Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 21:25, реферат
Модель должна отражать основные свойства реального объекта, его структуру, механизм функционирования, внешние и внутренние условия жизнедеятельности. Таможенная сфера деятельности самым тесным образом связана со сферой внешнеэкономической деятельности России. Именно в согласованности таких сфер раскрывается тот потенциал, который может оказать благотворное воздействие на экономику страны, на ее безопасность и благосостояние ее граждан.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..…………3
1. Теоретическая модель внешнеэкономической и таможенной деятельности……………………………………………..…………………5
2. Формализация модели внешнеэкономической и таможенной деятельности………………………………..……………………………...9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....13
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….15
Государственное казенное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российская таможенная академия»
Кафедра
управления
РЕФЕРАТ
По дисциплине «Управление таможенным делом»
на тему
«Формализация модели
внешнеэкономической
и таможенной деятельности»
формы обучения факультета таможенного
Подпись
Люберцы
2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….15
ВВЕДЕНИЕ
Модель должна отражать основные свойства реального объекта, его структуру, механизм функционирования, внешние и внутренние условия жизнедеятельности. Таможенная сфера деятельности самым тесным образом связана со сферой внешнеэкономической деятельности России. Именно в согласованности таких сфер раскрывается тот потенциал, который может оказать благотворное воздействие на экономику страны, на ее безопасность и благосостояние ее граждан. Системный анализ таких сфер связан с решением следующих, наиболее актуальных проблем:
• макроэкономического анализа современного состояния и тенденций развития мировой экономики, глобальных моделей внешнеэкономической деятельности индустриально развитых стран;
• макроэкономического анализа современного состояния национальной экономики, управления народным хозяйством, направлений таможенной политики и определения направлений развития и модернизации таможенной службы;
• всестороннего изучения динамики показателей валового внутреннего продукта, инструментов бюджетно-налоговой, кредитно-денежной, валютной и таможенно-тарифной политики в их взаимосвязи;
• определения
направлений и методов
• разработки
механизмов таможенного регулирования
и контроля в интересах роста
отечественной экономики и повышения
эффективности ее внешнеэкономической
деятельности. Кроме того,
именно во взаимодействии сфер внешнеэкономической
и таможенной деятельности наиболее полно
раскрываются все системообразующие компоненты
таможенного дела (политика, технология,
функциональная и организационная структуры
ТО), а через их проявления – и собственно
таможенное дело как целое.
1.Теоретическая модель внешнеэкономической и таможенной деятельности.
Рассмотрим внешнеэкономическую и таможенную сферы деятельности как совокупность взаимосвязанных систем и определим соответствующую теоретическую модель их взаимодействия как абстрактный объект нашего исследования. Формализация и исследование такой научной абстракции позволит нам в дальнейшем решать вопросы теории и практики системного анализа таможенной деятельности, формировать принципы и разрабатывать прикладные методы таможенного регулирования и контроля, а в более широком аспекте – управления таможенным делом.
Современные сферы внешнеэкономической и таможенной деятельности формируются под воздействием факторов общемирового и государственного масштабов. Первые определяют условия развития мирового сообщества – это так называемые факторы глобализации, вторые задают условия формирования стратегий государственно-политической и экономической эволюции конкретных стран - это факторы регионализации.
Главным фактором общемирового характера выступает экономическая интеграция ведущих мировых держав, например, в рамках Всемирной торговой организации или Евросоюза. Основное следствие интеграции – системное взаимодействие национальных экономик разных стран мира, глобализация финансовых и товарных потоков, согласованная таможенная политика.
Среди факторов государственного уровня, оказывающих влияние на эффективность внешнеэкономической и таможенной деятельности России, наиболее существенными являются:
• противоречивый характер государственной экономической политики: усиление государственного регулирования в экономике и либерализация внешней торговли, а как следствие – слабопрогнозируемая динамика изменений структуры и параметров ВЭД, численности, качественных и количественных характеристик участников внешней торговли и особенностей их поведения;
• диспропорция в структуре государственного бюджета: значительную долю доходной части государственного бюджета составляют денежные средства от таможенных налогов и сборов (30-40 %);
• регионализация ВЭД: доминирование в структуре и параметрах внешней торговли региональных особенностей страны, наличие зон свободной экономической торговли, неоднородность и недостаточная обустроеность таможенной границы России, - все это значительно усложняет решение проблем эффективного регулирования внешней торговли, повышения качества и результативности таможенного контроля, предъявляет особые требования к методам их решения. Таким образом, для создания теоретической модели таможенного дела необходимо учитывать следующие базовые условия. Первое. Глобализация мировой торговли ставит проблему совершенствования управления внешнеэкономической и таможенной деятельностью как единую, комплексную проблему. Второе. Эффективность внешней торговли будет зависеть не только от эффективности системы мер тарифного и нетарифного регулирования, но в значительной мере (непосредственно и опосредованно) от качества инструментов администрирования, от уровней технологизации и информатизации сфер внешнеэкономической и таможенной деятельности.
Основным содержанием таможенной деятельности в таких условиях становятся: информационно-аналитический мониторинг финансово-товарных потоков (в более общей постановке - контроллинг) мировой торговли, финансово-правовой контроль и таможенное регулирование ВЭД, технологизация, автоматизация и администрирование таможенной деятельности. Высказанные идеи подтверждаются опытом стран, прошедших модернизацию таможенной службы. Анализ процессов и результатов их модернизации позволяет сделать вывод о том, что дальнейшая технологизация, автоматизация и администрирование качества внешнеэкономической и таможенной деятельности, внедрение современных информационных и аналитических технологий, развитие информационно-аналитических систем оказали определяющее влияние не только на повышение результативности внешнеэкономической деятельности, но и на парадигму института таможенного дела в целом.
В рамках модели относительно системы финансово-товарных потоков взаимоувязаны обе сферы деятельности, соответствующее информационное обеспечение и каналы информационно-аналитического взаимодействия, а также механизмы регулирования ВЭД.
Теоретическая модель внешнеэкономической и таможенной деятельности в условиях вложенности соответствующих сфер и протекающих в них процессов построена с позиций повышения эффективности внешнеэкономической деятельности за счет согласованного воздействия на этот процесс всех существующих регуляторов. Объектом регулирования является система финансово-товарных потоков в сфере ВЭД (России или мира). Основное же содержание парадигмы регулирования связано с формированием и реализацией эффективной стратегии реструктуризации такой системы для достижения политических, экономических и других явно или неявно выраженных целей группы государств или конкретного государства в сфере внешнеэкономической деятельности.
Базу для подготовки таких решений составляют методология системного анализа, информационное и методическое обеспечение соответствующих сфер внешнеэкономической и таможенной деятельности. В дальнейшем определим данную совокупность как информационно-аналитическое обеспечение системного анализа.
Иерархическая система механизма регулирования внешнеэкономической деятельности представлена следующими компонентами: межгосударственным механизмом регулирования, механизмом государственного регулирования ВЭД, механизмом влияния таможенной службы на внешнеэкономическую деятельность (механизмом таможенного администрирования), а также их взаимосвязями. Данные механизмы структурированы относительно указанных сфер, а финансово-товарные потоки государства рассматриваются в составе СФТП мировой торговли. Связи между механизмами, а также каналы информационно-аналитического взаимодействия разбиваются на три типа:
• связи и каналы, характеризующие ситуацию в сфере внешнеэкономической деятельности (ситуации мирового, государственного и таможенного уровней);
• связи и каналы, по которым осуществляется согласование (интеграция) механизмов регулирования внешнеэкономической деятельности: таможенного и государственного с межгосударственным;
• связи и каналы, определяющие направление реализации стратегии регулирования внешнеэкономической деятельности (от межгосударственного уровня до таможенного с непосредственным влиянием на СФТП в виде стратегий: общемировой, государственной, таможенной).
Таким образом, в модели центральным объектом
регулирования внешнеэкономической деятельности
является система финансовых и товарных
потоков. Основное же содержание регулирования
– поиск эффективной системы финансово-товарных
потоков (системы финансовых потоков)
и реструктуризация существующей.
2.Формализация модели внешнеэкономической и таможенной деятельности.
Вербально теоретическая модель внешнеэкономической и таможенной деятельности определяется во взаимосвязи существующей системы финансово-товарного потока и воздействующей на нее системы регуляторов, или механизмов регулирования внешнеэкономической деятельности. В формализованном виде речь идет о системе функциональных зависимостей следующего вида:
Мt (t) = М{Мt0, Pt [Gt(St, Rt, Wt), Zt, t]};
{Ms(t)=M{Ms°,Ps[Gs(Ss,Rs,Ws),
Mm (t) = M{Mm°, Pm[Gm, (Sm, Rm, Wm), Zm, t], Ms(t), Mt(t)},
где Мt°, Ms°, Mm° - номинальные структуры механизмов таможенного, государственного и международного регулирования;
Рх – проблемная ситуация в сфере ВЭД (x=t,s,m);
Zx –
цель внешнеэкономической
По существу, данное выражение является формализацией базовой теоретической модели регулирования внешнеэкономической и таможенной деятельности. Из анализа такой модели (1) следует, что функционалы, характеризующие межгосударственное и государственное регулирование, зависят от проблемной ситуации, сложившейся в соответствующей сфере ВЭД, и от возможностей взаимодействующих с ними механизмов регулирования. В свою очередь, проблемная ситуация в любой сфере внешнеэкономической или таможенной деятельности определяется целями ВЭД (таможенной деятельности) Zt(x=m,s,t), а также структурно-параметрическими характеристиками финансово-товарных потоков и стратегией регулирования (тройкой <Sx,Rx,Wx>). Представленные функционалы взаимоувязывают все основные объекты системного анализа, а также отражают место и роль таможенной службы при решении проблемы эффективного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Проведя достаточно очевидные преобразования, легко перейти к параметрическому представлению концептуальной модели регулирования как объекта системного анализа. Так, например, механизм межгосударственного регулирования внешнеэкономической деятельности может быть представлен следующей зависимостью:
Информация о работе Формализация модели внешнеэкономической и таможенной деятельности