Антидемпинговое регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 15:05, контрольная работа

Описание работы

Средства регулирования международной торговли включают:
1) средства импортной политики и 2) средства экспортной политики.
Средства импортной политики можно условно разделить на
тарифные и нетарифные барьеры, на меры ценовой и неценовой защиты
внутреннего рынка, на средства прямого и скрытого протекционизма.
Меры ценовой защиты внутреннего рынка включают в себя таможенные
пошлины, таможенные сборы и налоги, которые взимаются с таможенной
стоимости товара, включаются в цену товара (после взимания), повышают
ее, а значит, снижают конкурентоспособность товара.

Работа содержит 1 файл

ЕС.doc

— 111.50 Кб (Скачать)

    1. Введение 

    Средства  регулирования международной торговли включают:

    1) средства  импортной политики и 2) средства  экспортной политики. 

    Средства  импортной политики можно условно  разделить на

    тарифные  и нетарифные барьеры, на меры ценовой  и неценовой защиты

    внутреннего рынка, на средства прямого и скрытого протекционизма.

    Меры  ценовой защиты внутреннего рынка  включают в себя таможенные

    пошлины, таможенные сборы и налоги, которые  взимаются с таможенной

    стоимости товара, включаются в цену товара (после  взимания), повышают

    ее, а  значит, снижают конкурентоспособность  товара. Напротив, к мерам

    неценовой защиты внутреннего рынка относят  подавляющее большинство

    нетарифных  ограничений (за исключением пограничных  сборов и

    налогов), которые не оказывают прямого  влияния на цену импортируемого

    товара. В современных условиях более  существенными представляются

    неценовые факторы конкурентоспособности (качество товара,

    технологический уровень, срок службы, гарантийное обслуживание и др.),

    которые определяют преимущество одних готовых товаров перед другими.

    Ценовые факторы конкурентоспособности  наиболее значимы для сырья и

    отдельных видов полуфабрикатов. 

    К нетарифным ограничениям (НТО) относится подавляющее

    большинство торговых барьеров, за исключением  таможенных пошлин.

    Термин НТО отличается неопределенностью вследствие включения в него

    разного рода мер — от средств, непосредственно  ограничивающих

    торговлю (количественные ограничения), до средств, используемых в

    целях стимулирования экспорта (экспортные субсидии). Общее число

    рассматриваемых барьеров составляет более 600 видов.

    Нетарифные  меры получили широкое распространение  в практике ЕС и

    США. НТО распространяются на 16,8% тарифных позиций таможенного

    тарифа  США, 19,1 ЕС, 10,7 Японии, 10,4% Канады.5

    Напротив, в других странах мира они используются реже, а в некоторых

    государствах  практически не применяются, например, в Новой Зеландии,

    Исландии, Турции.

    В целом, НТО чаще применяются в отношения  оборудования,

    продовольствия  и химической продукции (по оценкам  Комиссии ЕС, на

    эти товарные группы приходится 43% всех случаев применения

    нетарифных  барьеров).

    По  оценке Комиссии ЕС, экспорт стран  Европейского Союза

    сталкивается  с практикой нетарифных ограничений  в 46 странах мира в

    основном  в отраслях машиностроения, сельского  хозяйства и химической

    промышленности, на долю которых приходится 43% всех случаев

    применения  НТО. В разрезе по видам НТО  наибольшее часто применяются

    меры  ценового контроля и количественные ограничения (17%) в

    отношении химической продукции, сырья и продовольствия. 

    2. Субсидирование производства и экспорта 

    Государственное субсидирование до сих пор занимает довольно прочное место в арсенале средств защиты, используемых во многих развитых странах. При этом речь идет не только о поддержке национального  производства, но и о стимулировании экспорта. 

    Согласно  ст. 87 Римского договора, учредившего  ЕС, «государственная помощь несовместима с общим рынком», но, тем не менее, правила ЕС допускают определенные исключения при соответствующем  уведомлении Европейской комиссии о планируемых мерах по оказанию поддержки. Так, предоставляется финансовая помощь крупным инвестиционным проектам в автомобилестроении и производстве искусственного волокна (эта помощь увязана с региональной политикой); по соображениям социального характера, а также в рамках содействия региональному развитию принята программа поддержки угольной промышленности, рассчитанная до 2010 г. В частности, в 2000 г. Европейская комиссия утвердила государственную помощь угледобывающим предприятиям в размере 6,8 млрд евро для покрытия, главным образом, операционных убытков, что в среднем составляет 192 евро на 1 т угля. Предполагается, что ежегодная поддержка в таком объеме сохранится как минимум до 2005 г. Вместе с тем Европейская комиссия по-прежнему запрещает государственную поддержку инвестиционных проектов и реструктуризации в сталелитейной промышленности, разрешая лишь государственное финансирование мер по охране окружающей среды и проведения НИОКР. В 2000 г. на эти цели было выделено 5,2 млн евро. 

    В судостроении государствам разрешается оказывать региональную помощь по модернизации судоверфей, по покрытию расходов, связанных с их закрытием, по спасению и реструктуризации находящихся в бедственном положении предприятий и по финансированию затрат на НИОКР и на меры по защите окружающей среды. Отметим, что помощь, которую в ряде стран ЕС государство издавна оказывает судостроительной и судоремонтной промышленности, серьезно затрагивает интересы третьих стран и вызывает их раздражение. Формы этой помощи разнообразны: субсидирование реструктуризации национального судостроения, выделение прямых и косвенных субсидий на пополнение оборотного капитала и инвестиционные проекты, внутреннее кредитование, предоставление субсидированных экспортных кредитов и государственное владение верфями. 

    В настоящее  время ЕС под давлением третьих  стран вынужден заявлять о своем  намерении отказаться от подобной практики поддержки национальных производителей, однако не спешит этого делать и  изыскивает новые оправдания ее сохранения. Скажем, сейчас отказ от субсидирования судостроения и судоремонта ставится в зависимость от «прекращения нечестной практики» государственной поддержки в других странах (например, в Южной Корее и некоторых других). Кроме того, разрабатываются так называемые временные механизмы помощи с упором на финансовую поддержку проведения НИОКР в отрасли. 

    Наконец, несмотря на недовольство США, в Европе продолжается государственная поддержка  разработки, производства и сбыта  широкофюзеляжных самолетов «Эйрбас». Европейский консорциум по их производству с самого начала своей деятельности получал от правительств стран происхождения фирм-участниц поддержку в форме прямых субсидий, списания и пролонгирования долгов, помощи в реализации продукции вплоть до оказания политического давления на потенциальных покупателей за рубежом. Правительства ряда стран – членов ЕС уже объявили о выделении средств на разработку нового авиалайнера A3 80, производство которого должно начаться в 2006 г., продолжая оказывать финансовую и иную помощь поставщикам «Эйрбас». Чтобы не довести дело до «торговой войны», европейцы стараются договориться с американцами о параметрах допустимой поддержки. Хотя детали финансового участия государств в этом проекте не разглашаются, уже известно, что, в соответствии с двусторонним соглашением между ЕС и США, объем государственной помощи не превысит одной трети от предполагаемых совокупных затрат на разработку в размере 12 млрд долл.040 

    Однако  перечисленные выше направления  субсидирования относятся к конкуренции  развитых стран между собой и с наиболее передовыми развивающимися странами. Наибольший вред мировой торговле наносят сельскохозяйственные субсидии. Около 3/4 беднейшего населения планеты проживает в сельской местности. Их возможности заработать себе на жизнь зависят как от экспортных возможностей, так и от конкуренции со стороны импорта. Сельскохозяйственные субсидии в богатых странах исключают бедные страны из мирового рынка. Кроме того, они приводят к неравной конкуренции на местных рынках (за счет субсидированного импорта и продовольственной помощи), поскольку мелкие фермеры наименее развитых и развивающихся стран, разумеется, не могут конкурировать с субсидированными ценами продовольственного экспорта из Европы и США. На самом деле, они не способны конкурировать с промышленной мощью этих стран – ведь именно за счет таких секторов, как промышленность и услуги, в развитых странах субсидируется 3–4% населения этих стран, занимающее сельским хозяйством. 

    В Мексике  производители кукурузы страдают от субсидированного экспорта из США, в Гаити с той же проблемой сталкиваются производители риса, в Бразилии – производители апельсинового сока, сахара, топливного спирта, табака, молочных продуктов и какао, в странах Центральной и Западной Африки субсидирование хлопководства в США и ЕС угнетающе действует на местных фермеров, специализирующихся на этой культуре (см. п. 3). 

    Интересно, что из 25 стран, зарезервировавших  за собой право использовать экспортные субсидии в рамках Соглашения по сельскому  хозяйству, заключенному в результате Уругвайского раунда ВТО, 23 являются промышленно развитыми странами.

    4.5.1. Сельскохозяйственные субсидии  в ЕС 

    Согласно  данным Министерства сельского хозяйства  США, ЕС предоставляет около 85% экспортных субсидий, предоставляемых во всем мире041. 

    В 2002 г. объемы субсидирования сельского хозяйства достигли 40,4 млрд евро, составив 43,9% бюджета ЕС, причем наибольшая доля субсидий пришлась на Францию, доля которой в производстве сельскохозяйственной продукции в ЕС также является максимальной и составляет 22,7%. Крупными поставщиками сельскохозяйственной продукции также являются Германия, Испания и Италия, однако доля сельскохозяйственного сектора в Германии значительно ниже, чем во Франции. Это является одной из причин, объясняющих активную поддержку Францией действующей системы субсидирования и негативное отношение к ней Германии. 

    По  оценкам ОЭСР, общий объем финансовой помощи, выделяемой странами – членами  ЕС сельскохозяйственным производителям, составил в 2000 г. 90,2 млрд долл. Хотя этот показатель в 2000 г. снизился по сравнению с 1999 г., когда он был зафиксирован на отметке 114,9 млрд долл., не следует искать в этом признаков изменения политики ЕС – произошло это, главным образом, вследствие более быстрого роста мировых цен по сравнению с внутренними ценами и изменения валютного курса. В абсолютном выражении объем финансовой помощи производителям сельскохозяйственной продукции в ЕС превышает аналогичные показатели в других странах – членах ОЭСР, включая Японию (59,9 млрд долл.) и США (48,9 млрд долл.)042. 
     

    3. Налоги как нетарифные ограничения. 

    Ввозимые  товары, наряду с таможенными пошлинами  или в их отсутствие, часто облагаются уравнительным или пограничным  налогом на таможенной границе (импортные  налоги, сборы, портовые сборы и др.), а также различными налогами и сборами внутри страны (акцизы, НДС, скользящие импортные сборы и др.).

    Таким образом, существующие системы налогообложения  экспорта/импорта построены на одном  из двух принципов: "принципе происхождения", когда товары облагаются налогом  по месту их производства, происхождения; "принципе назначения", когда товары облагаются налогом по месту их потребления, назначения.

    Согласно  ст. VIII ГАТТ, величина внутреннего налога должна быть ограничена примерной стоимостью оказанных услуг, платежом за которые он является, а сам он не должен преследовать протекционистские и фискальные цели. 

    Суд ЕС в одном из своих постановлений  подчеркнул, что "любой денежный сбор, независимо от названия, величины или способа взимания, которым  облагаются отечественные или иностранные товары в связи с пересечением границы, представляет собой налог, равноценный по своему действию таможенной пошлине, и подпадает под действие статей 9, 12, 13 и 16 Римского договора (отмена таможенных пошлин внутри. — Авт.) даже в том случае, если этот сбор не имеет дискриминационного или протекционистского характера, а облагаемый им товар не конкурирует с внутренним производством".

    Одной из важнейших проблем в современной  международной торговой системе  является практика применения "скользящих импортных сборов" в отношении сельскохозяйственных товаров в рамках ЕС.

Информация о работе Антидемпинговое регулирование