходимой и достаточной для осуществления всех видов государственного контроля при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза;

 обеспечение персональной идентификации и разграничения доступа к информации на принципах унификации;

 обеспечение доступа к нормативным правовым актам государств − членов Таможенного союза в области внешней и взаимной торговли.

В настоящее время таможенные, налоговые и другие контролирующие органы государств-членов активно ведут работы по созданию и развитию национальных информационных систем, направленных на автоматизацию ключевых процессов государственного регулирования в области внешней и взаимной торговли. Одновременно таможенные органы Республики Беларусь и Российской Федерации реализуют взаимодействие, в том числе информационное, в рамках Союзного государства. Также работы по созданию общих информационных систем ведутся в рамках ЕврАзЭС.

Работы по развитию национальных систем проводятся государствами –членами в рамках собственных планов в соответствии с действующими на их территории нормативными правовыми актами и выбранными технологическими и архитектурными решениями и опираются на использование собственных и международных справочников и классификаторов. Важным свойством каждой системы является использование системы обеспечения информационной безопасности, разработанной в соответствии с законодательством государств-членов.

В этой связи эффективное решение задачи надёжной интеграции информационных систем в рамках Таможенного союза возможно на основе создания интеграционных сегментов, поддерживающих процессы информационного взаимодействия государственных органов государств-членов, регулирующих внешнюю и взаимную торговлю и использующих единую систему справочников и классификаторов, обеспечивающих признаваемую всеми участниками юридическую значимость пересылаемых данных и электронных документов.

Система является организационной совокупностью территориально распределенных государственных информационных ресурсов и информационных систем государственных органов государств-членов, регулирующих внешнюю и взаимную торговлю, объединяемых интеграционными сегментами[8].


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, ин­формационный менеджмент - это специальная область менед­жмента, выделившаяся как самостоятельное направление в последние годы и все более приобретающая специфические особенности.

Основная задача ИТ – менеджмента состоит в создании и поддержании в работоспособном состоянии приложений и инфраструктуры, на которой они исполняются.

Основными направлениями повышения уровня защищенности объектов общей информационно-технологической инфраструктуры являются:

• обеспечение комплексного подхода к решению задач информационной безопасности с учетом необходимости дифференцирования ее уровней;

• разработка общей модели угроз информационной безопасности;

• определение технических требований и критериев определения критических объектов интегрированной информационно-технологической инфраструктуры;

• создание реестра критически важных объектов, разработка мер по их защите и средств надзора за соблюдением соответствующих требований;

• обеспечение эффективного мониторинга состояния информационной безопасности;

• совершенствование нормативной правовой и методической базы в области защиты информационных систем и ресурсов;

• развитие средств защиты информации, систем обеспечения безопасности электронного документооборота, системы контроля действий государственных служащих по работе с информацией;

• развитие и совершенствование защищенных средств обработки информации общего применения, систем удостоверяющих центров в области электронной цифровой подписи, а также систем их аудита.

В настоящее время в России происходит совершенствование нормативно - правовой базы по обеспечению права собственности на информацию. Что в свою очередь обеспечивает сохранности информационных ресурсов, и предприниматели - новаторы могут быть, в достаточной мере, быть уверенными в том, что их новые технологии не попадут к конкурентам.

Использование на организации локальной и глобальной сети значительно облегчает процесс управления организацией, так как различные данные концентрируются в одном месте и облегчен их поиск, также имеется оперативный доступ к мировым информационным ресурсам.

Также важно, что роль информации в организационном управлении фирмой постоянно возрастает, что связано с изменениями социально-экономического характера, появлением новейших достижений в области техники и технологий, результатами научных исследований. Научно-техническая революция выдвинула информацию в качестве важнейшего фактора производственного процесса. Информационный процесс необходим как непременное условие работы современной техники, как средство повышения качества рабочей силы, как предпосылка успешной организации самого процесса производства.

Информация о работе Информационный менеджмент в таможенных органах