Акциз и налог на добавленную стоимость в системе таможенных платежей

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 07:51, курсовая работа

Описание работы

В начале 90-х годов в России начались рыночные преобразования. Реформированию были подвергнуты все сферы экономической жизни общества. Особенное внимание уделялось ранее неизвестным в нашей стране налоговым отношениям. Одним из первых обязательных платежей, введенных в практику налогообложения, явился налог на добавленную стоимость. За время своего существования он прочно укрепился в налоговой системе Российской Федерации.

Содержание

Введение
1 Налог на добавленную стоимость в системе таможенных платежей 4
1. 1 Понятие налога на добавленную стоимость 4
1. 2 Виды налоговых ставок 6
2 Акцизы в системе таможенных платежей 8
2. 1 Понятие акцизы 8
2. 2 Подакцизные товары 10
2. 3 Акцизные марки 11
3 Акцизы и НДС 13
3. 1 Налогоплательщики 14
3. 2 Поступления доходов в федеральный бюджет 15
Заключение 18
Список используемой литературы...........................................................................20

Работа содержит 1 файл

Налоги таможенные платежи.docx

— 95.53 Кб (Скачать)

5) табачная продукция;

6) автомобили легковые;

7) мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);

8) автомобильный бензин;

9) дизельное топливо;

10) моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

11) прямогонный бензин.

 

2. 3  Акцизные марки

 

Акцизные марки в РФ были введены в обращение постановлением Правительства РФ от 14 апреля1994 года «О введении на территории РФ марок акцизного сбора».

Обязательной маркировке акцизными марками установленного образца подлежат: алкогольная продукция, табак и табачные изделия, ввозимые на таможенную территорию РФ, за исключением ввозимой алкогольной продукции, разлитой в упаковку (тару) емкостью до 0,05 и более 25 литров.

Ставки авансового платежа  в форме покупки акцизных марок  устанавливаются Правительством РФ. Цена одной акцизной марки на подакцизные товары, ввозимые на территорию РФ, установлена в размере:

  • 0,075 рубля - на табак и табачные изделия;
  • 1,3 рубля без учета НДС - для маркировки алкогольной продукции.

Сумма акциза по подакцизным  товарам, подлежащим маркировке акцизными  марками, исчисляется как сумма  акциза, подлежащая уплате, за вычетом  суммы авансового платежа, уплаченного  при покупке акцизных марок.

Реализация подлежащих маркировке товаров без наличия на них  марок акцизного сбора на территории России запрещена с 1.01.1995 года.

Согласно постановлению  Правительства РФ от 4.09.1999 г. N 1008 «Об акцизных марках» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 20.02.2010 N 76), лицо, приобретающее акцизные марки, представляет таможенным органам обязательство, предусматривающее выполнение этим лицом следующих действий в пределах установленных сроков:

  • ввоз в установленном порядке маркированных товаров на таможенную территорию РФ в целях их реализации на территории РФ;
  • размещение ввезенных маркированных товаров в разрешенных местах доставки и хранения;
  • возврат поврежденных и/или неиспользованных акцизных марок выдавшему их таможенному органу;
  • представление отчета об использовании акцизных марок в установленном порядке.

В случае невыполнения указанного обязательства денежные средства, являющиеся суммой обеспечения, подлежат перечислению в федеральный бюджет в части, кратной количеству акцизных марок, по которому обязательство не исполнено. Продажа акцизных марок для маркирования ввозимой на таможенную территорию РФ алкогольной продукции, табака и  табачных изделий осуществляется с  учетом условий и ограничений, установленных  законодательством РФ в отношении  оборота указанных товаров на территории РФ.

  1. Акцизы  и НДС

Различая  акцизы и налог на добавленную  стоимость, следует начать с того, что косвенные налоги (налоги на потребление) являются акцизной группой  налогов. Это обусловлено, в том  числе историческим развитием системы  косвенного обложения, которая в  дореволюционный и советский  период (до 30-х гг. ХХ в.) существования  Российского государства была представлена акцизами и таможенными платежами.

Акцизную группу налогов  можно условно разделить на налоги, взимаемые с предметов массового  спроса, налоги с предметов второстепенной необходимости и налоги с предметов  роскоши. Косвенным налогом, облагающим и предметы массового спроса, и  предметы второстепенной необходимости, и предметы роскоши, в настоящее время является НДС.

В экономической литературе НДС иногда именуют универсальным  акцизом в силу широкого охвата налогообложением потребительских товаров (работ, услуг), и соответственно этот налог несет  основную нагрузку по реализации фискальной функции косвенного налогообложения. НДС взимается на всех стадиях  производства и распределения. Акциз  же уплачивается, как правило, непосредственным производителем подакцизных товаров  при (или после) их реализации. Налогоплательщиками  акцизов, в отличие от НДС, не являются все последующие перепродавцы подакцизных  товаров.

Как и в случае с таможенными  пошлинами, отличие акциза от налога на добавленную стоимость состоит  также в том, что действие акцизов  ограничивается отдельными сферами  общественной жизни (обращение подакцизных  товаров).

Акцизы сегодня являются косвенным налогом на "предметы второстепенной необходимости" и  в результате этого должны снижать  общее регрессивное действие косвенного обложения. Альтернативой такому обложению  может быть введение сложной структуры  взимания НДС (широкая дифференциация ставок налога в зависимости от категорий  товаров (услуг)). В связи с этим указывается, что если государство  желает ввести прогрессивный косвенный  налог, то предпочтительнее использовать акцизы, чем усложнять структуру  НДС. Преимущество использования акцизов  как альтернативы множественным  ставкам налога на добавленную стоимость  заключается, прежде всего, в разделении механизмов сбора налогов. Поскольку  акцизы уплачиваются, как правило, на производственном этапе сравнительно небольшим количеством производителей, за уплатой налога осуществляется контроль, как с учетной, так и с "физической" точки зрения, что обеспечивает хорошую  собираемость и устойчивость поступлений. То есть более рациональным является взимание акцизов и НДС независимо друг от друга.

Известно, что по общему правилу  налоговая база налога на добавленную  стоимость для подакцизных товаров  и минерального сырья определяется как стоимость товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен с учетом акцизов и без включения в них НДС и налога с продаж4. В исследованиях экономической науки это объясняется тем, что акцизы начисляются на более ранней стадии производственно-коммерческого цикла, расчет налогов с цены, включающей НДС, является более сложным с административной точки зрения. По этой причине гораздо легче начислять НДС на цену с учетом акцизов, а их ставки устанавливать с учетом налога на добавленную стоимость - обычно при введении НДС ставки акцизов меняют таким образом, чтобы розничная цена подакцизных товаров с учетом акцизов и налога на добавленную стоимость не изменилась.

    1. 1  Налогоплательщики

 

Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость и акциза признаются5:

  • организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле.

3. 2  Поступления доходов в федеральный бюджет

В федеральный бюджет за январь-март 2011 года поступило 1 010,5 млрд. рублей администрируемых доходов, что на 159,5 млрд. рублей, или на 18,7% больше, чем в январе-марте 2010 года (851,0 млрд. рублей).

Прогноз доходов на январь-март 2011 года (827,8 млрд. рублей) исполнен на 122,1%.

Без учета нефтегазовых доходов  поступления в федеральный бюджет РФ в январе-марте 2011 года составили 581 млрд. рублей и выросли на 10% по сравнению с январем-мартом 2010 года.

Отклонения от показателей, определенных в соответствии с прогнозом  поступлений на I квартал 2011 года (плюс 182,7 млрд. рублей), составили по:

  • налогу на прибыль - плюс 19,6 млрд. рублей;
  • НДС - плюс 81,1 млрд. рублей;
  • НДС на товары, ввозимые на территорию РФ - плюс 2,6 млрд. рублей;
  • НДПИ на нефть - плюс 80,2 млрд. рублей.

Поступления налогов и  сборов в январе-марте 2011 года составили 28,6% от объема администрируемых ФНС  России доходов федерального бюджета, учтенного при формировании основных параметров Федерального закона от 13.12.2010 № 357-ФЗ "О федеральном бюджете  на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов" (далее Федеральный  закон) в размере 3 536,7 млрд. рублей.

Без учета нефтегазовых доходов  поступления администрируемых ФНС  России доходов в федеральный  бюджет составили 27,0% от параметров, учтенных при формировании Федерального закона.

В общей сумме администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета поступления НДС и  налога на добычу полезных ископаемых составили по 43%, налога на прибыль 7% и акцизов - 5%.

Поступления налога на добавленную  стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ в федеральный бюджет за январь-март 2011 года составили 431,1 млрд. рублей, что на 24,1 млрд. рублей, или на 5,9% больше, чем за январь-март 2010 года.

Поступления налога на добавленную  стоимость составили 123,2% от прогноза доходов на январь-март 2011 года в  сумме 350,0 млрд. рублей и 28,1% от объема, определенного на 2011 год Федеральным  законом.

Рост поступлений по налогу на добавленную стоимость в основном обусловлен увеличением налоговой  базы налога за счет улучшения социально-экономических  показателей развития экономики  РФ за IV квартал 2010 года, в том числе в нефтегазовой отрасли, в оптовой и розничной торговле и транспорте и снижением возмещения налога.

В январе-марте 2011 года поступления  налога на добавленную стоимость  на товары, ввозимые на территорию РФ, в федеральный бюджет составили 19,7 млрд. рублей, что на 11,4 млрд. рублей, или в 2,4 раза больше, чем за январь-март 2010 года.

Поступления налога на добавленную  стоимость на товары, ввозимые на территорию РФ, составили 115,2% от прогноза доходов на январь-март 2011 года в сумме 17,1 млрд. рублей и 26,7% от объема, определенного на 2011 год Федеральным законом.

Акцизов по сводной группе подакцизных товаров в федеральный  бюджет в январе - марте 2011 года поступило 46,7 млрд. рублей, что на 79,6% больше, чем в соответствующем периоде 2010 года.

На увеличение поступлений  акцизов оказало влияние изменение  нормативов зачисления акцизов на нефтепродукты, а также ежегодная индексация ставок акцизов.

Поступления по сводной группе акцизов составили 97,9% от прогноза доходов  на январь-март 2011 года в сумме 47,7 млрд. рублей и 20,5% от объема, определенного  на 2011 год Федеральным законом.

Акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья и спиртосодержащую продукцию в январе-марте 2011 года в федеральный бюджет поступило 0,6 млрд. рублей, что на 23,3% (или на 0,2 млрд. рублей) меньше, чем в январе-марте 2010 года.

Поступления по акцизам на спирт этиловый из всех видов сырья  и спиртосодержащую продукцию составили 134,2% от прогноза доходов на январь-март 2011 года в сумме 0,4 млрд. рублей и 25,0% от объема, определенного на 2011 год  Федеральным законом.

Объем поступлений акцизов  на табачную продукцию в федеральный  бюджет в январе-марте 2011 года составил 27,7 млрд. рублей, что на 13,3% больше, чем  в соответствующем периоде 2010 года.

Поступления по данному виду акцизов составили 109,5% от прогноза доходов на январь-март 2011 года в сумме 25,3 млрд. рублей и 20,2% от объема, определенного на 2011 год Федеральным законом.

В январе-марте 2011 года доля поступлений акцизов  по данной группе подакцизной продукции  соответствует уровню поступлений  за предыдущие периоды.

Объем поступлений акцизов  на автомобили легковые и мотоциклы  в федеральный бюджет в январе-марте 2011 года составил 1,5 млрд. рублей, что  на 87,0 процента больше, чем в соответствующем  периоде 2010 года.

Поступления по акцизам на автомобили легковые и мотоциклы  составили 146,5% от прогноза доходов  на январь-март 2011 года в сумме 1,0 млрд. рублей и 31,9% от объема, определенного  на 2011 год Федеральным законом.

Увеличение поступлений  по налогу на автомобили легковые и  мотоциклы за январь-март 2011 года обусловлено  увеличением объемов производства и реализации автомобилей.

 

 

 

 

Заключение

 

В системе органов государственного управления внешнеэкономической деятельностью (ВЭД) особая роль отводится таможенной службе как наиболее динамично развивающейся, своевременно и качественно обслуживающей  участников ВЭД. Эта роль обусловлена  ростом масштабов внешнеэкономических  связей. Значимость деятельности таможенной системы обусловлена тем обстоятельством, что самым стабильным источником доходной части федерального бюджета  России являются таможенные налоги и  акцизы.

НДС – косвенный налог, уплачиваемый конечным потребителем при  покупке товаров и услуг, а  также вид таможенного платежа, взимаемого таможенными органами РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ и перечисляемого в  доход федерального бюджета.

Акцизы – косвенные  налоги, включаемые в цену товара (продукции) или тариф и оплачиваемые покупателем.

Таким  образом,  опираясь  на  вышеизложенное,  можно  сделать  вывод  о  том,  что  налог  на  добавленную  стоимость играет  огромную  роль  в  обложении  внешнеэкономической  деятельности.  Наряду  с  прочими  косвенными  налогами,  взимаемыми  при  пересечении  таможенной  границы  Российской  Федерации,  НДС  является  источником  значительных  поступлений  в  Федеральный  бюджет.

Акцизы выполняют в  большей своей части фискальную функцию, что выражается в стремлении властей при введении тех или  иных акцизов не столько к регулированию  производства и потребления тех  или иных товаров, сколько к пополнению бюджета. Фискальная направленность акцизов  на бензин не вызывает сомнений, и это  при том, что повышение цен  на бензин - один из факторов, влияющих на повышение издержек практически  любого производства, следовательно, повышения  общественно необходимых затрат на производство той или иной продукции, что приводит к снижению конкурентоспособности  экономики в целом. Тем не менее, регулирующее воздействие акцизов  все же проявляется, и наиболее оно  благотворно в сфере оборота алкогольной продукции. Таким образом, государство не только пополняет казну, не только уменьшает уровень потребления алкоголя, но и способствует реализации только качественной продукции.

Информация о работе Акциз и налог на добавленную стоимость в системе таможенных платежей