Государственное регулирование экспорта товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 17:25, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования проанализировать структуры и динамику экспорта товаров, выявить принципы государственного регулирования экспорта товаров.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ структур экспорта товаров.
2. Проанализировать динамику экспорта товаров.
3. Определить этапы финансирования экспорта товаров.
4. Выявить принципы стимулирования экспорта товаров.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЯ И ВИДЫ ЭКСПОРТА ТОВАРОВ, ЭКСПОРТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ………………………………………………………………...4
1.1. Понятия и виды экспорта ……………...........................................................4
1.2. Экспортные ограничения ...............................................................................5
ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКСПОРТА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ЭКСПОРТА ТОВАРОВ ...................................................................…................7
2.1. Стимулирование экспорта …………………….............................................7
2.2. Поддержка экспорта ……………………………….......................................9
ГЛАВА III. СТРУКТУРА ЭКСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
………………………………………………………………………..…………...15
3.1 Товарная структура российского экспорта в страны дальнего зарубежья ………………………………………………………….…………………………15
3.2 Товарная структура российского экспорта в страны СНГ …….…………17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………...........................................................19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...20
ПРИЛОЖЕНИЯ....................................................................................................

Работа содержит 1 файл

моя курсовая.doc

— 154.50 Кб (Скачать)

   ● Координирует работу Уполномоченных Минэкономразвития России по обеспечению выполнения ими задач и функций в сфере организационной и информационной поддержки экспорта российских товаров и услуг, установленных Положением об Уполномоченных Министерства.

   ● Организует семинары и круглые столы с участием региональных экспортно-ориентированных предприятий и органов исполнительной власти, в компетенции которых находятся вопросы регулирования внешнеторговой деятельности и содействия экспорту.

   ● Обеспечивает регулярное обновление каталога Министерства «Российский экспорт: продукция и технологии» и вносит предложение по выпуску дополнительных тиражей издания.

   ●  Осуществляет подготовку и проведение ежегодного конкурса «Лучший российский экспортер года».

   ● Оказывает организационное содействие устроителям выставочно-ярмарочных мероприятий на территории Российской Федерации, через аппарат торговых представителей за рубежом информирует о проводимых мероприятиях заинтересованные иностранные компании и организации.

 

 

2.2 Поддержка экспорта 

 

      В целях обеспечения конкурентных преимуществ, поддержки и защиты интересов отечественных экспортеров на внешнем рынке, роста экономического потенциала и повышения доли высокотехнологичной и наукоемкой продукции в общем объеме российского экспорта разработана система мер государственной поддержки экспорта промышленной продукции, предусматривающая использование торгово-экономических, организационных, финансовых и информационно-консультационных инструментов. [5]

     В настоящее время, в Российской Федерации осуществляются различные меры поддержки экспорта, среди которых:

  a        финансовая поддержка экспорта;  

a        информационно-консультационная поддержка экспортеров;  

a        тарифные преференции  и  другие.

Финансовая  поддержка экспорта

Среди мер государственной  поддержки экспорта промышленной продукции  особое значение имеет финансовая поддержка, к которой относят кредитование экспорта, гарантирование экспортных операций, возмещение части процентных ставок по экспортным кредитам. 

В 2003 году была разработана  и одобрена распоряжением Правительства РФ от 14 октября 2003 г. № 1493-р Концепция развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в Российской Федерации. Концепция определяет основные цели, задачи и приоритеты государственной финансовой поддержки российского промышленного экспорта и предусматривает меры по ее развитию. Концепцией предусмотрены следующие механизмы финансовой поддержки экспорта:

1.      Гарантийная поддержка (государственное гарантирование политических и долгосрочных коммерческих рисков при проведении экспортных операций).

В качестве агента Правительства Российской Федерации, ответственного за гарантийную поддержку экспорта промышленной продукции, определен «Государственный специализированный Российский экспортно-импортный банк» (далее - ЗАО «Росэксимбанк»).

Порядок и условия предоставления государственных гарантий установлены в постановлении Правительства Российской Федерации от 01 ноября 2008 г. № 803 «Об утверждении правил Предоставления государственных гарантий российской Федерации в иностранной валюте для оказания государственной Поддержки экспорта промышленной продукции (товаров, работ, услуг)». В 2008-2010 годах государственные гарантии Российской Федерации для оказания поддержки экспорта промышленной продукции (товаров, работ, услуг) предоставляются в соответствии с Правилами.

Перечень промышленной продукции, при осуществлении экспорта которой оказывается государственная  гарантийная поддержка, утвержден  распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2004 г. №1222-р. Определение номенклатуры промышленной продукции, для экспорта которой необходима государственная гарантийная поддержка, осуществляется исходя из фактора её конкурентоспособности.  

Перечень документов, представляемых для получения гарантий для оказания государственной поддержки экспорта промышленной продукции, утвержден Приказом Минфина России от 8 сентября 2004 г. N 76н. 

2.      Возмещение части процентных ставок по экспортным кредитам.

Правила возмещения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2005 г. № 357. В 2008-2010 годах возмещение из федерального бюджета российским экспортерам промышленной продукции части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в 2005-2007 годах в российских кредитных организациях осуществляется в соответствии с Правилами. Главным распорядителем бюджетных средств является Минпромторг России, принимающее решение о предоставлении возмещения совместно с МЭР РФ и Минфином России.

3.      Долгосрочное экспортное кредитование.

Концепцией  развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в Российской Федерации предусмотрено экспортное кредитование за счет (с участием) средств федерального бюджета.

Согласно Концепции  экспортные кредиты за счет (с участием) средств федерального бюджета предполагается предоставлять как правительствам иностранных государств, так и импортерам российской промышленной продукции или их банкам в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информационно-консультационная поддержка экспортеров

Информационно-консультационное содействие экспорту осуществляется по следующим направлениям:

1.      Портал внешнеэкономической информации Российской Федерации

Информационно-поисковая  система «Портал внешнеэкономической  информации Российской Федерации» разработана Минэкономразвития России в целях развития и повышения эффективности внешнеторговой деятельности Российской Федерации. Информационное наполнение Системы производят структурные подразделения Министерства, представительства Российской Федерации по торгово-экономическим вопросам в иностранных государствах. Также, информацию для наполнения предоставляют Администрации регионов России, предпринимательские и отраслевые союзы и объединения, а также непосредственно российские предприятия-экспортеры. Обеспечение функционирования информационного ресурса возложено на Департамент развития и регулирования внешнеэкономической деятельности. Основные задачи системы – информационно-консультационное обеспечение российских и зарубежных участников внешнеторговой деятельности, а также поддержка продвижения российских товаров и услуг на внешние рынки.

2.      Портал поддержки участников внешнеторговой деятельности

С помощью сервисов портала организация может подготовить  заявления на выдачу лицензии на товары, входящие в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты  или ограничения на ввоз или вывоз  государствами участниками таможенного  союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами.

Тарифные преференции

Тарифные преференции  являются инструментом снижения общеэкономических  издержек российских экспортеров товаров  в страны дальнего зарубежья. В целях  получения дополнительных конкурентных преимуществ российские экспортеры могут воспользоваться национальными схемами преференций (НСП) стран дальнего зарубежья.

Российская  Федерация, в соответствии с классификацией ООН, входит в перечень стран с  переходной (транзиторной) моделью экономики, поэтому российские экспортеры могут претендовать на более благоприятный режим ввоза своей продукции, нежели РНБ.

Системы преференций  Европейского союза (ЕС), США, Канады и  Турции предусматривают применение пониженных по сравнению с базовыми или нулевых ставок пошлин в отношении импортируемых из России товаров.

Условия предоставления преференций и правила определения  страны происхождения товаров, в  отношении которых применяется  преференциальный режим, у большинства  государств, предоставляющих тарифные преференции, унифицированы в соответствии с рекомендациями Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).

Преференциальный  режим в отношении товаров из наименее развитых и развивающихся стран предоставляется в случае выполнения следующих условий:

1.      Происхождение товара из наименее развитых и развивающихся стран подтверждается сертификатом о происхождении товара по форме «А». В России уполномоченным органом по выдаче экспортерам сертификатов происхождения товаров по форме «А» и по форме «СТ-1» является Торгово-промышленная палата Российской Федерации.

2.      Выполняется непосредственная закупка товара в стране – пользователе национальной системы преференций. Для российских экспортеров-пользователей преференциального режима иностранного государства правило непосредственной закупки будет считаться выполненным, если товар, приобретается импортером страны, предоставляющей тарифные преференции, у лица, зарегистрированного в качестве субъекта предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

3.      Выполняются условия прямой поставки.

Отгрузка товаров  производится непосредственно из Российской Федерации в страну, предоставляющую  преференциальный режим в отношении  российских товаров.

Помимо того, развитые страны дальнего зарубежья устанавливают определенные в каждой стране национальным законодательством критерии и правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран при предоставлении тарифных преференций.

Согласно международным  рекомендациям страной происхождения товара считается государство, в котором товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями.

Полностью произведенными товарами в стране-пользователе тарифных преференций считаются:

а)      полезные ископаемые, добытые на территории данной страны или в ее территориальных водах, или на ее континентальном шельфе и в морских недрах, если страна имеет исключительные права на разработку этих недр;

б)      растительная продукция, выращенная или собранная на территории данной страны;

в)      живые животные, родившиеся и выращенные в данной стране;

г)      продукция, полученная от выращенных в данной стране животных;

д)      продукция охотничьего, рыболовного и морского промыслов, произведенная в данной стране;

е)      продукция морского промысла, добытая в Мировом океане судами данной страны, а также судами, арендованными (зафрахтованными) данной страной;

ж)    продукты, изготовленные на борту плавучих рыбозаводов данной страны, а также на борту плавучих рыбозаводов, зафрахтованных данной страной, исключительно из продуктов, упомянутых в подпункте "е";

з)       вторичное сырье и отходы, являющиеся результатом производственных и иных операций, осуществляемых в данной стране;

и)     продукция высоких технологий, полученная в открытом космосе на космических судах, принадлежащих данной стране либо арендуемых ею;

к)      товары, при выработке которых использовалась исключительно продукция, включенная в список полностью произведенных товаров в данной стране (пункты от «а» до «и»), также будут считаться полностью произведенными в данной стране.

Если в производстве преференциального товара участвуют две и более страны, то страной происхождение товара считается государство, в котором были осуществлены последние операции по переработке или изготовлению товаров, отвечающие любому критерию достаточной переработки товара.

Основными критериями достаточной переработки товара в данной стране являются:        

Изменение товарной позиции (классификационного кода товара) по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) на уровне любого из первых четырех знаков в результате переработки товара.       

Правило адвалорной доли – если товар подвергся обработке  или переработке в одной или нескольких странах-пользователях НСП, то стоимость использованных в этом процессе компонентов (сырьевых материалов, полуфабрикатов и готовых изделий) из развивающихся и наименее развитых стран должна составлять определенную регламентируемую долю, либо превышает её в конечной стоимости импортируемого товара. Данное правило является в настоящее время базовым критерием при определении страны происхождения товара.

При выполнении указанных условий товары, экспортируемые из России в страны дальнего зарубежья, подпадают под действия национальных систем преференций. [8]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА III. СТРУКТУРА ЭКСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

3.1 Товарная  структура российского экспорта  в страны дальнего зарубежья 

 

Россия экспортирует товары как в страны дальнего зарубежья, так и в страны СНГ.[13]

 

Диаграмма 2. Основные экспортные продукты в страны дальнего зарубежья (в %)

 

Традиционно, основу российского экспорта в 2010 году в  страны дальнего зарубежья составили  топливно-энергетические товары. Их удельный вес в товарной структуре экспорта составил 70,8% против 69,6% в 2009 году, а стоимостный объем этих товаров по сравнению с 2009 годом увеличился на 34,4%.

Главным топливно-энергетическим товаром в страны дальнего зарубежья  осталась сырая нефть – 52,4% экспортных топливно-энергетических товаров. Физические объемы поставки нефти в 2010 году выросли на 6,1% по сравнению с 2009 годом, а стоимостные – на 40,7%.

 

График 1. Динамика цен на нефть в 2009 и 2010 годах (за баррель  в долларах США)

Информация о работе Государственное регулирование экспорта товаров