Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 15:05, контрольная работа
Средства регулирования международной торговли включают:
1) средства импортной политики и 2) средства экспортной политики.
Средства импортной политики можно условно разделить на
тарифные и нетарифные барьеры, на меры ценовой и неценовой защиты
внутреннего рынка, на средства прямого и скрытого протекционизма.
Меры ценовой защиты внутреннего рынка включают в себя таможенные
пошлины, таможенные сборы и налоги, которые взимаются с таможенной
стоимости товара, включаются в цену товара (после взимания), повышают
ее, а значит, снижают конкурентоспособность товара.
Технические барьеры — это требования к стандартам, системам измерения, качеству, технике безопасности, санитарно-ветеринарным нормам, правилам упаковки и маркировки и др., используемые в целях регулирования импорта иностранных товаров.
Объектами
применения технических барьеров становятся
прежде всего: электроинструменты и электрооборудование,
металлообрабатывающее и деревообрабатывающее
оборудование, медицинское оборудование,
оборудование для пищевой промышленности,
фармацевтические товары, химические
препараты, игрушки, одежда. Только в США
действуют более 20.000 промышленных стандартов.
Примерно столько же их в ЕС. Техническими
барьерами, по некоторым приблизительным
оценкам, может задеваться более 1/3
оборота МТ.
5.
Антидемпинговое
регулирование
Проблемы
становления и применения отечественной
системы антидемпинговых и защитных мер
находят все большее освещение в юридической
литературе.
Эффективность
практического применения антидемпингового
законодательства, его соответствие
реально сложившейся обстановке
в области внешней торговли, напрямую
зависит от построения работоспособного
механизма регулирования ввода, применения
и отмены антидемпинговых мер. Представляется,
что вопросы построения такого механизма
на сегодняшний день исследованы недостаточно
полно – прежде всего в области изучения
и использования зарубежного опыта. Не
стоит забывать, что против Российской
Федерации ведется настоящая экономическая
война по применению (и не всегда законному
и обоснованному) таких мер [7] , и наши противники
имеют несравнимо больший опыт и преимущества
в защите своих рынков.
В этом контексте представляет особый интерес опыт регулирования антидемпингового нормативного блока в рамках Европейского Сообщества. Этот интерес имеет двойную привлекательность для россиян. Во-первых, необходимо четко представлять себе состояние законодательства и направления политики Сообществ в этой области – для эффективной защиты отечественных интересов [8] . Такое особое отношение к ЕС обусловлено его ведущим положением среди внешнеэкономических партнеров России.
Во-вторых,
при разработке структуры и политики
Евразийского экономического сообщества [9] – одного из
приоритетных направлений российской
политики на постсоветском пространстве
– следует особое внимание уделить особенностям
и функционированию защитных механизмов
в условиях наднационального правового
регулирования.
Постановлений 3283/94
Постановление предусматривает защиту против товаров по демпинговым ценам (dumped products), обычно происходящих из третьих стран, чей выпуск в свободное обращение в Сообществе наносит ущерб экономике Сообщества.
Товар считается демпинговым, если его экспортная цена для Сообщества ниже, чем соответствующая цена такого товара в обычных условиях, установленная для страны-экспортера [24] . Страна-экспортер, отличная от страны происхождения товара, может быть промежуточной страной (страной-посредником, an intermediate country), кроме случаев, когда товары напрямую переправляются через территорию страны, или же товары не произведены в этой стране, или отсутствует сопоставимая цена на них в этой стране.
Постановление распространяется на все товары, как промышленные, так и сельскохозяйственные [25] . Оно не вступает в противоречие с постановлениями по сельскому хозяйству и постановлением 1059/69, устанавливающего меры, применяемые к отдельным товарам, получаемым из переработки сельскохозяйственных продуктов; также не затрагиваются постановления 2730/75 [26] и 2783/75 [27] .
Постановление
венчает собой систему
Постановление распространяется на все товары (как промышленные, так и сельскохозяйственные) – за исключением входящих в сферу Договора о ЕОУС [28] . Сюда не включены услуги – хотя ввезенные на территорию ЕС товары, чья прибыль от услуг входит в демпинговые цены, может регулироваться этим постановлением.
Сфера
действия постановления охватывает
весь мир – т.е. и страны, не участвующие
в ГАТТ или в его антидемпинговом кодексе.
Тем не менее, это не исключает применения
каких-либо специальных мер, предусмотренных
в соглашениях, заключенных между Сообществом
и третьими странами. При этом такие специальные
меры не заменяют соответствующие нормы
постановления, а служат базой для консультаций
между органами Сообщества и властями
соответствующего государства-экспортера.
В мировой
практике накоплен большой опыт антидемпингового
регулирования. Всплеск случаев
введения временных защитных мер пришелся
на 2001-2002 гг., при-чем около 80% пришлось
на металлургию, продукция которой в то
время явно перепол-нила мировой рынок.
США и ЕС являются лидерами по инициированным
антидемпин-говым расследованиями. По
данным ВТО, на начало 2007 г. на мониторинге
находи-лись 37 нотификаций, касающихся
антидемпинга, причем около половины расследова-ний
приходится на крупные развивающиеся
экономики, особенно Китай. В целом, чис-ло
инициированных антидемпинговых расследований
с начала 80-х гг. прошлого века постоянно
растет.
С момента
создания ВТО количество антидемпинговых
расследований вы-росло более
чем в два раза, их активно стали
применять, помимо традиционно неко-торых
развитых стран, новые, преимущественно
развивающиеся страны, такие как Аргентина,
Бразилия, Индия, Корея, Мексика, Южная
Африка, многие из которых подверглись
в этот период значительной либерализации
режимов торговли и отри-цательному воздействию
высоко оцененных обменных курсов национальных
валют. Из 1323 действующих на 30 июня 2006 г.
антидемпинговых мер на США приходится
- 20%, Индию - 14%, ЕС - 12%, ЮАР - 7%, Китай - 7%1.
Всего же за период с 1995 по 2005 г. было инициировано
2851 расследование, но лишь 63% из них (1804)2
окон-чилось введением антидемпинговых
пошлин.
На
экономически крупные развивающиеся
страны приходится до 50% всех на-чатых
расследований, хотя сохраняется высокая
доля ЕС, США, Канады и Австра-лии
– 40%. Все больше антидемпинговых
мер предприниматется в отношении
Китая. Более 55 стран фактически применяли
антидемпинговые меры, из 185 антидемпин-говых
мер в 2006 г. 64 приходится на Китай3.
В целом,
антидемпинговые процедуры
В странах ЕС антидемпинговое регулирование осуществляется в основном в соответствии со ст. VI Соглашения ГАТТ 1947 г. Особенностью в области примене-ния антидемпинговых мер в Европейском Союзе является то, что компетенция по данному вопросу принадлежит не государствам - членам, а ЕС в лице уполномочен-ных органов. Что касается демпинга, то специальный орган ЕС - Комиссия - решает вопрос о возбуждении дела и проведении антидемпинговых расследований. Для введения антидемпинговой пошлины кроме наличия демпинга также необходимо и причинение материального ущерба производителю аналогичного товара в ЕС дем-пинговым импортом. При отсутствии какого-либо из указанных компонентов дело может быть прекращено. Нужно отметить, что ЕС довольно жестко защищает свой рынок от демпингового импорта.
Антидемпинговое законодательство - один из наиболее часто применяемых против российских товаров инструментов торговой защиты Евросоюза. Применение антидемпинговых мер регулируется так называемым Базовым Регламентом ЕС (Регламент Совета ЕС №384/96 о защите от демпингового импорта из стран за пределами Европейского Сообщества).
Антидемпинговое расследование по сути является квази-судебной процедурой. Расследование проводит Комиссия ЕС. На всех стадиях расследования заинтересованные стороны, в том числе российские компании, могут защищать свои интересы, предоставляя органу расследования необходимые аргументы и информацию. Решение о введении антидемпинговой меры (равно как решение об отказе в введении меры) может быть обжаловано, в том числе в ряде стран в судебном порядке.
В рамках любой антидемпинговой процедуры органу расследования необходимо доказать как минимум три фактора для введения антидемпинговых мер против российских экспортеров:
Определить наличие этих факторов можно с помощью анализа показателей экономической деятельности как российских экспортеров, так и промышленности ЕС. Поэтому, чтобы повлиять на результаты данного анализа, российским предприятиям необходимо сотрудничать с органом расследования, т.е. предоставлять органу расследования всю информацию, которую он запрашивает. Кроме того, предприятию необходимо отслеживать ситуацию с расследованием на всех его этапах и по возможности предоставлять свои комментарии, способные изменить выводы органа расследования в лучшую сторону.
Переписка с органом расследования, как правило, может осуществляться по факсу или по электронной почте. Все сведения, документы, информация должны быть подтверждены (например, заверены подписью ответственного руководителя или содержать ссылку на источник).
Расследование обычно начинается с подачи промышленностью ЕС жалобы, в которой содержатся доказательства того, что российские предприятия продают свои товары на экспорт в ЕС по демпинговым ценам, т.е. по ценам, которые ниже, чем цены, устанавливаемые ими для продаж на российском рынке, или ниже средних издержек. Кроме того, в жалобе должны содержаться доказательства нанесения материального ущерба поставками из России.
Если Комиссия ЕС (КЕС) сочтет, что приведенных доказательств достаточно, то она начнет расследование.
Возможности влияния на характер решения КЕС со стороны российских компаний весьма ограничены. В соответствии с законодательством ЕС, информация о факте получения жалобы и об ее изучении является конфиденциальной.
После принятия решения о начале расследования должно быть опубликовано соответствующее извещение. Извещения о начале расследования публикуются в официальном органе печати ЕС - “Official journal”. Такое извещение обычно также направляется Постоянному Представительству России при ЕС в Брюсселе.
Один из наиболее важных факторов в антидемпинговых расследованиях - время. В этом смысле для российских предприятий обычно определяющими являются первые 60-70 дней с момента начала расследования, так как именно в этот период орган расследования получает наиболее важную информацию от экспортеров и трейдеров, а также проводит проверочные визиты. Предоставление информации строго ограничено по времени. Например, предоставление заполненного вопросника – 30-40 рабочими днями. Эти сроки могут быть продлены на основе письменного мотивированного запроса предприятия. Однодневная задержка с предоставлением информации в установленные сроки нередко приводит к тому, что орган расследования отказывается учитывать ее в процедуре. Непредоставление информации или ее позднее предоставление расценивается обычно как факт отказа от сотрудничества, что существенно снижает шансы на успех. Поэтому после получения извещения о начале расследования предприятию необходимо действовать очень быстро – счет идет на дни, а иногда на часы.
КЕС распространяет среди заинтересованных сторон предварительные результаты расследования. Одновременно могут приниматься решения о введении предварительных антидемпинговых мер (если КЕС пришла к предварительному выводу о том, что все необходимые условия соблюдены, т.е. доказан факт демпинга, ущерба для промышленности ЕС и причинно-следственная взаимосвязь между ними). Все заинтересованные стороны имеют возможность предоставить комментарии к предварительным результатам. Комментарии сторон, которые признаны несотрудничающими, как правило, не принимаются во внимание. С учетом этих комментариев принимается решение о введении окончательной меры (которая может быть иной, чем предварительная) или о неприменении меры (даже если на предварительной стадии она введена). Мера обычно вводится в форме дополнительной таможенной пошлины сроком на 5 лет.