Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 10:14, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - рассмотреть государственное регулирование внешнеторговой деятельности РФ.
Исходя из цели выделим следующие задачи:
Изучим теоретические аспекты государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
Рассмотрим особенности современного государственного механизма регулирования внешнеторговой деятельности в России.
Ведение……………………………………………………...…………………3
1. Теоретические аспекты государственного регулирования внешнеторговой деятельности ……………………………………….........................................................4
Основные концепции и положения государственного регулирования внешнеторговой деятельности …………………………………4
1.2.Методы государственного регулирования……………………………8
2. Особенности современного государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России……………………………...………..17
2.1. Современная внешнеторговая политика России………………...…17
2.2. Проблемы государственного регулирования внешнеторговой деятельности………………………………………………………………..……20
Заключение …………………………………………………….…………24
Список использованных источников и литературы…………….……...25
Приложение А………………………………………………………..…....27
- степень
зависимости России от
- перед Россией стоят общие фундаментальные задачи более эффективного включения в современные мирохозяйственные связи (с тем, чтобы не оказаться "сырьевым придатком" по отношению к группе ведущих стран);
- решение
проблем реализации
- внешнеторговая
политика страны объективно
Реформирование внешней торговли и внешнеэкономической деятельности в целом связано в первую очередь с переходом к открытой экономике и отменой государственной монополии в этой сфере, которая господствовала в нашей стране в течение многих десятилетий. Начало было положено расширением прав государственных внешнеторговых организаций, наряду с ними на внешний рынок были допущены отраслевые, республиканские и региональные организации. С конца 80-х гг. производители экспортной продукции получили право непосредственного выхода на внешний рынок.
Однако увеличение степени открытости экономики страны не может быть непродуманным и спонтанным. При либерализации внешней торговли страны необходимо учитывать тот факт, что современная международная торговля представляет собой такую систему отношений, в которой "правила игры" определяют крупнейшие ТНК.
В 2008 году было подписано Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 (ред. от 11.12.2009) "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе".
В соответствии с положениями ст. 4 Соглашения о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран, принятого 25 января 2008 года, экспорт и импорт товаров в ходе осуществления торговли с третьими странами осуществляются без количественных ограничений, за исключением следующих случаев, когда могут устанавливаться:
1) запреты и временные ограничения экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка;
2) ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов, ввозимых в любом виде, если необходимо:
- сократить производство или продажу аналогичного отечественного товара;
- сократить производство или продажу отечественного товара, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, в случае если не имеется значительного производства аналогичного отечественного товара;
- снять с рынка временный излишек аналогичного отечественного товара путем предоставления этого излишка некоторым группам потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;
- снять с рынка временный излишек отечественного товара, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если не имеется значительного производства аналогичного отечественного товара, путем предоставления этого излишка некоторым группам потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;
- ограничить производство продуктов
животного происхождения, производство
которых полностью или в основном зависит
от импортируемого товара, если производство
аналогичного отечественного товара является
незначительным.
Так же было подписано в 2009 году Соглашение Правительств государств - членов Евразийского экономического сообщества от 09.06.2009 (с изм. от 27.01.2010) "О правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами".
Решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров". Все эти изменения в законодательстве позволяют повысить эффективность внешнеэкономической деятельности.
Формирование внешнеэкономической политики, законодательной и нормативной базы осуществляется как составная часть рыночной трансформации экономики. Непосредственное влияние на этот процесс оказали: переход к свободному рыночному ценообразованию; приватизация; налоговая и кредитно-денежная политика; формирование валютного рынка.
2.2. Проблемы государственного регулирования внешнеторговой деятельности
Среди проблем, стоящих перед РФ в области внешнеторговой деятельности можно выделить следующие:
- неблагоприятная позиция РФ в международном разделении труда. Как видно из структуры российского экспорта в Приложении А таблицы А.1, удельную долю российского экспорта составляют минеральные продукты, т.е. сырьевые. (на основании государственного комитета статистки). Причём их доля имеет тенденцию к увеличению. В 1995 г. она составила 42.5 % от всего объёма экспорта, а в 2006 году – уже 65.9 %. Это негативное явление, так как цены на подобные товары склонны к резким колебаниям вследствие резкого изменения спроса на них. Также это означает то, что РФ производит мало качественной продукции, способной конкурировать на мировом рынке. В то же время в структуре импорта, как видно из Приложения А, таблицы А.2, преобладают продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного), продукция химической промышленности, каучук, а также машины, оборудование и транспортные средства. В 1995 году их суммарная доля составляла 72.6 %, а в 2006 – 79.2 %. То есть существует тенденция к повышению импорта данного вида продукции. Положительную динамику можно отследить лишь в сокращении доли импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырье (кроме текстильного), что может, с одной стороны, означать, что Россия стала в большей степени самостоятельно удовлетворять свои потребности в продовольствии, однако, с другой стороны, в абсолютном выражении их количество выросло (с 13152 млн. долларов США в 1995 г. до 21614 млн. долларов в 2006 г.), поэтому возможно, что сокращение доли в импорте объясняется тем, что страна просто сумела насытить свои потребности в продовольствии. Высокая зависимость от цен минеральных товаров означает, что в случае их падения, выручка от их реализации сократится, как следствие у РФ не станет возможности импортировать всю необходимую её продукцию, возможно возникновение дефицита торгового баланса. Эта проблема особо актуальна в настоящий момент в условиях мирового финансового кризиса, так как, например, за несколько месяцев цена за баррель нефти упала с приблизительно 140 долларов до приблизительно 60 долларов, а нефть является одним из основных российских экспортных товаров;
- сокращение профицита торгового баланса и платёжного баланса вследствие опережающих темпов роста импорта по сравнению с темпами роста экспорта (как видно из Приложения А таблицыА.3) в 2007 г. импорт вырос на 44.9%, в то время как экспорт вырос лишь на 17 %), оттока капитала из страны и падающих цен на основные экспортные товары РФ;
- противодействие государствами других стран проникновению российского капитала в экономики других стран, например в Европе не приветствуется покупка акций крупных европейских авиаперевозчиков российскими компаниями;
- низкая конкурентоспособность российской экономики и её постоянное снижение с 1999 за счёт опережающем росте цен в РФ на фоне других стран при почти не меняющемся курсе рубля;
- спекулятивный характер большой части иностранных инвестиций в российские предприятий;
- малая привлекательность России в мире по условиям ведения бизнеса. Согласно рейтингу Всемирного банка 2008 г., РФ занимает лишь 120 место в мире по комфортности условий ведений бизнеса, уступая даже большой части развивающихся стран, при этом проводится очень мало реформ для улучшения ситуации;
- протекционистские меры, осуществляемые государством, зачастую консервируют отсталость российских отраслей, чувствуя мощную поддержку со стороны государства, эти отрасли не стремятся вводить новые технологии, повышать качество продукции, так как и без этого они получают устраивающую их прибыль, одним из наиболее ярких примеров является поддержка российской автомобильной промышленности;
- мировой финансовый кризис, среди возможных последствий которого банкротство некоторых российских компаний и банков, замедление экономического роста, девальвация рубля, падение объёмов инвестиций в российскую экономику;
- вступление РФ в ВТО, являющееся одной из наиболее остро стоящих проблем. С одной стороны, РФ до сих пор не может добиться вступления в ВТО, с другой стороны, она уже соблюдает подписанные двухсторонние соглашения с другими странами, не пользуясь выгодами членства в этой организации. Выгоды от членства в этой организации также не столь однозначны.
На основании
Заключение
Как известно, таможенные и иные обязательные платежи, взимаемые в связи с совершением экспортных и импортных операций, составляют существенную долю поступлений в доходную часть федерального бюджета.
Обобщая итоги курсовой работы, можно подвести следующие итоги:
а) существует две основных системы взглядов на государственное регулирование внешнеэкономической деятельности: концепции протекционизма и свободной торговли;
б) методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности делятся на таможенно-тарифные и нетарифные, причём в различных ситуациях наиболее эффективным оказываются различные меры;
в) Россия
имеет очень ограниченный опыт по
осуществлению государственного регулирования
внешнеэкономической
д) в РФ существует большое количество органов власти разных уровней, осуществляющих регулирование внешнеэкономической деятельности, однако их действия не всегда являются эффективными;
е) до сих пор РФ не удаётся эффективно осуществлять внешнеэкономическую деятельность в силу как внутренних, так и внешних факторов;
ж) необходим целый комплекс мер по улучшению внешнеэкономического положения РФ.
Для стабильного развития российской экономики в целом, необходимо сделать внешнеторговую политику органичной частью структурной (промышленной) политики, которую также надо разработать и начать практически осуществлять.
Список использованных источников и литературы
Приложение А
Таблица А.1 - Структура экспорта РФ (в фактически действовавших ценах)
1995 |
2000 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 | ||||||||
Млн. |
В про- |
Млн. |
В про- |
Млн. |
В про- |
Млн. |
В про- |
Млн. |
В про- |
Млн. |
В про- |
Млн. |
В про- | |
Экспорт – всего |
78217 |
100 |
103093 |
100 |
106712 |
100 |
133656 |
100 |
181600 |
100 |
241452 |
100 |
301450 |
100 |
в том числе: |
||||||||||||||
Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) |
1378 |
1,8 |
1623 |
1,6 |
2801 |
2,6 |
3411 |
2,5 |
3292 |
1,8 |
4492 |
1,9 |
5517 |
1,8 |
минеральные продукты |
33278 |
42,5 |
55488 |
53,8 |
58897 |
55,2 |
76593 |
57,3 |
104950 |
57,8 |
156372 |
64,8 |
198597 |
65,9 |
продукция химической промышленности, каучук |
7843 |
10,0 |
7392 |
7,2 |
7394 |
6,9 |
9159 |
6,9 |
12003 |
6,6 |
14367 |
6,0 |
16673 |
5,5 |
кожевенное сырье, пушнина и изделия из них |
313 |
0,4 |
270 |
0,3 |
267 |
0,3 |
332 |
0,2 |
353 |
0,2 |
330 |
0,1 |
367 |
0,1 |
древесина и целлюлозно-бумажные изделия |
4363 |
5,6 |
4460 |
4,3 |
4908 |
4,6 |
5584 |
4,2 |
7020 |
3,9 |
8305 |
3,4 |
9536 |
3,2 |
текстиль, текстильные изделия и обувь |
1154 |
1,5 |
817 |
0,8 |
883 |
0,8 |
947 |
0,7 |
1119 |
0,6 |
965 |
0,4 |
946 |
0,3 |
металлы, драгоценные камни и изделия из них |
20901 |
26,7 |
22370 |
21,7 |
19923 |
18,7 |
23735 |
17,8 |
36707 |
20,2 |
40592 |
16,8 |
49234 |
16,3 |
машины, оборудование и транспортные средства |
7962 |
10,2 |
9071 |
8,8 |
10090 |
9,5 |
11994 |
9,0 |
14100 |
7,8 |
13505 |
5,6 |
17458 |
5,8 |
прочие товары |
1026 |
1,3 |
1603 |
1,5 |
1550 |
1,4 |
1900 |
1,4 |
2056 |
1,1 |
2524 |
1,0 |
3123 |
1,1 |
Информация о работе Государственное регулирование внешнеторговой деятельности