Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 15:05, контрольная работа
Средства регулирования международной торговли включают:
1) средства импортной политики и 2) средства экспортной политики.
Средства импортной политики можно условно разделить на
тарифные и нетарифные барьеры, на меры ценовой и неценовой защиты
внутреннего рынка, на средства прямого и скрытого протекционизма.
Меры ценовой защиты внутреннего рынка включают в себя таможенные
пошлины, таможенные сборы и налоги, которые взимаются с таможенной
стоимости товара, включаются в цену товара (после взимания), повышают
ее, а значит, снижают конкурентоспособность товара.
1.
Введение
Средства
регулирования международной
1) средства
импортной политики и 2) средства
экспортной политики.
Средства импортной политики можно условно разделить на
тарифные и нетарифные барьеры, на меры ценовой и неценовой защиты
внутреннего рынка, на средства прямого и скрытого протекционизма.
Меры ценовой защиты внутреннего рынка включают в себя таможенные
пошлины, таможенные сборы и налоги, которые взимаются с таможенной
стоимости товара, включаются в цену товара (после взимания), повышают
ее, а значит, снижают конкурентоспособность товара. Напротив, к мерам
неценовой защиты внутреннего рынка относят подавляющее большинство
нетарифных ограничений (за исключением пограничных сборов и
налогов), которые не оказывают прямого влияния на цену импортируемого
товара. В современных условиях более существенными представляются
неценовые факторы конкурентоспособности (качество товара,
технологический уровень, срок службы, гарантийное обслуживание и др.),
которые определяют преимущество одних готовых товаров перед другими.
Ценовые факторы конкурентоспособности наиболее значимы для сырья и
отдельных
видов полуфабрикатов.
К нетарифным ограничениям (НТО) относится подавляющее
большинство торговых барьеров, за исключением таможенных пошлин.
Термин НТО отличается неопределенностью вследствие включения в него
разного рода мер — от средств, непосредственно ограничивающих
торговлю (количественные ограничения), до средств, используемых в
целях стимулирования экспорта (экспортные субсидии). Общее число
рассматриваемых барьеров составляет более 600 видов.
Нетарифные меры получили широкое распространение в практике ЕС и
США. НТО распространяются на 16,8% тарифных позиций таможенного
тарифа США, 19,1 ЕС, 10,7 Японии, 10,4% Канады.5
Напротив, в других странах мира они используются реже, а в некоторых
государствах практически не применяются, например, в Новой Зеландии,
Исландии, Турции.
В целом, НТО чаще применяются в отношения оборудования,
продовольствия и химической продукции (по оценкам Комиссии ЕС, на
эти товарные группы приходится 43% всех случаев применения
нетарифных барьеров).
По оценке Комиссии ЕС, экспорт стран Европейского Союза
сталкивается с практикой нетарифных ограничений в 46 странах мира в
основном в отраслях машиностроения, сельского хозяйства и химической
промышленности, на долю которых приходится 43% всех случаев
применения НТО. В разрезе по видам НТО наибольшее часто применяются
меры ценового контроля и количественные ограничения (17%) в
отношении
химической продукции, сырья и продовольствия.
2.
Субсидирование производства
и экспорта
Государственное
субсидирование до сих пор занимает
довольно прочное место в арсенале
средств защиты, используемых во многих
развитых странах. При этом речь идет
не только о поддержке национального
производства, но и о стимулировании экспорта.
Согласно
ст. 87 Римского договора, учредившего
ЕС, «государственная помощь несовместима
с общим рынком», но, тем не менее,
правила ЕС допускают определенные
исключения при соответствующем
уведомлении Европейской
В судостроении
государствам разрешается оказывать региональную
помощь по модернизации судоверфей, по
покрытию расходов, связанных с их закрытием,
по спасению и реструктуризации находящихся
в бедственном положении предприятий
и по финансированию затрат на НИОКР и
на меры по защите окружающей среды. Отметим,
что помощь, которую в ряде стран ЕС государство
издавна оказывает судостроительной и
судоремонтной промышленности, серьезно
затрагивает интересы третьих стран и
вызывает их раздражение. Формы этой помощи
разнообразны: субсидирование реструктуризации
национального судостроения, выделение
прямых и косвенных субсидий на пополнение
оборотного капитала и инвестиционные
проекты, внутреннее кредитование, предоставление
субсидированных экспортных кредитов
и государственное владение верфями.
В настоящее
время ЕС под давлением третьих
стран вынужден заявлять о своем
намерении отказаться от подобной практики
поддержки национальных производителей,
однако не спешит этого делать и
изыскивает новые оправдания ее сохранения.
Скажем, сейчас отказ от субсидирования
судостроения и судоремонта ставится
в зависимость от «прекращения нечестной
практики» государственной поддержки
в других странах (например, в Южной Корее
и некоторых других). Кроме того, разрабатываются
так называемые временные механизмы помощи
с упором на финансовую поддержку проведения
НИОКР в отрасли.
Наконец,
несмотря на недовольство США, в Европе
продолжается государственная поддержка
разработки, производства и сбыта
широкофюзеляжных самолетов «Эйрбас».
Европейский консорциум по их производству
с самого начала своей деятельности получал
от правительств стран происхождения
фирм-участниц поддержку в форме прямых
субсидий, списания и пролонгирования
долгов, помощи в реализации продукции
вплоть до оказания политического давления
на потенциальных покупателей за рубежом.
Правительства ряда стран – членов ЕС
уже объявили о выделении средств на разработку
нового авиалайнера A3 80, производство
которого должно начаться в 2006 г., продолжая
оказывать финансовую и иную помощь поставщикам
«Эйрбас». Чтобы не довести дело до «торговой
войны», европейцы стараются договориться
с американцами о параметрах допустимой
поддержки. Хотя детали финансового участия
государств в этом проекте не разглашаются,
уже известно, что, в соответствии с двусторонним
соглашением между ЕС и США, объем государственной
помощи не превысит одной трети от предполагаемых
совокупных затрат на разработку в размере
12 млрд долл.040
Однако
перечисленные выше направления
субсидирования относятся к конкуренции
развитых стран между собой и с наиболее
передовыми развивающимися странами.
Наибольший вред мировой торговле наносят
сельскохозяйственные субсидии. Около
3/4 беднейшего населения планеты проживает
в сельской местности. Их возможности
заработать себе на жизнь зависят как
от экспортных возможностей, так и от конкуренции
со стороны импорта. Сельскохозяйственные
субсидии в богатых странах исключают
бедные страны из мирового рынка. Кроме
того, они приводят к неравной конкуренции
на местных рынках (за счет субсидированного
импорта и продовольственной помощи),
поскольку мелкие фермеры наименее развитых
и развивающихся стран, разумеется, не
могут конкурировать с субсидированными
ценами продовольственного экспорта из
Европы и США. На самом деле, они не способны
конкурировать с промышленной мощью этих
стран – ведь именно за счет таких секторов,
как промышленность и услуги, в развитых
странах субсидируется 3–4% населения
этих стран, занимающее сельским хозяйством.
В Мексике
производители кукурузы страдают от
субсидированного экспорта из США, в Гаити
с той же проблемой сталкиваются производители
риса, в Бразилии – производители апельсинового
сока, сахара, топливного спирта, табака,
молочных продуктов и какао, в странах
Центральной и Западной Африки субсидирование
хлопководства в США и ЕС угнетающе действует
на местных фермеров, специализирующихся
на этой культуре (см. п. 3).
Интересно, что из 25 стран, зарезервировавших за собой право использовать экспортные субсидии в рамках Соглашения по сельскому хозяйству, заключенному в результате Уругвайского раунда ВТО, 23 являются промышленно развитыми странами.
4.5.1.
Сельскохозяйственные субсидии
в ЕС
Согласно
данным Министерства сельского хозяйства
США, ЕС предоставляет около 85% экспортных
субсидий, предоставляемых во всем
мире041.
В 2002
г. объемы субсидирования сельского хозяйства
достигли 40,4 млрд евро, составив 43,9% бюджета
ЕС, причем наибольшая доля субсидий пришлась
на Францию, доля которой в производстве
сельскохозяйственной продукции в ЕС
также является максимальной и составляет
22,7%. Крупными поставщиками сельскохозяйственной
продукции также являются Германия, Испания
и Италия, однако доля сельскохозяйственного
сектора в Германии значительно ниже,
чем во Франции. Это является одной из
причин, объясняющих активную поддержку
Францией действующей системы субсидирования
и негативное отношение к ней Германии.
По
оценкам ОЭСР, общий объем финансовой
помощи, выделяемой странами – членами
ЕС сельскохозяйственным производителям,
составил в 2000 г. 90,2 млрд долл. Хотя этот
показатель в 2000 г. снизился по сравнению
с 1999 г., когда он был зафиксирован на отметке
114,9 млрд долл., не следует искать в этом
признаков изменения политики ЕС – произошло
это, главным образом, вследствие более
быстрого роста мировых цен по сравнению
с внутренними ценами и изменения валютного
курса. В абсолютном выражении объем финансовой
помощи производителям сельскохозяйственной
продукции в ЕС превышает аналогичные
показатели в других странах – членах
ОЭСР, включая Японию (59,9 млрд долл.) и США
(48,9 млрд долл.)042.
3.
Налоги как нетарифные
ограничения.
Ввозимые товары, наряду с таможенными пошлинами или в их отсутствие, часто облагаются уравнительным или пограничным налогом на таможенной границе (импортные налоги, сборы, портовые сборы и др.), а также различными налогами и сборами внутри страны (акцизы, НДС, скользящие импортные сборы и др.).
Таким образом, существующие системы налогообложения экспорта/импорта построены на одном из двух принципов: "принципе происхождения", когда товары облагаются налогом по месту их производства, происхождения; "принципе назначения", когда товары облагаются налогом по месту их потребления, назначения.
Согласно
ст. VIII ГАТТ, величина внутреннего налога
должна быть ограничена примерной стоимостью
оказанных услуг, платежом за которые
он является, а сам он не должен преследовать
протекционистские и фискальные цели.
Суд ЕС в одном из своих постановлений подчеркнул, что "любой денежный сбор, независимо от названия, величины или способа взимания, которым облагаются отечественные или иностранные товары в связи с пересечением границы, представляет собой налог, равноценный по своему действию таможенной пошлине, и подпадает под действие статей 9, 12, 13 и 16 Римского договора (отмена таможенных пошлин внутри. — Авт.) даже в том случае, если этот сбор не имеет дискриминационного или протекционистского характера, а облагаемый им товар не конкурирует с внутренним производством".
Одной
из важнейших проблем в