Государственное регулирование внешнеторговой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 10:14, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - рассмотреть государственное регулирование внешнеторговой деятельности РФ.
Исходя из цели выделим следующие задачи:
Изучим теоретические аспекты государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
Рассмотрим особенности современного государственного механизма регулирования внешнеторговой деятельности в России.  

Содержание

Ведение……………………………………………………...…………………3
1. Теоретические аспекты государственного регулирования внешнеторговой деятельности ……………………………………….........................................................4
Основные концепции и положения государственного регулирования внешнеторговой деятельности …………………………………4
1.2.Методы государственного регулирования……………………………8
2. Особенности современного государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России……………………………...………..17
2.1. Современная внешнеторговая политика России………………...…17
2.2. Проблемы государственного регулирования внешнеторговой деятельности………………………………………………………………..……20
Заключение …………………………………………………….…………24
Список использованных источников и литературы…………….……...25
Приложение А………………………………………………………..…....27

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 69.81 Кб (Скачать)

- степень  зависимости России от мирохозяйственных  связей;

- перед  Россией стоят общие фундаментальные задачи более эффективного включения в современные мирохозяйственные связи (с тем, чтобы не оказаться "сырьевым придатком" по отношению к группе ведущих стран);

- решение  проблем реализации эффективной  внешнеторговой политики России  тесно связано с решением задач  позитивных изменений в ее  общем экономическом положении;

- внешнеторговая  политика страны объективно является  составной частью общей внешней  политики страны вообще.

Реформирование  внешней торговли и внешнеэкономической  деятельности в целом связано  в первую очередь с переходом  к открытой экономике и отменой  государственной монополии в  этой сфере, которая господствовала в нашей стране в течение многих десятилетий. Начало было положено расширением  прав государственных внешнеторговых организаций, наряду с ними на внешний  рынок были допущены отраслевые, республиканские  и региональные организации. С конца 80-х гг. производители экспортной продукции получили право непосредственного  выхода на внешний рынок.

 Однако увеличение степени открытости экономики страны не может быть непродуманным и спонтанным. При либерализации внешней торговли страны необходимо учитывать тот факт, что современная международная торговля представляет собой такую систему отношений, в которой "правила игры" определяют крупнейшие ТНК.

 В 2008 году было подписано Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 (ред. от 11.12.2009) "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе".

В соответствии с положениями  ст. 4 Соглашения о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран, принятого 25 января 2008 года, экспорт и импорт товаров в ходе осуществления торговли с третьими странами осуществляются без количественных ограничений, за исключением следующих случаев, когда могут устанавливаться:

1) запреты и временные ограничения экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка;

2) ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов, ввозимых в любом виде, если необходимо:

-      сократить производство или продажу аналогичного отечественного товара;

-      сократить производство или продажу отечественного товара, который может быть непосредственно заменен импортным товаром,  в случае если не имеется значительного производства аналогичного отечественного товара;

-        снять с рынка временный излишек аналогичного отечественного товара путем предоставления этого излишка некоторым группам потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;

-       снять с рынка временный излишек отечественного товара, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если не имеется значительного производства аналогичного отечественного товара, путем предоставления этого излишка некоторым группам потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;

-       ограничить производство продуктов животного происхождения, производство которых полностью или в основном зависит  
от импортируемого товара, если производство аналогичного отечественного товара является незначительным.

Так же было подписано в 2009 году Соглашение Правительств государств - членов Евразийского экономического сообщества от 09.06.2009 (с изм. от 27.01.2010) "О правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами".

Решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров". Все эти изменения в законодательстве позволяют повысить эффективность внешнеэкономической деятельности.

Формирование  внешнеэкономической политики, законодательной  и нормативной базы осуществляется как составная часть рыночной трансформации экономики. Непосредственное влияние на этот процесс оказали: переход к свободному рыночному  ценообразованию; приватизация; налоговая  и кредитно-денежная политика; формирование валютного рынка.

 

2.2. Проблемы государственного регулирования внешнеторговой деятельности

Среди проблем, стоящих  перед РФ в области внешнеторговой деятельности можно выделить следующие:

-  неблагоприятная позиция РФ в международном разделении труда. Как видно из структуры российского экспорта в Приложении А таблицы А.1, удельную долю российского экспорта составляют минеральные продукты, т.е. сырьевые. (на основании государственного комитета статистки). Причём их доля имеет тенденцию к увеличению. В 1995 г. она составила 42.5 % от всего объёма экспорта, а в 2006 году – уже 65.9 %. Это негативное явление, так как цены на подобные товары склонны к резким колебаниям вследствие резкого изменения спроса на них. Также это означает то, что РФ производит мало качественной продукции, способной конкурировать на мировом рынке. В то же время в структуре импорта, как видно из Приложения А, таблицы А.2, преобладают продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного), продукция химической промышленности, каучук, а также машины, оборудование и транспортные средства. В 1995 году их суммарная доля составляла 72.6 %, а в 2006 – 79.2 %. То есть существует тенденция к повышению импорта данного вида продукции. Положительную динамику можно отследить лишь в сокращении доли импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырье (кроме текстильного), что может, с одной стороны, означать, что Россия стала в большей степени самостоятельно удовлетворять свои потребности в продовольствии, однако, с другой стороны, в абсолютном выражении их количество выросло (с 13152 млн. долларов США в 1995 г. до 21614 млн. долларов в 2006 г.), поэтому возможно, что сокращение доли в импорте объясняется тем, что страна просто сумела насытить свои потребности в продовольствии. Высокая зависимость от цен минеральных товаров означает, что в случае их падения, выручка от их реализации сократится, как следствие у РФ не станет возможности импортировать всю необходимую её продукцию, возможно возникновение дефицита торгового баланса. Эта проблема особо актуальна в настоящий момент в условиях мирового финансового кризиса, так как, например, за несколько месяцев цена за баррель нефти упала с приблизительно 140 долларов до приблизительно 60 долларов, а нефть является одним из основных российских экспортных товаров;

- сокращение профицита торгового баланса и платёжного баланса вследствие опережающих темпов роста импорта по сравнению с темпами роста экспорта (как видно из Приложения А таблицыА.3) в 2007 г. импорт вырос на 44.9%, в то время как экспорт вырос лишь на 17 %), оттока капитала из страны и падающих цен на основные экспортные товары РФ;

-  противодействие государствами других стран проникновению российского капитала в экономики других стран, например в Европе не приветствуется покупка акций крупных европейских авиаперевозчиков российскими компаниями;

-  низкая конкурентоспособность российской экономики и её постоянное снижение с 1999 за счёт опережающем росте цен в РФ на фоне других стран при почти не меняющемся курсе рубля;

-  спекулятивный характер большой части иностранных инвестиций в российские предприятий;

-  малая привлекательность России в мире по условиям ведения бизнеса. Согласно рейтингу Всемирного банка 2008 г., РФ занимает лишь 120 место в мире по комфортности условий ведений бизнеса, уступая даже большой части развивающихся стран, при этом проводится очень мало реформ для улучшения ситуации;

-  протекционистские меры, осуществляемые государством, зачастую консервируют отсталость российских отраслей, чувствуя мощную поддержку со стороны государства, эти отрасли не стремятся вводить новые технологии, повышать качество продукции, так как и без этого они получают устраивающую их прибыль, одним из наиболее ярких примеров является поддержка российской автомобильной промышленности;

-  мировой финансовый кризис, среди возможных последствий которого банкротство некоторых российских компаний и банков, замедление экономического роста, девальвация рубля, падение объёмов инвестиций в российскую экономику;

-  вступление РФ в ВТО, являющееся одной из наиболее остро стоящих проблем. С одной стороны, РФ до сих пор не может добиться вступления в ВТО, с другой стороны, она уже соблюдает подписанные двухсторонние соглашения с другими странами, не пользуясь выгодами членства в этой организации. Выгоды от членства в этой организации также не столь однозначны.

На основании вышеперечисленного можно прийти к выводу, что необходимы серьёзные изменения во внешнеэкономической  деятельности РФ. Необходимо диверсифицировать структуру экспорта в сторону более высокотехнологичной продукции. Определённые шаги в этом направлении делаются: производятся попытки по поднятию авиастроительного комплекса, создаются государственные корпорации, целью которых является производство именно высокотехнологичной продукции. Однако данные меры на данный момент являются недостаточными. Необходимо построить более доверительные отношения с иностранными экономическими субъектами, сформировать образ России как привлекательного для инвестиций и сотрудничества государства и создать для этого необходимые условия. Важно повысить конкурентоспособность отечественных товаров, причём желательно сделать это на основе повышения эффективности, а не за счёт создания низких цен на товары и на рабочую силу вследствие девальвации рубля. Не существует однозначного ответа на то, как этого достичь, для этого необходим широкий комплекс мер. При этом экономические интересы должны как можно в меньшей степени ущемляться ради политических. Наконец, тяжёлым испытанием для российской экономики, возможно, станет мировой финансовый кризис. В этих условиях задача улучшения роли РФ во внешнеэкономической сфере ещё больше усложняется.

 

Заключение 

Как известно, таможенные и иные обязательные платежи, взимаемые в связи с  совершением экспортных и импортных  операций, составляют существенную долю поступлений в доходную часть  федерального бюджета.

Обобщая итоги курсовой работы, можно подвести следующие итоги:

а) существует две основных системы взглядов на государственное регулирование внешнеэкономической деятельности: концепции протекционизма и свободной торговли;

б) методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности делятся на таможенно-тарифные и нетарифные, причём в различных ситуациях наиболее эффективным оказываются различные меры;

в) Россия имеет очень ограниченный опыт по осуществлению государственного регулирования  внешнеэкономической деятельности в современных условиях, причиной на то является существовавшая долгие годы командно-административная система;

д) в РФ существует большое количество органов власти разных уровней, осуществляющих регулирование внешнеэкономической деятельности, однако их действия не всегда являются эффективными;

е) до сих пор РФ не удаётся эффективно осуществлять внешнеэкономическую деятельность в силу как внутренних, так и внешних факторов;

ж) необходим целый комплекс мер по улучшению внешнеэкономического положения РФ.

Для стабильного развития российской экономики в целом, необходимо сделать  внешнеторговую политику органичной частью структурной (промышленной) политики, которую также надо разработать  и начать практически осуществлять.

 

 

Список  использованных источников и литературы

 

  1. Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 (ред. от 28.06.2009) "О таможенном тарифе"
  2. Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 03.11.2010) "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (принят ГД ФС РФ 21.11.2003)
  3. Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 (ред. от 11.12.2009) "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе".
  4. Соглашение Правительств государств - членов Евразийского экономического сообщества от 09.06.2009 (с изм. от 27.01.2010) "О правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами".
  5. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров".
  6. Таможенное право РФ. Учебник/ Под ред. Б.Н. Габричидзе. М., 2004
  7. Козырин А.Н. Таможенная пошлина. Учебное пособие. М., 2004.
  8. Васильев И. Россия и Всемирная торговая организация: проблемы и перспективы присоединения. – М.: Аспект-Пресс, 2002. – 440 с.
  9. Герчикова И.Н. Маркетинг и международное коммерческое дело. – М.: Аспект-Пресс, 2006. – 328 с.
  10. Данилова Е.В. ВТО: регулирование торговли услугами. - М.: Академкнига, 2003. – 216 с.
  11. Киреев А.П. Международная экономика. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 458 с.
  12. Ноздрева Р.Б., Синецкий Б.И. Организация и управление внешнеэкономической деятельностью. - М.: Дашков и К0, 2000.  – 480 с.
  13. Покровская В.В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности. - М.: Знание, 2007. – 258 с.
  14. Попов С.Г. ВЭД фирмы. Особенности менеджмента и маркетинга. –  М.: БЭК, 2007.  – 366 с.
  15. Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность. - М.: Наука, 2006. – 326 с.
  16. Семенов К.А. Международные экономические отношения. – М.: Гардарики, 2002. – 436 с.
  17. Тишков В.Н. Внешнеторговая политика: тарифное и нетарифное регулирование внешней торговли. - СПб.: С-Птб. Гос. университет экономики и финансов, 2001. – 258 с.
  18. Турбан Г.В. Внешнеэкономическая деятельность. - М.: Инфра-М, 2003. – 446 с.
  19. Управление внешнеэкономической деятельностью хозяйствующих субъектов в России / Под ред. Э.Э. Батизи. - М.: Аспект-Пресс, 2000. – 428 с.
  20. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. —Н90 2-е изд., изм. — М.: Издательство НОРМА, 2002., С.5.
  21. http://www.consultant.ru/
  22. http://www.gks.ru/  

Приложение А

Таблица А.1 - Структура экспорта РФ (в фактически действовавших ценах)

 

1995

2000

2002

2003

2004

2005

2006

Млн. 
долл. 
США

В про- 
центах 
к итогу

Млн. 
долл. 
США

В про- 
центах 
к итогу

Млн. 
долл. 
США

В про- 
центах 
к итогу

Млн. 
долл. 
США

В про- 
центах 
к итогу

Млн. 
долл. 
США

В про- 
центах 
к итогу

Млн. 
долл. 
США

В про- 
центах 
к итогу

Млн. 
долл. 
США

В про- 
центах 
к итогу

Экспорт – всего

78217

100

103093

100

106712

100

133656

100

181600

100

241452

100

301450

100

в том числе:

                           

Продовольственные товары и  сельскохозяйственное сырье (кроме  текстильного)

1378

1,8

1623

1,6

2801

2,6

3411

2,5

3292

1,8

4492

1,9

5517

1,8

минеральные продукты

33278

42,5

55488

53,8

58897

55,2

76593

57,3

104950

57,8

156372

64,8

198597

65,9

продукция химической промышленности, каучук

7843

10,0

7392

7,2

7394

6,9

9159

6,9

12003

6,6

14367

6,0

16673

5,5

кожевенное сырье, пушнина  и изделия из них

313

0,4

270

0,3

267

0,3

332

0,2

353

0,2

330

0,1

367

0,1

древесина и целлюлозно-бумажные изделия

4363

5,6

4460

4,3

4908

4,6

5584

4,2

7020

3,9

8305

3,4

9536

3,2

текстиль, текстильные изделия  и обувь

1154

1,5

817

0,8

883

0,8

947

0,7

1119

0,6

965

0,4

946

0,3

металлы, драгоценные камни  и изделия из них

20901

26,7

22370

21,7

19923

18,7

23735

17,8

36707

20,2

40592

16,8

49234

16,3

машины, оборудование и транспортные средства

7962

10,2

9071

8,8

10090

9,5

11994

9,0

14100

7,8

13505

5,6

17458

5,8

прочие товары

1026

1,3

1603

1,5

1550

1,4

1900

1,4

2056

1,1

2524

1,0

3123

1,1

Информация о работе Государственное регулирование внешнеторговой деятельности