Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 11:40, лекция
Россия обладает одним из самых больших в мире потенциалов топливно-энергетических ресурсов. На 13% территории Земли, в стране, где проживает менее 3% населения мира, сосредоточено около 13% всех мировых разведанных запасов нефти и 34% запасов природного газа.
Ежегодное производство первичных энергоресурсов в России составляет более 12% от общего мирового производства. Сегодня топливно-энергетический комплекс (ТЭК) является одним из важнейших, устойчиво работающих и динамично развивающихся производственных комплексов российской экономики.
Введение
Глава 1 Россия как ключевой игрок на мировом рынке нефти
Глава 2 Анализ экспорта нефти и нефтепродуктов
2.1 Организационная и технологическая структура экспорта
2.2 Морские поставки через систему АК «Транснефть»
2.3 Экспорт нефтепродуктов из России в 2010 г.
Глава 3 Проблемы и перспективы экспорта российской нефти
3.1 Проблемы экспорта нефти
3.2 Перспективы развития экспорта нефти и нефтепродуктов. ( прогноз 2009г. -2030 г.)
Заключение.
Приложения.
Список литературы
Простейшим и самым дешевым методом регулирования нефтяного рынка является управление общественным мнением участников рынка. В качестве инструмента управления хорошо зарекомендовала себя торговля контрактами на поставку нефти на нефтяных биржах мира. Россия должна сформировать собственную биржу, где будут котироваться контракты на поставку российской нефти, и обеспечить котировку этих контрактов на Лондонской и Нью-йоркской нефтяных биржах.
Еще одним инструментом управления общественным мнением торговцев нефтью являются выступления наиболее авторитетных лиц государства в средствах массовой информации. Необходима тщательная дозировка информации и координация сбросов информации с другими мерами по регулированию рынка.
К сожалению, управление общественным мнением нефтяников не может дать длительного и значительного результата в изменении цен на нефть. Без одновременного изменения соотношения спроса и предложения эти меры способны привести к изменению цен на 2 — 3 дня и по своему действию напоминают укол реаниматора, а не серьезный курс лечения.
Серьезным долговременным механизмом стабилизации цен на нефть может стать постоянно действующее соглашение между странами ОПЕК и независимыми экспортерами нефти о регулировании поставок нефти на мировой рынок. Однако условия, на которых наша страна может участвовать в таком соглашении, довольно сложны. Квота России на экспорт нефти должна определяться таким образом, чтобы сокращение экспорта не вызывало дестабилизации внутреннего рынка, нарушения международных обязательств страны и технологии работы объектов нефтедобывающего комплекса. Уменьшение экспорта нефти возможно только в обоснованно допустимых объемах.
Для того чтобы Россия могла реально участвовать в ограничении поставок нефти на мировой рынок, она должна иметь склад, где будет накапливаться избыток нефти. На основании опыта первого квартала 2002 г. можно утверждать, что при снижении экспорта нефти из нашей страны на 150 тыс. бар/сут. весь избыток этого сырья составил 1,85 млн т. Если бы Россия поместила всю эту нефть на склад, то при плотности нефти 0,865 т/м3 понадобились бы резервуары емкостью 2 млн м3.
Кстати, Транснефть располагает резервуарным парком в 10 млн м3, и при грамотном планировании снижения экспорта в первом квартале государство могло бы скупить избыточную нефть на внутреннем рынке, разместить в резервуарах и продать в апреле по высокой цене на мировом рынке. Правительство США постоянно осуществляет такие операции со стратегическим нефтяным резервом и зарабатывает на этом сотни миллионов долларов в год.
Для преодоления последнего падения мировых цен на нефть страны ОПЕК были вынуждены ограничивать экспорт в течение полутора лет. При координации объемов экспорта нефти из России с ОПЕК и независимыми экспортерами нефти среднее снижение экспорта нефти из нашей страны может составлять около 150 тыс. бар/сутки. Поэтому при ограничении экспорта в течение полутора лет для России достаточен нефтяной склад объемом 13 — 15 млн м3. У нас есть удобно расположенные заброшенные горные выработки, которые могут выполнять роль такого склада.
Идеальное для России решение — это увеличение количества НПЗ и расширение сбытовых сетей за пределами страны, полностью ориентированных на переработку российской нефти и находящихся в собственности российских компаний. Этот процесс уже идет. С 2001 г. нефтеперерабатывающий комплекс Украины прочно ориентирован на российскую нефть. Появились первые НПЗ в Европе, контролируемые российскими ВИНК. Доля России в обеспечении Европы нефтью за последние годы выросла и в настоящее время составляет 17%. Российское правительство должно постоянно поддерживать процесс расширения участия отечественных компаний в нефтеперерабатывающем комплексе Восточной и Западной Европы.
Всесторонне взвешенное решение проблемы ценовой стабилизации на мировом нефтяном рынке должно учитывать, что долгий период высоких цен на нефть ведет к экономическому спаду в США, Японии, Германии и других странах, являющихся главными покупателями нефти. В результате падает спрос на нефть и для сохранения приемлемых цен экспортеры вынуждены ограничивать предложение. Решением проблемы может быть заключение соглашения между крупнейшими экспортерами и импортерами нефти о коридоре цен, обеспечивающем и тем и другим нормальное экономическое развитие. Судя по всему, этот коридор должен быть в пределах от 20 до $25 за баррель.
Кропотливая работа по выбору и комплексному применению различных механизмов стабилизации цен на нефть требует в первую очередь постоянного анализа полной, свежей и надежной информации о российском и мировом рынках нефти. Поэтому для России сейчас главное — мониторинг рынка нефти и нефтепродуктов. При всей кажущейся открытости мирового нефтяного рынка многие данные о нем или вообще не публикуются, или рассеяны по малодоступным источникам. Нет надежного источника оперативной информации по нефтегазовому комплексу бывших республик СССР и стран Восточной Европы. Россия наиболее заинтересована в этой информации, так как для нее это один из главных рынков сбыта нефти и газа, имеющий огромный потенциал роста. Однако работа по сбору и анализу такой информации в нашей стране не ведется.
Первый опыт регулирования цен на мировом рынке нефти совместно с ОПЕК и другими экспортерами показал, что Россия не готова к этой сложной акции. Нет специалистов, способных спланировать такую операцию, нет государственного института, который мог бы собрать компетентных специалистов, если бы они нашлись, и профинансировать их работу, нет источника финансирования, нет достаточной информационной базы. Кроме того, у высшего руководства, похоже, нет желания прислушиваться к рекомендациям «посторонних» в этом деликатном и денежном вопросе. Поэтому по лучается, что Россия обречена в ближайшее время снова понести убытки или из-за падения цен на нефть на мировом рынке, или из-за неумелого сотрудничества с ОПЕК по регулированию поставок нефти.
Глава 2. Анализ экспорта нефти и нефтепродуктов.
Экспорт нефти из России в 2010 г. составил около 246 млн тонн, что выше показателя предыдущего года на 3,4%, однако более чем на 8 млн тонн меньше, чем в 2007 г. (табл. 1, 2). Увеличение экспорта нефти связано с ростом добычи при снижении внутреннего потребления. Кроме сырой нефти в значительных количествах экспортировались нефтепродукты – свыше 120 млн тонн; учитывая особенности налогообложения в России и спроса на международных рынках, структура экспорта на сегменте нефтепродуктов не изменилась – главным образом мазут и дизельное топливо, выступающие в качестве сырья для дальнейшей переработки в странах-реципиентах. (см табл. № 1,2)
Основная часть экспорта нефти из России – 211,9 млн тонн, или более 86%, в структуре совокупного экспорта была поставлена в дальнее зарубежье, главным образом в Нидерланды, Польшу, Германию, Финляндию, Францию, Италию, Китай. За последний год этот показатель вырос на 4,3%. В то же время продолжают сокращаться поставки в ближнее зарубежье, в 2010 г. экспорт в этом направлении снизился на 1,8% – до 34,1 млн тонн.
Поставки российского сырья в Казахстан сократились на 11,4% и составили 6,3 млн тонн. При этом экспорт нефти в Белоруссию в 2010 г. вырос по сравнению с аналогичным показателем 2010 г. на 0,7% и достиг 21,4 млн тонн. Объем поставок в Украину увеличился на 5,2% – до 6,3 млн тонн (табл. №3).
Основная часть нефти в России как для переработки внутри страны, так и на экспорт поставляется по системе магистральных нефтепроводов АК «Транснефть». Компания осуществляет транспорт более 93% добываемой в России нефти. Общий грузооборот – более 1091,4 млрд т·км. Остальная часть транспортируется самостоятельно крупными вертикально-интегрированными компаниями (ВИНК) и независимыми производителями, в рамках отдельных проектов по альтернативным системам магистральных нефтепроводов (нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума – КТК; нефтепровод проекта «Сахалин-1», нефтепровод консорциума Sakhalin Energy) либо по железной дороге.
АК «Транснефть» является правопреемником Главного производственного управления по транспортировке и поставкам нефти (Главтранснефть) Миннефтепрома СССР. Учредитель – Правительство Российской Федерации. АК «Транснефть» является естественной монополией в области транспортировки нефти в РФ по трубопроводам. В настоящее время АК «Транснефть» эксплуатирует около 50 тыс. км магистральных нефтепроводов диаметром от 420 до 1220 мм, 400 нефтеперекачивающих станций, 1066 резервуаров емкостью около16млн.куб.м.
В 2010 – 2011 гг. при снижении абсолютных показателей экспорта с 216 до 203 млн тонн организационная структура экспорта практически не поменялась и оставляла соотношение 91:9 – поставки нефти через систему АК «Транснефть» и минуя эту систему. Однако в 2010 г. при увеличении объема экспорта из России в дальнее зарубежье до 211 млн тонн дополнительный прирост экспорта осуществлялся, минуя систему АК «Транснефть», в то время как поставки нефти АК «Транснефть» остались на уровне 2010 г. (табл. 4). В структуре экспорта в дальнее зарубежье российской нефти доля поставок через систему АК «Транснефть» составила около 87,6% (185,6 млн тонн). Дополнительные объемы нефти, минуя систему АК «Транснефть», экспортировались преимущественно через морские терминалы.
В 2010 г. через систему АК «Транснефть» на экспорт в дальнее зарубежье было поставлено около 206,9 млн тонн нефти, в том числе российской – 185,6 млн тонн, транзит составил около 23,7 млн тонн (табл. 5). Транзитные операции совершаются из Казахстана и Азербайджана. Поставки нефти из Казахстана через систему АК «Транснефть» осуществляются по направлениям Атырау-Самара в объеме 17,5 млн тонн, а также по маршруту Актау-Баку-Новороссийск, Актау – Махачкала и др. Нефть из Азербайджана в Россию в 2010 г. поставлялась по маршруту Баку-Новороссийск в объеме 2,5 млн тонн. Поставки нефти в ближнее зарубежье – Белоруссию, Украину, Казахстан – в полном объеме осуществляются по магистральным нефтепроводам «Транснефти».
2.2 Морские поставки через систему АК «Транснефть»
Традиционно в структуре экспорта нефти из России в дальнее зарубежье доминируют морские поставки (в 2010 г. – 140 млн тонн, или 66%, в структуре экспорта), основная часть морских терминалов подключена к системе АК «Транснефть» (в 2010 г. поставлено 127 млн тонн) (табл. 7). В 2010 г. в структуре поставок нефти в дальнее зарубежье доля экспорта через морские терминалы возросла на 6,4% относительно 2010 г. Одновременно поставки по железной дороге, главным образом в Китай, в связи с вводом в эксплуатацию первой очереди нефтепровода ВСТО существенно сократились (на 11,8%).
Около 50% всех морских поставок нефти из России осуществляется через порт Приморск, через который в 2010 г. было экспортировано свыше 70 млн тонн российской нефти (табл. 8); общий объем перевалки сырой нефти – 74,9 млн тонн (рост на 1,2% относительно 2010 г.). Порт является конечным пунктом Балтийской трубопроводной системы (БТС) и магистрального нефтепродуктопровода Кстово-Ярославль-Кириши-
Кроме Новороссийского торгового порта из бассейна Черного моря российская нефть экспортируется через терминал в Туапсе (4,2 млн тонн) и транзитом через Украину поставляется в терминал Южный (9,5 млн тонн.).
В конце 2010 г. начал эксплуатацию крупнейший российский нефтеэкспортный терминал на востоке России – Козьмино (Приморский край). Спецморнефтепорт Козьмино является конечной точкой трубопроводной системы Восточная Сибирь – Тихий океан. Ввод в эксплуатацию спецморнефтепорта в бухте Козьмино (побережье Японского моря) дает возможность экспортировать восточно-сибирскую нефть на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Мощность порта на первом этапе реализации проекта ВСТО, согласно ТЭО проекта, составляет 15 млн тонн нефти в год. Из Сковородина нефть доставляется железнодорожным транспортом. Каждый состав вмещает от 4,5 до 4,8 тыс. тонн нефти. В сутки в порту сливается нефть шести-семи железнодорожных составов. В мае АК «Транснефть» рассчитывает принимать в Козьмине восемь поездов с нефтью в сутки, а летом выйти по графику на девять поездов. В целом эстакада рассчитана на десять составов (в каждом 72 вагона). Порт рассчитан на возможность загрузки с причала нефтеналивного пирса танкеров водоизмещением от 80 до 150 тыс. тонн.
В декабре 2010 г. из Козьмина был отправлен первый танкер «Роснефти» с экспортной нефтью марки ВСТО объемом 100 тыс. тонн финским трейдером IPP Oy. В январе партии нефти из порта отправили ТНК-BP и «Сургутнефтегаз». В целом в январе – марте 2010 г. объем перевалки нефти в порту составил около 3 млн тонн. Покупателями выступили дочерняя компания японской Mitsubishi – Petro Diamond, малазийская Petronas и международные трейдеры Vitol и Crudex.
Экспорт нефтепродуктов из России в 2010 г. составил 120,6 млн тонн (табл. 10). С 2005 г. наблюдается постепенное снижение темпов роста экспорта нефтепродуктов. Если в 2005 г. экспорт нефтепродуктов вырос более чем на 17%, то в 2007 г. – на 8,6%, а в 2010 г. – на 5,2%.
Свыше 95% экспорта российских нефтепродуктов приходится на страны дальнего зарубежья. За 2010 г. объем экспорта нефтепродуктов в дальнее зарубежье вырос на 7%, экспорт в страны СНГ сократился на 38,4% (с 7,79 до 5,18 млн тонн).
На мазут приходится около 53% (63,85 млн тонн) в общей структуре экспорта нефтепродуктов из России, дизельное топливо – 31,1% (37,5 млн тонн), бензин – 3,7% (4,5 млн тонн) (табл. 11).
В структуре экспорта нефти и нефтепродуктов из России доминируют поставки сырой нефти, а в структуре экспорта нефтепродуктов – поставки мазута и дизельного топлива, предназначенных для дальнейшей переработки в странах-реципиентах. В региональном плане экспорт ориентирован в основном на атлантическое направление, прежде всего, в страны Европы.
Для повышения эффективности внешнеэкономических операций в нефтяной промышленности целесообразна диверсификация экспорта нефти по способам, направлениям и маршрутам поставок – расширение мощности на балтийском направлении (Приморск – БТС; Усть-Луга – БТС-2), увеличение транзита на черноморском направлении (КТК-2), развитие тихоокеанского направления (ВСТО-2 – Сковородино–Козьмино; отвод на Китай – Сковородино – Дацин; Северный Сахалин – Комсомольск-на-Амуре; Северный Сахалин – Де-Кастри – «Сахалин-1»; Северный Сахалин – Корсаков – «Сахалин-2».
Экспорт высококачественных нефтепродуктов конечного назначения (не для переработки) может быть организован в результате модернизации и строительства НПЗ, связанных с системой нефтепроводов АК «Транснефть», вблизи государственной границы и портов (Туапсе, Кириши, Ангарск, Комсомольск-на-Амуре, Хабаровск, Козьмино).
Глава 3. Проблемы и перспективы экспорта российской нефти.
3.1 Проблемы экспорта нефти
Россия, являясь одним из ведущих операторов в международном нефтяном бизнесе, входит в десятку крупнейших мировых экспортеров нефти. Сырая нефть и нефтепродукты являются основным источником дохода России и составляют примерно 40% ее суммарного экспорта. Согласно прогнозу Минэкономразвития РФ, добыча нефти России вырастет до 496-515 млн тонн к 2010 г. и до 507-540 млн тонн к 2015-ому.