Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 11:40, лекция
Россия обладает одним из самых больших в мире потенциалов топливно-энергетических ресурсов. На 13% территории Земли, в стране, где проживает менее 3% населения мира, сосредоточено около 13% всех мировых разведанных запасов нефти и 34% запасов природного газа.
Ежегодное производство первичных энергоресурсов в России составляет более 12% от общего мирового производства. Сегодня топливно-энергетический комплекс (ТЭК) является одним из важнейших, устойчиво работающих и динамично развивающихся производственных комплексов российской экономики.
Введение
Глава 1 Россия как ключевой игрок на мировом рынке нефти
Глава 2 Анализ экспорта нефти и нефтепродуктов
2.1 Организационная и технологическая структура экспорта
2.2 Морские поставки через систему АК «Транснефть»
2.3 Экспорт нефтепродуктов из России в 2010 г.
Глава 3 Проблемы и перспективы экспорта российской нефти
3.1 Проблемы экспорта нефти
3.2 Перспективы развития экспорта нефти и нефтепродуктов. ( прогноз 2009г. -2030 г.)
Заключение.
Приложения.
Список литературы
Однако экспорт сырой нефти сталкивается с проблемой ее транспортировки. Одна из причин возможного ограничения экспорта сырой нефти из России в том, что трубопроводный экспортный транзит сырой нефти находится в компетенции государственного монополиста «Транснефти», созданного в 1993 г. По этой причине крупные частные капиталовложения не приходят в инфраструктуру трубопроводов.
В настоящее время система трубопроводного транспорта России включает в себя около 350 тыс. км трубопроводов технологического назначения, около 2,5 тыс. км магистральных трубопроводов, принадлежащих нефтяным компаниям, в том числе иностранным, а также 50 тыс. км трубопроводов, принадлежащих «Транснефти». В системе функционируют 355 станций по перекачке нефти, 861 резервуар для хранения нефти общей емкостью около 14 млн кубометров. На данный момент в сутки через трубопроводы может быть экспортировано лишь 4 млн бареллей, в то время как остальная часть нефти перевозится по реке и железной дороге. В случае падения цен на нефть эти маршруты окажутся невыгодными для экспорта нефти. В 2002 г. 55% российской нефти экспортировалось морским путем, 40% – через трубопровод «Дружба» и приблизительно 5% - железнодорожным транспортом.
Другая проблема, снижающая эффективность экспорта российских нефтепродуктов, их низкое качество. Недостаточное производство дизельного топлива с низким содержанием серы ограничивает выход данного продукта на рынки стран ЕС, где это требование обязательно.
Главные страны-импортеры российской нефти – Великобритания, Франция, Италия, Германия и Испания, но не США. Экспорт в США сдерживает то, что издержки транспортировки российской нефти в эту страну значительно выше, чем у ближневосточных производителей.
Так, экспорт нефти в западном направлении осуществляется по 2500-мильному трубопроводу «Дружба», с пропускной способностью 60 млн т. в год.
Данный трубопровод берет свое начало на юге России, вблизи Казахстана. Нефть в него поступает из месторождений Урала и Каспийского моря. Нефтепровод пересекает Белоруссию и делится на северную и южную ветви у города Мозырь. Северная ветвь проходит через Белоруссию и Польшу в Германию. Южная пересекает северную Украину и проходит через Венгрию и Словакию, заканчиваясь в Чехии. Транспортная производительность участка трубопровода «Дружба», проходящего через Словакию, составляет 20 млн тонн нефти в год.
Северная магистраль сейчас загружена полностью, в то время как южная имеет запас пропускной способности, и поэтому Россия стремится увеличить ее мощность, соединив южную ветвь «Дружбы» с трубопроводом «Адрия».
Трубопровод «Адрия» проходит через глубоководный хорватский порт Омишаль, находящийся на Адриатическом море и построенный для прокачки нефти, поступающей с Ближнего Востока, и транспортировки ее далее по маршруту на север бывшей Югославии и Венгрии.
Однако, впоследствии, когда было произведено изменение в направлении потока нефти, Россия, благодаря присоединению «Адрия» к трубопроводу «Дружба» получила дополнительный выход к Адриатическому морю. Максимальная мощность трубопровода «Адрия» ограничивается 300 000 баррелями нефти в сутки. Транспортировка нефти по трубопроводу «Дружба» несет определенные риски. Это выявилось в январе 2007 г., когда Белоруссия в ответ на увеличение Россией цены на газ установила свои пошлины на транзит российской нефти, что стало причиной приостановки транзита в Европу. Помимо этого Белоруссия изъяла из отрезка трубы, проходящей по ее территории до 80 тыс. т сырой нефти, с целью удовлетворения нужд своих нефтеперерабатывающих заводов. Подобная ситуация может возникнуть и в будущем, в случае обострения отношений между странами.
Другой экспортной транспортной сетью, которая служит выходом для России на западные рынки, является Балтийская трубопроводная система. Через эту систему перевозится сырая нефть из Западной Сибири, Урала-Поволжья и Темено-Печорских нефтяных месторождений к порту Приморск, на берегу Финского залива. Пропускная способность данной системы достигает до 74 млн т в год. С первого дня эксплуатации БТС вышла на проектную мощность – 12 млн т нефти в год. Через данный порт производится экспорт на рынки Северной Европы, что позволяет сократить зависимость от транспортировки через балтийские страны.
Транспортные затраты компаний-грузоотправителей по маршрутам БТС на 3-4 долл. США за 1 тонну ниже, чем затраты по маршруту через Вентспилс (Латвия). Услуги транзитных государств, таких как Латвия, Литва, Эстония и Финляндия, обходились России более чем в миллиард долларов в год. Данное обстоятельство хоть и выступает в пользу Приморского порта, однако имеет и недостаток, по причине наличия ограничений по размерам для танкеров, входящих в порт.
Следует отметить, что выход Балтийской системы трубопроводов на порты Мурманска или Индиги позволит России экспортировать на американский рынок до 1,6-2,4 млн баррелей нефти в сутки, транспортировка которой займет всего 9 суток, что значительно быстрее, чем транспортировка нефти из Ближнего Востока или Африки. Однако дальность Мурманска от основных месторождений и замерзание порта Индиги в зимние месяцы являются негативными факторами в осуществлении данных проектов.
Крупным экспортным портом России является Новороссийск, через который проходит основной поток экспорта российской нефти. Нефть сюда доставляется посредством нефтепровода Самара-Тихорецк-Новороссийск, сюда же поступает нефть из Баку и Махачкалы. После увеличения до 15 млн т нефти в год пропускной способности нефтепровода Атырау – Самара возросла привлекательность данного маршрута для Казахстана. Отсюда нефть через Черное море перевозится в Средиземное и на Азиатские рынки. Однако транспортировка нефти в данном направлении ограничена ввиду того, что танкеры вынуждены пересекать мелководный и перегруженный пролив Босфора. Вследствие этого Турция наложила ограничения на прохождение через пролив танкеров из соображения безопасности и охраны окружающей среды. Этим самым снижается эффективность перевозок из Новороссийска.
В настоящее время мощности «Транснефти» позволяют поставлять в страны дальнего зарубежья до 226 млн тонн сырья, в том числе в Северо-Западном направлении 78 млн тонн, Западном – 66 млн тонн, Черноморском – 67 млн тонн. Дальнейшее развитие двух первых направлений, которые ставят Россию в транзитную зависимость от сопредельных стран, не предусматривается.
В то же время планируется увеличить экспорт нефти через черноморские порты. Для этого Россия намерена решить проблемы ограничения прохода турецких проливов посредством строительства нефтепровода Бургас-Александруполис. Для реализации проекта по прокладке трубопровода из Болгарии в Грецию был учрежден трубопроводный консорциум Бургас-Александруполис такими компаниями, как «Транснефть», «Роснефть» и «Газпромнефть». Доля «Транснефти» в новом консорциуме составит 33,34%, «Роснефти» и «Газпромнефти» - по 33,3%. Ожидается, что по трубопроводу, протяженность которого составит 279 км, на первом этапе объем прокачки нефти будет составлять от 15 до 23 млн т в год с последующим расширением его до 35 млн т в год.
Помимо этого, в будущем, по мере увеличения объемов экспорта нефти, в качестве резервного варианта рассматривается вывоз нефти из черноморского бассейна по существующему нефтепроводу Одесса-Броды или по проектируемому нефтепроводу Самсун-Джейхан (Турция).
Рост добычи нефти, а, следовательно, и ее экспорта (по данным специалистов, увеличение экспорта может достигнуть 300 млн т нефти в год) указывает на то, что нынешние возможности трубопроводов для экспорта российской нефти на западные рынки могут оказаться недостаточными.
Если к этому добавить еще и политические риски, с которыми может столкнуться тот или иной маршрут, как это и было ранее, а также все расширяющиеся объемы экспорта нефти таких стран, как Азербайджан, Казахстан и Туркменистан, частично использующие инфраструктуру России для выхода на западные рынки, то можно с уверенностью сказать, что уже сегодня Россия должна задуматься над альтернативными маршрутами для экспорта нефти в западном направлении. Этому может способствовать увеличение возможностей ныне действующих путей экспорта нефти, восстановление прокачки нефти через транзитные страны, в данном случае в Балтийском направлении, и использование наличествующих в регионе альтернативных путей для выхода на рынки, главным образом, нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан.
3.2 Перспективы развития экспорта нефти и нефтепродуктов. ( прогноз 2009г. -2030 г.)
Россия еще долго останется преимущественно сырьевой державой. Согласно стратегии развития нефтяной отрасли до 2020 года, которую готовит Минэнерго, экспорт российской нефти начнет снижаться только к 2025 году. А вот вывоз нефтепродуктов планируется сокращать уже со следующего года за счет увеличения внутреннего потребления. Планы нефтяных компаний расходятся с намерениями чиновников.
В Минэнерго весьма оптимистично оценивают перспективы развития российской экономики. Потребление нефтепродуктов на внутреннем рынке, которое в прошлом году упало на 5,1%, в этом году должно увеличиться на 0,9%, до 112,1 млн т, в 2015 году — до 130,5 млн т, в 2030 году — до 216,6 млн. Об этом говорится в стратегии развития нефтяной отрасли до 2020 года, которую готовит Минэнерго (копия есть в распоряжении РБК daily).
Стратегия подразумевает ускорение роста спроса на нефтепродукты на 3,1% в течение ближайших пяти лет, говорит ведущий экономист московского отделения UBS Клеменс Графе. Учитывая, что за десятилетие до кризиса потребление нефти в России в среднем выросло на 0,9%, такая оценка выглядит весьма смелой. Для этого должно непропорционально расшириться энергоемкое производство, в частности нефтехимическая промышленность. Однако согласно стратегии объем переработки нефти в ближайшие пять лет останется практически на уровне прошлого года — 235,1 млн т нефти.
Исходя из объемов спроса рост ВВП в этом году должен составить порядка 1,8%, сейчас Минэкономразвития прогнозирует около 3%, говорит главный экономист ИК «Тройка Диалог» Евгений Гавриленков. Чтобы потребление нефтепродуктов удвоилось к 2030 году, ВВП в реальном выражении должен ежегодно увеличиваться более чем на 5%, и в итоге к 2030 году он вырастет втрое относительно 2008 года. Это примерно соответствует ожиданиям МЭР. В соответствии с инновационным сценарием, который является целевым для экономической политики, с 2008 года рост ВВП должен составлять около 6,5% в год, говорится в проекте «Концепции-2020». В 2016—2020 годах рост может замедлиться до 4,4—5,6%, в 2020—2030 годах — до 3,8—4%.
По прогнозам PricewaterhouseCoopers (PwC), Россия будет увеличивать ВВП и к 2030 году может занять шестое место по этому показателю в общемировом рейтинге. Если прогнозы Минэнерго оправдаются, то по темпам роста российская экономика существенно обгонит немецкую. По мнению PwC, в последующие 10—20 лет ВВП Германии будет расти в среднем менее чем на 2% в год.
В соответствии с нефтяной стратегией за счет развития внутрироссийского спроса начнет сокращаться экспорт. Поставки нефтепродуктов на внешние рынки должны снизиться с 121,5 млн т в 2010 году до 80,4 млн т к 2030 году. Однако говорить о существенном снижении сырьевой зависимости экономики можно только к 2025 году. В ближайшие годы экспорт нефти продолжит расти с 250,4 млн т в 2010 году до 260,1 млн т в 2013 году, затем он останется практически стабильным до 2020 года, после чего пойдет на убыль. В 2030 году Россия должна вывозить 224,7 млн т нефти. Ранее МЭР заявляло, что страна перестанет быть сырьевой державой к 2020 году.
Пока сырьевая зависимость только растет, говорит директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. Страна вкладывает миллиарды долларов в новые газо- и нефтепроводы, и их нужно будет заполнять. Чтобы добиться снижения зависимости от экспорта нефтепродуктов даже к 2025 году, государству нужно приложить немало усилий, отмечает ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. Необходимо развивать транспортную и финансовую инфраструктуру, рынок кредитования. Нужно не вливать деньги, как раньше, непосредственно в предприятия, как, к примеру, это делалось с АвтоВАЗом, а поддерживать спрос. При этом экономика должна развиваться инновационно, в противном случае при сокращении экспорта сырья бюджет попросту останется пустым.
Нефтяные компании не разделяют планов чиновников. В ЛУКОЙЛе пояснили, что согласно программе развития до 2019 года компания намерена снизить экспорт нефти к этому году на 20% и увеличить продажи нефтепродуктов как за рубеж (на 14%), так и внутри страны. Пресс-секретарь «Роснефти» Николай Манвелов отметил, что компания собирается довести объем нефтепереработки как минимум до половины добываемой нефти, поэтому нацелена на увеличение глубины переработки и объемов экспорта топлива. «Это гораздо выгоднее и создает дополнительную добавленную стоимость», — сказал он.
«Нефтяная стратегия — довольно противоречивый документ, а состояние нефтяного рынка, его перспективы меняются довольно существенно», — считает председатель совета директоров ЛУКОЙЛа Валерий Грайфер, который участвовал в подготовке стратегии развития ТЭК до 2030 года. Примером может служить то, как изменилась ситуация с использованием газа в США: страна из импортера готова превратиться в экспортера. Поэтому очень трудно прогнозировать развитие рынка больше чем на два-три года вперед.
Заключение:
В первой половине 2010 года на Западном побережье Соединенных Штатов бензин в рознице подорожал только на 5,3 процента, хотя обычно к сезону летних отпусков в США рост цен достигает двузначных показателей. Американские эксперты связывают это с началом поставок на местные нефтеперерабатывающие заводы сырья с российских восточносибирских месторождений.
Сейчас восточносибирская нефть продается с определенной скидкой, например, к сорту Dubai, индикативному для нефти из Персидского залива. Это связано с тем, что пока полностью не отработаны и не стандартизированы объемы ее поставок, не нормализирован до конца качественный компонент нефти – то есть, по качеству этот сорт не стабилен. Скидки на нефть из Восточной Сибири будут снижаться по мере повышения ее качества и стабильности поставок. Кроме того, росту цен на эту часть российского сырья будет способствовать и налоговая политика российского правительства. С начала 2010 года экспортная пошлина на восточносибирскую нефть была нулевой, однако с 1 июля ее ставка повысилась примерно до 70 долларов за тонну, оставшись, тем не менее, примерно в три с половиной раза ниже общей экспортной пошлины на российскую нефть.
В основе покупки любого товара, включая нефть, лежит его цена. В настоящее время российские компании имеют возможность предлагать восточносибирскую нефть с некоторым дисконтом к аналогам. При этом восточносибирская нефть ничем не уступает, а зачастую даже и превосходит нефть, добываемую их конкурентами. Собственно этот дисконт является очень привлекательным для нефтеперерабатывающих заводов, поскольку маржа, получаемая НПЗ, выше при поставках более дешевой нефти, сопоставимой или лучшей по качеству.
Однако министерство финансов и ряд других ведомств предлагают отменить с 1 января 2011 года льготы на добычу и экспорт восточносибирской нефти, прежде всего, на нефть Ванкора. Также подходит к завершению срок каникул по налогу на добычу полезных ископаемых. Если эти льготы будут отменены, то в этом случае доходность поставок нефти на западном и восточном направлении сравняются, и нефтяные компании вряд ли будут предлагать такой дисконт на американском рынке. Еще более важны размеры партий и объемов экспортируемого сырья. До сих пор не приняты и не обнародованы четкие и ясные правила по дальнейшей динамике пошлин, все эти вопросы пока являются дискуссионными. Без урегулирования этих вопросов значительного роста добычи восточносибирской нефти в ближайшие пять лет, за исключением, наверное, Ванкора, где основные инвестиции уже сделаны, ожидать не приходится. Как следствие, объем восточносибирской нефти, который Россия реально сможет предложить американскому рынку, будет значительно ограничен, что, естественно, также снизит ликвидность и привлекательность этой нефти.
Нынешняя привлекательность восточносибирской нефти в США связана с перекосом баланса качества и цены: цена нефти низкая, а качество высокое. Учитывая, что маржа переработки в США сейчас очень низкая и переработчики там терпят убытки, им сейчас более выгодно покупать эту нефть. Но если эта скидка исчезнет, то не факт, что на нее будет такой же спрос.