Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 19:34, курсовая работа
Либерализация ВЭД, начатая в СССР в середине 80-х годов, создала объективные условия для свободного перемещения через государственную границу юридическими и физическими лицами большого количества товарно-материальных ценностей, но одновременно с этим породила благоприятную среду для контрабандной и иной преступной деятельности многих субъектов, осуществляющих внешнеэкономические связи с другими странами.
Введение……………………………………………….…………………………..2
1. Экономическая безопасность страны. Роль таможенных органов в ее обеспечении……………………………………………………………….………6
2. Характеристика таможенных преступлений. Теоретические и практические основы применения уголовного законодательства……………….……………8
2.1. Контрабанда……………………………….……………………………..9
2.2. Незаконный экспорт технологий………………………………………17
2.3. Невозвращение на территорию РФ культурных ценностей……….…22
2.4. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте…...….27
2.5. Уклонение от уплаты таможенных платежей ………………..……….32
3.Заключение…………………………………………………….………………39
4.Список литературы………………………………………
Содержание
Введение……………………………………………….………
1. Экономическая безопасность
страны. Роль таможенных органов
в ее обеспечении……………………………………
2. Характеристика таможенных
преступлений. Теоретические и практические
основы применения уголовного
законодательства……………….……………8
2.1. Контрабанда……………………………….………………
2.2. Незаконный экспорт технологий………………………………………17
2.3. Невозвращение на территорию РФ культурных ценностей……….…22
2.4. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте…...….27
2.5. Уклонение от уплаты
таможенных платежей ………………..……
3.Заключение………………………………………………
4.Список литературы……………………………
Введение
Одной из основ успешного экономического и социального развития любого государства является нормальное функционирование его внешней экономической деятельности (ВЭД).
Особое значение этой деятельности заключается в том, что она вносит огромный вклад в модернизацию всех отраслей хозяйства, в создание мощной материальной базы общества и, в конечном счете, способствует полному удовлетворению жизненных потребностей его граждан.
Важнейшей задачей внешней
экономической политики всякого
государства была и остается задача
всемерного развития и расширения внешней
торговли, совершенствования механизма
производственного и иных видов
сотрудничества с другими странами,
без чего невозможно осуществление
политических и социально-экономических
преобразований, достижение мировых
показателей производительности труда,
насыщение внутреннего рынка
необходимыми товарами в достаточном
количестве и высокого качества, укрепление
и защита внешнеэкономических интересов.
Причем, решение этой задачи, во многом,
зависит не только от успешного проведения
таких преобразований, но и от надежного
правового обеспечения
Исторический анализ уголовного
и таможенного законодательства
советского государства подтверждает,
что на протяжении всего периода
его существования это
Либерализация ВЭД, начатая
в СССР в середине 80-х годов, создала
объективные условия для
Распад Советского Союза как единого государственного образования и объявление бывшими союзными Республиками полного суверенитета усугубили эту ситуацию, так как повлекли за собой тяжелейший экономический кризис во вновь образованных независимых государствах и практически разрушили их ВЭД. В связи с этим, бывшие союзные республики, даже вошедшие во вновь образованное Содружество Независимых Государств (СНГ), были поставлены перед необходимостью самостоятельно выходить на внешний рынок, тратить конвертируемую валюту на закупки продукции, ранее поступавшей им в порядке межреспубликанских поставок.
Все это крайне отрицательно
отразилось на их ВЭД, играющей благотворную
роль в стабилизации всей экономики.
К концу 1991 года внешняя торговля
оказалась практически
Естественно, что столь катастрофическое положение, сложившееся во внешней торговле стран бывшего СССР, в том числе и Российской Федерации, привело к значительному увеличению дефицита всевозможной товарной продукции и вызвало неизбежный рост ее контрабандного ввоза, а также вывоза сырьевых ресурсов и страны.
Так, после отмены монополии на внешнюю торговлю, из России стали ежегодно нелегально вывозиться до 20% всей добытой нефти, 34% минеральных удобрений, утекает на Запад и оседает в иностранных банках 18-20 млрд. долларов2
Наряду с традиционными товарами массового потребления – промышленными изделиями, продуктами питания, алкогольными напитками и т.д. – предметами нелегального ввоза в Россию и вывоза из нее являются: вооружение, стратегические материалы, производственные отходы, вредные для окружающей среды, отравляющие, ядовитые и радиоактивные вещества, наркотики и наркотические средства и т.п., что не только нарушает нормальную ВЭД РФ, но и наносит невосполнимый вред государственной, общественной, экологической безопасности, здоровью и нравственности населения.
В связи с этим, у российского
государства в лице его законодательных
органов появилась
Возникшие в этом аспекте
проблемы, в определенной степени, были
сняты вступлением в действие
нового Уголовного Кодекса Российской
Федерации 1996 г. (УК РФ), многочисленные
проекты которого длительное время
обсуждались в комитетах и
комиссиях высшего
Но как показал юридический анализ статей названного УК РФ, направленных на защиту ВЭД государства и других хозяйствующих субъектов, от преступных посягательств, эти нормы оказались недостаточно научно проработанными, в связи с чем имеют существенные погрешности правового характера, без устранения которых их применение не может дать нужного эффекта в борьбе с преступлениями в области внешнеэкономических связей, в том числе и в области таможенного законодательства.
В России продолжается формирование таможенного законодательства, отвечающего требованиям рыночной экономики. С 1 января 2004 года вступил в действие новый Таможенный Кодекс Российской Федерации (ТК РФ), с принятием которого таможенное законодательство России становится одним из наиболее развитых и прозрачных в мире. Оно в значительной степени учитывает основные принципы действующего европейского Таможенного Кодекса. В ТК РФ реализована, в частности, западная концепция управления рисками, которая нацеливает таможню не на сплошной контроль движущихся через неё товаров, а на выборочный контроль, связанный с рисками для общей безопасности, здоровья граждан, интеллектуальной собственности и т.д. В новом ТК РФ заложены также принципы Киотской конвенции по упрощению процедур, позволяющих ускорить вхождение России во Всемирную торговую организацию (ВТО).
С момента принятия ТК РФ
в 1993 году, развитие таможенного законодательства
происходило, как правило, путем
издания таможенными
Поскольку многие вопросы
об ответственности за таможенные преступления,
совершаемые в РФ в теории уголовного
права и в уголовном
1.Экономическая
безопасность государства.
Роль таможенных органов в ее обеспечении.
Как показывает мировой опыт,
обеспечение экономической
В настоящее время в
науке не существует единого и
общепринятого понимания
По моему мнению, наиболее
полно отражает сущность экономической
безопасности определение ее как
способности государства и
Иными словами, экономическая
безопасность представляет собой совокупность
внутренних и внешних условий, благоприятствующих
эффективному динамическому росту
национальной экономики, ее способности
удовлетворять потребности
Экономическая безопасность
государства является сложной и
многоплановой конструкцией. Будучи
частью системы национальной безопасности,
она одновременно составляет основу
для формирования всех входящих в
ее структуру элементов: военной, технологической,
продовольственной и
Рассмотрим более подробно роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности государства.
Основное направление
таможенных органов по обеспечению
экономической безопасности государства,
состоит в воздействии на всех
участников ВЭД, которое побуждает
их соблюдать установленные
Средства и методы, которыми таможенные органы обеспечивают экономическую безопасность и защиту экономических интересов государства, можно разделить на две группы:
1. Средства правового регулирования и методы правоохранительной деятельности – таможенные органы используют правовое принуждение, санкции, меры защиты в соответствии с действующим законодательством, пользуясь властными полномочиями, позволяющими пресекать попытки нарушения законности.
2. Средства и методы экономического регулирования внешнеторговых отношений, к которым относят тарифное и нетарифное регулирование.
Таким образом, таможенное регулирование,
применяемое таможенными
2. Характеристика
таможенных преступлений. Теоретические
и практические основы
Преступления в таможенной
сфере часто называют таможенными
преступлениями. Уголовный кодекс РФ
предусматривает
1. Контрабанда (ст. 188 УК РФ).
2. Незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ).
3Невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического, археологического достояния народов РФ и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ).
4.Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ).
5Уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ).
Рассмотрим подробнее
каждое из вышеперечисленных
2.1. Контрабанда (ст. 188 УК РФ)
Контрабанда, как квалифицированное
правонарушение, появилась в XIV-XVI вв.,
когда для осуществления