Анализ практики применения тарифных льгот в России и за рубежом

Автор: j*********@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 10:43, курсовая работа

Описание работы

Для проведения исследования была поставлена цель – показать современное состояние, проблемы использования и направления дальнейшего развития предоставления тарифных преференций.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:
Исследовать механизм предоставления тарифных преференций, как инструмент государственного регулирования ВЭД РФ.
Проанализировать систему тарифных преференций РФ.
Обобщить практику предоставления РФ тарифных преференций зарубежным странам.
Внести предложения по совершенствованию механизмов предоставления тарифных преференций.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Виды и предоставление тарифных льгот………………………….......5
1.1. Виды тарифных льгот………………………………………..……………....6
1.2. Предоставление тарифных льгот…………………………….……………...8
Глава II. Общие понятия об истории тарифных льгот в мире………………..11
2. 1. Применение тарифных льгот в США……………………………………..12
2. 2. Применение тарифных льгот в ЕС…………………………………….…..13
2. 3. Применение тарифных льгот в Японии…………………………………..15
2. 4. Практика применения тарифных преференций в РФ……………………16
Глава 3. Тарифные преференции: проблемы и пути их решения…………….20
3.1 Решение проблем и совершенствование предоставления тарифных преференций…………………………………………………………………..….22
3.2 Особенности развития национальной системы преференций……………26
Заключение………………………………………………...………..………..…..33
Список использованных источников…………………………………………...35

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 194.50 Кб (Скачать)

     Наиболее  типичными нарушениями такого рода в практике ЕС являются: предоставление недействительных или фальсифицированных документов, заведомо неверная таможенная классификация товара, декларирование ложной таможенной стоимости, нарушение правил определения происхождения товара. По степени серьезности выделяются нарушения последнего типа, которые, как правило, с наибольшим трудом поддаются выявлению. Они, в свою очередь, бывают двух основных видов:

    1. предоставление подлинных сертификатов происхождения, но для товаров, в действительности не происходящих из страны-бенефициара;
    2. предоставление подлинных сертификатов, но для товаров, которые лишь частично произведены в стране-бенефициаре и не содержат необходимой для льготы доли местной добавленной стоимости.

     По  наиболее серьезным нарушениям расследования  проводятся непосредственно Комиссией  ЕС (в сотрудничестве с государствами-членами). Весьма невысокими являются и показатели взыскания недоплаченных пошлин. Еще ниже эффективность действий государств-членов ЕС, которые, по оценкам КЕС, возвращают в бюджет лишь около 10% противозаконно недоплаченных пошлин. Приведенные показатели косвенно свидетельствуют о степени серьезности проблемы. По признанию самой КЕС, действующие методы контроля позволяют выявить лишь незначительную часть нарушений, а реальный ущерб многократно превышает приведенные показатели. Данные свидетельствуют о том, что даже при отлаженной системе таможенного контроля, ЕС пока не удалось взять под контроль использование существующих таможенных льгот.

     Решение проблемы зависит прежде всего от налаживания прямого диалога  с импортерами, которые, как правило, имеют достаточную информацию как  об истинной таможенной классификации и стоимости товара, так и о его происхождении. Другая задача - таможенное сотрудничество с правительствами стран-бенефициаров, призванное содействовать разработке ими необходимых нормативных актов и соблюдению должного контроля за действиями своих административных органов, уполномоченных устанавливать таможенную стоимость и происхождение товаров. В этих целях Комиссия ЕС предполагает шире практиковать учебные мероприятия и в полной мере использовать возможности консультаций в рамках действующих соглашений и, при необходимости, применять санкции.

     Россия, как и ЕС, предоставляет преференциальные торговые режимы целому ряду государств: членам Таможенного союза (Белоруссия, Казахстан и Киргизия, Таджикистан), странам СНГ в рамках двусторонних зон свободной торговли, а также развивающимся государствам в рамках национальной схемы ОСП. К документам, регулирующим применение ОСП в России, относятся постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1994 г. № 1057 "Об утверждении перечня стран-пользователей схемой преференций Российской Федерации и списка товаров, на которые при импорте на территорию Российской Федерации преференциальный режим не распространяется", постановление Правительства от 6 мая 1995 г. № 454 "Об утверждений ставок ввозных таможенных пошлин", а также постановление Правительства от 13 сентября 1996 г. № 1095 "Об участии в постконфликтном восстановлении на территории бывшей Югославии" (о включении Боснии и Герцеговины в перечень стран, имеющих преференции Российской Федерации). В соответствии с данными документами, с 15 мая 1996 г. в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран-пользователей системой преференций Российской Федерации, применяются ставки импортных пошлин в размере 75% от действующих ставок.

     В настоящее время пользователями российской схемы тарифных преференций, помимо действительно слаборазвитых стран, являются также ряд экономически быстро прогрессирующих государств, которые относятся к "развивающимся" в силу традиций или политической установки ведущих развитых стран на предоставление таким "развивающимся" государствам известных привилегий в международных экономических отношениях. Новый, все более дифференцированный подход к различным по уровню развития странам-бенефициарам национальных схем тарифных преференций давно является актуальным и уже проводится в жизнь многими странами (соответствующая схема ЕС была описана выше). Россия также должна пойти по этому пути, что, с одной стороны, увеличило бы в перспективе поступления в бюджет от импортных таможенных пошлин, а с другой стороны, повысило бы эффективность российской схемы тарифных преференций как торгово-политического инструмента в отношениях с третьим миром.

     Однако, простое исключение каких-либо стран  из списка пользователей оказало  бы неблагоприятное воздействие на весь комплекс политических и торгово-экономических отношений с ними. Такой шаг оказал бы неблагоприятное воздействие и на переговоры о вступлении России в ВТО. Ограничение круга стран-бенефициаров пошло бы, кроме того, вразрез с современной международной практикой предоставления тарифных преференций.

     России  следовало бы пойти по пути совершенствования  системы преференций на основе схем, используемых в ЕС и США. Принятие в России упрощенного подхода  к изменению системы преференций  путем исключения ряда прогрессивно развивающихся стран не приведет к ожидаемому бюджетному эффекту. Необходимо принимать во внимание, что основной объем торговли России приходится на промышленно развитые страны, а также страны СНГ, Центральной и Восточной Европы. Импорт из развивающихся стран не играет заметной роли в общем внешнеторговом обороте России.

     Фискальные  цели в рамках реформирования российской системы преференций можно было бы достичь без особого ущерба для всего комплекса отношений  России с соответствующими странами в случае исключения из российской схемы ряда наиболее «чувствительных» товарных групп. Это соответствовало бы и интересам защиты отечественных производителей.

     Внесение  существенных изменений в российскую схему тарифных преференций политически  и экономически допустимо лишь на основе разработки новой, с учетом международных обязательств и мирового опыта, схемы тарифных преференций, сохранив при этом достаточно широкий страновой охват, но существенно уточнив товарную номенклатуру, размеры и механизм предоставления льгот и отказа от них. Такой подход способствовал бы дальнейшему совершенствованию национальной схемы тарифных преференций в целях превращения ее в действительно эффективный механизм регулирования торговых отношений с развивающимися странами, который соответствовал бы принципам Общей системы тарифных преференций и учитывал опыт других государств в этой области. В частности, можно было бы подумать о градации тарифных ставок в рамках национальной схемы преференций, введении тарифных квот в зависимости от «чувствительности» того или иного товара с точки зрения национального производства.

     Наряду  с составлением списка товаров, подпадающих  под условия предоставления преференций, необходимо проработать вопрос о  порядке определения уровня конкурентоспособности конкретной продукции развивающихся стран-пользователей национальной схемы преференций на предмет возможного вывода ее из-под действия указанной схемы. Это может быть, например, установление потолков в виде фиксации доли импорта какого-либо товара страны-пользователя системой преференций в общем импорте аналогичной продукции.

     Наличие списка товаров, включенных в систему  преференций, требует разработки порядка  внесения изменений в этот список, так как нельзя исключить возможность  обращения той или иной страны с подобной просьбой. Необходимо предусмотреть и критерии включения того или иного товара в систему преференций. Следует также иметь в виду, что внесение изменений в схему тарифных преференций Российской Федерации, утверждение списка товаров, на которые они распространяются, должны быть согласованы в рамках таможенного союза с Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном.

     Опыт  ЕС свидетельствует, что одной из центральных проблем функционирования преференциальных режимов, даже в условиях существования отлаженной и технически хорошо оснащенной системы таможенного контроля, являются нарушения правил использования льгот, прежде всего путем декларирования ложного происхождения товара. Ежегодный ущерб для российского бюджета от подобных нарушений может составить сотни миллионов долларов. Эффективность борьбы с этими нарушениями определяется, прежде всего, тем, насколько отлажен механизм функционирования каждого из действующих преференциальных торговых режимов. При этом, чем прозрачнее граница между участниками интеграционной группировки (как, например, между государствами-членами ЕС или между Россией и ее партнерами по таможенному союзу), тем выше ответственность национальных таможенных органов. 

     3.2 Особенности развития  национальной системы  преференций 

     В целях унификации Правил, определяющих происхождение товаров развивающихся  стран при предоставлении тарифных преференций, было заключено Соглашение об унифицированных правилах, определяющих происхождение товаров развивающихся  стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций.

     Тарифные  преференции предоставляются на товары, происходящие из развивающихся  стран, на которые распространяется тарифный преференциальный режим, при  непосредственной закупке в этих странах.

     Товар рассматривается как непосредственно закупленный, если импортер закупил его у фирмы, зарегистрированной в развивающейся стране, на которую распространяется тарифный преференциальный режим.

     Товары, происходящие из развивающихся стран, на которые распространяется тарифный преференциальный режим, подлежат прямой отгрузке в страну, предоставляющую тарифные преференции. Правилам прямой отгрузки отвечают также товары, транспортируемые через территорию одной или нескольких стран вследствие географических, транспортных, технических или экономических причин и при временном складировании их на территории этих стран с условием, что товары все время находятся под таможенным контролем стран транзита.

     В удостоверение происхождения товара в развивающейся стране, на которую  распространяется тарифный преференциальный режим, производитель или экспортер представляет декларацию-сертификат о происхождении товара (далее-сертификат) по форме «А», принятой в рамках Общей системы преференций.

     Сертификат  предоставляется вместе с другими товаросопроводительными документами при таможенном досмотре, но не позднее, чем за год после поставки товара. Расхождение между фактически и поставлены количеством товара и указанным в сертификате не должно превышать + 5%.

     В случае утраты сертификата принимается официально заверенный его дубликат (копия).

     В удостоверение происхождения небольших  партий товара (фактурной стоимостью, эквивалентной примерно до 5 тыс. долларов США) представление сертификата  о происхождении не требуется, но экспортер может вместо сертификата о происхождении товаров декларировать страну происхождения товара на счете-фактуре или других приложенных к товару сопроводительных документов.

     Национальная  система преференция включает в  себя три основных элемента:

  • Перечень развивающихся стран-пользователей схемой преференций РФ.
  • Перечень наименее развитых стран-пользователей схемой преференций РФ.
  • Список товаров, на которые преференциальный режим не распространяется.

     В удостоверение происхождения товаров  из данной страны таможенный орган  вправе требовать представления документов, подтверждающих происхождение товаров, в случаях:

  • Если стране происхождения данных товаров РФ предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами РФ или законодательством РФ. В указанном случае документ, подтверждающий страну происхождения товаров, представляется таможенному органу одновременно с представлением таможенной декларации. При этом предоставление тарифных преференций может быть обусловлено необходимостью представления сертификата о происхождении товара по определенной форме, предусмотренной международными договорами РФ или законодательством РФ.
  • В иных случаях только при обнаружении признаков того, что заявленные сведения о стране происхождения товаров, которые влияют на применение ставок таможенных пошлин, налогов и (или) запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, являются недостоверными.

     Рассмотрение  данных отношений следует начать с предварительной разбивки всех возможных случаев, при которых требуется представление документов, подтверждающих страну происхождения товаров, а также случаев, при которых такое подтверждение не требуется, на три группы.

     Особенности первой группы охватывают случаи, связанные с ввозом товаров, которые происходят из стран, получивших от России тарифные преференции. К таким странам относятся все страны СНГ в соответствии с Соглашением о создании зоны свободной торговли, а также страны, которые подпадают под национальную систему преференций (это развивающиеся и наименее развитые страны). В качестве документа, подтверждающего страну происхождения товара, используется декларация о происхождении товара, которая представляется таможенному органу одновременно с представлением таможенной декларации непосредственно при декларировании товаров.

     Ко  второй группе отнесены иные случаи, при  которых таможенный орган вправе потребовать представление документа, подтверждающего страну происхождения  товара. Основной критерий – обнаружение таможенными органами признаков того, что заявленные сведения о стране происхождения, которые оказывают непосредственное влияние на применение таможенно-тарифных и нетарифных мер государственного регулирования, недостоверны. Во избежание неоднозначного толкования и применения данной нормы на практике следует более подробно остановиться на рассмотрении этой группы отношений. Законодателем не случайно используется формула «при обнаружении признаков того, что заявленные сведения недостоверные». Это означает, что любые сомнения таможенных органов, предполагающие субъективное мнение должностного лица таможенного органа, заменены на конкретное основание- наличие определенных фактов, т.е. выявление признаков, свидетельствующих о возможном нарушении таможенного законодательства. Наличие неподтвержденных признаков не может служить основанием для того, чтобы потребовать документы, подтверждающие страну происхождения товара. У таможенных органов остается право «сомневаться» в недостоверности заявленных сведений, но такие сомнения должны быть обоснованы. Учитывая, что в ТК РФ отношения между декларантом и таможенным органом строятся на строго юридических процедурах, такие сомнения должны быть мотивированными, оформлены в письменном виде с предложением представить необходимые документы, подтверждающие страну происхождения товаров, в установленный таможенным органом срок.

Информация о работе Анализ практики применения тарифных льгот в России и за рубежом