Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 06:01, курсовая работа
Задача настоящей работы заключается в том, чтобы на основании анализа различных материалов, учебной литературы (учебников и учебных пособий, справочной и энциклопедической литература, комментариев к законодательству), а также научных статей в периодических журналах и веб-сайтов, осветить информационный менеджмент в таможенной системе.
С одной стороны, тема исследования имеет интерес в научных кругах, с другой стороны, существует недостаточная разработанность и нерешенные вопросы. Это значит, что данная работа будет иметь учебную, теоретическую и практическую значимость.
ВВЕДЕНИЕ
1. Информационный менеджмент: понятие, цели, задачи
2. Информационный менеджмент в таможенных органах
2.1. Предварительное информирование, как элемент таможенного менеджмента
2.2. Электронное декларирование
2.3. Интегрированные информационные системы внешней и взаимной торговли таможенного союза
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
1. Информационный менеджмент: понятие, цели, задачи
2. Информационный менеджмент в таможенных органах
2.1. Предварительное информирование, как элемент таможенного менеджмента
2.2. Электронное декларирование
2.3. Интегрированные информационные системы внешней и взаимной торговли таможенного союза
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
Таможенное дело государства составляют его таможенная политика, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу товаров, транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики.
Центральное место в общей проблеме модернизации таможенной системы занимает проблема оценки и, соответственно, повышения эффективности ее системы управления. Одна из ключевых причин, определяющих наличие проблемы – низкий уровень автоматизации процессов оперативного, оперативно-стратегического и стратегического управления деятельностью таможенных органов. К задачам оценки эффективности и оптимизации деятельности таможенных органов добавляются вопросы приведения их штатной численности в соответствии с целями, функциями, задачами и объемами деятельности.
В настоящее время вопросы автоматизации частично решаются в рамках единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) ФТС России. При этом в ЕАИС реализованы лишь некоторые отдельные задачи, такие как автоматизация функций ввода информации, ее обработки, хранения, контроля, формирования отчетов и других информационно-справочных документов о деятельности таможенных органов.
Основное содержание информационно-технической политики состав-ляет целенаправленная деятельность ФТС России по информатизации таможенных органов и обеспечению эксплуатации объектов информационно-технической инфраструктуры. Информатизация таможенных органов является самостоятельным и приоритетным направлением деятельности ФТС России и представляет собой процесс внедрения в таможенное дело современных информационных технологий.
Правовую основу информационно-технической политики составляют положения Конституции Российской Федерации, Таможенный кодекс Рос-сийской Федерации, Положение о Федеральной таможенной службе Российской Федерации, правовые акты Президента и Правительства Российской Федерации, касающиеся вопросов информатизации и обеспечения информационной безопасности федеральных органов исполнительной власти и таможенной службы, а также ведомственные нормативные акты по вопросам информационно-технической политики и технической защиты объектов таможенной инфраструктуры.
В настоящее время в соответствии с Целевой программой развития таможенной службы проводится кардинальная модернизация таможенной службы Российской Федерации, осуществляются меры по приведению ее в соответствие растущему объему и многообразию внешнеэкономической деятельности, адаптации к нормам, принятым в международной практике таможенного дела.
Одним из рациональных, экономически целесообразных путей реше-ния этой задачи является проведение комплекса мероприятий, направленных на совершенствование процедур таможенного оформления, повышение эффективности таможенного контроля и оперативного управления деятельностью таможенных органов за счет применения новых информационных технологий, создания перспективных и развития существующих технических средств и программного обеспечения.
Задача настоящей работы заключается в том, чтобы на основании анализа различных материалов, учебной литературы (учебников и учебных пособий, справочной и энциклопедической литература, комментариев к законодательству), а также научных статей в периодических журналах и веб-сайтов, осветить информационный менеджмент в таможенной системе.
С одной стороны, тема исследования имеет интерес в научных кругах, с другой стороны, существует недостаточная разработанность и нерешенные вопросы. Это значит, что данная работа будет иметь учебную, теоретическую и практическую значимость.
Определенная значимость и неполная научная разработанность темы курсовой работы определяют научную новизну данной работы.
Цель работы - изучение темы информационный менеджмент в таможенной системе.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе данной работы рассматривается понятие информационного менеджмента, его цели, задачи и функции.
Во второй главе внимание уделяется предварительному информированию, электронному декларированию, а также интегрированным информационным системам.
В заключении подводятся основные итоги исследования, формулируются выводы.
Информационный менеджмент - это специальная область менеджмента, выделившаяся как самостоятельное направление в последние годы и все более приобретающая специфические особенности.
В широком смысле сфера информационного менеджмента - совокупность всех задач управления на всех этапах жизненного цикла предприятия, включающая все действия и операции, связанные как с информацией во всех ее формах и состояниях, так и с предприятием в целом на основе данной информации. При этом должны решаться задачи определения ценности и эффективности использования не только собственно информации (данных и знаний), но и других ресурсов предприятия, в той или иной мере входящих в контакт с информацией: технологических, кадровых, финансовых и т.д. Очевидно, что такая широкая трактовка понятия информационного менеджмента не всегда требуется; более того, для ее практического использования, очевидно, необходима высокая степень зрелости организации во всех отношениях, что пока еще достаточно редко встречается, поэтому она оказывается неэффективной ввиду слабой обеспеченности в конкретной организации.
В узком смысле информационный менеджмент представляет собой круг задач управления прежде всего производственного и технологического характера, решение которых обеспечивает достижение целей организации в основной ее деятельности за счет эффективного согласованного управления как элементами, процессами и ресурсами собственно информационной системы, так и другими элементами, процессами и ресурсами предприятия. В этих задачах управления в той или иной мере используются информационные системы и реализованные в ней информационные технологии.
Целью информационного менеджмента является обеспечение эффективного развития организации посредством регулирования различных видов её информационной деятельности.
Задачи информационного менеджмента заключаются в следующем:
1. качественно информационное обеспечение процессов управления в организации;
2. осуществление управления информационными ресурсами;
3. обеспечение управления обработки информации на всех уровнях;
4. обеспечение управления коммуникациями (общение - передача информации от человека к человеку).
Информация имеется в виду в различном представлении:
- в виде массива документов;
- в виде документной информации;
- в виде средства общения.
Под управлением подразумевается не только принятие решения, а весь комплекс управленческих действий. Информационный менеджмент касается всех функций управления современной организации[1].
Информационные технологии (ИТ), или информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), — это технологии, применяемые для обработки информации. В частности, они используют компьютеры и программное обеспечение для преобразования, хранения, защиты, передачи и извлечения информации в любом месте и в любое время[2].
С учетом этого определения ИТ-менеджмент охватывает управление всеми компьютерными и коммуникационными ресурсами предприятия. Его основная задача состоит в создании и поддержании в работоспособном состоянии приложений и инфраструктуры, на которой они исполняются. Подобный менеджмент можно разделить на три уровня: операционный, тактический и стратегический. На стратегическом уровне обеспечивается установление соответствия между информационными функциями системы и ее контентом, что сводится к атрибуции задач на поле информационной политики, определению содержания информационных функций и ИТ-поддержке. На операционном и тактическом уровнях ИТ-менеджмента должны обеспечиваться заданные уровни работоспособности и надежности эксплуатации приложений информационной системы (ИС) на продолжении всего жизненного цикла системы.
Создание системы управления ИТ, как и любой другой системы управления, предполагает определение управляемых объектов и управляющих воздействий (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Объекты информационного менеджмента
Объектами ИТ-менеджмента являются:
инфраструктура;
приложения;
организационная структура службы ИС;
ИТ-проекты.
Инфраструктура ИТ включает техническое и системное программное обеспечение. Техническое обеспечение ИТ состоит из серверов, персональных компьютеров, систем хранения данных, сети и коммуникационных приложений. Программное обеспечение характеризуется операционными системами, инструментальными средами разработки, программами поддержки ИТ-менеджмента и средствами обеспечения информационной безопасности.
Приложения обеспечивают поддержку бизнес-процессов предприятия и работоспособность отдельных автоматизированных рабочих мест.
Организационная структура службы ИТ определяет состав подразделений, распределение между ними функций и задач. Служба ИТ должна обеспечивать разработку, ввод в действие и эксплуатацию информационной системы посредством координированных действий, которые обеспечивают непрерывность функционирования существующей системы в соответствии с согласованными правилами и процедурами на протяжении жизненного цикла ИТ.
ИТ-проекты представляют собой проекты внедрения новых информационных систем, а также модернизацию существующих. При этом модернизация (изменения, дополнения) рассматривается как результат действий, выполненных по запросу и относящихся к функциональным или нефункциональным требованиям, которые не были специфицированы изначально, при разработке и внедрении системы[3].
2.1. Предварительное информирование, как элемент таможенного менеджмента
Сегодня вопрос предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации становится очень актуальным для всех иностранных компаний, имеющих партнеров в России. Вступающий в действие с 1 июля 2010 года Таможенный кодекс Таможенного союза предусматривает возможность введения обязательного предварительного информирования о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза.
В идеале система предварительного информирования (дальше - ПИ) призвана упростить жизнь всем участникам ВЭД. Она позволяет сократить время таможенного оформления товаров и транспортных средств на границе, и как следствие - избежать образования очередей на подъездах к пунктам пропуска и увеличить их пропускную способность.
Эта система как информационный сервис функционирует в России с 2006 года, когда была утверждена Концепция системы предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации. Но на протяжении четырех лет ПИ не было обязательной процедурой и применялось исключительно на добровольных началах. Тем не менее инспектора на пограничных таможнях были обязаны использовать предварительную информацию, если заинтересованное лицо отправляло ее в информационную систему и получало таможенный идентификационный номер. «Пока в России возможности предварительного информирования используются на пограничном таможенном пункте пропуска не в полном объеме. Сейчас сигналом к началу работы инспектора является прибытие груза как такового, хотя логично было бы на основе предварительной информации заранее планировать операции по таможенному контролю и таможенному оформлению», - прокомментировал эту ситуацию Констатин Косенко, генеральный директор компании OTVT – одного из лидеров российского рынка услуг в сфере транспортной и таможенной логистики.
После начала действия Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана ситуация может кардинальным образом измениться. По словам заместителя начальника ФТС России Сергея Шохина, принято решение законодательно ввести на всей территории таможенного союза обязательное 100%-ное предварительное информирование при ввозе товаров, и всем участникам ВЭД и их зарубежным партнерам нужно к этому готовиться. Как поясняет ФТС, введение обязательного ПИ направлено на повышение эффективности механизмов таможенного администрирования, как на территории России, так и на территории Таможенного союза. В первую очередь речь идет о минимизации нелегального импорта.
В мае 2010 года уже появилось Распоряжение Правительства РФ 772-р от 17.05.2010 «О подписании Соглашения о представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза». В тексте Соглашения говорится о целесообразности подписания данного документа на заседании Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав правительств.
Еще одно принципиальное нововведение в области предварительного информирования – возможность для любого заинтересованного лица (экспедитора, перевозчика, отправителя, таможенного склада и т.д.) подавать сведения в таможенные органы. Условие только одно: в соответствии с Концепцией системы предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации (утверждена приказом ФТС России № 192 от 10 марта 2006 года) эти сведения должны передаваться по защищенным каналам.
Для участников ВЭД, отправляющих свои грузы через границу России, схема работы с системой ПИ с учетом внедрения в процесс прогрессивных информационных технологий (Интернет), должна строиться следующим образом. Опираясь на первичную документацию, предоставляемую отправителем и получателем груза (комплект товаросопроводительных документов), формируется пакет предварительной информации (далее - пакет ПИ), который содержит сведения о товарах и транспортных средствах в объеме необходимом и достаточном для оформления транзитной декларации на границе. Этот пакет участником ВЭД (отправителем, получателем, таможенным брокером и т.д.) направляется по защищенным каналам связи в ГНИВЦ ФТС России*, где производится форматно-логический контроль предоставленных сведений и в режиме on-line пакету ПИ присваивается уникальный таможенный идентификационный номер (BarCode), который автоматически направляется участнику ВЭД. В случае наличия ошибок заполнения или недостаточности предоставленной Предварительной информации отправителю пакета ПИ направляется ответ с указанием ошибок. Таким образом, в процессе оформления и формирования пакета товаросопроводительных документов (т.е. до отправки груза) есть возможность внести изменения как в предварительную информацию, которая будет использоваться инспектором таможенных органов для оформления транзитной декларации на границе РФ, так и в оригинальные документы, в случае обнаружения в них указанных ошибок.
Информация о работе Информационный менеджмент в таможенных органах