Руководящие документы так описывали обязанности Пограничной стражи
- -предотвращение переноса и провоза товаров, а также их задержание,
- -предотвращение перехода и проезда лиц через границу вне установленных пунктов пропуска,
- -недопущение грабежей, буйств и беспорядков на границе,
- -осуществление карантинного надзора на определенных участках границы,
- -оказание помощи на прибрежных участках морских акваторий, спасение грузов, людей и судов.
Таким образом основные усилия пограничной стражи были направлены именно на защиту экономических интересов Империи.
В случае осложнения оперативной обстановки на том или ином участке границы практиковалось усиление пограничных нарядов. Так в начале 30-х годов XIX века произошел всплеск контрабанды на границе России с Польшей и Пруссией. Контрабандисты с числе организованных групп, численность которых доходила до 100 человек, в том числе вооруженных прорывались через границу, осуществляли нападения на наряды Пограничной стражи, прорывали ее защитные порядки, устраивали грабежи и буйства в приграничных районах. Пограничные силы на проблемном участке были усилены кавалерией и пехотой из линейных армейских полков. В 1836 году для охраны границы с Пруссией пришлось даже направить пехотный полк с приданной легкой батареей в количестве 8 орудий.
Регулярная кавалерия и пехота в 1854 году была вновь заменена на казачьи части. Однако как и ранее размещение на границе казачьих частей спровоцировало рост контрабанды, сопровождавшейся убийствами и грабежами. Решать вопрос пришлось испытанными способами – введением регулярных частей.
С
1861 года комплектование пограничной стражи стало осуществляться за счет рекрутского набора, что еще более приблизило стражу к регулярной армии. В этом же году офицеры или военные стали назначаться на должности инспекторов Министерства финансов по Пограничной страже.
Особо дерзкие формы принимала контрабанда на морских границах. Иностранные корабли перегружали контрабандный товар прямо у берега на небольшие суда. Затем он перевозился дальше, внутрь страны. Даже застигнутые превосходящими силами сухопутной таможенной стражи во время выгрузки товара контрабандисты легко уходили в море.
Во второй половине
XIX века, в связи с установлением во всех частях Российской империи единого акциза на вина и табачные изделия, значительно возрос тайный провоз спирта, а также других контрабандных товаров. Значительное развитие контрабанды морем вынуждает Таможенное ведомство принять в 1868 году решение о создании морского прибрежного надзора.