Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 20:17, курсовая работа
В Российской Федерации, как и во всяком другом современном государстве, действует большое число различных юридически обязательных правил. Одни из них адресованы всем гражданам, другие — работникам тех или иных отраслей хозяйства и социально-культурной деятельности, третьи — должностным лицам, занимающим определенные должности. Выполнение таких правил затрагивает интересы государства, предприятий, учреждений, организаций и граждан.
Введение
Глава 1.Характеристика административных правонарушений в области таможенного дела.
Понятие и состав административного правонарушения в области таможенного дела.
.Виды нарушений таможенных правил и их классификация
Виды административных за нарушение таможенных правил
Глава 2. Деятельность должностных лиц и таможенных органов при выявлении события правонарушения.
2.1. Правовая основа деятельности должностных лиц таможенных органов при выявлении события правонарушения в области таможенного дела.
2.2. Компетенция и полномочия должностных лиц и таможенных органов при выявлении события правонарушения.
1.3.Виды административных
за нарушение таможенных
Статья 3.2 КоАП устанавливает следующие виды административных наказаний:
1) предупреждение;
2) административный штраф;
3) возмездное изъятие
орудия совершения или
4) конфискация орудия
совершения или предмета
5) лишение специального
права, предоставленного
6) административный арест;
7) административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;
8) дисквалификация.
В ст. 3.2 КоАП России приведен исчерпывающий перечень наказаний, состоящий из восьми видов. За совершение административных правонарушений в области таможенного дела могут быть наложены только три вида из общего списка наказаний:
предупреждение;
административный штраф;
конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.
Под предупреждением понимается мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица, которая выносится в письменной форме (ст. 3.4 КоАП России).
Административный штраф является денежным взысканием, которое может выражаться в величине, кратной: минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения; стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения; сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции.
Санкция, предусматривающая назначение административного наказания в виде штрафа, исчисляемого от суммы неуплаченных налогов, сборов, либо сумме незаконной валютной операции, содержится только в одной статье, устанавливающей ответственность за административные правонарушения в области таможенного дела: ст. 16.22 – нарушение сроков уплаты налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу .
Вместо понятия “штраф” законодатель пользуется понятием “административный штраф”, подчеркивая тем самым его отличие от штрафа, назначаемого в качестве уголовного наказания.
КоАП России не содержит такой вид административного наказания, как взыскание стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную границу РФ с сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил.
Взыскание стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную границу Российской Федерации с сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, выражалось в принудительном изъятии денежной суммы, составляющей свободную (рыночную) цену таких товаров и транспортных средств на день обнаружения правонарушения и рассматривалось как альтернатива конфискации товаров. Во многих случаях взыскание стоимости товаров применялось, когда срок наложения взыскания в виде штрафа к моменту рассмотрения дела о НТП истек.
КоАП России значительно сократил выбор между тем или иным видом административного наказания, что может рассматриваться как с позитивной стороны (устранение ненужного деления конфискации на виды по признаку предмета, исключение из перечня административных наказаний взыскания стоимости, ставшего нецелесообразным), так и с негативной (исключение из перечня административных наказаний отзыва лицензии или квалификационного аттестата, что ранее являлось действенной мерой воздействия).
Глава 2.
2.1. Правовая
основа деятельности
Конституция Российской Федерации,
будучи ее основным законом, предопределяет
характер таможенного дела в целом
и относит таможенное регулирование
(п. «ж» ст. 71 Конституции РФ) к
ведению федеральных органов
государственной власти, из чего следует,
что источниками таможенного
права, как уже упомянуто, являются
только федеральные нормативно-
Классификацию источников права принято проводить по признаками их правовых свойств — по юридической силе нормативно-правовых актов. В этой связи источники таможенного права можно расположить в следующей последовательности:
- Конституция РФ, нормы
которой являются нормами
-Другими источниками таможенного права являются ТК РФ и Закон РФ «О таможенном тарифе». ТК РФ является основным источником для отрасли таможенного права. Он составляет ее базис, состоящий из норм и предписаний, всецело регулирующих правоотношения в области таможенного права: по установлению порядка перемещения через таможенную границу, в области таможенного оформления и контроля и т. д. Закон РФ «О таможенном тарифе» устанавливает порядок по применению таможенного тарифа как главного инструмента торговой политики государства.
- международно-правовые
договоры и иные соглашения
по таможенному делу, участниками
которых является Российская
Федерация (в силу положений
ст. 15 Конституции РФ эти акты
по юридической силе стоят
выше актов внутреннего
- федеральные законы
(в том числе и законы
- подзаконные нормативно-
Также источниками права
являются различного рода административные
акты в области таможенного
Правовые обычаи, также
можно отнести к системе
2.2. Компетенция и полномочия должностных лиц и таможенных органов при выявлении события правонарушения
Компетенция таможенных органов
— это система властных полномочий,
функций и задач, возлагаемых
государством на таможенные органы, в
их неразрывной связи между собой.
Государство предоставляет
Реализация компетенции таможенных органов осуществляется в различных правовых формах путем правоустановления (издания нормативно-правовых актов), правоприменения и правоохраны.
Таможенные органы имеют право издавать правовые акты управления (как нормативного, так и индивидуального характера), обязательные для исполнения всеми субъектами — участниками правоотношений, урегулированных нормами таможенного права.
Правоприменение в деятельности таможенных органов — это властно-регулятивные действия должностных лиц таможенных органов по претворению в жизнь предписаний правовых норм. Правоприменение должно осуществляться в точном соответствии с нормами законодательства, устанавливающими процедуру правоприменительной деятельности, круг субъектов правоприменительной деятельности и другие вопросы.
Правоохрана осуществляется таможенными органами путем контроля за соблюдением субъектами таможенных правоотношений требований нормативно-правовых актов, входящих в систему источников таможенного права, и применением к виновным лицам в случае их нарушения мер юридического воздействия.
В настоящее время
Первая категория –
должностные лица, полномочные рассматривать
дела от имени таможенных органов
как федеральных органов
Вторая категория – должностные лица, наделенные полномочиями, связанными с возможностью составлять протоколы об АП, т.е. возбуждать производство по делам об АП.
Наделение должностных лиц исполнительных органов полномочиями по возбуждению дел об АП вытекает из контрольно-надзорных функций органов (должностных лиц) в соответствующей сфере государственного управления и их полномочий по рассмотрению дел об АП3 , т.е. поставлено в связь с указанными полномочиями.
Ч. 1 ст. 28.3 КоАП содержит общее правило, согласно которому протоколы об АП, предусмотренных КоАП, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об АП, в пределах компетенции соответствующего органа. На основании указанной нормы должностные лица таможенных органов, в соответствии с их отраслевой компетенцией, вправе возбуждать дела об АП, предусмотренные ч. 1 и 3 ст.16.1, ст. ст. 16.2-16.23 КоАП. При этом должностные лица таможенных органов обладают исключительной компетенцией при возбуждении дел об АП в области таможенного дела, что подтверждено позицией Верховного Суда РФ.
Ч.2 вышеуказанной статьи
предписывается, в каких случаях
протоколы об АП вправе составлять
должностные лица федеральных органов
исполнительной власти, их учреждений,
структурных подразделений и
территориальных органов в
В соответствии с п. 80 ч. 2 ст. 28.3 КоАП таможенные органы как агенты валютного контроля вправе возбуждать дела об АП по ст. 15.25 КоАП. В соответствии с ч. 3 ст. 28.3 КоАП должностные лица федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов (в т.ч. ФТС России и подчиненных ей таможенных органов), уполномоченных осуществлять производство по делам об АП в соответствии с КоАП, вправе составлять протоколы об АП, предусмотренных ст. 17.7, ст. 17.9 и ч. 1 ст. 20.25 КоАП.
Во исполнение ч. 4 ст. 28.3 КоАП, предусматривающей, что перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об АП, устанавливается соответствующими федеральными органами исполнительной власти, Приказом ФТС России от 15.03.2005 № 198 (далее - установлено, что должностных лиц таможенных органов соответствующих категорий (согласно перечню номенклатуры таких лиц, приведенному в Приложении к Приказу) вправе составлять протоколы об АП по вышеперечисленным статьям при выполнении возложенных на них функций.
Приказ ФТС России № 198 от 15.03.2005 «О должностных лицах таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание». Зарегистрирован МЮ России 28.03.2005, рег. № 6439. При этом Приказ ФТС России не наделил полномочиями по возбуждению дел об АП должностных лиц авиационных подразделений таможенных органов, а также должностных лиц оперативных подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (далее – ОРД) таможенных органах порядка возбуждения дел об АП предполагает, что при непосредственном обнаружении сотрудником оперативного подразделения таможенного органа, осуществляющего ОРД, фактических оснований для возбуждения дела об АП указанное должностное лицо направляет материалы в специализированное структурное подразделение таможенного органа - отдел (отделение) административных расследований (далее - ОАР) для решения вопроса о возбуждении дела об АП, что объективно затягивает процесс возбуждения дела об АП и идет вразрез с положениями ч. 1 ст. 28.5, ч. 2 ст. 28.7 КоАП, предписывающими возбуждать дела об АП немедленно после выявления факта совершения АП. Кроме того, представляется логичным, что возбуждать дела об АП должны именно должностные лица, непосредственно обнаружившие признаки АП, поскольку именно это указанно в качестве повода для возбуждения дела (п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП). Буквальное прочтение данной статьи приводит к выводу, что обнаружение сотрудниками ОАР достаточных данных, указывающих на наличие события АП, при реализации вышеуказанного порядка, т.е. при изучении поступивших от должностных лиц оперативных подразделений этого же таможенного органа материалов, содержащих данные, указывающие на наличие АП, не может рассматриваться как непосредственное их (данных) обнаружение, т.к. является опосредованным, вторичным. Также оно не подпадает под поводы для возбуждения дела об АП, указанные в п. 2 и 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП России, поскольку там упоминаются внешние по отношению административному органу источники информации, служащие поводом для возбуждения дела.