Анализ факторов, влияющих на объем таможенных платежей в режиме «Экспорт»

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 23:32, курсовая работа

Описание работы

Целями курсовой работы являются:
Изучение теоретических основ таможенных платежей в Российской
Федерации.
Анализ современного состояния системы таможенных платежей при процедуре «Экспорт».

Содержание

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы таможенных платежей в Российской Федерации 2
1.1 Понятие и виды таможенных платежей 2
1.2 Общая характеристика института таможенных платежей в Российской Федерации и их роль в современной экономике 2
Глава 2. Современное состояние системы таможенных платежей при процедуре «Экспорт» 2
2.1 Особенности таможенных платежей при процедуре экспорта 2
2.2 Факторы, влияющие на объем таможенных платежей при процедуре «Экспорт» и их анализ 2
Заключение 2
Список использованной литературы 2
Приложение 1 2
Приложение 2 41

Работа содержит 1 файл

Там.+платежи+в+режиме+Экспорт.doc

— 538.50 Кб (Скачать)

Таким образом, исходя из содержания таможенного  режима экспорта и порядка проведения таможенных процедур, как представляется, можно сделать вывод, что определение в качестве требования рассматриваемого таможенного режима возвращение валютной выручки, не обоснованно.

При вывозе товаров  в соответствии с  таможенным режимом  экспорта, помимо таможенного контроля, направленного на обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации  при перемещении товаров через  таможенную границу Российской Федерации, применятся экспортный контроль, проводимый уполномоченными на то государственными органами и направленный на экспорт товаров, информации, работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники.

Экспортная  таможенная пошлина - таможенный платеж, взимаемый при вывозе (экспорте) товаров. Экспортные таможенные пошлины стимулируют поставки товара на внутренний рынок за счет снижения прибылей при  экспорте.

При осуществлении  экспортной операции таможенному обложению  подлежат вывозимые из Российской Федерации  товары во все без исключения государства, причем ставки экспортных пошлин едины  для всех стран мира. Но не все  товары подлежат уплате вывозных таможенных пошлин. В Постановлении Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2010 года № 286 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе»11 и в Постановлении Правительства РФ от 06.02.2012 № 88 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»12 представлены перечни товаров с указанием ставок пошлин, а также перечень товаров, вывозимых из страны беспошлинно. Цель экспортного тарифа: регулирование внутрихозяйственной экономической политики и приспособление к мировой конъюнктуре. Вывозные пошлины удорожают экспорт, а иногда делают его менее выгодным, чем продажу товаров на внутреннем рынке. Это может привести к сокращению экспорта.

В зависимости  от тех  целей    и  задач,   которые   ставит   перед    собой 

правительство относительно внешней и внутренней экономической политики, меняются экспортные пошлины на разные группы товаров. Частые изменения экспортных пошлин влияют на стабильность экспорта и на эффективность внешней торговли.

В настоящее  время экспортные пошлины широко применяются в таможенной практике России и распространяются в основном на топливно-энергетические и другие сырьевые товары (на которые приходится большая часть российского экспорта), а также рыбопродукты, лесоматериалы и др. Применение экспортных пошлин, чем бы ни аргументировалось их введение, преследует чисто фискальные цели.

Экспортные  таможенные пошлины стимулируют  поставки товара на внутренний рынок за счет снижения прибылей при экспорте. От экспортных таможенных платежей освобождаются иностранные товары и продукты их переработки.

За таможенное оформление взимаются таможенные сборы, к которым  относятся:

- таможенные сборы за  таможенное оформление;

- таможенные сборы за  таможенное сопровождение; 

- таможенные  сборы за хранение.

Применительно же к экспортной таможенной процедуре  взимаются лишь таможенные сборы  за таможенное оформление.

Ставки таможенных сборов за таможенное оформление товаров  устанавливаются Постановлением Правительством РФ от 28.12.2004 № 863 «О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров»13 с учетом того, что размер таможенного сбора должен быть ограничен приблизительной стоимостью оказанных услуг и не может быть более 100 тыс. рублей.

Применяемые ставки таможенных сборов за  таможенное   оформление

товаров, установленные  Постановлением Правительства РФ от 28.12.04 № 863 приведены в таблице 2.

Таблица 2. Применяемые ставки таможенных сборов за таможенное оформление товаров

Ставки таможенных сборов

Таможенная  стоимость товаров

500

не  превышает 200 тыс. рублей

1000

200 000,01 - 450 000,00 

2000

450 000,01 - 1 200 000,00

5500

1 200 000,01 - 2 500 000,00

7500

2 500 000,01 - 5 000 000,00

20000

5 000 000,01 - 10 000 000,00

50 000

10 000 000,01 - 30 000 000,00

100000

30 000 000,01 руб.  и более


 

Таможенные  сборы взимаются в двойном  размере в случае таможенного  оформления экспортируемых товаров  вне определенных для этого мест и вне времени работы таможенных органов.

Обобщая вышеизложенное, важно подчеркнуть значимость использования таможенных платежей как инструмента налогового регулирования при экспорте для поддержания рационального соотношения ввоза и вывоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ, обеспечения условий интеграции национальной экономики в мировую и воспрепятствования бесконтрольного вывоза имеющихся ресурсов.

 

2.2 Факторы, влияющие на объем таможенных платежей при процедуре «Экспорт» и их анализ

Стратегические  цели развития нашей страны, определенные в ежегодных Посланиях Президента Российской Федерации, должны отражаться в бюджете государства, являющемся инструментом реализации таких стратегических целей, как повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение обороноспособности и национальной безопасности государства, создание условий для экономического роста в целях решения социальных проблем и занятие достойного места страны в мировом сообществе.

Следует отметить, что все таможенные платежи являются фискальными доходами федерального бюджета и не могут быть израсходованы  на иные цели. Данный фактор обусловливает публичное предназначение таможенных платежей государству, они, наряду с другими обязательными платежами, являются необходимой экономической основой существования и деятельности государства.

В настоящее  время таможенные платежи являются важным источником формирования доходов федерального бюджета Российской Федерации. В 1991– 2009гг. их доля в федеральном  бюджете возросла с 10 до 50,5%, что свидетельствует о достаточно большой зависимости доходов федерального бюджета от результатов внешнеторговой деятельности.

Однако это  не дает оснований полагать, что  финансовому положению страны ничто  не угрожает. Сложившаяся тенденция  профицита бюджета и наличие  социальных обязательств государства  обусловили рост расходов, а будущие  доходы непредсказуемы, поскольку по большей части зависят от мировых цен на нефть. В 2008 г. треть от всех поступлений в федеральный бюджет страны составляла экспортная пошлина. 14

Таким образом, решение экономических, социальных, политических проблем, обеспечение функций государства напрямую зависят от мировой конъюнктуры рынка сырьевых товаров, системы таможенно-тарифного регулирования в Российской Федерации.

Особую роль в отечественной экономике играет вывозная таможенная пошлина. Эта пошлина  не поощряется развитыми странами и ВТО, так как считается, что она искажает уровень мировых цен в международной торговле. Однако в России вывозная таможенная пошлина дает наибольший объем поступлений, что обусловлено ее взиманием с сырьевых товаров, которые являются главной составляющей российского экспорта.

Основное назначение вывозной пошлины на современном  этапе заключается в том, что она является способом изъятия сверхприбыли у добывающих компаний. Система обложения таможенными платежами внешнеторговых операций более эффективна по сравнению с внутренним налогообложением, так как основные потоки внешней торговли можно контролировать с меньшими затратами, чем множество индивидуальных налогоплательщиков.

Назначение  вывозной таможенной пошлины для  развития экономики страны заключается не столько в объеме мобилизованных в федеральный бюджет доходов, сколько в обеспечении развития обрабатывающей промышленности. Экспортная пошлина увеличивает стоимость вывозимого сырья, что при достижении ее определенного уровня позволяет сделать переработку сырья на внутреннем рынке более выгодной, чем его вывоз за рубеж. Бесконтрольный вывоз сырьевых продуктов подрывает производственную базу российских компаний. Производство готовой продукции позволяет перераспределять добавленную стоимость в пользу российской экономики, так как очевидно, что ее доля в обрабатывающих отраслях гораздо выше, чем в добывающих.

Необходимо  отметить, что таможенные платежи  при процедуре экспорта формируются под влиянием определенной системы факторов.

Она состоит  из четырех групп:

        • объема,   структуры   и    географической   направленности    внешней

торговли;

  • мер внешнеторговой политики;
  • спроса производства и населения;
  • деятельности таможенных органов.

Сумма таможенных платежей находится в прямой зависимости  от стоимостных показателей внешней торговли. Величина таможенных платежей зависит от того, какие товары преобладают во внешнеторговом потоке – облагаемые по более высоким или более низким ставкам.

Товары, ввозимые из стран дальнего зарубежья, обычно облагаются высокой ставкой таможенных платежей. Это обусловлено тем, что со странами СНГ Россия образует зону свободной торговли.

По данным таможенной статистики в 2011 году внешнеторговый оборот России составил 821,3 млрд.долларов США  и по сравнению с 2010 годом возрос на 31,2%..

Сальдо торгового  баланса сложилось положительное в размере 210,7 млрд.долларов США, что на 42,5 млрд. долларов США больше, чем в 2010 году. Данный рост является положительным явлением и уменьшает вероятность рисков резкого сокращения доходов федерального бюджета.

Таблица 3. Сальдо торгового баланса в 2011–2012 гг., млрд. долларов15

В январе 2012 года внешнеторговый     оборот  России  по   сравнению с

декабрем 2011 года вырос незначительно (на 0,6%), в том  числе экспорт остался практически на уровне декабря 2011 года, а импорт возрос на 1,8%. Опережающий рост импорта по сравнению с экспортом обусловил сокращение сальдо торгового баланса, которой, оставаясь положительным, уменьшилось на 2,4% и поддерживалось исключительно экспортом нефти и природного газа.

В январе 2012 года экспортные поставки всех товаров производились  по более низким ценам, чем в декабре 2011 года при увеличении физических объемов поставок (за исключением 4 товарных групп из 20).

Наибольший  вклад в сокращение объемов экспорта внесли поставки природного газа, прочих нефтепродуктов и товаров, относящихся к прочему экспорту. Более глубокому сокращению экспорта противодействовало увеличение, в первую очередь, стоимости экспорта жидких топлив, машин, оборудования и транспортных средств

В первую очередь, объем  таможенных платежей при процедуре  экспорта зависит от физического  объема экспорта.

По данным ФТС России объем экспорта важнейших товаров в России в 2011 г. Составил  516040 млн.долл, и по сравнению с 2010 годом увеличился на 30,0%,  а в январе-марте 2012 г. 131302 млн. долл. (см. ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2)

Увеличение стоимостного объема экспорта 2011 году по сравнению  с 2010 годом было полностью обусловлено  ростом средних цен экспортируемых Россией товаров. Индекс средних  цен экспорта за этот период составил 132,9%,  тогда как  индекс его физического объема – 97,8%.

Основу российского  экспорта в 2011 году в страны дальнего зарубежья составили топливно-энергетические товары, удельный вес которых в  товарной структуре экспорта в эти страны составил 72,6% (в 2010 году – 70,8%). По сравнению с 2010 годом  стоимостной объем этих товаров увеличился на 33,0%.

В товарной структуре  экспорта в страны СНГ в 2011 году доля топливно-энергетических товаров составила 56,6% от всего экспорта в эти страны, что на 3,6 процентных пунктов больше, чем в 2010 году. Стоимостной объем экспорта топливно-энергетических товаров увеличился по сравнению с 2010 годом на 19,5%. Возросли физические объемы экспорта дизельного топлива на 13,4%, топлив жидких – на 66,2%.

Воздействие мер  проводимой внешнеторговой политики обусловлено  объективными экономическими законами. Поступления от повышения пошлин на определенный товар обратно пропорциональны эластичности спроса. При высокой эластичности повышение пошлин ведет к падению потребления товара и, соответственно, к снижению его импорта и сокращению таможенных платежей. При низкой эластичности спроса сравнительно высокие ставки дают большие поступления, но вызванный ими рост внутренних цен ведет к усилению инфляции и снижению жизненного уровня населения. Поэтому потребности в доходах бюджета обычно удовлетворяют путем повышения пошлин на товары не первой необходимости. Однако чем выше эластичность спроса на импортируемый товар, тем ниже оптимальная ставка с точки зрения получения максимального объема платежей.

Снижение очень  высоких ставок таможенных пошлин способствует уменьшению масштабов уклонения  от их уплаты: доля официально зарегистрированных операций увеличивается, поступление таможенных платежей растет. Обычно снижение особо высоких тарифных ставок (метод «концертино») может привести к росту поступлений, в то время как пропорциональное («радиальное») снижение всех ставок обуславливает и снижение получаемых доходов. Если же происходит сокращение  уровня ставок таможенного тарифа при наличии значительного объема количественных ограничений импорта, то возрастания поступлений таможенных платежей может не произойти. Снижение доходов от импорта может происходить и вне зависимости от уровня ставок таможенного тарифа. Это возможно в случае сокращения национального дохода и снижения курса национальной валюты, что приведет к уменьшению объемов импорта.

Информация о работе Анализ факторов, влияющих на объем таможенных платежей в режиме «Экспорт»