Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 17:25, курсовая работа
Цель данного исследования проанализировать структуры и динамику экспорта товаров, выявить принципы государственного регулирования экспорта товаров.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ структур экспорта товаров.
2. Проанализировать динамику экспорта товаров.
3. Определить этапы финансирования экспорта товаров.
4. Выявить принципы стимулирования экспорта товаров.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЯ И ВИДЫ ЭКСПОРТА ТОВАРОВ, ЭКСПОРТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ………………………………………………………………...4
1.1. Понятия и виды экспорта ……………...........................................................4
1.2. Экспортные ограничения ...............................................................................5
ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКСПОРТА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ЭКСПОРТА ТОВАРОВ ...................................................................…................7
2.1. Стимулирование экспорта …………………….............................................7
2.2. Поддержка экспорта ……………………………….......................................9
ГЛАВА III. СТРУКТУРА ЭКСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
………………………………………………………………………..…………...15
3.1 Товарная структура российского экспорта в страны дальнего зарубежья ………………………………………………………….…………………………15
3.2 Товарная структура российского экспорта в страны СНГ …….…………17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………...........................................................19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...20
ПРИЛОЖЕНИЯ....................................................................................................
● Координирует работу Уполномоченных Минэкономразвития России по обеспечению выполнения ими задач и функций в сфере организационной и информационной поддержки экспорта российских товаров и услуг, установленных Положением об Уполномоченных Министерства.
● Организует семинары и круглые столы с участием региональных экспортно-ориентированных предприятий и органов исполнительной власти, в компетенции которых находятся вопросы регулирования внешнеторговой деятельности и содействия экспорту.
● Обеспечивает регулярное обновление каталога Министерства «Российский экспорт: продукция и технологии» и вносит предложение по выпуску дополнительных тиражей издания.
● Осуществляет подготовку и проведение ежегодного конкурса «Лучший российский экспортер года».
● Оказывает организационное содействие устроителям выставочно-ярмарочных мероприятий на территории Российской Федерации, через аппарат торговых представителей за рубежом информирует о проводимых мероприятиях заинтересованные иностранные компании и организации.
2.2 Поддержка экспорта
В целях обеспечения конкурентных преимуществ, поддержки и защиты интересов отечественных экспортеров на внешнем рынке, роста экономического потенциала и повышения доли высокотехнологичной и наукоемкой продукции в общем объеме российского экспорта разработана система мер государственной поддержки экспорта промышленной продукции, предусматривающая использование торгово-экономических, организационных, финансовых и информационно-консультационных инструментов. [5]
В настоящее время, в Российской Федерации осуществляются различные меры поддержки экспорта, среди которых:
a финансовая поддержка экспорта;
a информационно-
a тарифные преференции и другие.
Финансовая поддержка экспорта
Среди мер государственной поддержки экспорта промышленной продукции особое значение имеет финансовая поддержка, к которой относят кредитование экспорта, гарантирование экспортных операций, возмещение части процентных ставок по экспортным кредитам.
В 2003 году была разработана и одобрена распоряжением Правительства РФ от 14 октября 2003 г. № 1493-р Концепция развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в Российской Федерации. Концепция определяет основные цели, задачи и приоритеты государственной финансовой поддержки российского промышленного экспорта и предусматривает меры по ее развитию. Концепцией предусмотрены следующие механизмы финансовой поддержки экспорта:
1. Гарантийная поддержка (государственное гарантирование политических и долгосрочных коммерческих рисков при проведении экспортных операций).
В качестве агента Правительства Российской Федерации, ответственного за гарантийную поддержку экспорта промышленной продукции, определен «Государственный специализированный Российский экспортно-импортный банк» (далее - ЗАО «Росэксимбанк»).
Порядок и условия предоставления государственных гарантий установлены в постановлении Правительства Российской Федерации от 01 ноября 2008 г. № 803 «Об утверждении правил Предоставления государственных гарантий российской Федерации в иностранной валюте для оказания государственной Поддержки экспорта промышленной продукции (товаров, работ, услуг)». В 2008-2010 годах государственные гарантии Российской Федерации для оказания поддержки экспорта промышленной продукции (товаров, работ, услуг) предоставляются в соответствии с Правилами.
Перечень промышленной
продукции, при осуществлении экспорта
которой оказывается
Перечень документов, представляемых для получения гарантий для оказания государственной поддержки экспорта промышленной продукции, утвержден Приказом Минфина России от 8 сентября 2004 г. N 76н.
2. Возмещение части процентных ставок по экспортным кредитам.
Правила возмещения утверждены
3. Долгосрочное экспортное кредитование.
Концепцией развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в Российской Федерации предусмотрено экспортное кредитование за счет (с участием) средств федерального бюджета.
Согласно Концепции экспортные кредиты за счет (с участием) средств федерального бюджета предполагается предоставлять как правительствам иностранных государств, так и импортерам российской промышленной продукции или их банкам в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Информационно-консультационная поддержка экспортеров
Информационно-консультационное содействие экспорту осуществляется по следующим направлениям:
1. Портал внешнеэкономической информации Российской Федерации
Информационно-поисковая
система «Портал
2. Портал поддержки участников внешнеторговой деятельности
С помощью сервисов
портала организация может
Тарифные преференции
Тарифные преференции являются инструментом снижения общеэкономических издержек российских экспортеров товаров в страны дальнего зарубежья. В целях получения дополнительных конкурентных преимуществ российские экспортеры могут воспользоваться национальными схемами преференций (НСП) стран дальнего зарубежья.
Российская Федерация, в соответствии с классификацией ООН, входит в перечень стран с переходной (транзиторной) моделью экономики, поэтому российские экспортеры могут претендовать на более благоприятный режим ввоза своей продукции, нежели РНБ.
Системы преференций Европейского союза (ЕС), США, Канады и Турции предусматривают применение пониженных по сравнению с базовыми или нулевых ставок пошлин в отношении импортируемых из России товаров.
Условия предоставления
преференций и правила
Преференциальный режим в отношении товаров из наименее развитых и развивающихся стран предоставляется в случае выполнения следующих условий:
1. Происхождение товара из наименее развитых и развивающихся стран подтверждается сертификатом о происхождении товара по форме «А». В России уполномоченным органом по выдаче экспортерам сертификатов происхождения товаров по форме «А» и по форме «СТ-1» является Торгово-промышленная палата Российской Федерации.
2. Выполняется непосредственная закупка товара в стране – пользователе национальной системы преференций. Для российских экспортеров-пользователей преференциального режима иностранного государства правило непосредственной закупки будет считаться выполненным, если товар, приобретается импортером страны, предоставляющей тарифные преференции, у лица, зарегистрированного в качестве субъекта предпринимательской деятельности в Российской Федерации.
3. Выполняются условия прямой поставки.
Отгрузка товаров производится непосредственно из Российской Федерации в страну, предоставляющую преференциальный режим в отношении российских товаров.
Помимо того, развитые страны дальнего зарубежья устанавливают определенные в каждой стране национальным законодательством критерии и правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран при предоставлении тарифных преференций.
Согласно международным рекомендациям страной происхождения товара считается государство, в котором товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями.
Полностью произведенными товарами в стране-пользователе тарифных преференций считаются:
а) полезные ископаемые, добытые на территории данной страны или в ее территориальных водах, или на ее континентальном шельфе и в морских недрах, если страна имеет исключительные права на разработку этих недр;
б) растительная продукция, выращенная или собранная на территории данной страны;
в) живые животные, родившиеся и выращенные в данной стране;
г) продукция, полученная от выращенных в данной стране животных;
д) продукция охотничьего, рыболовного и морского промыслов, произведенная в данной стране;
е) продукция морского промысла, добытая в Мировом океане судами данной страны, а также судами, арендованными (зафрахтованными) данной страной;
ж) продукты, изготовленные на борту плавучих рыбозаводов данной страны, а также на борту плавучих рыбозаводов, зафрахтованных данной страной, исключительно из продуктов, упомянутых в подпункте "е";
з) вторичное сырье и отходы, являющиеся результатом производственных и иных операций, осуществляемых в данной стране;
и) продукция высоких технологий, полученная в открытом космосе на космических судах, принадлежащих данной стране либо арендуемых ею;
к) товары, при выработке которых использовалась исключительно продукция, включенная в список полностью произведенных товаров в данной стране (пункты от «а» до «и»), также будут считаться полностью произведенными в данной стране.
Если в производстве преференциального товара участвуют две и более страны, то страной происхождение товара считается государство, в котором были осуществлены последние операции по переработке или изготовлению товаров, отвечающие любому критерию достаточной переработки товара.
Основными критериями достаточной переработки товара в данной стране являются:
Изменение товарной позиции (классификационного кода товара) по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) на уровне любого из первых четырех знаков в результате переработки товара.
Правило адвалорной доли – если товар подвергся обработке или переработке в одной или нескольких странах-пользователях НСП, то стоимость использованных в этом процессе компонентов (сырьевых материалов, полуфабрикатов и готовых изделий) из развивающихся и наименее развитых стран должна составлять определенную регламентируемую долю, либо превышает её в конечной стоимости импортируемого товара. Данное правило является в настоящее время базовым критерием при определении страны происхождения товара.
При выполнении указанных условий товары, экспортируемые из России в страны дальнего зарубежья, подпадают под действия национальных систем преференций. [8]
ГЛАВА III. СТРУКТУРА ЭКСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1 Товарная
структура российского
Россия экспортирует товары как в страны дальнего зарубежья, так и в страны СНГ.[13]
Диаграмма 2. Основные экспортные продукты в страны дальнего зарубежья (в %)
Традиционно, основу российского экспорта в 2010 году в страны дальнего зарубежья составили топливно-энергетические товары. Их удельный вес в товарной структуре экспорта составил 70,8% против 69,6% в 2009 году, а стоимостный объем этих товаров по сравнению с 2009 годом увеличился на 34,4%.
Главным топливно-энергетическим товаром в страны дальнего зарубежья осталась сырая нефть – 52,4% экспортных топливно-энергетических товаров. Физические объемы поставки нефти в 2010 году выросли на 6,1% по сравнению с 2009 годом, а стоимостные – на 40,7%.
График 1. Динамика цен на нефть в 2009 и 2010 годах (за баррель в долларах США)
Информация о работе Государственное регулирование экспорта товаров